Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к приказу
Министерства образования
и науки Пермского края
от 20 ноября 2019 г. N СЭД-26-01-06-1129
Методические рекомендации
для специалистов в области воспитания
Введение
Российское движение школьников как государственно-общественная детско-юношеская организация для всех школьников страны является важной составляющей системы воспитания образовательной организации (начального, основного, среднего общего и дополнительного образования) в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан.
Становясь социально-педагогической реальностью, воспитательным средством, РДШ позволяет положительно влиять на саморазвитие и самоопределение обучающихся, дополняя школу, внешкольные учреждения, семью.
1. Место РДШ в воспитательной системе образовательной организации
Отношения образовательной организации и РДШ рассматриваются как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы или учреждения дополнительного образования. Инициаторами создания РДШ в образовательных организациях могут быть и взрослые, и дети. Педагоги-инициаторы становятся кураторами, активными участниками РДШ. Именно эта группа педагогов и детский актив РДШ выступают генераторами новых идей, реализация которых - импульс к развитию воспитательной системы образовательной организации, что отражено в Методических рекомендациях по организационно-методической поддержке деятельности детских общественных движений и ученического самоуправления (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2017 г. N ТС-512/09 "О направлении методических рекомендаций").
Четыре направления деятельности РДШ согласуются с направлениями программы воспитания и социализации школы, а следовательно, и с программой воспитательной работы класса. Мероприятия РДШ позволяют формировать личностные результаты образования школьников, в т.ч. базовые национальные ценности, на формирование и развитие которых направлены программы воспитательной работы с обучающимися (приложение 1).
Участие детей в конкурсах, акциях, проектах Российского движения школьников способствует решению задач дополнительного образования детей по обеспечению их адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности (статья 75 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
На основании статей 83, 83 и 86 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы могут быть интегрированы с основными образовательными программами общего образования, что создает условия для приобщения обучающихся к общественной деятельности и участия в детско-юношеских организациях и движениях, а следовательно, и в Российском движении школьников (приложение 2).
Мероприятия Российского движения школьников также могут быть включены и в содержательный компонент программ внеурочной деятельности обучающихся (приложение 3), т.к. способствуют:
- созданию инклюзивной среды в образовательной организации (дети с ограниченными возможностями через деятельность РДШ включаются в жизнь сверстников, школы, формируются положительные межличностные отношения в классном коллективе);
- улучшению условий для развития (разнообразие мероприятий РДШ, современные способы подачи информации о деятельности организации учитывают потребности и возрастные особенности обучающихся);
- достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы (активное участие школьников в акциях, конкурсах, проектах РДШ обеспечивает развитие личностных и метапредметных результатов образования).
Таким образом, содержание мероприятий Российского движения школьников может использоваться при реализации программ воспитания и социализации образовательных организаций, программ работы классных руководителей, программ внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, что способствует совершенствованию воспитательной системы школы, т.к. направлено на развитие личности ребенка.
2. РДШ как механизм формирования базовых национальных ценностей обучающихся
Сегодня РДШ становится социальным институтом воспитания высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, т.к. деятельность организации направлена на формирование воспитательных результатов обучающихся (приложение 4).
В логике федеральных государственных образовательных стандартов общего образования выделяют воспитательные результаты трех уровней:
- к 1 уровню относятся социальные знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, понимание социальной реальности и повседневной жизни (ценностные знания);
- ко 2 уровню - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом (ценностные отношения);
- к 3 уровню - получение школьником опыта самостоятельного социального действия, "действий для людей и на людях" (ценностный опыт).
Содержание мероприятий РДШ обеспечивает системный подход к формированию и развитию воспитательных результатов всех трех уровней, изменяя практику работы педагогов-воспитателей путем усиления взаимодействия РДШ с социальными партнерами: школой, семьей, общественными организациями, учреждениями культуры и спорта, средствами массовой информации, что объединяет лучшие воспитательные практики и формирует единое воспитательное пространство муниципалитета, региона, страны.
3. Психолого-педагогические и возрастные особенности обучающихся при организации деятельности в классном и школьном коллективе РДШ
Эффективность деятельности Российского движения школьников в классном и школьном коллективах зависит не только от роли вожатого, педагога, но и от психолого-педагогических и возрастных особенностей обучающихся и сформированности детского коллектива, которые необходимо учитывать при организации воспитательной работы (приложение 5).
На практике сформированность коллектива класса напрямую не зависит от возраста обучающихся: на каждом возрастном этапе коллектив может достигать наивысшей стадии развития в соответствии с требованиями, которые можно предъявить к нему с учетом возраста обучающихся. На следующем возрастном этапе этот коллектив может начать свое существование снова со стадии становления. Эти особенности влияют и на отбор мероприятий Российского движения школьников классным руководителем и обучающимися класса.
Деятельность РДШ вписывается в воспитательную систему школы, учреждения дополнительного образования детей. РДШ способствует формированию лидерских качеств школьников, устойчивой мотивации к достижению социально значимых целей, выступает важным фактором развития личности ребенка, ее социализации и является начальной ступенью демократии, истоком гражданственности, развития социального творческого потенциала.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.