Комитет министров Совета Европы в рамках контроля за исполнением Постановлений Европейского Суда по правам человека (1355-е заседание, CM/Del/Dec(2019)1355/H46-19)
Дело "Религиозная община "Свидетели Иеговы" г. Москвы* и другие против Российской Федерации"** и "Крупко и другие против Российской Федерации"***
(Жалобы N 302/02, N 26587/07)
* Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. N АКПИ17-238 деятельность религиозной организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" и всех 395 местных религиозных организаций признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации (примеч. редактора).
** Постановление Европейского Суда по делу "Религиозная община "Свидетели Иеговы г. Москвы" и другие против Российской Федерации" (Jehovah's Witnesses of Moscow and Others v. Russia) от 10 июня 2010 г., жалоба N 302/02 (см.: Российская хроника Европейского Суда. 2011.N 2 (примеч. редактора)).
*** Постановление Европейского Суда по делу "Крупко и другие против Российской Федерации" (Krupko and Others v. Russia) от 26 июня 2014 г., жалоба N 26587/07 (см.: Прецеденты Европейского Суда по правам человека. 2014. N 10 (примеч. редактора)).
Решение
23-25 сентября 2019 г.
Представители министров:
1) вновь напоминают о прогрессе, достигнутом ранее, в 2004-2015 годах, в отношении как мер индивидуального, так и общего характера, в том числе:
- регистрацию "Религиозной общины "Свидетели Иеговы" г. Москвы" в 2015 году, которая положила конец ограничению индивидуального права членов организации на свободу вероисповедания, которое возникло в результате полного запрета деятельности организации, наложенного согласно Закону о религии* (* Так в тексте. По-видимому, имеется в виду Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (примеч. переводчика).);
- законодательные и нормативные улучшения, призванные обеспечить соответствие Конвенции регистрационных процедур и системы контроля на месте для обеспечения уважения к представляемым документам, в том числе путем предоставления ряда возможностей для санкций, помимо ликвидации, для соблюдения соразмерности реакции;
- расширение перечня общественных мест, где разрешено проведение религиозных мероприятий без предварительного уведомления или согласования с властями;
- руководящие разъяснения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации о важности принципа пропорциональности, в частности, при рассмотрении вопроса о ликвидации религиозной организации или о прекращении религиозных собраний;
2) повторно напоминают о своей серьезной озабоченности, связанной с последствиями нового запрета, введенного в 2017 году в соответствии с законодательством о противодействии экстремизму на религиозную организацию "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" и на ее региональные отделения, включая московское, являвшееся заявителем по делу, данный запрет вновь лишил заявителей права выражать свою религиозную принадлежность индивидуально или совместно;
3) отмечают повторный отказ властей Российской Федерации от предоставления Комитету министров Совета Европы (далее - Комитет министров) информации по данному вопросу, поскольку жалобы на этот запрет были представлены на рассмотрение Европейского Суда, который еще не вынес постановления по ним;
4) вместе с тем обращают особое внимание на различные задачи Комитета министров и Европейского Суда, а также на то, что наблюдение в рамках Комитета министров за исполнением властями государства-ответчика постановлений Европейского Суда никак не влияет на рассмотрение Европейским Судом возможных жалоб, вытекающих из предыдущих дел;
5) подчеркивают вывод Европейского Суда, сделанный в деле "Свидетели Иеговы" в г. Москве о том, что запрет такого известного направления христианства, как "Свидетели Иеговы", непропорционален, какую бы законную цель он ни преследовал, а также установившуюся прецедентную практику Европейского Суда, признающую право сторонников "Свидетелей Иеговы" на индивидуальное выражение и исповедание их религии, как это гарантировано статьей 9 Конвенции;
6) выражают сожаление в связи с отсутствием какой-либо информации, ранее запрошенной Комитетом министров, о возможностях для заявителей продолжить осуществлять свое вышеуказанное право, несмотря на запрет, введенный в 2017 году;
7) с озабоченностью отмечают информацию, доступную из различных источников, о том, что в результате нового запрета сторонники "Свидетелей Иеговы" подвергаются арестам, в отношении них ведется уголовное преследование и им выносятся приговоры за участие в мирных религиозных службах и церемониях;
8) настоятельно призывают власти Российской Федерации оперативно принять все необходимые меры для обеспечения условий, при которых члены "Свидетелей Иеговы" могут беспрепятственно осуществлять свое индивидуальное право на свободу вероисповедания;
9) решают продолжить рассмотрение данных дел не позднее заседания Комитета министров в сентябре 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Комитета министров Совета Европы в рамках контроля за исполнением Постановлений Европейского Суда по правам человека от 23-25 сентября 2019 г. по делу "Религиозная община "Свидетели Иеговы" г. Москвы и другие против Российской Федерации" и "Крупко и другие против Российской Федерации" (Жалобы N 302/02, N 26587/07) (1355-е заседание, СМ/Dеl/Dес(2019)1355/Н46-19)
Текст решения опубликован в приложении к Бюллетеню Европейского Суда по правам человека "Российская хроника ЕС. Специальный выпуск" N 4/2019
Перевод с английского языка ООО "Развитие правовых систем" / Под ред. Ю.Ю. Берестнева