Комитет министров Совета Европы в рамках контроля за исполнением Постановлений Европейского Суда по правам человека (1355-е заседание, CM/Del/Dec(2019)1355/H46-21)
Дело "Грузия против Российской Федерации (N I)"*
(Жалоба N 13255/07)
* Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу "Грузия против Российской Федерации (N I)" (справедливая компенсация) (Georgia v. Russia) (N I) от 31 января 2019 г., жалоба N 13255/07 (см.: Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2019. N 6 (примеч. редактора).
Решение
23-25 сентября 2019 г.
Представители министров:
1) напоминая, что в Постановлении от 31 января 2019 г. по делу "Грузия против Российской Федерации (N I)" (справедливая компенсация) Большая Палата Европейского Суда по правам человека (далее - Европейский Суд) постановила, что государство-ответчик должно выплатить государству-заявителю в срок не позднее трех месяцев 10 000 000 евро в качестве компенсации морального вреда, который был причинен группе лиц, состоящей из не менее 1 500 граждан Грузии, которые стали индивидуальными жертвами нарушений, и что данная сумма должна быть распределена властями государства-заявителя среди индивидуальных жертв под надзором Комитета министров Совета Европы (далее - Комитет министров) в срок не позднее 18 месяцев с даты поступления выплаты или в течение иного срока, который Комитет министров сочтет приемлемым;
2) отмечают также, что крайний срок выплаты истек 30 апреля 2019 г. и что каких-либо выплат до настоящего времени осуществлено не было, и подчеркивают, что пунктом 1 статьи 46 Конвенции предусмотрено безусловное обязательство выплаты справедливой компенсации, присужденной Европейским Судом, и в связи с этим призывают власти Российской Федерации безотлагательно выплатить присужденную сумму вместе с процентами за просроченный платеж;
3) решают продолжить рассмотрение данного вопроса на 1362-м заседании Комитета министров (в декабре 2019 года).
План действий
властей Российской Федерации
по исполнению Постановления Большой Палаты Европейского Суда по правам человека по делу "Грузия против Российской
Федерации (N I)"
(справедливая компенсация)*
* Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу "Грузия против Российской Федерации (N I)" (справедливая компенсация) (Georgia v. Russia) (N I) от 31 января 2019 г., жалоба N 13255/07 (см.: Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2019. N 6 (примеч. редактора)).
Подготовлено к 1355-му заседанию
Комитета министров Совета Европы,
DH-DD(2019)740,
23-25 сентября 2019 г.
1. 31 января 2019 г. Большая Палата Европейского Суда по правам человека (далее - Европейский Суд) вынесла Постановление, касающееся присуждения справедливой компенсации по делу "Грузия против Российской Федерации (N I)"* (* Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу "Грузия против Российской Федерации (N I)" (Georgia v. Russia) (N I) (по существу жалобы) от 3 июля 2014 г., жалоба N 13255/07 (см.: Прецеденты Европейского Суда по правам человека. 2014. N 12 (примеч. редактора)).) (далее - основное Постановление), решив, что власти Российской Федерации обязаны выплатить 10 000 000 евро властям Республики Грузия, а власти Грузии под наблюдением Комитета министров Совета Европы (далее - Комитет министров) должны распределить эту сумму компенсации и произвести платежи конкретным физическим лицам.
2. Статья 41 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) предусматривает, что Европейский Суд, в случае необходимости, присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне. Потерпевшей стороной в деле "Грузия против Российской Федерации (N I)" были не власти Грузии, а отдельные граждане Республики Грузия.
Конвенция (статья 33) и Регламент Европейского Суда (правило 60) не содержат правила о присуждении компенсации (как стороне по делу, так и жертвам) в межгосударственных делах. Статья 41 Конвенции во взаимосвязи со статьей 34 Конвенции и правило 60 Регламента Европейского Суда предусматривают присуждение справедливой компенсации только заявителям по индивидуальным жалобам, которые являются жертвами нарушения Конвенции и которые подали жалобы согласно статье 34 Конвенции.
Таким образом, в настоящее время отсутствуют правовые основания для применения статьи 41 Конвенции и правовые нормы ее применения в конкретном деле по межгосударственной жалобе.
Отсутствие правовых норм по вопросам присуждения и выплаты компенсации по межгосударственным жалобам в рамках конвенционного механизма вызывает серьезные вопросы. Сейчас это происходит на стадии исполнения соответствующих постановлений, причем не только в отношении Российской Федерации.
3. Особенностью рассматриваемого Постановления является то, что оно возлагает обязанность, связанную с выплатой компенсации пострадавшим сторонам, как на власти Российской Федерации, так и на власти Республики Грузия.
В частности, власти Грузии должны создать и реализовать эффективный механизм распределения компенсации среди пострадавших сторон, а именно:
- осуществить выплаты только лицам, указанным в общем списке пострадавших лиц в основном Постановлении, и только за нарушения, установленные Европейским Судом на основании рассмотрения межгосударственной жалобы по существу;
- исключить из данного списка лиц, которые не могут быть признаны жертвами (см. Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу "Грузия против Российской Федерации (N I)" (справедливая компенсация), § 79).
Вместе с тем отмечалось, что 290 человек, включенных властями Грузии в список жертв, не могут считаться таковыми, поскольку они были указаны в списке дважды, или подали индивидуальные жалобы, по которым справедливая компенсация уже была присуждена, либо они получили гражданство Российской Федерации или с самого начала имели гражданство, отличное от гражданства Грузии, либо решения по их исключению были приняты до или после рассмотрения соответствующих событий, а также что оказалось невозможным установить их личность либо их жалобы не были в достаточной степени обоснованы в связи с недостаточностью информации, представленной властями государства-заявителя (см. Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу "Грузия против Российской Федерации (N I)" (справедливая компенсация), § 70).
В связи с изложенным Европейский Суд решил, что объективно в качестве жертв может считаться группа лиц, включенных в список жертв, исключив 290 человек, которые не могут считаться таковыми, но не менее 1 500 граждан Грузии из данного списка (см. Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу "Грузия против Российской Федерации (N I)" (справедливая компенсация), §§ 70-72 и 74).
- Рассчитать сумму компенсации, которая должна быть выплачена конкретным физическим лицам, на основании критериев, определенных Европейским Судом (см. Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу "Грузия против Российской Федерации (N I)" (справедливая компенсация), § 77). В частности, должны быть выплачены следующие суммы:
- 2 000 евро гражданам Республики Грузия, которые стали жертвами только в связи с нарушением статьи 4 Протокола N 4 к Конвенции;
- от 10 000 до 15 000 евро гражданам Республики Грузия, которые также явились жертвами нарушения пункта 1 статьи 5 и статьи 3 Конвенции в результате их задержания или содержания в специальных учреждениях (принимая во внимание длительность и условия содержания в соответствующих учреждениях, на основании прецедентной практики Европейского Суда).
4. Европейский Суд также указал, что создание властями Республики Грузия механизма распределения компенсации среди жертв должно осуществляться и внедряться под надзором Комитета министров и в соответствии со всеми мерами практического характера, определенными Комитетом министров, в целях ускорения исполнения настоящего Постановления (см. Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу "Грузия против Российской Федерации (N I)" (справедливая компенсация), § 79 и резолютивная часть).
5. Власти Российской Федерации убеждены в том, что в настоящем деле Комитету министров необходимо применить на начальной стадии все практические меры, имеющиеся в его распоряжении, для обеспечения надлежащего исполнения настоящего Постановления.
5.1. В частности, власти Российской Федерации предлагают, чтобы на заседании Комитета министров 23-25 сентября 2019 г. было принято решение, обязывающее власти Грузии представить итоговый список жертв, которым должна быть выплачена компенсация, с учетом критериев, определенных в пункте 3 настоящего документа (с указанием полного имени и даты рождения, нарушений положений Конвенции, а также суммы компенсации в отношении каждого лица, включенного в соответствующий список).
5.2. Данное предложение обосновано следующими причинами:
- отсутствует итоговый список жертв с указанием их полного имени и даты рождения, а также определения нарушений положений Конвенции, совершенных в отношении каждого лица. В то же время составление данного списка представляет собой установление фактов и является основным элементом для последующего распределения сумм компенсации, присужденных Европейским Судом, среди отдельных лиц с учетом критериев, определенных Европейским Судом.
Этот список, в соответствии с контекстом настоящего Постановления, должен быть составлен властями Грузии под надзором Комитета министров. При этом властям Грузии под надзором Комитета министров поручено установить факты, а именно, кто из общего количества лиц, заявленных властями Грузии (1 795), действительно является жертвой и должен быть включен в итоговый список (1 500 лиц), с указанием отдельных положений Конвенции, которые были нарушены в отношении каждого человека, включенного в итоговый список.
Власти Российской Федерации убеждены в том, что установление этих фактов не может быть осуществлено исключительно властями Грузии на стадии выплаты компенсации. Выяснение всех соответствующих обстоятельств возможно только на основании эффективного предварительного контроля со стороны Комитета министров для обеспечения включения в список лиц, которые действительно являются жертвами, указания только тех нарушений, которые фактически были допущены в отношении них, соответствия принципу пропорциональности при распределении суммы компенсации с учетом допущенных нарушений и прецедентной практики Европейского Суда.
- Настаивая на предварительном контроле со стороны Комитета министров за составлением властями Грузии итогового списка жертв (с указанием статей Конвенции, которые были нарушены, и сумм, которые следует выплатить жертвам), власти Российской Федерации исходят из того факта, что власти Грузии, сначала заявив о более чем 4 000 потенциальных жертв, в течение 10 лет смогли включить в него только 1 795 человек, а в результате он уменьшился до 1 500 человек (при этом список сократился более чем в три раза по сравнению с объявленным изначально). При таких обстоятельствах власти Российской Федерации обоснованно опасаются того, что при подготовке итогового списка отдельные критерии Европейского Суда не будут учитываться и компенсация будет выплачена лицам, которые не могут рассматриваться в качестве жертв.
- Следует обратить внимание на тот факт, что также необходим предварительный мониторинг со стороны Комитета министров за составлением списка жертв, поскольку сумму выплаченной компенсации нельзя вернуть.
- В ходе выплаты компенсации гражданам Грузии могут возникнуть ситуации, когда будет объективно невозможно произвести выплату присужденной суммы (например, в связи со смертью лица, включенного в список жертв, до одобрения решения со стороны Европейского Суда или после его утверждения при отсутствии у лица наследников, или в связи с отказом граждан от получения компенсации и т.д.).
5.3. Предложения властей Российской Федерации направлены на решение и оптимальное урегулирование существующих проблемных вопросов, связанных с исполнением Постановления Большой Палаты Европейского Суда по делу "Грузия против Российской Федерации (N I)".
Власти Российской Федерации выражают надежду на то, что данные предложения будут поддержаны Комитетом министров с целью решения проблемных вопросов в возможно короткие сроки и для выплат компенсации жертвам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Комитета министров Совета Европы в рамках контроля за исполнением Постановлений Европейского Суда по правам человека от 23-25 сентября 2019 г. по делу "Грузия против Российской Федерации (N I)" (Жалоба N 13255/07) (1355-е заседание, CM/Del/Dec(2019)1355/H46-21)
Текст решения опубликован в приложении к Бюллетеню Европейского Суда по правам человека "Российская хроника ЕС. Специальный выпуск" N 4/2019
Перевод с английского языка ООО "Развитие правовых систем" / Под ред. Ю.Ю. Берестнева