Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
образования и науки
города Севастополя
от 14.01.20 N 32-П
Положение
о предметных комиссиях при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в городе Севастополе в 2020 году
1. Общие положения
Положение о предметных комиссиях при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в городе Севастополе в 2020 году (далее - Положение о ПК при проведении ГИА) разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
1. Федеральный закон Российской Федерации (далее - РФ) от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Постановление Правительства РФ от 31.08.2013 N 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования".
3. Приказ Министерства просвещения РФ (далее - Минпросвещения) и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - РОН) от 07.11.2018 N 190/1512 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования".
4. Приказ Минпросвещения и РОН от 07.11.2018 N 189/1513 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования".
5. Приказ РОН от 18.06.2018 N 831 "Об утверждении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы".
2. Общие положения о деятельности ПК
Проверка развернутых ответов участников ГИА, в том числе устных ответов, осуществляется ПК по следующим учебным предметам: русский язык, математика (профильный уровень), физика, химия, информатика, биология, история, география, обществознание, литература, иностранные языки - английский, немецкий, французский, испанский, китайский.
ПК по каждому учебному предмету создает Департамент образования и науки города Севастополя (далее - ДОиН), при этом для основного общего и среднего общего образования создаются разные ПК.
Кандидатуры председателей по каждой ПК представляются ДОиН на согласование в РОН в сроки, указанные в пункте 8 настоящего Положения.
Формирование составов ПК организует ДОиН по представлению председателей ПК не позднее чем за две недели до начала ГИА.
ПК в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Минпросвещения, РОН, инструктивно-методическими документами РОН по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА, нормативными правовыми документами ДОиН.
ПК прекращает свою деятельность с момента создания ПК для проведения ГИА в следующем году.
Общее руководство и координацию деятельности ПК по каждому учебному предмету осуществляет ее председатель.
Состав ПК формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет) (далее - 00);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ (далее - ЭР) в соответствии с критериями оценивания по соответствующему предмету.
Также кандидату в члены ПК необходимо иметь положительные результаты квалификационного испытания.
ДОиН обеспечивает ПК изолированными помещениями для работы, которые расположены в непосредственной близости к региональному центру обработки информации города Севастополя (далее - РЦОИ), развёрнутому на базе Государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Региональный центр информатизации и оценки качества образования" (далее - РЦИОКО), или непосредственно в РЦОИ.
Организация допуска в помещения для работы ПК должна обеспечивать пропуск только лиц, определенных руководящими документами.
ДОиН по представлению председателей ПК утверждает перечень дополнительных средств и материалов, допустимых к использованию экспертами ПК в помещениях работы ПК во время проверки ЭР (например, программное обеспечение (далее - ПО) рабочих мест с выходом в сеть "Интернет", а также средства обучения и воспитания, использованные участниками во время выполнения ими ЭР в соответствии с нормативным правовым актом Минпросвещения и РОН, устанавливающим сроки и продолжительность проведения экзаменов по каждому предмету, а также требования к средствам обучения и воспитания, используемым на экзаменах).
ДОиН обеспечивает наличие в необходимом количестве специальных рабочих мест с выходом в сеть "Интернет" для предоставления возможности каждому эксперту ПК уточнить и (или) проверить изложенные в ЭР участников факты (например, сверка с информацией из источников, проверка приведенных участниками фамилий, названий, фактов и т.п.). При необходимости на указанные рабочие места может быть заблаговременно установлено ПО в соответствии с утверждённым ДОиН перечнем дополнительных средств и материалов, допустимых к использованию экспертами ПК в помещениях работы ПК во время проверки ЭР.
Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет РЦОИ.
В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных руководящими документами, соответствующее решение принимает председатель ПК и (или) руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием государственной экзаменационной комиссии города Севастополя (далее - ГЭК) о принятом решении.
В период организации и проведения ГИА ПК осуществляет проверку развернутых ответов участников, выполненных на бланках ответов N 2 (лист 1 и 2) (далее - БО-2, БО-2-1, БО-2-2), в том числе на дополнительных БО-2 (далее - ДБО-2); устных ответов участников по иностранным языкам.
В период организации и проведения ГИА распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту ПК по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
ЭР участников проходят следующие виды проверок:
а) проверку двумя экспертами ПК (далее - первая и вторая проверки);
б) в случаях, установленных порядком проведения ГИА:
- проверку третьим экспертом ПК (далее - третья проверка);
- межрегиональную перекрестную проверку;
- перепроверку;
- межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Обработка бланков единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), основного государственного экзамена (далее - ОГЭ), государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ-9, ГВЭ-11), включая проверку ПК ответов на задания ЭР, должна завершиться в следующие сроки:
- русский язык ЕГЭ, ГВЭ-11 - не позднее шести календарных дней после проведения экзамена;
- математика (профильная) ЕГЭ, математика ГВЭ-11 - не позднее четырех календарных дней после проведения экзамена;
- математика (базовая) ЕГЭ - не позднее трёх календарных дней после экзамена;
- предметы по выбору ЕГЭ, ГВЭ-11 - не позднее четырех календарных дней после проведения экзамена;
- экзамены ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ-9, ГВЭ-11 досрочного и дополнительного периодов, резервных сроков каждого из периодов проведения экзаменов, - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
- экзамены ОГЭ, ГВЭ-9 - не позднее десяти календарных дней после проведения соответствующего экзамена.
ДОиН обеспечивает организацию видеонаблюдения, в том числе видеозаписи в помещениях ПК.
3. Порядок формирования ПК
Состав ПК формируется из представителей ОО.
Списки кандидатов в эксперты ПК подают руководители ОО.
Кандидатуры председателей ПК согласовываются с РОН.
Окончательный состав ПК определяется председателями ПК после прохождения квалификационных испытаний и присвоения статуса эксперту и утверждается соответствующим приказом ДОиН.
Примерный план-график проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК приведен в пункте 8 настоящего Положения.
Статусы экспертов ПК.
По результатам прохождения квалификационных испытаний эксперту может быть присвоен один из статусов: ведущий, старший, основной.
Ведущий эксперт ПК - статус, присваиваемый председателю ПК и, по усмотрению председателя ПК (при наличии соответствующих результатов квалификационного испытания), заместителю председателя ПК, позволяющий:
а) осуществлять руководство подготовкой и (или) подготовку экспертов ПК на региональном уровне;
б) консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников (по поручению председателя ПК);
в) привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами (по поручению председателя ПК);
г) осуществлять первую, вторую, третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников в составе ПК;
д) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках;
е) осуществлять межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами;
ж) осуществлять отбор изображений незаполненных участниками БО-2, ДБО-2.
Старший эксперт ПК - статус, позволяющий:
а) консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников (по назначению председателя ПК);
б) осуществлять первую, вторую и третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников в составе ПК;
в) привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами (по поручению председателя ПК);
г) участвовать в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами;
д) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках.
Основной эксперт ПК - статус, позволяющий:
а) осуществлять первую, вторую проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК;
б) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ПК, осуществляя первую и вторую проверки развернутых ответов участников;
в) осуществлять отбор изображений незаполненных участниками БО-2, ДБО-2.
Для присвоения эксперту ПК того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:
- требованиям к экспертам ПК;
- требованиям к опыту оценивания ЭР участников;
- требованиям к результатам квалификационного испытания;
- требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций (кроме экспертов ПК, включаемых в ПК в первый раз).
Согласование подходов к оцениванию развёрнутых ответов участников на федеральном и региональном уровнях.
Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
На федеральном уровне система согласования включает следующие мероприятия для экспертов ПК, имеющих статус ведущих экспертов ПК в рамках очных мероприятий с участием членов комиссий по разработке контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ):
- обсуждение и выработка подходов к оцениванию типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов ПК при проверке и оценивании;
- проверка и оценивание образцов ЭР в удаленном режиме;
- анализ результатов проверки и оценивания.
На региональном уровне система согласования включает следующие мероприятия:
- внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к проверке и оцениванию в процессе подготовки экспертов ПК. Подготовка экспертов ПК должна осуществляться под руководством экспертов ПК, имеющих статус "ведущий эксперт", и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников предыдущих лет;
- обязательное проведение в течение не менее чем 60 минут оперативного согласования подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ.
Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников на региональном уровне организует ДОиН. Подготовка экспертов ПК должна проводиться в соответствии с образовательными программами и с использованием:
- учебно-методических материалов для подготовки экспертов, размещенных на официальном сайте www.fipi.ru:
- образцов развернутых ответов участников прошлых лет, предоставленных РЦОИ.
Квалификационные требования для присвоения статуса экспертам.
Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются всем экспертам, включаемым в ПК (кроме председателя ПК), в зависимости от уровня квалификации эксперта. Председателю ПК присваивается статус ведущего эксперта без участия в квалификационных испытаниях.
Для присвоения экспертам того или иного статуса устанавливаются определенные квалификационные требования.
Требования к образованию экспертов и опыту их работы в ОО:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в ОО (не менее трех лет);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов ЭР в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету.
Для присвоения статуса "ведущий эксперт" необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек.
Экспертам, не назначенным заместителем председателя или председателем ПК и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу "ведущий эксперт", присваивается статус "старший эксперт".
Статусы "ведущий эксперт" и "старший эксперт" могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов.
Для присвоения статуса "ведущий эксперт" опыт оценивания развернутых ответов должен составлять не менее 3-х лет. Отсутствие опыта проверки допускается только для вновь организуемых ПК по иностранным языкам.
Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать значениям, приведенным в пункте 7 настоящего Положения.
Минимальный перечень направлений для анализа работы ПК приведен в пункте 9 настоящего Положения.
Результаты анализа согласованности оценивания используются при подготовке экспертов.
Организация квалификационного испытания.
Квалификационное испытание для присвоения статуса эксперту проводится ежегодно.
Квалификационные испытания для определения статуса экспертов по каждому учебному предмету проводятся с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ".
Эксперты, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав ПК и не могут принимать участие в проверке развернутых ответов в текущем году.
Порядок привлечения экспертов к работе в ПК.
ПК формируются из числа ведущих, старших и основных экспертов.
Председатель ПК назначается ДОиН по согласованию с РОН, председателю ПК присваивается статус ведущего эксперта без участия в квалификационном испытании.
Заместителем председателя ПК может быть назначен только эксперт, имеющий статус ведущего эксперта.
Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данную ЭР, имеющие опыт первой-второй проверки в текущем году.
Для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутых ответов может привлекаться только эксперт ПК, которому в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющий опыт первой-второй и третьей проверки в текущем году, не проверявший ранее данную ЭР.
Для проведения региональной перепроверки ЭР привлекаться могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющие опыт первой-второй и третьей проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные ЭР.
Для проведения федеральной перепроверки ЭР привлекаться могут только эксперты, которые являются членами федеральных ПК и комиссий по разработке КИМ.
4. Организация проверки развёрнутых ответов. Методика оценивания развёрнутых ответов на задания ЭР
Развёрнутые ответы оцениваются двумя экспертами.
По результатам первой и второй проверок эксперты, независимо друг от друга, выставляют баллы за каждый ответ на задания ЭР с развернутыми ответами, за каждый ответ на задания ЭР ГВЭ. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки развернутых ответов.
В случае установления существенного расхождения в баллах, выставляемых двумя экспертами, назначается третья проверка.
Существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, определено в критериях оценивания по каждому учебному предмету и опубликовано в спецификациях и демонстрационных вариантах КИМ по каждому учебному предмету на сайте www.fipi.ru.
Третий эксперт назначается автоматизировано из числа экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявших данную ЭР.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о ранее выставленных за эту ЭР баллах.
Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе проверки не заполнены автоматизировано при распечатке бланка-протокола проверки.
Распределение ЭР участников между экспертами ПК, расчет баллов по каждому заданию ЭР с развернутым ответом, а также определение необходимости проверки ЭР третьим экспертом осуществляются автоматизировано с использованием специальных аппаратно-программных средств.
Расчет окончательной отметки за работу ГВЭ осуществляется экспертом в соответствии с критериями оценивания ответов на задания ГВЭ по соответствующему учебному предмету и фиксируется в протоколе, который затем передается в РЦОИ для дальнейшей обработки.
Председатель ПК заблаговременно направляет в ДОиН информацию о необходимости принятия локальных актов, содержащих перечень технических средств и справочных материалов на бумажных носителях, разрешенных к использованию экспертами ПК по соответствующему предмету.
Не позднее чем за один месяц до начала проведения экзаменов председатель ПК передает руководителю РЦОИ списочный состав ПК для внесения в региональную информационную систему обеспечения проведения ГИА (далее - РИС) информации об экспертах ПК.
Не позднее чем за 14 календарных дней до начала обработки ЭМ председатель ПК и руководитель РЦОИ согласуют график работы ПК в период проведения обработки ЭМ по соответствующему учебному предмету с учетом требований к установленным срокам обработки ЭМ. Данная информация используется РЦОИ для назначения в РИС экспертов ПК на проверку ЭР.
Списочный состав ПК, направляемый в РЦОИ для внесения в РИС, должен соответствовать списочному составу ПК, указанному в приказе ДОиН и содержать информацию о статусе каждого эксперта ПК ("основной эксперт", "старший эксперт", "ведущий эксперт") для корректного назначения экспертов ПК на соответствующие проверки.
Председатель ПК согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК, проводящих проверку изображений ЭР, предположительно не заполненных участниками: БО-2, ДБО-2.
К проверке принимаются развернутые ответы, выполненные только на БО-2 и ДБО-2 установленной формы и заполненные в соответствии с установленными правилами.
В рамках проверки ЭР ПК по соответствующему учебному предмету экспертами ПК могут быть выявлены ЭР, в которых:
а) БО-2-1 и БО-2-2 содержат знаки "Z";
б) развернутые ответы, оформленные на БО-2-1 или БО-2-2 и (или) на ДБО-2, расположены на фоне проставленного знака "Z";
в) пространство, разделяющее развернутые ответы одной ЭР, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на БО-2-1 и на ДБО-2, при этом БО-2-2 остался незаполненным, а также похожие случаи).
Во всех описанных выше случаях (а также при выявлении подобных случаев) эксперту ПК необходимо произвести оценивание работы по критериям оценивания в полном объеме.
При выявлении вышеуказанных случаев, а также других случаев, свидетельствующих о возможных нарушениях, эксперту ПК необходимо проинформировать председателя ПК, который, в свою очередь, информирует председателя ГЭК о выявленной ЭР с указанием всей необходимой информации об указанной ЭР. Председатель ГЭК рассматривает информацию, полученную от председателя ПК. В данном случае ГЭК рекомендуется провести служебную проверку по указанному выше факту в целях исключения нарушений, а именно выполнение участником ЭР несамостоятельно, с помощью посторонних лиц.
Председатель ПК до начала работы ПК получает от РЦОИ критерии оценивания развернутых ответов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке устных ответов по иностранным языкам и проводит в течение не менее часа оперативное согласование подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом, опираясь на полученные критерии. Рекомендуется провести повторное оперативное согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом определенного количества первых ЭР для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию.
В целях обеспечения согласованной работы экспертов председатель ПК может назначить из числа экспертов, имеющих статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", консультантов, к которым могут обращаться эксперты ПК при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов. Рабочие места консультирующих экспертов должны быть организованы в помещениях для работы ПК таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов.
В целях повышения уровня объективности развернутых ответов председатель ПК или назначенный им эксперт может использовать рабочие места с выходом в сеть "Интернет" для предоставления экспертам возможности уточнить и (или) проверить изложенные в ЭР факты (сверка информации с источниками, проверка приведенных участниками фамилий, названий и т.п.).
Проверку развернутых ответов эксперты ПК осуществляют, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в ПК подходами к оцениванию развернутых ответов.
Развёрнутые ответы оцениваются двумя экспертами ПК независимо друг от друга. Оба эксперта, проверяющие одну работу, выставляют баллы за каждый развёрнутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается по нескольким критериям) согласно критериям оценивания развернутых ответов.
Эксперт, который оценивает развернутый ответ, получает рабочий комплект эксперта ПК, который содержит:
- обезличенные бланки-копии (форма 2-РЦОИ) с изображениями развернутых ответов (далее - бланк-копия) - не более 10 штук в одном рабочем комплекте;
- бланк-протокол проверки развернутых ответов (форма 3-РЦОИ);
- при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специального ПО, и бланков-протоколов проверки устных ответов (форма 3-РЦОИ-У).
Бланк-копия является изображением БО-2 и ДБО-2, если они заполнялись участником, в регистрационной части которого указаны:
- код бланка-копии;
- информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
- наименование учебного предмета;
- дата проведения экзамена;
- номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующий данному коду бланка-копии;
- номер варианта КИМ;
- номер страницы и количество заполненных страниц в БО-2, включая ДБО-2;
- регион;
- баллы, выставленные двумя экспертами, ранее проверявшими данную ЭР (в случае, когда ЭР направлена на третью проверку).
Бланк-протокол проверки представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертами баллов за ответы.
В регистрационной части бланка-протокола проверки указаны:
- информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
- наименование учебного предмета;
- дата проведения экзамена;
- номер протокола;
- регион.
Бланк-протокол проверки является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.
Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта в РЦОИ с учетом графика работы ПК.
Председатель ПК (его заместитель) получает готовые рабочие комплекты от руководителя РЦОИ (или уполномоченного им сотрудника).
Эксперты проводят проверку ЭР и выставляют баллы в поля бланка-протокола проверки в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов. Рекомендуется использовать черновики бланка-протокола проверки, не содержащие переменной информации: номеров работ, данных об эксперте и т.п.), в которые эксперты выставляют баллы до их внесения в бланк-протокол.
В случае возникновения у эксперта затруднения в оценивании ЭР эксперт может получить консультацию у председателя ПК или консультирующего эксперта, назначенного председателем ПК.
Номера наиболее характерных работ, вызвавших затруднения при оценивании, эксперт выписывает для передачи председателю ПК.
После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол проверки и бланки-копии рабочего комплекта председатель ПК (его заместитель) передают в РЦОИ для обработки. Передача из ПК в РЦОИ заполненных бланков-протоколов проверки и обработка их в РЦОИ должна проводиться регулярно по мере заполнения экспертами бланков-протоколов проверки, не реже 3-4 раз в день.
После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов проверки в РЦОИ могут быть выявлены работы, требующие третьей проверки.
ЭР направляется на третью проверку в случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами:
- существенное расхождение в баллах по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания и закладывается в алгоритм автоматизированной обработки;
- проверку ЭР, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, которому в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявший данную ЭР, имеющий опыт первой-второй проверки в текущем году;
- на бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее, третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе проверки, позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет, в бланке-протоколе проверки заполнены автоматизировано при печати бланка-протокола проверки.
На протяжении периода работы ПК председатель ПК и (или) его заместитель фиксирует у себя номера работ, вызвавших наибольшие разногласия или трудности у экспертов при оценивании (на основании работ, проверенных собственноручно и (или) работ, номера которых выписывали эксперты в процессе оценивания). Информацию о номерах таких работ необходимо будет передать в РОН после получения соответствующего запроса. Данные работы будут проанализированы и использованы для совершенствования критериев оценивания, проведения обучения экспертов ПК и согласования подходов к оцениванию ЭР.
В период работы ПК руководитель РЦОИ предоставляет председателю ПК статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов (не реже 2-3 раз в день). При этом председателю ПК предоставляется оперативная информация:
- о количестве проверенных на текущий момент времени ЭР;
- о количестве ЭР, ожидающих первой, второй или третьей проверки;
- о количестве и доле ЭР, назначенных на третью проверку;
- другая информация, позволяющая определить качество работы ПК и необходимость проведения дополнительных согласований с экспертами ПК.
Результаты статистических отчетов председатель ПК использует для оптимизации организации работы ПК.
При необходимости председатель ПК дает дополнительные разъяснения по вопросам согласованности работы ПК.
Председатель ПК направляет в ГЭК и ДОиН представление об отстранении от работы экспертов, нарушающих требования порядка, игнорирующих согласованные подходы к оцениванию ЭР, систематически допускающих ошибки в оценивании ЭР или нарушающих процедуру проведения проверки. Окончательное решение по вопросу отстранения эксперта от работы в ПК принимает ДОиН после проведенного ГЭК рассмотрения ситуации.
При проведении межрегиональной перекрестной проверки развернутые ответы, полученные из другого региона, проверяются экспертами ПК в общей очереди работ участников. При этом членам ПК не предоставляется информация о том, из какого региона ЭР были назначены на проверку.
В период работы ПК, с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов, все помещения ПК, включая помещение, в котором проводится семинар-согласование с разбором заданий и критериев оценивания развернутых ответов, должны быть оборудованы функционирующей системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
При выходе каждый член ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, председателю ПК.
При выявлении экспертом случаев, свидетельствующих о нарушении или возможном нарушении порядка проведения ГИА участником - автором проверяемой экспертом ЭР (например, выявлен факт выполнения ЭР несамостоятельно, наличие предположительно разных почерков, решение заданий разных вариантов, текст работы совпадает с текстом в других работах или опубликованных источниках, т.п.) эксперт уведомляет об обнаруженном факте председателя ПК.
Совместно с председателем ПК (при необходимости, с другими экспертами, обнаружившими указанные факты) составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием обнаруженных фактов. Председатель ПК направляет служебную записку с приложением указанного акта председателю ГЭК для проведения служебного расследования и принятия решения. Эксперт, обнаруживший указанные факты, оценивает работу в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов, в том числе устных ответов, кроме случаев, указанных в критериях оценивания развернутых ответов, в том числе устных ответов и указаниях по оцениванию (памятках экспертов).
В случае невозможности экспертом оценить развернутый ответ по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устных ответов и т.п.), эксперт уведомляет об этом председателя ПК. Совместно с председателем ПК составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием проблемы. Председатель ПК направляет служебную записку с приложением указанного акта руководителю РЦОИ для устранения причин, не позволяющих оценить ЭР. Данная ЭР не оценивается, эксперт оставляет соответствующие поля бланка-протокола проверки пустыми.
Проверка развернутых ответов считается завершенной, когда все ЭР проверены экспертами необходимое количество раз, а результаты оценивания из бланков-протоколов проверки проанализированы ПО РЦОИ.
По завершении работы каждый эксперт ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания, председателю ПК.
Особенности проведения проверки развернутых ответов ГВЭ.
Каждая работа ГВЭ проверяется двумя экспертами. При проверке ответов участников в устной форме экспертам предоставляется доступ к аудиозаписям ответов. Результаты проверки ЭР вносятся экспертами в стандартизированные формы проверки ЭР. Стандартизированные формы проверки ЭР не являются машиночитаемыми и не подлежат автоматизированной обработке.
Эксперты переводят первичные баллы участников в отметку по пятибалльной системе оценивания и вносят отметку в первое поле бланка-протокола проверки ЭР ГВЭ, при этом отметки "О" и "1" не используются, не обрабатываются.
После заполнения бланки-протоколы проверки ЭР ГВЭ обрабатываются в стандартном режиме по аналогии с обработкой бланков.
Окончательная итоговая отметка определяется как среднее арифметическое двух отметок, выставленных проверявшими работу экспертами.
Окончательные баллы за развернутый ответ определяются исходя из следующих положений:
- если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;
- если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяются как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;
- если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается третья проверка, при этом баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными.
Организация работы ПК при перепроверках результатов ГИА.
До 1 марта следующего года по поручению РОН или по решению ГЭК ПК могут проводить федеральную перепроверку отдельных ЭР участников.
По решению ДОиН ПК проводит региональную перепроверку отдельных ЭР участников, проходивших ГИА в городе Севастополе. Перепроверку проводят эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данные работы, имеющие опыт первой-второй и третьей проверки в текущем году.
РЦОИ вносит в соответствующее ПО сведения об участниках, чьи ЭР отправлены по решению ДОиН на перепроверку, и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.
Комплект документов для перепроверки содержит:
- копии БО-2, включая ДБО-2;
- копии бланка-протокола проверки развернутых ответов;
- бланк-протокол проверки, содержащий будущее заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной ЭР;
- вариант КИМ, выполнявшийся участником;
- критерии оценивания выполнения заданий с развернутыми ответами варианта КИМ, выполнявшегося участником.
Председатель ПК получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ (или уполномоченного им сотрудника РЦОИ).
Эксперты ПК осуществляют перепроверку полученных ЭР и заполняют бланки-протоколы проверки.
Оформленные протоколы перепроверки председатель ПК передает в ГЭК для утверждения и руководителю РЦОИ (или уполномоченному им сотруднику РЦОИ) для внесения информации по результатам перепроверки в ПО.
Обеспечение внесения информации по результатам перепроверки в ПО с целью пересчета баллов осуществляет РЦОИ совместно с уполномоченной РОН организацией в рамках установленной компетенции.
5. Анализ работ ПК
По окончании ГИА и проверки ЭР проводится анализ работы ПК.
Анализ работы ПК проводится в соответствии с порядком проведения анализа работы ПК (минимальный перечень направлений для анализа работы ПК приведен в пункте 9 настоящего Положения).
Анализ работы ПК проводится на основании информации, предоставленной РЦОИ, а также РОН и уполномоченными РОН организациями.
В целях обеспечения проведения анализа работы ПК группе экспертов, анализирующих работу ПК, предоставляется доступ к определённым КИМ.
6. Правила для председателя и членов ПК
6.1. Правила для председателя ПК при организации подготовительных мероприятий.
Подготовительные мероприятия по определению состава и квалификации экспертов ПК проводятся в соответствии с установленным порядком.
Председатель ПК:
- в период подготовки и проведения ГИА имеет право участвовать в ежегодных мероприятиях федерального уровня по согласованию подходов к
оцениванию выполнения заданий с развернутыми ответами, организуемых уполномоченной РОН организацией;
- в период подготовки и проведения ГИА обеспечивает сопровождение ежегодного обучения (обучающих семинаров по согласованию подходов к оцениванию) экспертов с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов и статистики удовлетворенных апелляций в предыдущие годы;
- в период подготовки к ГИА заблаговременно направляет в ДОиН информацию о необходимости утверждения перечня технических средств и справочных материалов на бумажных носителях, разрешенных к использованию экспертами;
- не позднее чем за 14 дней до начала обработки ЭМ по соответствующему учебному предмету формирует и согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК для планирования назначения экспертов на проверку ЭР;
- согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов, проводящих проверку бланков, распознанных как пустые;
- согласует с руководителем РЦОИ форму и состав данных, получаемых из РЦОИ в период проведения проверки, а также после завершения проверки развернутых ответов.
6.2. Правила для председателя ПК на этапе проверки развёрнутых ответов участников.
Председатель ПК должен:
- получить у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания развернутых ответов, ознакомиться с полученными критериями, подготовиться к семинару-согласованию подходов к оцениванию;
- обеспечить присутствие в помещениях ПК только допущенных лиц: эксперты, члены ГЭК (по решению ГЭК), должностные лица РОН, иные лица, определенные РОН, должностные лица органа, осуществляющего переданные полномочия в сфере образования, (по решению соответствующих органов), аккредитованные общественные наблюдатели;
- провести оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутыми ответами (продолжительностью не менее часа), опираясь на полученные критерии оценивания заданий с развернутым ответом, а также на согласованные подходы к оцениванию развернутых ответов, выработанные на федеральном уровне (рекомендуется провести повторное оперативное согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом нескольких первых работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию);
- получить необходимое количество комплектов критериев для экспертов, а также дополнительные схемы оценивания устных ответов при проверке устных ответов по иностранным языкам;
- распределить экспертов по рабочим местам;
- выдать каждому эксперту комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочие комплекты для проверки;
- осуществлять консультирование экспертов по вопросам оценивания ЭР;
- обеспечить комфортную рабочую атмосферу в ПК;
- решать вопросы, возникающие у экспертов, в рамках своей компетенции;
- контролировать качество заполнения экспертами бланков-протоколов проверки и осуществлять оперативный обмен бланками-протоколами проверки и бланками-копиями с РЦОИ;
- организовать взаимодействие с руководителем РЦОИ (уполномоченным им сотрудником РЦОИ) в случае, если рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом полностью, и передать в РЦОИ данный комплект с протоколом проверки;
- передать руководителю РЦОИ (уполномоченному им сотруднику РЦОИ) бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом полностью, для переназначения другим экспертам;
- контролировать качество работы экспертов ПК, направлять председателю ГЭК и в ДОиН представление об отстранении от работы в ПК экспертов, нарушающих требования, игнорирующих в процессе проверки согласованные подходы к оцениванию работ, систематически допускающих ошибки в оценивании работ или нарушающих процедуру проведения проверки.
6.3. Правила для председателя ПК по завершении работы ПК.
Председатель ПК должен:
- передать в РЦОИ все критерии оценивания ответов на задания с развернутыми ответами, выданные для проведения проверки;
- по завершении проверки получить от руководителя РЦОИ (уполномоченного им сотрудника РЦОИ) пакет документов о результатах работы ПК: количество ЭР, проверенных каждым экспертом, количество ЭР, отправленных на третью проверку, информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания, другую информацию, связанную с деятельностью ПК, при необходимости.
6.4. Правила для председателя ПК при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА.
Председатель ПК должен:
- получить от председателя КК апелляционный комплект участника до заседания КК;
- получить от руководителя РЦОИ критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник, подавший апелляцию, до заседания КК организовать работу экспертов ПК по установлению правильности оценивания заданий с развернутыми и (или) устными ответами и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутыми и (или) устными ответами;
- назначить на рассмотрение апелляции экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющих опыт "первой-второй" и "третьей" проверки в текущем году, и передать им вышеуказанные материалы;
- узнать у ответственного секретаря КК дату, место и время заседания КК, а также о присутствии на заседании КК по рассмотрению апелляций апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);
- направить экспертов ПК, назначенных на рассмотрение апелляции и принимавших участие в работе по установлению правильности оценивания развернутых и (или) устных ответов и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение заданий с развернутыми и (или) устными ответами апеллянтов, в КК на заседание КК в указанное время (в случае присутствия на заседании КК апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);
- передать председателю КК апелляционный комплект документов и заключения экспертов ПК после проведения экспертами ПК соответствующей работы по установлению правильности оценивания ЭР в тот же день;
- оперативно передавать в уполномоченную РОН организацию информацию об обнаружении некорректных (по мнению председателя ПК) заданиях с обязательным указанием номера варианта КИМ (или номера КИМ), номера задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам экзаменов, выполнявшим его, в случае признания задания некорректным принимается РОН. В случае признания задания некорректным всем участникам, которые выполняли данное задание, проводится перерасчет баллов в соответствии с распорядительным актом РОН.
6.5. Правила для экспертов ПК.
Во время работы экспертам запрещается:
- самостоятельно изменять рабочие места;
- иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;
- копировать и выносить из помещений для работы ПК ЭР, критерии оценивания, бланки-протоколы проверки;
- разглашать информацию, содержащуюся в указанных выше материалах.
По завершении проверки использованные экспертами материалы (за исключением бланков-протоколов проверки) уничтожаются лицами, определенными руководителем РЦОИ.
Также запрещается:
- без уважительной причины покидать аудиторию;
- переговариваться с другими экспертами, если речь не идет о консультировании с председателем ПК или с экспертом, назначенным решением председателя ПК консультантом.
Эксперты, не подтвердившие квалификацию и(или) не прошедшие инструктаж, и(или) не участвующие в оперативном семинаре-согласовании, к проверке развернутых ответов не допускаются.
Эксперты должны:
а) на подготовительном этапе:
- пройти обучение с использованием учебно-методических материалов уполномоченной РОН организации и подтвердить квалификацию в соответствии с установленными требованиями;
- заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем ПК;
- непосредственно перед проверкой работ участвовать в проводимом председателем ПК оперативном семинаре-согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом;
б) во время проверки развернутых ответов:
- по указанию председателя ПК занять рабочие места в аудиториях;
- получить рабочие комплекты для проверки и критерии оценивания;
- соблюдать дисциплину во время работы;
- обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом, если возникли вопросы или проблемы при оценивании ЭР;
- заполнять поля бланков-протоколов проверки следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка;
- не использовать для заполнения бланков-протоколов проверки карандаш (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и корректирующей жидкости для исправления написанного (наличие грифеля или корректирующей жидкости на сканируемом бланке может привести к серьезной поломке сканера);
- исключить внесение исправлений в бланк-протокол проверки, при необходимости внесения изменений председатель ПК составляет акт о факте порчи протокола и направляет руководителю РЦОИ служебную записку о необходимости уничтожения испорченного протокола и распечатки нового;
- оценивать знаком "X" часть ЭР, которая следует после хотя бы одной незаполненной участником страницы (как ответ на задание, к выполнению которого участник не приступал);
- оценивать ЭР, в которой пустое (не заполненное участником экзамена) место погашено "Z", в установленном порядке в соответствии с критериями оценивания;
- поставить знак "X" в полях бланка-протокола проверки, соответствующих позициям оценивания выполнения заданий, ответ на которые участник не внес в БО-2 (ДБО-2);
- проставить в соответствующее поле (поля) бланка-протокола проверки соответствующий критериям оценивания балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутыми ответами, если участник приступал к выполнению задания;
- проставить в соответствующее поле бланка-протокола проверки номер выбранного участником альтернативного задания, если участник выполнял альтернативное задание;
- поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола проверки и передать рабочие комплекты председателю ПК для передачи на обработку после завершения заполнения бланков-протоколов проверки.
При проверке предположительно пустых БО-2:
- получить инструктаж руководителя РЦОИ (назначенного им сотрудника РЦОИ) и председателя ПК о выполнении проверки предположительно пустых БО-2;
- просматривать с экрана изображения предположительно пустых БО-2;
- при наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, удостоверить (отметить), что изображение заполнено;
- при отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить (отметить в ПО), что изображение не заполнено.
Изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов как заполненные, направляются на проверку в ПК.
Задания с развернутым ответом засчитываются заданиями, к которым не приступал участник, в случае, если изображения БО-2 этого участника определены двумя проверяющими экспертами как незаполненные. В этом случае автоматизировано ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом.
При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами:
- получить от председателя ПК апелляционный комплект участника, подавшего апелляцию, а также изображения ЭР, бланк-протокол проверки экспертом заданий с устными ответами (форма 3-РЦОИ-У), копии бланка-протокола проверки ЭР участника ГВЭ и критерии оценивания данной работы;
- до заседания КК рассмотреть ЭР апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание данной ЭР;
- дать письменное заключение о правильности оценивания ЭР апеллянта или о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом с обязательным указанием на конкретный критерий оценивания, которому соответствует выставляемый ими балл;
- узнать у председателя ПК дату, место и время заседания КК и прибыть в указанное время в КК (в случае присутствия на заседании КК апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);
- в случае возникновения у апеллянта или у КК вопросов по оцениванию развернутого ответа дать соответствующие разъяснения (время, рекомендуемое на разъяснения по вопросам оценивания развёрнутого и (или) устного ответа одного апеллянта - не более 20 минут);
- в случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю ПК с обязательным указанием номера варианта КИМ, номера задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам в случае признания задания некорректным принимается РОН.
В случае признания задания некорректным всем участникам, которые выполняли данное задание, осуществляется перерасчет баллов в соответствии с распорядительным актом РОН.
7. Показатели согласованности оценивания для присвоения статуса экспертам
Ниже приведены ориентировочные показатели, вычисляемые по результатам квалификационных испытаний.
Данные показатели могут быть скорректированы с учетом особенностей учебных предметов.
Показатель: доля заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
Значения показателя для присвоения статуса экспертам.
Предмет |
Максимальное значение показателя |
||
Ведущий эксперт |
Старший эксперт |
Основной эксперт |
|
Русский язык |
10% |
15% |
25% |
Иностранные языки | |||
Обществознание | |||
Литература | |||
Биология |
10% |
15% |
20% |
История | |||
Физика |
5% |
7% |
10% |
Химия | |||
Информатика и ИКТ | |||
География | |||
Математика |
1% |
5% |
7% |
Показатель: доля позиций оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания.
Значения показателя для присвоения статуса экспертам.
Статус эксперта |
Максимальное значение показателя |
Ведущий эксперт |
0 |
Старший эксперт |
0 |
8. Примерный план-график проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК, подведения итогов работы ПК
N |
Мероприятие |
Срок |
1. |
Подготовка экспертов ПК к проверке ЭР ГИА, проведение квалификационных испытаний, присвоение статуса экспертам ПК |
до 20.02.2020 |
2. |
Предоставление в РОН списков кандидатур председателей ПК |
до 20.01.2020 |
3. |
Согласование РОН кандидатур председателей ПК |
до 14.02.2020 |
4. |
Формирование ПК |
до 20.02.2020 |
5. |
Очные семинары для председателей (их заместителей) |
02.2020-04.2020 |
6. |
Вебинары для экспертов ПК по согласованию подходов к оцениванию развёрнутых ответов |
05.2020-06.2020 |
7. |
Проведение оперативного согласования оценивания развёрнутых ответов в ПК |
после получ. крит. |
8. |
Отбор ЭР ЕГЭ, вызвавших затруднения в оценивании, для включения в учебно-методические материалы |
в процессе проверки ЭР |
9. |
Направление информации о номерах работ, вызвавших затруднения при оценивании |
06.2020-07.2020 |
10. |
Проведение анализа работы ПК |
07.2020 |
9. Минимальный перечень направлений для анализа работы ПК
Анализ работы ПК проводится в целях оптимизации работы ПК по проверке развернутых ответов, её максимальной объективности, выработке единых требований и подходов к оцениванию ЭР, минимизирующих уровень субъективности проверяющих экспертов.
При анализе работы ПК необходимо обратить внимание на следующие направления деятельности ПК:
1. Условия проведения проверки:
- нахождение ПК в/вне здания РЦОИ, количество зданий, помещений, где размещается ПК;
- количество аудиторий при работе ПК;
- проведение оперативного согласования подходов к оцениванию развернутых ответов в день получения критериев оценивания перед началом проверки (проводилось ли, продолжительность, была ли потребность в проведении дополнительного согласования в процессе проверки);
- работа экспертов-консультантов, назначенных председателем ПК при работе ПК, их количество, принцип распределения по помещениям, сфера консультирования (консультация экспертов, находящихся в одном помещении/аудитории, консультация по оцениванию развернутых ответов на определенные задания и т.п.);
- наличие специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в сеть "Интернет" для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в ЭР фактов; востребованность этого рабочего места;
- прочее (в случае выявления условий, особо влияющих на качество работы ПК).
2. Количество и доля экспертов ПК, имеющих статус ведущего, старшего, основного эксперта.
3. Квалификация экспертов (соответствие требованиям, количество экспертов, квалификация которых не соответствует требованиям, причины включения в ПК таких экспертов).
4. Общее количество проверок, проведенных ПК (отдельно проверок первым и вторым экспертом, третьих проверок, проверок апелляционных работ, перепроверок по решению ДОиН).
5. Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке ЭР в разные этапы проведения ГИА (досрочный, основной и дополнительный).
6. Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке апелляционных работ. Принцип отбора экспертов, привлекаемых к рассмотрению апелляций.
7. Статистика рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами за развернутые ответы (общее количество поданных апелляций, количество удовлетворенных апелляций в отношении изменения баллов за развернутые ответы, количество работ с пониженными на апелляции результатами, повышенными на апелляции результатами, минимальное и максимальное изменение баллов, причины удовлетворения апелляции.
8. Общее количество экспертов, осуществлявших третью проверку.
9. Доля работ, направленных на третью проверку после проверки в ПК, т.е. без учета пустых ЭР (средний показатель по всей комиссии).
10. Максимальное и минимальное значение индивидуальных показателей экспертов "доля ЭР, направленных на третью проверку".
11. Макс. и мин. количество ЭР, проверенных одним экспертом.
12. Перечень экспертов, регулярно (более чем 5% проверяемых ЭР) допускающих в оценивании значительные расхождения в баллах, выставленных другими экспертами:
- случаи существенной разницы между суммой баллов 1-го и 2-го экспертов, анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное);
Пример 1.
N позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
6 |
Эксперт 2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
17 |
В приведенном примере разница между суммами баллов, выставленных экспертами, составляет 17 - 6 = 11 баллов. Ситуация свидетельствует о явном рассогласовании в работе экспертов ПК. Необходимо выявить системность данной ситуации для каждого из экспертов пары, причины.
- случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное);
Пример 2.
N позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
11 |
Эксперт 2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
11 |
Эксперт 3 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
11 |
В приведенном примере разницы между суммами баллов, выставленных экспертами, нет: все 3 эксперта выставили суммарно 11 баллов. Тем не менее, ситуация рассогласования в оценивании очевидна: Эксперт 2 выставил баллы, которые по каждой отдельной позиции оценивания отличаются от баллов, выставленных Экспертом 1 (16 баллов) и Экспертом 3 (16 баллов). В отношении результатов оценивания Экспертом 1 и Экспертом 3 можно сказать, что эти результаты отличаются на 1 балл только по двум позициям оценивания из 12, что говорит о поддержке этими экспертами единых подходов к оцениванию ЭР.
- случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное);
Пример 3.
N позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
11 |
Эксперт 2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
12 |
Итог |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
12 |
Эксперт на ап. |
2 |
3 |
1 |
0 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
19 |
В приведенном примере эксперты во время проверки вынесли весьма согласованный результат. Тем не менее, на апелляции балл изменяют на 7 первичных баллов относительного итогового по результатам оценивания двух экспертов. Очевидна либо ситуация несогласованности подходов к оцениванию экспертом, проверявшим работу на апелляции, либо наличие процедурных нарушений или заинтересованности этого эксперта.
- другие случаи рассогласования работы экспертов, их описание, количественные показатели; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное).
13. Результаты выборочной экспертизы председателем результатов оценивания развернутых ответов экспертами, показавших рассогласованную работу при проведении оценивания.
14. Плановое количество экспертов ПК в следующем году, плановое количество экспертов, имеющих право осуществлять третью проверку, перепроверку, проверку апелляционных работ (экспертов, имеющих статус старшего или ведущего эксперта), предполагаемые показатели согласованности работы экспертов для присвоения статуса экспертам ПК при проведении квалификационных испытаний.
15. Планируемые изменения в процессах подготовки экспертов, формировании ПК, организации процедуры оценивания работ относительно предыдущего года.
16. Основные выводы.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента образования и науки г. Севастополя от 14 января 2020 г. N 32-П "Об утверждении Положения о предметных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.