Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
распоряжением администрации
ГО с ВД "город Махачкала"
от 14 февраля 2020 г. N 72-р
План
мероприятий ("дорожная карта") по содействию развитию конкуренции в городе Махачкале на 2020 - 2021 годы
1. Общее описание Плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в городе Махачкале на 2020 - 2021 годы
1.1. Поддержка развития конкуренции гарантируется Конституцией Российской Федерации, а также постоянным приоритетом государственной политики.
Развитие конкуренции в экономике является многоаспектной задачей, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики.
Необходимость государственного регулирования обусловлена тем, что стихийное протекание рыночных процессов в ряде случаев порождает противоречия, элементы монополизма, диспропорции и так далее.
Государственное регулирование направлено на обеспечение правовых и экономических условий беспрепятственного функционирования рыночных отношений, защиту свободной конкуренции от монополистического и административного давления.
1.2. Предметом настоящего Плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в городе Махачкале на 2020 - 2021 годы (далее - План) являются направления развития конкуренции, которые имеют специальное, системное и существенное значение для развития конкуренции.
1.3. Основными целями Плана являются:
- организованная деятельность администрации города Махачкалы по созданию условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в определенных отраслях экономики;
- содействие формированию прозрачной системы работы администрации города Махачкалы в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, работ и услуг, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, граждан и общества;
- создание стимулов и содействие формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, а также содействие устранению административных барьеров.
Планом предусматриваются системные мероприятия, выполняемые администрацией города Махачкалы.
Реализация мероприятий позволит обеспечить достижение ключевых показателей развития конкуренции, установленных Планом.
2. Оценка и общая характеристика состояния конкуренции в городе Махачкале
2.1. Одним из основных факторов, сдерживающих развитие конкуренции как в городе Махачкале, так и в Республике Дагестан в целом являются административные барьеры, препятствующие вхождению на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции, высокий уровень "теневой" экономики.
Важнейшей задачей является сохранение условий развития малого и среднего бизнеса, прежде всего за счет снижения уровня административных барьеров, а также за счет оказания финансовой, имущественной и консультативной помощи субъектам МСП.
2.2. Характеристика состояния конкуренции в отрасли экономики (видов деятельности) города Махачкалы:
Услуги дошкольного образования
Проблема доступности дошкольного образования, обострившаяся в связи с наметившейся тенденцией увеличения рождаемости в последние годы, является одной из острых социальных проблем.
За последние десятилетия изменилась социально-демографическая структура общества: расслоение населения по уровню благосостояния вызвало спрос на дифференцированные (специализированные, высококачественные) услуги дошкольного образования. Спрос в свою очередь породил и предложение услуг со стороны негосударственного сектора.
На начало 2019 года в Махачкале зарегистрировано 99 дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) с охватом 21 356 детей. Доля негосударственных ДОО в общем количестве организаций дошкольного образования составляет 25.2 процента (25 детских садов). Удельный вес численности детей в негосударственных дошкольных образовательных организациях в общей численности детей в дошкольных образовательных организациях городе Махачкале составил около 10 процентов, при этом в среднем по Республике Дагестан показатель составляет 4.9 процента.
В целях оказания муниципальной поддержки негосударственному сектору в дошкольном образовании администрацией города Махачкалы предоставляются субсидии негосударственным организациям за счет средств бюджета городского округу с внутригородским делением "город Махачкала" в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат за содержание детей, присмотр и уход за детьми в открываемых негосударственных дошкольных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (постановление администрации города Махачкалы от 18 января 2017 г. N 54).
На регулярной основе осуществляется оказание организационно-методической и информационно-консультативной помощи негосударственным дошкольным образовательным организациям, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Услуги общего образования
В 2019 учебном году система общего образования города Махачкалы представлена 83 общеобразовательными организациями с контингентом обучающихся 87 642 человек, в том числе 12 негосударственных общеобразовательных организаций с количеством обучающихся 4 275 человек.
Потребность города Махачкалы в учреждениях общего образования с учетом требований СанПин составляет 43 школы с проектной мощностью 800 ученических мест.
Проблемы развития частных общеобразовательных учреждений связаны с недостаточной материально-технической базой, недостатком или отсутствием собственных площадей и зданий для осуществления образовательной деятельности, отсутствием нормативно-правовой базы, краткосрочностью договора аренды, непомерностью налогов (как у любой коммерческой организации), высокой стоимостью аренды площадей помещения, игровых и спортивных площадок, сложностью в сборе необходимых документов, незнанием нормативно-правовой базы.
В целях развития негосударственного сектора общеобразовательных организаций в рамках норм, предусмотренных Федеральным законом "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ, Законом Республики Дагестан от 17 ноября 2015 г. N 94 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально - бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду юридическим лицам без проведения торгов" и иными нормативно-правовыми актами, администрацией города Махачкалы предусмотрена возможность выделения земельных участков под реализацию проектов по строительству негосударственных общеобразовательных организаций.
На регулярной основе осуществляется оказание организационно-методической и информационно-консультативной помощи негосударственным образовательным организациям, реализующим основную общеобразовательную программу.
Агропромышленный комплекс Реализация сельскохозяйственной продукции
Одним из способов расширения мобильной, мелкорозничной, ярмарочной и сезонной торговли сельскохозяйственной продукцией является создание сельскохозяйственными производителями потребительских кооперативов разных видов (перерабатывающие, сбытовые, обслуживающие, снабженческие, страховые, кредитные и другие).
Без интеграции мелких и средних сельхозтоваропроизводителей в кооперативы разных форм деятельности, организовать доставку произведенной продукции к потребителю невозможно в силу объективных причин (мелкие объемы производства, некалиброванная и несортированная продукция, отсутствие современных видов упаковки и т.д.).
Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов на территории города Махачкалы является весьма актуальным, так как на долю владельцев личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств приходится более 80 процентов объема валовой продукции сельского хозяйства.
Количество сельскохозяйственных кооперативов в городе Махачкале составляет 8 единиц.
Объем реализации продукции сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в общем объеме реализации сельскохозяйственной продукции составляет 2 процента.
В рамках развития малых форм хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов осуществляется системная консультативная помощь субъектам малого и среднего предпринимательства с целью привлечения мелких и средних сельхозтоваропроизводителей к реализации продукции собственного производства по схеме "производитель-потребитель", что также способствует сдерживанию необоснованного роста цен на потребительском рынке.
В целях содействия развитию сельхозкооперации на территории города Махачкалы сельхозтоваропроизводителям города Махачкалы предоставляется возможность участия в ярмарках выходного дня, а также в республиканских сельскохозяйственных ярмарках.
На территории города функционирует центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров Республики Дагестан, основной задачей которого является оказание информационной и консультативной помощи фермерам и сельскохозяйственным кооперативам.
Жилищно-коммунальное хозяйство Строительство и архитектурно-строительное проектирование
В сфере строительства по данным налоговых органов на начало 2018 года в городе Махачкале зарегистрировано 962 организации частной формы собственности с годовым оборотом 9 598 271 тыс. рублей на начало 2019 г. данные показатели составляют 1 365 ед. и 26 855 126,5 тыс. руб. соответственно.
Несмотря на положительную динамику, имеется ряд факторов, сдерживающих развитие конкуренции в отрасли.
Основными факторами, препятствующими развитию конкурентной среды на строительном рынке, являются: высокий уровень административных барьеров при получении разрешительной документации, неплатежеспособность заказчика (на этот фактор указали 24 процента опрошенных руководителей организаций), недостаток квалифицированных рабочих (13 процентов), недостаток заказов на работу (32 процента), конкуренция со стороны других строительных фирм (27 процентов) и высокий уровень налогов (50 процентов).
В настоящее время администрацией города Махачкалы, в пределах имеющихся полномочий, для решения, в том числе указанных проблем, в целях снижения административных, финансовых издержек предпринимателей реализуются мероприятия по оптимизации процедур в сфере строительства, в том числе, в рамках национального рейтинга по улучшению инвестиционного климата в Республике Дагестан.
Единственной муниципальной организацией, осуществляющей деятельность в сфере архитектурно-строительного проектирования в городе Махачкале, наряду с государственной организацией ГУП РД "Дагестангражданкоммунпроект" является МУП Дагтехкадастр.
Доля организаций частной формы собственности в данной отрасли в городе Махачкале на сегодняшний день составляет 95%.
При дальнейшем росте строительного комплекса и его модернизации соответственно повысятся требования к проектировщикам, привлекаемым для реализации проектов.
Для дальнейшего развития конкурентных преимуществ проектных организаций и содействия выходу данных организаций на внешние рынки необходимо принятие мер по повышению уровня квалификации инженеров-проектировщиков.
Выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме
Наиболее активно развивается конкуренция в сфере управления многоквартирными домами. Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализовали способ управления, составляет 99 процентов, в том числе 49,2 процента - управление управляющей организацией, 50,3 процента - управление товариществом собственников жилья и жилищным кооперативом 0,5 процентов - непосредственное управление.
Доля частных хозяйствующих субъектов (за исключением непосредственного способа управления), осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, к общей доле хозяйствующих субъектов, осуществляющих управление многоквартирными домами составляет 80 процентов.
Рынок услуг по управлению многоквартирными домами в городе Махачкале характеризуется незначительными барьерами входа. Деятельность управляющих организаций не требует значительных первоначальных инвестиций.
В целях содействия развитию конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, администрацией города Махачкалы проводятся консультации и разъяснительные работы среди населения по вопросам жилищного законодательства.
Кадастровые и землеустроительные работы
Конкуренцию организациям частной формы собственности в области землеустроительных и кадастровых работ в городе Махачкале оказывают в основном четыре организации, из которых одна муниципальная МУП "Кадастрово-геодезическое бюро", региональная (ГБУ РД "Дагтехкадастр") и две федеральные (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан и АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", филиал по Республике Дагестан).
Объем (доля) выручки организаций частной формы собственности по выполнению кадастровых и землеустроительных работ к объему (доле) выручки всех хозяйствующих субъектов в данной сфере в городе Махачкале составляет порядка 90 процентов.
Дорожное строительство
По состоянию на 1 января 2020 года строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог на территории города Махачкалы осуществляют 6 подрядных организаций, в том числе 5 частных организаций, отобранных конкурентным способом закупки и 1 муниципальное предприятие МБУ "Махачкала-1".
В 2020 году начата работа по контролю за сохранностью дорог с использованием мобильных комплексов весового контроля транспортных средств. Это мероприятие позволит улучшить транспортно-эксплуатационное состояние существующей сети дорог общего пользования и будет способствовать повышению безопасности дорожного движения.
К числу важнейших проблем дорожного хозяйства относятся: низкая эффективность работы дорожных предприятий, их технологическое отставание, недостаточный уровень конкуренции на рынке подрядных дорожных работ, недостаточность объемов финансирования и эффективных рычагов воздействия на функционирование дорожных предприятий.
Основным условием для допуска на рынок является наличие развитой производственной базы, позволяющей проводить требуемые виды работ для дорожной сети (дорожная техника, наличие оборотных финансовых средств для закупки материалов, допуск к нерудным строительным материалам, наличие специалистов, налаженное оборудование) и прозрачность проведения конкурсных процедур (тендеров).
При входе на рассматриваемые рынки для хозяйствующих субъектов существенными являются административные ограничения в виде процедуры участия в торгах, установленной Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Транспортные услуги
Услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок
Общее количество перевозчиков на конец 2019 г., зарегистрированных в городе Махачкале, составляет 12 предприятий (из них 2 муниципальных предприятия).
Всего в городе Махачкале установлено 68 регулярных маршрутов.
Общая протяженность регулярных маршрутов города Махачкалы составляет 1120 км.
Перевозчиками негосударственной (немуниципальной) формы собственности обслуживается 51 маршрут.
Объем реализованных на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок товаров, работ, услуг (количество перевезенных пассажиров) в натуральном выражении частными организациями к объему реализованных товаров, работ, услуг в натуральном выражении всех хозяйствующих субъектов составляет 93 процента.
В период 2016 - 2019 гг. за счет средств инвесторов (частных перевозчиков) приобретено 256 автобусов малого класса марки Газель NEXT и 50 автобусов средней вместимости марки "ПАЗ".
Полностью обновлен парк транспортных средств по 11 регулярным маршрутам, что позволило оптимизировать маршрутную сеть по данным маршрутам более чем на 30 процентов.
В целях развития пассажирских перевозок электротранспортом в период с 2018 г. по 2019 г. администрацией города Махачкалы закуплены 4 современных троллейбуса с улучшенными характеристиками и возможностью автономного хода. По соглашению с Правительством города Москвы, в декабре 2018 г. на безвозмездной основе получены 15 троллейбусов, 11 из которых прошли полное техническое обслуживание.
Основной проблемой на текущий момент является отсутствие системы диспетчеризации перевозок в городе Махачкале. В этой связи диспетчеризация осуществляется силами самих перевозчиков. В свою очередь администрацией города Махачкалы осуществляются регулярные выездные проверки по соблюдению графика и режима работы по маршрутам.
Рынок рекламы
Наружная реклама
В сфере наружной рекламы по состоянию на 1 января 2018 года в городе Махачкале функционирует 49 организаций частной формы собственности.
Доля организаций частной формы собственности, осуществляющих деятельность в сфере наружной рекламы в городе Махачкале составляет 100 процентов, что свидетельствует о высоком уровне конкурентной среды на данном рынке.
На рынке рекламы, как и на других рынках, действует закон конкуренции, в соответствии с которым происходит повышение качества рекламных услуг, снижение их цены, а также объективный процесс вытеснения с рекламного рынка некачественных и дорогих рекламных услуг.
К основным функциям муниципального контроля на рынке рекламы относится борьба с ненадлежащей рекламой, предупреждение и пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции, а также ежегодное утверждение схемы расположения рекламных конструкций на территории города Махачкалы.
3. Ключевые показатели развития конкуренции
3.1. Ключевые показатели развития конкуренции определяют цели осуществления мероприятий по развитию конкуренции, включаемые в план мероприятий ("дорожную карту"), и содержат цифровые значения минимально допустимой доли организаций частной формы собственности в отраслях (сферах) экономики (видов деятельности) города Махачкалы по итогам реализации плана мероприятий ("дорожной карты").
Минимальные значения ключевых показателей установлены с учетом сложившейся ситуации на каждом конкретном товарном рынке, а также в ряде случаев ориентированы на аналогичные показатели, установленные планом мероприятий по содействию развитию конкуренции в Республике Дагестан.
В соответствии с методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ, выбор рынков, направления работы по развитию конкуренции, набор предлагаемых показателей "дорожной карты" определяются органами местного самоуправления самостоятельно.
В Плане определен перечень ключевых показателей развития конкуренции в городе Махачкале и мероприятия по развитию конкуренции, обеспечивающие их достижение к 1 января 2022 года, согласно приложению 1 к Плану.
4. Мероприятия по содействию развитию конкуренции
Мероприятия по содействию развитию конкуренции в Республике Дагестан предусмотрены в приложении 2 к Плану.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.