Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 января 2020 г. N 59-АПА19-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Касаткиной В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Амур-Лада" о признании не действующими с даты вступления решения суда в законную силу Генерального плана г. Благовещенска, утвержденного решением Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 г. N 30/75 (с изменениями от 26 марта 2015 г. N 8/92) и Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 27 октября 2016 г. N 26/100 (в редакции от 31 января 2019 г.) в части отображения на карте комплексной оценки территории и карте зон с особыми условиями использования территорий недействующего скотомогильника охватывающего земельный участок с кадастровым номером 28:01:020408:290 по апелляционной жалобе акционерного общества "Амур-Лада" на решение Амурского областного суда от 29 августа 2019 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя акционерного общества "Амур-Лада" Верхотурова О.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
акционерное общество "Амур-Лада" (далее - АО "Амур - Лада") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими с даты вступления решения суда в законную силу Генерального плана г. Благовещенска, утвержденного решением Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 г. N 30/75 (с изменениями от 26 марта 2015 г. N 8/92) и Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 27 октября 2016 г. N 26/100 (в редакции от 31 января 2019 г.) в части отображения на карте комплексной оценки территории и карте зон с особыми условиями использования территорий недействующего скотомогильника охватывающего земельный участок с кадастровым номером 28:01:020408:290.
Решением Амурского областного суда от 29 августа 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, АО "Амур-Лада" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Благовещенской городской Думой представлены возражения.
Представители Благовещенской городской думы, управления ветеринарии и племенного животноводства Амурской области, управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон N 131-ФЗ) в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки поселения относилось к вопросам местного самоуправления поселения. Генеральный план, правила землепользования и застройки поселения утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
В порядке предоставленных полномочий решением Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 г. N 30/75 утвержден Генеральный план города Благовещенска, которое опубликовано в газете Благовещенск от 27 июля 2007 г. N 30. В Генеральный план вносились изменения на основании решений Благовещенской городской Думы от 17 июля 2014 г. N 78/74 и от 26 марта 2015 г. N 8/92, которые соответственно были опубликованы в газете Благовещенск.
На карте функциональных зон муниципального образования города Благовещенска (приложение 3) Генерального плана отображены границы зон с особыми условиями использования территорий, в том числе границы санитарно-защитных зон объектов коммунального назначения - кладбищ и скотомогильников. В частности, на указанных картах Генерального плана (в действующей редакции) отображен недействующий скотомогильник и его санитарно-защитная зона.
Решением Благовещенской городской Думы от 27 октября 2016 г. N 26/100 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, опубликованное в газете "Благовещенск" от 28 октября 2016 г. N 42 (1399).
На карте территориальных зон и на карте зон с особыми условиями использования территорий, отображены границы зон с особыми условиями использования территорий, в том числе недействующий скотомогильник и границы санитарно-защитных зон недействующего скотомогильника.
АО "Амур-Лада" с 2012 года является собственником земельного участка с кадастровым номером 28:01:020408:290, общей площадью 26 535 кв.м, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Воронкова, 8, квартал 408, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: тяжелая промышленность, территориальная зона П-3.
Реализуя правомочия собственника, общество решило на указанном земельном участке реализовать проект по строительству многоквартирных жилых домов. Для реализации данного проекта истцу необходимо перевести земельный участок из территориальной зоны П-3 в территориальную зону Ж-3.
В соответствии с градостроительным планом земельного участка от 24 июля 2018 г., земельный участок расположен в границах зон с особыми условиями использования территории: санитарно-защитной зоны и санитарных разрывов.
Расположение земельного участка в санитарно-защитной зоне и в зоне недействующего скотомогильника, отображенных в Генеральном плане города Благовещенска и Правилах землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, препятствует переводу территориальной зоны П-3 земельного участка на территориальную зону Ж-3.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах.
Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены в связи с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решение вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, должны соблюдаться санитарные правила.
В сфере градостроительства применяется постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН).
В соответствии с пунктом 7.1.12 СанПиН скотомогильники отнесены к 1 классу санитарной классификации объектов и для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 1000 м. Такой же размер санитарно-защитной зоны указан в пункте 5.4 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации от 04 декабря 1995 г. N 13-7-2/469 (далее - Ветеринарно-санитарные правила).
В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Согласно пункту 4.2 СанПиН установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее - Правила) правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил.
Согласно пункту 3 указанных Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В силу пункта 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Как следует из материалов дела скотомогильник организован решением Благовещенского городского Совета депутатов трудящихся N 163 от 24 марта 1949 г. На территории г. Благовещенска с 1913 года по 1974 год регистрировались вспышки сибирской язвы. Захоронения в скотомогильнике производились до 1974 г.
Судом первой инстанции установлено, что часть земельного участка, принадлежащего истцу (28:01:020408:290) расположена непосредственного в границах недействующего скотомогильника.
Управлением ветеринарии по Амурской области в отношении скотомогильника оформлена ветеринарно-санитарная карточка, согласно которой по результатам обследования сооружений скотомогильник находится в территориальной зоне П-3, застроенной промышленными объектами, отсыпан природными материалами - песок, песчано-гравийная смесь.
Площадь скотомогильника в размере 315 150 кв.м была определена в 1972 году, подтверждена документально управлением ветеринарии по Амурской области в 2019 году. Координаты скотомогильника линейно привязаны к местности с учетом границ, описанных в 1972 г., зафиксированы публичной кадастровой картой.
Размер санитарно-защитной зоны недействующего скотомогильника определен решением Думы на основании архивных документов, с учетом размеров скотомогильника, определенных 13 ноября 1972 г. и подтвержденных в 2019 г. на основании п. 5.4 Ветеринарно-санитарных правил. В границах установленной санитарно-защитной зоны запрещается жилая застройка, в том числе и в тех случаях, когда скотомогильник является недействующим.
В соответствии с пунктом 6.8 Ветеринарно-санитарных правил в исключительных случаях с разрешения Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации допускается использование территории скотомогильника для промышленного строительства, если с момента последнего захоронения: в биотермическую яму прошло не менее 2 лет; в земляную яму - не менее 25 лет. При этом промышленный объект не должен быть связан с приемом, производством и переработкой продуктов питания и кормов.
Исходя из изложенного строительство жилого дома в границах недействующего скотомогильника не допустимо.
Вместе с тем, постановление об утверждении санитарно-защитной зоны в границах нахождения скотомогильника, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось. Сведения о санитарно-защитной зоне скотомогильника в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров административным ответчиком в материалы дела не представлен.
Таким образом, административные ответчики вышли за пределы своей компетенции, установив на картах Генерального плана и Правилах землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска санитарно-защитную зону, в отношении земельного участка истца.
Ссылка на статью 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не опровергают выводов о том, что отображение в документах градостроительного зонирования санитарно-защитной зоны допускается только после установления их уполномоченным органом. Отсутствие же акта об утверждении границ санитарно-защитной зоны исключает возможность отображения ее в правилах землепользования и застройки.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Амурского областного суда от 29 августа 2019 г. отменить в части отказа в признании не действующим Генерального плана г. Благовещенска, утвержденный решением Благовещенской городской Думы от 26 июля 2007 г. N 30/75 (с изменениями, утвержденными решением Благовещенской городской Думы от 26 марта 2015 г. N 8/92) касающегося отображения на Карте комплексной оценки территорий, содержащейся в обосновывающей части Генерального плана границы зоны с особыми условиями использования территорий - санитарно-защитной зоны, охватывающей земельный участок с кадастровым номером 28:01:020408:290, принадлежащий АО "Амур-Лада" и признании не действующими Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 27 октября 2016 г. N 26/100 (в редакции от 31 января 2019 г.) в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территорий границы санитарно-защитной зоны, охватывающей земельный участок с кадастровым номером 28:01:020408:290, принадлежащий АО "Амур-Лада".
В этой части заявленные требования удовлетворить.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 января 2020 г. N 59-АПА19-15
Текст определения опубликован не был