Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
Возраст |
Характерные черты классного коллектива |
Характерные черты школьного коллектива |
Примеры мероприятий РДШ |
Младшие школьники (8-10 лет) |
Классный коллектив для детей значим. Слабая организованность. Недостаточная способность к коллективной деятельности. Эмоциональная нестабильность. Слабая половая дифференциация взаимоотношений. У мальчиков и у девочек одинаково выражено стремление к единству, к совместной деятельности с игровыми формами организации, стремление к подражанию старшеклассникам. Неустойчивость дружеских групп. При общей ориентации деятельности на классного руководителя у отдельных детей наблюдается конфликтность в отношениях с ним |
Классный коллектив младших школьников - субъект внимания и заботы старшеклассников |
Всероссийская акция "Добрый пленэр". Всероссийская акция "Читай, страна!". Всероссийская акция "СИЛА РДШ!" |
Младшие подростки (11-13 лет) |
В классе уже сформирована формальная структура, находящаяся в балансе с неформальной. Нередко противоречие между стремлением школьников к самостоятельности в деятельности и неспособностью к ее реализации. Младшие подростки умеют сотрудничать между собой как под руководством учителя, так и без него. Повышенная моторность и эмоциональность. Высокая конфликтность отношений между мальчиками и девочками. Смешанный половой состав дружеских микрогрупп. Достаточно активное взаимодействие между разнополыми дружескими микрогруппами. Окончательно формируется чувство коллективизма: стремление заявить о себе как о коллективе и проявить себя в различных ситуациях соотнесения. В отношениях с классным руководителем наблюдается, с одной стороны, стремление к независимости, а с другой - эмоциональная привязанность, иногда и противостояние, если отношения не сложились. Для классного коллектива свойствен оптимистический, мажорный настрой |
Шефство над младшими школьниками. Активное включение в общешкольную деятельность. Характерные для младших подростков жизнерадостность, динамизм, оптимизм благотворно повлияют на эмоциональную атмосферу в школе. Педагогам необходимо целенаправленно развивать заботливое отношение ко всем младшим, а не только к ученикам своей школы |
Всероссийский конкурс "Здоровое движение". Всероссийский конкурс творческих работ "Поиск. Находки. Открытия". Всероссийская акция "Читай, страна!". Президентские спортивные игры и Президентские состязания. Всероссийский исторический квест "Сталинградская битва". Всероссийский исторический квест "Курская дуга". Всероссийский исторический квест "Арктика" |
Старшие подростки (14-16 лет) |
Стремление к самостоятельной творческой деятельности, независимости и самоорганизации. Иногда нежелание участвовать в общей деятельности. Немотивированная жестокость в отношениях между мальчиками и девочками. Превалирование в классной жизни "уличной морали". Пренебрежение к ученическим обязанностям. Интерес к общению за пределами школы. Расслоение на группы по материальному признаку. Физиологический и психологический разрыв в возрастном развитии мальчиков и девочек: двойственность в структуре и образе жизни классного коллектива. К 9-му классу многие обучающиеся уже выбирают дальнейший жизненный путь. Уменьшение расслоения в классном коллективе, увеличение его сплоченности. Интенсивность внутриклассного общения. В отношениях с классным руководителем преобладают натянутость, демонстрация взрослости и игнорирование его мнения |
Активное включение в жизнь школы. Привлечение к организации совместных коллективных общешкольных дел в качестве дублеров старшеклассников. Педагогам необходимо целенаправленно развивать заботливое отношение ко всем младшим, а не только к ученикам своей школы |
Всероссийский конкурс "Здоровое движение". Всероссийский конкурс творческих работ "Поиск. Находки. Открытия". Всероссийская акция "Читай, страна!". Президентские спортивные игры и Президентские состязания. Всероссийский исторический квест "Сталинградская битва". Всероссийский исторический квест "Курская дуга". Всероссийский исторический квест "Арктика" |
Юношество (17-18 лет) |
Характеристика классного коллектива старшеклассников зависит от того, вновь ли это созданный класс или класс, перешедший из основной школы. Новый классный коллектив: формирование в течение полугода различных дружеских группировок. Утверждение своего старшинства в школе. Ярко выраженная ориентированность на будущую жизнь. Феномен "двойной жизни". Повышенная конфликтность с педагогами. "Эффект финала": интенсивный процесс сплочения класса в последние месяцы школьной жизни |
Лицо школы определяют старшеклассники. Их деятельность и характер отношений - ориентир для остальных классов. При продуманной организации - активные помощники педагогов. Сами способны организовать внеурочные дела. Педагогам необходимо целенаправленно развивать заботливое отношение ко всем младшим, а не только к ученикам своей школы |
Всероссийский конкурс "Здоровое движение". Всероссийская акция "Читай, страна!". Президентские спортивные игры и Президентские состязания. Всероссийский исторический квест "Сталинградская битва". Всероссийский исторический квест "Курская дуга". Всероссийский исторический квест "Арктика" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.