Обращаемся к Вам по просьбе банков - членов АРБ по вопросу надлежащего урегулирования процедур исполнения исполнительных документов в виде Удостоверений комиссий по трудовым спорам (далее - Удостоверения КТС).
Так, практика показывает, что Институт комиссий по трудовым спорам (далее - КТС), как способ внесудебной защиты прав работников, сформировавшийся достаточно давно и не претерпевший каких-либо изменений со времен действия Кодекса законов о труде Российской Федерации, в сегодняшних условиях в части денежных взысканий с работодателя не соответствует своему назначению и все чаще становится инструментом злоупотреблений.
Удостоверения КТС в силу действующего регулирования оформляются в простой письменной форме, что не обеспечивает их защиту от подделки и фальсификации. Лица, участвующие в исполнении Удостоверений КТС, предъявленных взыскателем, не имеют оснований и возможности проверки сведений, содержащихся в Удостоверениях КТС, что помимо прочего не исключает использование данного бесспорного инструмента списания денежных средств со счета в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.
За последнее время значительно увеличилось количество Удостоверений КТС, предъявляемых взыскателями непосредственно в банки. При этом данная тенденция находится, как правило, в тесной корреляции с ухудшением финансового состояния организаций - должников, выдающих Удостоверения КТС своим работникам. Предъявление к счету должника Удостоверений КТС происходит зачастую в условиях, когда к счету должника уже предъявлены требования по взысканию налогов и страховых взносов, а также иные исполнительные документы. Нередко в указанный период рассматриваются судебные споры, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (далее - споры по выплатам работникам), с наложением ареста на денежные средства, имеющиеся на счете, в качестве обеспечения заявленного иска.
Имеются все основания полагать, что с учетом приоритетности требований Удостоверений КТС недобросовестные должники оперативно и без затрат выводят денежные средства со своих счетов в ущерб налоговых и социальных выплат с нарушением прав других работников, которые, как правило, не имеют сведений о создании и функционировании у должника КТС либо трудовые отношения с которыми уже прекращены.
Оперативность оформления Удостоверений КТС по сравнению с процедурой рассмотрения аналогичных споров по выплатам работникам в суде ставит работников должника в неравное положение. Получение удовлетворения отдельными гражданами посредством взыскания заработной платы на основании Удостоверения КТС приводит к тому, что требования других работников по выплате зарплаты, не имеющих возможности получить Удостоверения КТС в силу отсутствия информации о создании и функционировании КТС, остаются неудовлетворенными, несмотря на наличие судебного решения, по причине отсутствия денежных средств у должника.
На сегодняшний день отсутствует контроль как за созданием и деятельностью КТС в общем, так и за процедурой выдачи Удостоверений КТС в частности. Механизм проверки создания КТС, штатного расписания, фонда оплаты труда, подтверждения наличия трудовых отношений с взыскателем, размера заработной платы и задолженности по ее выплате не предусмотрен.
В настоящий момент, на наш взгляд, разрешением данной проблемы может служить исключение из компетенции КТС рассмотрения споров по выплатам работникам в связи с наделением соответствующими полномочиями государственных инспекторов труда, согласно вступившим с 13 декабря 2019 года в силу изменениям в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), принятым в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 393-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику".
В связи с этим полагаем целесообразным инициировать рассмотрение вопроса о внесении соответствующих изменений в статью 385 ТК РФ (проект федерального закона "О внесении изменений в статью 385 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) прилагается).
Законопроектом предлагается исключить из компетенции КТС рассмотрение споров по выплатам работникам.
Законопроект направлен на нивелирование рисков, связанных с исполнением удостоверений, выданных КТС.
Цель законопроекта - предотвращение нарушений прав кредиторов, в т.ч. государства, через используемый недобросовестными должниками юридическими лицами механизм приоритетного исполнения Удостоверений КТС; прав иных работников работодателя, не имеющих возможности получить Удостоверения КТС; прав кредитных организаций, исполняющих Удостоверения КТС и принимающих на себя риски невозможности осуществления проверки их легитимности. Предотвращение таких ситуаций помимо иных положительных эффектов приведет к разгрузке правоохранительных органов, в т. ч. судов.
Учитывая актуальность решения поставленного вопроса, просим Вас поддержать предложения банковского сообщества и внести в Государственную Думу Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в статью 385 Трудового кодекса Российской Федерации".
Приложение: на 6 л.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 10 февраля 2020 г. N А-01/5-35 "О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 385 Трудового кодекса Российской Федерации"
Текст статьи опубликован не был