Стандарт
внешнего государственного финансового контроля
"Проведение экспертизы проекта закона Московской области "О бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период"
(утв. распоряжением Контрольно-счетной палаты Московской области
от 12 марта 2015 г. N 42Р-7)
Утвержден
решением Коллегии
Контрольно-счетной палаты
Московской области
от 02.03.2015 N 6/3
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего государственного финансового контроля "Проведение экспертизы проекта закона Московской области "О бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период" (далее - Стандарт) разработан на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Закона Московской области N 135/2010-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Московской области" (далее - КСП Московской области), а также с учетом СГА 201 "Предварительный аудит формирования федерального бюджета" и международных стандартов в области государственного финансового контроля и аудита.
1.2. Стандарт - является специализированным стандартом контроля бюджета и разработан для использования должностными лицами и сотрудниками КСП Московской области при организации и проведении экспертизы проекта закона Московской области "О бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период" (далее - законопроект, проект бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период) и подготовки Заключения КСП Московской области на законопроект.
1.3. Целью Стандарта является установление общих требований, правил и процедур проведения экспертизы законопроекта.
1.4. Стандарт устанавливает:
цели, задачи, предмет экспертизы законопроекта;
общие требования, правила и процедуры проведения экспертизы законопроекта;
основные этапы проведения экспертизы законопроекта;
структуру, содержание и основные требования к Заключению КСП Московской области на законопроект;
порядок подготовки Заключения КСП Московской области о результатах проведенной экспертизы законопроекта;
порядок взаимодействия между аудиторами, инспекциями аппарата КСП Московской области при проведении экспертизы законопроекта и подготовки Заключения КСП Московской области.
1.5. Экспертиза законопроекта проводится структурными подразделениями аппарата КСП Московской области по соответствующим направлениям деятельности и объектам контроля (главным администраторам бюджетных средств), закрепленным за Инспекциями в соответствии с Регламентом КСП Московской области и Положениями об Инспекциях аппарата КСП Московской области, а также с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных КСП Московской области.
1.6. При организации и проведении экспертизы законопроекта сотрудники КСП Московской области обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Законом Московской области N 135/2010-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Московской области", бюджетным законодательством Российской Федерации, Законом Московской области N 151/2007-ОЗ "О бюджетном процессе в Московской области", Законом Московской области N 123/2010-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Московской области", Законом Московской области N 159/2008-ОЗ "О долге Московской области", иными нормативными правовыми актами Московской области, Регламентом КСП Московской области и настоящим Стандартом.
1.7. По вопросам, порядок решения которых не урегулирован Стандартом, решение принимается Председателем КСП Московской области и оформляется правовым актом КСП Московской области.
2. Цели, задачи и предмет экспертизы
2.1. Экспертиза законопроекта является формой экспертной аналитической деятельности КСП Московской области, осуществляемой путем проведения экспертно-аналитических мероприятий в соответствии со Стандартом.
2.2. Экспертиза законопроекта представляет собой комплекс экспертно-аналитических мероприятий по проверке и анализу обоснованности показателей проекта бюджета и на их основе подготовке Заключения КСП Московской области на законопроект, а также представление его в Московскую областную Думу.
2.3. Целями экспертизы законопроекта является установление соответствия законопроекта требованиям бюджетного законодательства, а также определение обоснованности показателей проекта бюджета.
2.4. Задачами экспертизы законопроекта являются:
проверка соответствия законопроекта основным целям и задачам, определенным в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (в части бюджетной политики Российской Федерации), указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, программных документах Губернатора Московской области;
проверка соответствия законопроекта, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Московскую областную Думу, бюджетному законодательству;
оценка обоснованности и достоверности показателей, содержащихся в проекте бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период и в документах и материалах, представляемых одновременно с законопроектом в Московскую областную Думу, в том числе:
проверка соответствия законопроекта стратегическим документам Российской Федерации и Московской области,
проверка и анализ обоснованности и достоверности показателей прогноза социально-экономического развития Московской области на очередной финансовый год и плановый период,
проверка и анализ обоснованности и достоверности планируемых доходов проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период,
проверка и анализ обоснованности и достоверности планируемых расходов проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период,
проверка и анализ обоснованности расходов проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период, направляемых на финансовое обеспечение государственных программ Московской области,
проверка и анализ обоснованности и достоверности расходов проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период, предусматриваемых на предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Московской области,
проверка и анализ обоснованности и достоверности объема и структуры источников финансирования дефицита бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период,
проверка и анализ государственного долга Московской области,
анализ текстовых статей законопроекта.
2.5. Предметом экспертизы является законопроект, а также документы и материалы, представляемые одновременно с ним в Московскую областную Думу.
2.6. Методами осуществления экспертизы законопроекта являются проверка и анализ.
3. Информационная и методологическая основа осуществления экспертизы законопроекта
3.1. Информационной основой осуществления экспертизы законопроекта являются следующие документы:
нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения;
паспорта (проекты паспортов) государственных программ Московской области;
результаты контрольных мероприятий КСП Московской области, в том числе по проверке исполнения государственных программ Московской области;
результаты экспертизы государственных программ Московской области;
заключения КСП Московской области на проекты законов об исполнении бюджета Московской области;
статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области;
отчетность Управления Федеральной налоговой службы по Московской области за отчетный период и за истекший период текущего финансового года;
отчет об управлении и распоряжении собственностью Московской области за соответствующий финансовый год;
реестр расходных обязательств Московской области;
перечень публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период, и расчеты по ним с указанием применяемого уровня индексации, количества получателей и размеров выплат;
отчет о результатах действия Закона Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" для налогоплательщиков - организаций на территории Московской области за отчетный финансовый год;
иная информация по расчетам субъектов бюджетного планирования, главных администраторов доходов бюджета Московской области, главных распорядителей средств бюджета Московской области и иных участников бюджетного процесса по вопросам формирования бюджета Московской области, предоставляемая в ходе проведения экспертизы законопроекта.
3.2. Для получения материалов, необходимых для проведения экспертизы законопроекта, КСП Московской области направляет запросы. 1:
___________________________________
1 Проверка и анализ вопросов, отраженных в настоящем Стандарте и основанных на материалах и информации, получаемых в соответствии с пунктом 3.2. Стандарта, осуществляется только при получении соответствующих материалов и информации по запросам КСП Московской области.
в Московскую областную Думу (Инспекция N 1) для направления копии:
отчета Губернатора Московской области о результатах действия Закона Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" для налогоплательщиков-организаций на территории Московской области за отчетный финансовый год - в срок до 15 июня текущего финансового года;
отчета об управлении и распоряжении собственностью Московской области за соответствующий финансовый год - в срок до 15 июня текущего финансового года;
проекта закона Московской области о прогнозном плане приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области, на трехлетний период - в срок до 20 сентября текущего финансового года;
в Министерство имущественных отношений Московской области (Инспекция N 3) для представления согласованной с Министерством финансов Московской области информации (включая расчеты и методики расчетов) о начисленных в отчетном финансовом году, ожидаемых в текущем финансовом году и прогнозируемых в очередном финансовом году и плановом периоде поступлениях отдельных доходов от использования имущества, находящегося в собственности Московской области, в соответствии с приложением N 5 к Стандарту - в срок до 1 сентября текущего финансового года;
в Министерство здравоохранения Московской области (Инспекция N 6) для представления расчета межбюджетного трансферта из бюджета Московской области, передаваемого Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Московской области, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования - в срок до 1 сентября текущего финансового года;
в Министерство финансов Московской области (Инспекция N 1) для представления:
реестра расходных обязательств Московской области - в срок до 1 сентября текущего финансового года;
перечня публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период, и расчетов по ним с указанием применяемого уровня индексации, количества получателей и размеров выплат - в срок до 1 сентября текущего финансового года;
расчета прогноза основных налоговых и неналоговых доходов, включая расчеты поступлений отдельных доходов от использования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Московской области - в течение двух дней со дня рассмотрения проекта закона о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период на заседании Правительства Московской области (в соответствии с Приложением N 5 к Стандарту);
расчета прогноза выпадающих доходов бюджета Московской области по видам доходов вследствие предоставления налоговых льгот в соответствии с Законом Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" - в течение двух дней со дня рассмотрения проекта закона о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период на заседании Правительства Московской области;
расчета дополнительной потребности в бюджетных средствах на очередной финансовый год и плановый период на выплату заработной платы работникам организаций бюджетной сферы в разрезе главных распорядителей бюджетный средств и категорий работников - в течение двух дней со дня рассмотрения проекта закона о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период на заседании Правительства Московской области;
факторного анализа влияния изменений федерального налогового законодательства, вступающего в силу в очередном финансовом году, на прогноз основных налоговых доходов проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период - в течение двух дней со дня рассмотрения проекта закона о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период на заседании Правительства Московской области;
копий документов, подтверждающих согласование
представительными органами муниципальных образований Московской области полной или частичной заменены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений дополнительными нормативами отчислений в бюджеты городских поселений (включая городские округа), сельских поселений от налога на доходы физических лиц - в течение двух дней со дня рассмотрения проекта закона о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период на заседании Правительства Московской области, копий документов, подтверждающих согласование представительными органами муниципальных образований Московской области полной или частичной заменены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов) от налога на доходы физических лиц - в течение двух дней со дня рассмотрения проекта закона о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период на заседании Правительства Московской области расчета межбюджетного трансферта из бюджета Московской области, передаваемого Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Московской области, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования - в течение двух дней со дня рассмотрения проекта закона о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период на заседании Правительства Московской области, расчета объемов бюджетных ассигнований на погашение и обслуживание государственного долга - в течение двух дней со дня рассмотрения проекта закона о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период на заседании Правительства Московской области.
3.3. Методологической основой проведения экспертизы законопроекта является:
сравнительный анализ соответствия законопроекта, документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Московскую областную Думу, федеральному законодательству и нормативным правовым актам Московской области;
сравнительный анализ соответствия законопроекта положениям ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющим бюджетную политику Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, основным направлениям бюджетной и налоговой политики Московской области, программным документам Губернатора Московской области, Стратегии социально-экономического развития Московской области, показателям прогноза социально-экономического развития Московской области, показателям бюджетного прогноза на долгосрочный период;
сравнительный анализ динамики показателей исполнения бюджета Московской области за три последних года, ожидаемых итогов текущего финансового года, показателей проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период, показателей бюджетного прогноза на долгосрочный период.
4. Основные принципы и этапы проведения экспертизы законопроекта
Экспертиза законопроекта должна основываться на принципах обоснованности, достаточности и достоверности.
Экспертиза законопроекта проводится в соответствии со следующими основными этапами:
подготовительный этап;
проведение экспертизы;
подготовка заключения КСП Московской области.
4.1. Подготовительный этап
На подготовительном этапе осуществляется проверка соответствия законопроекта, документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Московскую областную Думу, а также состава показателей, представляемых в законопроекте, требованиям бюджетного законодательства (Инспекция N 1), в том числе:
проверка соблюдения требований статьи 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части размещения законопроекта в средствах массовой информации;
проверка соблюдения сроков внесения законопроекта на рассмотрение Московской областной Думы, предусмотренных статьей 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 6 Закона Московской области N 151/2007-ОЗ "О бюджетном процессе в Московской области";
проверка соблюдения сроков представления законопроекта и документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Московскую областную Думу, в КСП Московской области, предусмотренных статьей 10 Закона Московской области N 151/2007-ОЗ "О бюджетном процессе в Московской области";
проверка соблюдения требований к основным характеристикам проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период, составу показателей, устанавливаемых в законопроекте в соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 7 Закона Московской области "О бюджетном процессе в Московской области" (приложение N 2 к Стандарту);
проверка соблюдения требований статьи 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Закона Московской области "О бюджетном процессе в Московской области" к составу и содержанию законопроекта, а также к перечню документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Московскую областную Думу (приложение N 1 к Стандарту);
проверка соблюдения принципов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных статьей 28 и установленных статьями 29 - 38.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
проверка соблюдения порядка составления проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период, определенного в статьях 169 - 173, 174.1, 174.2, 179, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
4.2. Проведение экспертизы
На этапе проведения экспертизы законопроекта осуществляется проверка соответствия показателей законопроекта бюджетному законодательству, документам и материалам, представляемым одновременно с ним в Московскую областную Думу, а также проводится анализ обоснованности и достоверности показателей законопроекта.
4.2.1. Проверка соответствия законопроекта стратегическим документам Российской Федерации и Московской области
Осуществляется проверка соответствия законопроекта стратегическим документам Российской Федерации и Московской области (Инспекции N 1 - 6), в том числе:
положениям ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющим бюджетную политику Российской Федерации,
указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, программным документам Губернатора Московской области, основным направлениям бюджетной и налоговой политики Московской области на очередной финансовый год и плановый период,
показателям прогноза социально-экономического развития Московской области на очередной финансовый год и плановый период,
показателям бюджетного прогноза (проекта бюджетного прогноза, проекта изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период,
государственным программам Московской области (проектам государственных программ Московской области, проектам изменений в государственные программы Московской области).
4.2.2. Проверка показателей прогноза социально-экономического развития Московской области на очередной финансовый год и плановый период
Осуществляются проверка и анализ обоснованности и достоверности показателей прогноза социально-экономического развития Московской области на очередной финансовый год и плановый период, которые предусматривают:
проверку соблюдения принципа достоверности бюджета, установленного статьей 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития Московской области на очередной финансовый год и плановый период и реалистичности расчета доходов и расходов проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период (Инспекция N 1);
проверку соответствия показателей прогноза социально-экономического развития Московской области на очередной финансовый год и плановый период целевым показателям, определенным в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Московской области от 15.12.2006 N 1164/49 "О Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года", положениям программных документов Губернатора Московской области, планируемым результатам реализации государственных программ Московской области (Инспекции N 1-6);
анализ обоснованности и достоверности основных показателей прогноза социально-экономического развития Московской области на очередной финансовый год и плановый период, в том числе показателей прибыли, фонда оплаты труда (Инспекции N 1-6).
Проверка и анализ обоснованности и достоверности показателей прогноза социально-экономического развития Московской области на очередной финансовый год и плановый период проводится на основе сопоставления фактических показателей социально-экономического развития Московской области за предыдущий год и ожидаемых итогов текущего финансового года с прогнозными показателями социально-экономического развития Московской области текущего финансового года, очередного финансового года и планового периода (Инспекции N 1-6).
4.2.3. Проверка прогноза доходов проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период
Осуществляются проверка и анализ обоснованности и достоверности планируемых доходов проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период, которые предусматривают:
проверку соответствия доходов проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период основным направлениям налоговой политики (Инспекция N 1);
проверку соблюдения положений статей 20, 41, 42, 56, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, в части отнесения доходов, отраженных в законопроекте, к группам, подгруппам, статьям и подстатьям (кодам) классификации доходов бюджетов Российской Федерации по видам доходов (Инспекции N 1-6);
проверку соблюдения принципа достоверности бюджета, установленного статьей 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации, означающего реалистичность расчетов доходов проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период (Инспекции N 1-6);
проверку соответствия законопроекта нормативам зачисления налоговых и неналоговых доходов в бюджет Московской области на очередной финансовый год и плановый период, установленным статьями 56 и 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Инспекция N 1);
проверку соблюдения требований статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты (Инспекция N 1);
проверку соблюдения требований статьи 59 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части принятия законов Московской области о внесении изменений в законодательство Московской области о налогах и сборах, в законы Московской области, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящих к изменению доходов бюджетной системы Российской Федерации и вступающих в силу в очередном финансовом году и плановом периоде, до внесения законопроекта в Московскую областную Думу (приложение N 3 к Стандарту) (Инспекции N 1, 3, 4, 5);
проверку соблюдения требований статьи 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части прогнозирования доходов на основе прогноза социально-экономического развития Московской области на очередной финансовый год и плановый период с учетом действующего на день внесения законопроекта в Московскую областную Думу законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Московской области (Инспекция N 1, 3);
проверку соблюдения требований статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 7 Закона Московской области "О бюджетном процессе в Московской области" в части анализа перечня главных администраторов доходов бюджета Московской области (Инспекция N 1);
анализ налоговых и неналоговых доходов проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период в сравнении с утвержденными доходами и ожидаемым исполнением доходов бюджета Московской области за текущий финансовый год, а также фактическими доходами бюджета Московской области за отчетный финансовый год (Инспекция N 1);
проверку обоснованности расчета прогноза основных налоговых и неналоговых доходов проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период (согласно Приложению N 5 к Стандарту) (Инспекции N 1, 3);
анализ влияния изменений федерального налогового законодательства, вступающего в силу в очередном финансовом году, на прогноз основных налоговых и неналоговых доходов проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период (Инспекция N 1);
проверку обоснованности расчета прогноза выпадающих доходов бюджета Московской области по видам доходов вследствие предоставления налоговых льгот в соответствии с Законом Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" (Инспекции N 1);
проверку соответствия прогноза безвозмездных поступлений, отраженных в проекте бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период, проекту федерального закона о проекте федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (Инспекции N 1);
анализ учета предложений КСП Московской области по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий при планировании доходов бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период (Инспекции N 1-6).
4.2.4. Проверка прогноза расходов проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период
Осуществляются проверка и анализ обоснованности и достоверности планируемых расходов проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период, которые предусматривают:
проверку соблюдения требований статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, по отнесению расходов, отраженных в законопроекте, к соответствующим кодам бюджетной классификации (главного распорядителя бюджетных средств, раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов) (Инспекции N 1-6);
проверку соблюдения принципа полноты отражения расходов бюджета, установленного статьей 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в проекте бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период (Инспекции N 1-6);
проверку соблюдения принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, установленного статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации и означающего отсутствие закрепления конкретных видов расходов за определенными видами доходов в проекте бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период (Инспекции N 1-6);
проверку соблюдения принципа достоверности расходов бюджета, установленного статьей 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации и означающего реалистичность расчета расходов бюджета, в проекте бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период (Инспекции N 1-6);
проверку соблюдения условий формирования расходов бюджета, установленных статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в проекте бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период (Инспекции N 1-6);
сопоставление общего объема расходов, расходов в разрезе разделов и подразделов классификации расходов бюджетов и субъектов бюджетного планирования на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном выражении с объемами расходов, утвержденными законом о бюджете Московской области на текущий финансовый год, ожидаемым исполнением в текущем финансовом году, фактическими расходами бюджета Московской области за текущий финансовый год, анализ основных факторов, влияющих на увеличение или сокращение объема расходов бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период (Инспекции N 1-6);
проверку соответствия перечня публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Московской области и отраженных в проекте бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период, требованиям статьей 21 и 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Инспекции N 5, 6);
проверка соблюдения законодательства Московской области в части уровня индексации публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджета Московской области в очередном финансовом году и плановом периоде (Инспекции N 5, 6);
проверка соблюдения требований статьи 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части отражения в проекте бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период раздельно по каждому объекту бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, софинансирование которых осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета (бюджетов субъектов Российской Федерации) (Инспекция N 4);
проверка соблюдения требований статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части отражения в качестве отдельного приложения к проекту бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями, за исключением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств бюджета Московской области (Инспекции N 3, 4);
проверку соответствия расчета объема условно утверждаемых расходов, отраженных в проекте бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период, требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 7 Закона Московской области N 151/2007-ОЗ "О бюджетном процессе в Московской области" (Инспекция N 1);
анализ обоснованности расходов на транспортное обслуживание населения Московской области, отраженных в проекте бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период, в части соблюдения требований части 3 статьи 10 Закона Московской области N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" по установлению Правительством Московской области тарифов, на основании которых определяется плата за перевозку пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, до принятия закона Московской области о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период (Инспекция N 4);
4.2.5. Проверка прогноза расходов проекта бюджета Московской области, направляемых на финансовое обеспечение государственных программ Московской области
Осуществляются проверка и анализ обоснованности расходов проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период, направляемых на финансовое обеспечение государственных программ Московской области (Инспекции N 1-6), которые предусматривают:
проверку соблюдения требований статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части своевременности принятия нормативного правового акта Московской области об утверждении (внесении изменений) государственных программ Московской области, предусмотренных к реализации, начиная с очередного финансового года;
сравнительный анализ целей, задач, целевых показателей и их значений, содержащихся в паспортах (проектах паспортов) государственных программ Московской области, с целями, задачами и целевыми показателями, а также их значениями в утвержденных государственных программах Московской области 2;
оценку обоснованности изменений, вносимых в государственные программы Московской области, а также их влияния на достижение целей и решение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, программных документах Губернатора Московской области и иных документах стратегического планирования. 3;
___________________________________
2 Данный вопрос рассматривается в случае наличия заключения КСП Московской области по результатам экспертизы проекта государственных программ Московской области
3 Данный вопрос рассматривается в случае наличия заключения КСП Московской области по результатам экспертизы проекта внесения изменений в государственные программы Московской области
проверку соответствия объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственных программ Московской области в проекте бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период, показателям паспортов (проектов паспортов) государственных программ Московской области;
анализ изменения структуры расходов проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период, формируемых в рамках государственных программ Московской области, по сравнению с текущим финансовым годом;
подготовку предложений по оптимизации бюджетных расходов для достижения целей и целевых значений показателей государственных программ Московской области в очередном финансовом году и плановом периоде.
4.2.6. Проверка прогноза расходов проекта бюджета Московской области, предусматриваемых на предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Московской области
Осуществляются проверка и анализ обоснованности и достоверности расходов проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период, предусматриваемых на предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Московской области, которые включают:
анализ структуры и динамики межбюджетных трансфертов в целом и по видам трансфертов (Инспекция N 1);
анализ изменения доли субсидий местным бюджетам из бюджета Московской области, распределение которых между муниципальными образованиями Московской области установлено в проекте бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период (Инспекция N 1);
проверку соблюдения требований статей 58, 137, 138 и 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с Приложением N 4 к Стандарту;
проверка соблюдения ограничений, предусмотренных в пункте 5 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации по объему не распределенной между муниципальными образованиями субвенции местным бюджетам из бюджета Московской области, размер которой не должен превышать 5 процентов общего объема соответствующей субвенции (Инспекция N 1);
анализ обоснованности объемов межбюджетных трансфертов из бюджета Московской области, предоставляемых в форме дотаций, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП Московской области (Инспекции N 1-6);
проверку обоснованности объема межбюджетного трансферта бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области на очередной финансовый год и плановый период, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (Инспекция N 6);
анализ методик и обоснованности расчетов объемов межбюджетных трансфертов из бюджета Московской области, представляемых одновременно с законопроектом в Московскую областную Думу в соответствии с требованиями статьи 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Закона Московской области N 151/2007-ОЗ "О бюджетном процессе в Московской области" (Инспекции N 1-6);
4.2.7. Проверка прогноза объема и структуры источников финансирования дефицита бюджета Московской области
Осуществляются проверка и анализ обоснованности и достоверности объема и структуры источников финансирования дефицита бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период (Инспекция N 1), которые предусматривают:
проверку соблюдения принципа полноты отражения источников финансирования дефицита бюджета Московской области, установленного статьей 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации и означающего, что все источники финансирования дефицита бюджета Московской области в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период;
проверку соблюдения требований статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части установления предельного объема дефицита бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период, а также ограничений по его финансированию, определяющих, что дефицит бюджета Московской области не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета Московской области без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (с учетом особенностей применения данной статьи до 1 января 2017 года);
проверку соблюдения требований статьи 93.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части норматива зачисления поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Московской области, в бюджет Московской области на очередной год и плановый период (в случае отражения в законопроекте данных поступлений в составе источников финансирования дефицита бюджета Московской области);
проверку соблюдения требований статей 93.2 и 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части установления целей, условий, порядка и срока предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам из бюджета Московской области, а также размера платы за пользование бюджетным кредитом (включая анализ обоснованности установления размера платы);
проверку соблюдения требований пункта 6 статьи 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части невозможности планирования привлечения бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счете бюджета Московской области в случае размещения бюджетных средств на банковских депозитах, а также невозможности планирования размещения средств на банковских депозитах при наличии обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту на пополнение остатков средств на счете бюджета Московской области;
проверку соблюдения требований статьи 95 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части состава источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Московской области;
оценку обоснованности формирования иных источников финансирования дефицита бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период, включая:
оценку обоснованности планируемых поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Московской области (в соответствии с проектом закона Московской области о прогнозном плане приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области) (Инспекция N 3),
оценку обоснованности планируемых изменений остатков средств на счетах по учету средств бюджетов (в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 191н "Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации").
4.2.8. Проверка и анализ государственного долга Московской области
Осуществляются проверка и анализ государственного долга Московской области (Инспекция N 1), которые предусматривают:
проверку соблюдения требований статьи 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 2 Закона Московской области N 159/2008-ОЗ "О долге Московской области" к структуре и объему государственного долга Московской области;
проверку соблюдения требований пункта 2 статьи 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 4 Закона Московской области N 159/2008-ОЗ "О долге Московской области" в части осуществления государственных заимствований Московской области в целях финансирования дефицита бюджета Московской области, а также погашения долговых обязательств;
проверку соблюдения требований статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части установления предельного объема государственного долга Московской области на очередной финансовый год и плановый период, не превышающего утвержденный общий годовой объем доходов бюджета Московской области без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений на очередной финансовый год и плановый период (с учетом особенностей применения данной статьи до 1 января 2017 года);
проверку соблюдения требований статьи 110.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой программа государственных внутренних заимствований Московской области является приложением к Закону Московской области о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период;
проверку соблюдения требований статьи 110.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой программа государственных гарантий Московской области на очередной финансовый год является приложением к Закону Московской области о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период, а также соблюдения требований к структуре программы государственных гарантий Московской области;
анализ динамики предельного размера государственного долга (на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), расходов на обслуживание государственного долга Московской области на очередной финансовый год и плановый период по сравнению с аналогичными показателями за отчетный финансовый год, утвержденными законом о бюджете Московской области на текущий финансовый год, ожидаемыми показателями исполнения за текущий финансовый год;
проверку обоснованности расчетов объемов бюджетных ассигнований на погашение и обслуживание государственного долга, исходя из прогнозируемой структуры планируемых внутренних заимствований Московской области, уровней доходности по различным видам долговых инструментов и других особенностей расчета бюджетных ассигнований, учитываемых в расходах бюджета Московской области и источниках финансирования дефицита бюджета Московской области.
4.2.9. Проверка обоснованности расходов резервных фондов Правительства Московской области
Осуществляется проверка обоснованности расходов резервных фондов Правительства Московской области (Инспекция N 1), включающая:
проверку соблюдения требований пункта 4 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части утверждения объема бюджетных ассигнований резервных фондов Правительства Московской области, в размере, не превышающем 3 процентов утверждаемого законопроектом общего объема расходов;
проверку соблюдения требований статьи 3 Закона Московской области N 110/2005-ОЗ "О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в части реализации полномочия Правительства Московской области по созданию резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и их последствий.
4.2.10. Проверка обоснованности объема бюджетных ассигнований Дорожного фонда Московской области
Осуществляется проверка обоснованности объема бюджетных ассигнований Дорожного фонда Московской области (Инспекция N 4), включающая:
проверку соблюдения требований пункта 4 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона Московской области N 180/2011-ОЗ "О Дорожном фонде Московской области" в части утверждения объема бюджетных ассигнований Дорожного фонда Московской области в законопроекте в размере не менее прогнозируемого объема закрепленных за ним доходов;
проверка соблюдения требований пункта 4.2 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части отражения в законопроекте бюджетных ассигнований Дорожного фонда Московской области, предусматриваемых на погашение задолженности по бюджетным кредитам, полученным Московской областью из федерального бюджета на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) и на осуществление расходов на обслуживание долговых обязательств, связанных с использованием указанных кредитов, в размере, не превышающем 20 процентов объема бюджетных ассигнований Дорожного фонда Московской области, предусмотренного законопроектом, а также на предоставление бюджетных кредитов и субсидий из бюджета Московской области местным бюджетам на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов.
4.2.11. Проверка текстовых статей законопроекта
Осуществляется проверка текстовых статей законопроекта, которая предусматривает:
проверку соблюдения требований статьи 42 Устава Московской области по утверждению законами Московской области заключения договоров Московской области (Правовая инспекция);
проверку соответствия объема безвозмездных поступлений из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проекту федерального закона о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (Инспекция N 1);
проверку наличия индексации отдельных видов расходов бюджета Московской области по социальным и иным обязательствам, необходимость которой определена законопроектом и (или) иными нормативными правовыми актами Московской области (Инспекции N 5, 6);
проверку соответствия положениям статьи 74 Бюджетного кодекса, предусматривающим условия предоставления средств из бюджета Московской области в порядке, установленном Правительством Московской области (Правовая инспекция);
проверку соответствия случаев внесения изменений в сводную бюджетную роспись Московской области без внесения изменений в закон о бюджете Московской области, предусмотренных законопроектом, случаям, установленным пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса (Правовая инспекция).
4.3. Порядок подготовки заключения КСП Московской области на проект закона Московской области о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период
4.3.1. По результатам проведения экспертизы законопроекта структурные подразделения аппарата КСП Московской области представляют в Инспекцию N 1 заключения, отражающие результаты проверки и анализа вопросов, закрепленных за ними настоящим Стандартом. Инспекцией N 1 заключение не подготавливается.
Структура заключений, подготавливаемых Инспекциями N 2-6, должна соответствовать примерной структуре Заключения КСП Московской области на проект Закона Московской области "О бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период".
4.3.2. Инспекцией N 1 аппарата КСП Московской области осуществляется обобщение представленных заключений и подготовка проекта Заключения КСП Московской области для рассмотрения на Коллегии КСП Московской области.
4.3.3. Заключение КСП Московской области на законопроект формируется в соответствии со следующей примерной структурой:
1. Общие положения.
2. Параметры прогноза социально-экономического развития Московской области для составления проекта бюджета Московской области.
3. Основные характеристики проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период.
3.1. Основные характеристики и структурные особенности проекта Закона Московской области о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период.
3.2. Анализ реализации целей и задач, поставленных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (в части бюджетной политики) и в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
4. Доходы бюджета Московской области.
5. Расходы бюджета Московской области.
6. Государственные программы Московской области.
7. Межбюджетные трансферты.
8. Дефицит (профицит) бюджета Московской области и источники финансирования дефицита бюджета Московской области. Государственный долг Московской области.
9. Резервные фонды.
10. Дорожный фонд Московской области.
11. Анализ текстовых статей законопроекта.
12. Выводы и предложения.
13. Приложения (в соответствии с Приложением N 6 к Стандарту).
Структура Заключения КСП Московской области на законопроект может быть изменена с учетом его специфики.
5. Порядок организации взаимодействия между аудиторами, Инспекциями аппарата КСП Московской области в ходе проведения экспертизы проекта закона Московской области о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период
5.1. Координация взаимодействия аудиторов и Инспекций аппарата КСП Московской области при проведении экспертизы законопроекта обеспечивается Председателем КСП Московской области (заместителем Председателя КСП Московской области).
5.2. Общее руководство подготовкой заключения КСП Московской области на законопроект осуществляется Председателем КСП Московской области.
5.3. Законопроект, а также документы и материалы, представляемые одновременно с ним в Московскую областную Думу, на бумажном носителе в соответствии с резолюцией Председателя КСП Московской области направляются аудитору, ответственному за проведение экспертизы законопроекта в соответствии с Регламентом КСП Московской области.
Электронная версия законопроекта размещается Отделом делопроизводства, архива и материально-технического обеспечения в локальной сети для общего доступа.
5.4. Инспекции аппарата КСП Московской области представляют заключения по результатам проведенной экспертизы законопроекта в соответствии с положениями Регламента и настоящего Стандарта, согласованные аудиторами, в Инспекцию N 1 аппарата КСП Московской области не позднее двух дней до срока направления Заключения КСП Московской области на законопроект в Московскую областную Думу.
5.5. Проект Заключения КСП Московской области на законопроект подготавливается Инспекцией N 1 аппарата КСП Московской области на основании заключений Инспекций аппарата КСП Московской области в срок не позднее одного дня до срока направления Заключения КСП Московской области на законопроект в Московскую областную Думу и направляется на согласование аудиторам КСП Московской области, в Правовую инспекцию аппарата КСП Московской области, заместителю Председателя КСП Московской области.
5.6. Заключения Инспекций аппарата КСП Московской области и проект Заключения КСП Московской области на законопроект выносятся на рассмотрение и утверждение Коллегии КСП Московской области.
Аудиторы КСП Московской области в соответствии с закрепленным за ними направлениям деятельности докладывают по следующим вопросам, отраженным в соответствующих заключениях Инспекций аппарата КСП Московской области в части касающейся:
о результатах проверки расчета прогноза доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных унитарных предприятий), в том числе обоснованности планируемых поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Московской области;
о результатах проверки расчетов публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджета Московской области в очередном финансовом году и плановом периоде;
о результатах проверки обоснованности объема межбюджетного трансферта бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области на очередной финансовый год и плановый период, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования;
о результатах проверки обоснованности объема бюджетных ассигнований Дорожного фонда Московской области.
Проект Заключения КСП Московской области на законопроект докладывает аудитор, ответственный за проведение экспертизы законопроекта в соответствии с Регламентом КСП Московской области.
5.7. При наличии высказанных и одобренных на заседании Коллегии КСП Московской области замечаний и предложений заключение КСП Московской области дорабатывается Инспекцией N 1.
После доработки Заключение КСП Московской области подписывается Председателем КСП Московской области и направляется в Московскую областную Думу.
5.8. Аудиторы КСП Московской области после направления Заключение КСП Московской области на законопроект в Московскую областную Думу принимают участие в заседаниях Комитетов Московской областной Думы по соответствующим направлениям деятельности, закрепленным за аудиторами в соответствии с Регламентом КСП Московской области, при рассмотрении Заключения КСП Московской области на законопроект.
5.9. Календарные сроки подготовки Заключения КСП Московской области на законопроект могут быть изменены исходя из сроков его направления в КСП Московской области Председателем Московской областной Думы.
5.10. При рассмотрении Московской областной Думой проекта Закона Московской области о бюджете Московской области на очередной год и плановый период с докладом выступает Председатель КСП Московской области (или по его поручению - заместитель Председателя КСП Московской области). Доклад Председателя КСП Московской области основывается на Заключении КСП Московской области на законопроект.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стандарт внешнего государственного финансового контроля "Проведение экспертизы проекта закона Московской области "О бюджете Московской области на очередной финансовый год и на плановый период" (утв. распоряжением Контрольно-счетной палаты Московской области от 12 марта 2015 г. N 42Р-7)
Текст Стандарта опубликован на сайте Контрольно-счетной палаты Московской области (http://ksp.mosreg.ru)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Контрольно-счетной палаты Московской области от 20 сентября 2021 г. N 41Р-30
Изменения вступают в силу с 1 октября 2021 г.