Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 19 сентября 2019 г. N 03-04-05/72273
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части налогообложения отдельных видов доходов физических лиц и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Согласно подпункту 8.1 пункта 3 статьи 208 Кодекса к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся суммы прибыли контролируемой иностранной компании, определяемые в соответствии с Кодексом, - для физических лиц, признаваемых в соответствии с Кодексом контролирующими лицами этой компании.
Пунктом 2 статьи 25.15 Кодекса предусмотрено, в частности, что прибыль контролируемой иностранной компании, определяемая в соответствии с Кодексом, учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании.
Статьей 223 Кодекса установлено, что для доходов в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании датой фактического получения дохода признается последнее число налогового периода по налогу, следующего за календарным годом, на который приходится дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность за финансовый год в соответствии с личным законом иностранной организации.
При получении доходов в виде суммы прибыли контролируемой иностранной компании у налогоплательщика на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 228 Кодекса возникает обязанность самостоятельно исчислить и уплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц не позднее 15 июля года, следующего за годом получением дохода, а также представить не позднее 30 апреля года, следующего за годом получением дохода, соответствующую налоговую декларацию.
Согласно пункту 4 статьи 229 Кодекса в налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено указанным пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.
Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 Кодекса (за исключением доходов, указанных в пунктах 60 и 66 статьи 217 Кодекса), а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Кодекса.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 19 сентября 2019 г. N 03-04-05/72273
Текст письма опубликован не был