В целях выполнения Плана мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года", Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров" от 15.06.2016 N 715,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
1) концепцию развития информационно-библиотечных центров в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в Московской области (далее - Концепция);
2) план мероприятий по реализации Концепции развития информационно-библиотечных центров в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в Московской области на период 2019 - 2023 годов (далее - План).
2. Управлению общего образования осуществить организацию и координацию реализации Концепции в Московской области.
3. Определить государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Академия социального управления" региональным оператором сопровождения и реализации Концепции.
4. Исполняющему обязанности ректора государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Академия социального управления" Тыриной Т.Г.:
1) определить ответственное структурное подразделение за реализацию Концепции в Московской области;
2) разработать программу организационного, информационного, методического сопровождения реализации Концепции в срок до 01.12.2019;
3) обеспечить исполнение Плана;
4) обеспечить подготовку и предоставление отчетных документов по исполнению Плана в управление общего образования ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
5. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования, организовать работу по организации и реализации Концепции в общеобразовательных организациях:
1) разработать локальные нормативные акты по реализации Концепции в общеобразовательных организациях;
2) обеспечить исполнение Плана в общеобразовательных организациях.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель |
И.М. Бронштейн |
Утверждена
приказом
Министерства образования
Московской области
от 25 октября 2019 г. N 2728
Концепция
развития информационно-библиотечных центров в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в Московской области
1. Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи, направления, мероприятия по развитию информационно-библиотечных центров в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (далее - общеобразовательные организации), в современных условиях в Московской области.
2. Масштаб и глубина необходимых преобразований школьных библиотек обусловлены вызовами системе образования, связанными с переходом к постиндустриальному обществу, возрастанием роли информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, усилением влияния профессионального сообщества и общественных организаций на требования к современной системе образования.
3. Ключевым условием достижения современных образовательных результатов является наличие в каждой общеобразовательной организации информационно-образовательной среды, неотъемлемой частью которой и должна стать школьная библиотека, перейдя в статус информационно-библиотечного центра (далее - ИБЦ)
4. Развитие ИБЦ в общеобразовательных организациях в Московской области направлено на решение практических задач, обеспечивающих реализацию требований федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), а именно: учебно-методическое и информационное сопровождение образовательного процесса, развитие материально-технической базы ИБЦ для равноправного и открытого доступа к информации всем участникам образовательного процесса, обновление основных фондов библиотек ИБЦ в целях приобщения обучающихся чтению как основному виду познавательной деятельности и средству культурной идентичности обучающихся, создание на базе ИБЦ творческой коммуникативной площадки для реализации плана образования и получения навыков самообразования обучающихся.
I. Значение библиотек общеобразовательных организаций в системе образования в Московской области
5. Одна из важнейших проблем развивающего общества - развитие и эффективное использование человеческого потенциала. Профессионализм и интеллектуальный ресурс в настоящее время имеют стратегическое значение.
6. Поэтому в современных условиях библиотеки общеобразовательных организаций в Московской области должны стать полифункциональным центром, обеспечивающим необходимые условия для осуществления обучения и удовлетворения образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также информационным пространством, открытым для образовательной, культурной, профессиональной деятельности всех участников образовательных отношений, местом коллективного мышления и творчества, ключевым элементом инфраструктуры чтения, центром по формированию информационной культуры личности.
7. Преобразование библиотек общеобразовательных организаций в Московской области в ИБЦ предполагает: соответствующее техническое оснащение; формирование информационно-ресурсного потенциала в соответствии с образовательными задачами общеобразовательной организации; дифференциацию библиотечного пространства для различных видов деятельности всех участников образовательного процесса; переподготовку и обучение библиотечных кадров.
8. Создание условий для эффективного функционирования ИБЦ общеобразовательных организаций с учетом приоритета личностного развития обучающихся поможет адаптировать ресурсы и услуги ИБЦ к индивидуальным потребностям пользователей ИБЦ.
9. Значимым аспектом такого преобразования станет предоставление со стороны ИБЦ инфраструктуры для электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также общественное пространство для коллективной работы, позволяющее взаимодействовать всем участникам образовательных отношений.
10. В Московской области, как и во всей Российской Федерации, возрастает роль библиотек общеобразовательных организаций как значимого фактора развития человеческого капитала и их влияние на результаты образовательной деятельности.
II. Проблемы развития библиотек общеобразовательных организаций
11. В Московской области осуществляет образовательную деятельность более 1390 общеобразовательных организаций различного статуса.
12. Библиотеки в настоящее время столкнулись с рядом проблем, которые препятствуют их дальнейшему развитию и преобразованию в ИБЦ. К ним относятся:
несовершенство и несоответствие вызовам времени нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность библиотек общеобразовательных организаций;
недооценка руководителями ряда общеобразовательных организаций роли библиотек и библиотечных работников в повышении качества обучения и воспитания современного школьника;
проблема функционирования библиотек в ряде общеобразовательных организаций в связи с отсутствием библиотеки и упразднением должности библиотекаря;
проблемы кадрового потенциала: недостаточный уровень профессиональной подготовки библиотечных работников, неготовность внедрять в работу новые библиотечно-информационные технологии, возрастной аспект;
не введена в штатное расписание образовательных организаций в Московской области должность "Педагог-библиотекарь";
проблемы в организации дополнительного профессионального образования для библиотечных работников общеобразовательных организаций, не хватает в области курсов повышения квалификации для этой категории слушателей;
отсутствие областного центра, курирующего работу библиотек общеобразовательных организаций;
слабая материально-техническая база библиотек общеобразовательных организаций, несоответствие технического оснащения библиотек требованиям, предъявляемым к общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность;
необходимо оснащение: современной мебелью, библиотечной, компьютерной и мультимедийной техникой;
недостаточность информационно-ресурсного обеспечения: ограниченность доступа к Интернету, а значит и к электронным библиотекам, базам данных, справочным и поисковым системам, иным информационным ресурсам;
полное отсутствие или наличие устаревших программных средств для автоматизации библиотечных процессов, которые позволили бы свести к минимуму ручной труд библиотекаря;
необходимость обновления основных библиотечных фондов (произведения классической литературы, произведения современных авторов, детская литература, отраслевая и методическая литература, справочные издания, а также произведения гражданско-патриотической направленности, используемые при освоении обучающимися основных общеобразовательных программ).
13. Приоритетное развитие ИБЦ общеобразовательных организаций в Московской области требует решения данных проблем и разработки мероприятий, в перспективе реорганизации библиотек в общеобразовательных организаций в ИБЦ общеобразовательных организаций.
III. Цели и задачи Концепции
14. Целью настоящей Концепции является определение основных направлений развития библиотек общеобразовательных организаций как ключевого инструмента новой инфраструктуры общеобразовательных организаций в Московской области, обеспечивающих современные условия обучения и воспитания.
15. Задачи реализации Концепции развития ИБЦ в Московской области:
совершенствование нормативно-правового, научно-методического, информационно-ресурсного и программного обеспечения библиотек;
модернизация системы методической и информационной поддержки формирования и развития сети школьных ИБЦ на региональном уровне;
обеспечение полноценного функционирования библиотек для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
совершенствование системы повышения квалификации специалистов библиотек общеобразовательных организаций.
IV. Основные направления реализации Концепции
16. Координацию формирования, развития и деятельности ИБЦ общеобразовательных организаций в Московской области целесообразно возложить на государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Академия социального управления" (далее - АСОУ).
17. АСОУ должно разрабатывать инновационные модели библиотек общеобразовательных организаций в Московской области; осуществлять методическое и информационное сопровождение развития сети ИБЦ общеобразовательных организаций в Московской области; координировать инновационные практики, направленные на организацию эффективной деятельности ИБЦ; проводить мониторинг и распространение лучших практик деятельности ИБЦ; координировать доступ ИБЦ к электронным библиотекам в соответствии с их информационными запросами; организовать взаимодействие с Федеральным информационно-методическим центром, Министерством образования Московской области, государственными организациями и общественными объединениями; создать инфраструктуру для дополнительного профессионального образования библиотечных работников, анализировать деятельность школьных ИБЦ.
18. В рамках совершенствования нормативно-правового и научно-методического обеспечения:
разработать/актуализировать нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность регионального ИБЦ и его сотрудников;
разработать регламент взаимодействия организаций, участников региональной сети библиотек и информационно-библиотечных центров общеобразовательных организаций Московской области.
19. В рамках информационного и методического сопровождения ИБЦ:
разработать методические рекомендации по развитию ИБЦ и совершенствованию деятельности школьных библиотек Московской области, находящихся в условиях недостаточной обеспеченности кадрами;
организовать информационно-методическую поддержку (в т.ч. удаленную) посредством проведения мероприятий (конференции/видеоконференции, семинары, вебинары);
организовать консультирование, в т.ч. адресную методическую помощь;
выявлять и распространять лучшие библиотечные практики через мероприятия различного уровней;
способствовать сотрудничеству и взаимодействию ИБЦ с государственными организациями и общественными объединениями, Министерством образования Московской области, а также библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.
20. В рамках развития информационно-ресурсного и программного обеспечения необходимо:
обеспечить пополнение школьных библиотечных фондов, в т.ч. через использование электронных ресурсов национальных библиотек;
обеспечить доступ к современным программным средствам работы с информацией, в т.ч. основанным на облачных технологиях.
21. В рамках совершенствования системы повышения квалификации специалистов школьных библиотек необходимо:
разработать/актуализировать программы курсов переподготовки и повышения квалификации школьных библиотекарей на базе АСОУ и муниципальных методических центров;
обеспечить организацию и проведение систематических методических мероприятий в целях повышения профессиональной компетентности библиотекарей;
обеспечить проведение и поддержку конкурсов профессионального мастерства для библиотекарей.
22. Реализация перечисленных направлений поддержки деятельности ИБЦ позволит библиотекарям обеспечить и организовать продуктивное сотрудничество между всеми участниками образовательных отношений.
V. Реализация Концепции
23. Реализация настоящей Концепции предполагает ряд этапов:
I этап - организационно-координационный:
разработка и утверждение Концепции развития информационно-библиотечных центров в Московской области;
проведение координационных совещаний с руководителями органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования;
создание Регионального информационно-библиотечного центра на базе АСОУ.
На уровне общеобразовательной организации:
пересмотр имеющейся документации, регламентирующей деятельность школьной библиотеки, в соответствии с Уставом и Программой развития общеобразовательной организации;
отражение деятельности школьной библиотеки в планах и публичных отчетах директора общеобразовательной организации;
выделение в статьях сметы общеобразовательной организации на учебные расходы отдельных строк на финансирование деятельности школьной библиотеки, прежде всего, на комплектование учебных и основных фондов;
в библиотеках и ИБЦ общеобразовательных организаций предусматривать пространственно-обособленные зоны различных типов: зону для получения информационных ресурсов во временное пользование, зону для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей, зону для коллективной работы с гибкой организацией пространства, презентационную зону для организации выставок и экспозиций, рекреационную зону для разнообразного досуга и проведения мероприятий;
создание условий для доступа к электронным (цифровым) библиотекам, обеспечивающим доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам, организация доступа к полнотекстовым молодежным и педагогическим электронным библиотекам;
включение в программу информатизации общеобразовательной организации с целью обеспечения школьных библиотек необходимым оборудованием для автоматизированного рабочего места библиотекаря и рабочих мест пользователей, мультимедийной и компьютерной техникой;
включение библиотеки в проекты и образовательные программы, разрабатываемые общеобразовательной организацией;
содействие в переподготовке и повышении квалификации школьных библиотекарей, педагогов-библиотекарей;
рекомендовать введение в штатное расписание школы должности педагог-библиотекарь;
разработка и поддержка общешкольных проектов (программ):
"Школьная библиотека/ИБЦ как центр развития чтения", "Школьная библиотека/ИБЦ как центр формирования информационной культуры всех участников образования".
II этап - научно-методический:
поддержка и продвижение международных и всероссийских проектов (программ) по вопросам поддержки детского чтения, основам информационной культуры личности и формированию медийно-информационной грамотности на уровне Московской области;
проведение региональных научно-методических семинаров по актуальным вопросам совершенствования кадрового обеспечения работы ИБЦ;
создание на сайте АСОУ страницы "Региональный ИБЦ в Московской области" для обмена опытом, информации о деятельности передовых ИБЦ и т.д.;
разработка научно-методических документов, регулирующих деятельность регионального ИБЦ, муниципальных ИБЦ и ИБЦ общеобразовательных организаций, а также регламентирующих их взаимодействие;
проведение региональной конференции "ИБЦ общеобразовательных организаций в Московской области: развитие и перспективы";
распространение опыта по организации ИБЦ на базе общеобразовательных организаций в других муниципальных образованиях Московской области;
разработка и ежегодная актуализация программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников библиотек общеобразовательных организаций и ИБЦ общеобразовательных организаций в Московской области;
проведение комплексного анализа кадрового обеспечения общеобразовательных организаций Московской области библиотечными кадрами, работающими в сфере образования;
подготовка сборника материалов библиотечных работников системы образования в Московской области по организации ИБЦ общеобразовательных организаций.
III этап - материально-технический этап:
подключение ИБЦ общеобразовательных организаций к ресурсам электронных библиотек;
участие в создании, наполнении и сопровождении федерального электронного каталога печатных и электронных изданий, электронных образовательных ресурсов для ИБЦ общеобразовательных организаций;
апробация программных продуктов, обеспечивающих деятельность ИБЦ общеобразовательных организаций (внедрение в работу ИБЦ общеобразовательных организаций автоматизированной библиотечной системы).
IV этап - информационно-аналитический:
участие специалистов системы образования в Московской области на Всероссийском библиотечном форуме;
организация и проведение выставок с результатами деятельности ИБЦ общеобразовательных организаций, в том числе в виртуальном формате, в рамках проведения всероссийских, региональных, муниципальных мероприятий;
размещение информации о проводимых мероприятиях ИБЦ общеобразовательных организаций на сайтах АСОУ, общеобразовательных организаций, в которых есть ИБЦ;
организация и проведение мониторинга развития библиотек общеобразовательных организаций/ИБЦ общеобразовательных организаций Московской области;
участие в мониторинге, проводимом оператором Концепции развития школьных информационных центров на федеральном уровне ФИМЦ "Библиотека имени К.Д. Ушинского";
подготовка и предоставление информационно-аналитического отчета по результатам реализации Концепции развития информационно-библиотечных центров в Московской области.
Реализация настоящей Концепции обеспечит создание условий для развития библиотек общеобразовательных организаций в Московской области, улучшит качество преподавания и изучения всех учебных предметов.
В результате реализации Концепции будет создано единое современное информационно-образовательное пространство, обеспечивающее необходимые условия и инфраструктуру для систематического обновления содержания общего образования и комплексной поддержки региональной сети информационно-библиотечных центров Московской области.
Утвержден
приказом
Министерства образования
Московской области
от 25 октября 2019 г. N 2728
План
мероприятий по реализации Концепции развития информационно-библиотечных центров в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в Московской области на период 2019 - 2023 годов
N |
Наименования мероприятия |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
Вид документа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Организационно-координационный этап | ||||
1. |
Разработка и утверждение Концепции развития информационно-библиотечных центров в Московской области |
IV квартал 2019 года |
Министерство образования Московской области, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Академия социального управления" (далее - АСОУ) |
Приказ Министерства образования Московской области |
2. |
Проведение координационных совещаний с руководителями органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования |
Ежегодно 2020 - 2023 года |
Министерство образования Московской области; АСОУ |
Программы проведения совещаний |
3. |
Создание Регионального информационно-библиотечного центра на базе АСОУ |
I квартал 2020 года |
Министерство образования Московской области; АСОУ |
Приказ АСОУ |
4. |
Открытие ИБЦ на базе общеобразовательных организаций в Московской области |
I квартал 2021 года |
Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющие управление в сфере образования; АСОУ; Ассоциация библиотечных работников системы образования Московской области |
Материалы на сайтах муниципальных органов управления образованием, АСОУ, Ассоциации библиотечных работников системы образования Московской области |
II. Научно-методический этап | ||||
5. |
Поддержка и продвижение международных и всероссийских проектов (программ) по вопросам поддержки детского чтения, основам информационной культуры личности и формированию медийно-информационной грамотности на уровне Московской области |
Ежегодно 2020 - 2023 года |
Министерство образования Московской области; АСОУ |
Планы мероприятий |
6. |
Проведение региональных научно-методических семинаров по актуальным вопросам совершенствования кадрового обеспечения работы ИБЦ |
Ежегодно 2020 - 2023 года |
АСОУ; Федеральный информационно-методический центр; Ассоциация библиотечных работников системы образования Московской области |
Информационно-аналитические материалы |
7. |
Создание на сайте АСОУ страницы "Региональный ИБЦ в Московской области" |
I квартал 2020 года |
АСОУ |
Информация на сайте регионального информационно-библиотечного центра АСОУ |
8. |
Разработка научно-методических документов, регулирующих деятельность регионального ИБЦ, муниципальных ИБЦ и ИБЦ общеобразовательных организаций |
II квартал 2020 года |
Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющие управление в сфере образования; АСОУ |
Примерные (модельные) регламенты работы (положение, штатное расписание и др.) регионального информационно-библиотечного центра, муниципальных ИБЦ и ИБЦ общеобразовательных организаций |
9. |
Проведение региональной конференции "ИБЦ общеобразовательных организаций в Московской области: развитие и перспективы" |
I квартал 2021 года |
АСОУ; Федеральный информационно-методический центр; Ассоциация библиотечных работников системы образования Московской области |
Научно-методический сборник материалов (статей) |
10. |
Распространение опыта по организации ИБЦ на базе общеобразовательных организаций |
Ежегодно 2020 - 2023 года |
Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющие управление в сфере образования; АСОУ; общеобразовательные организации - победители конкурсного отбора по созданию ИБЦ на базе общеобразовательных организаций |
Материалы на сайтах муниципальных органов управления образованием, АСОУ |
11. |
Разработка и ежегодная актуализация программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников библиотек и ИБЦ общеобразовательных организаций в Московской области |
Ежегодно 2021 - 2023 года |
АСОУ; муниципальные методические центры на местах, имеющие лицензию на образовательную деятельность |
Дополнительные профессиональные программы, отражающие актуальные вопросы содержания и организации работы библиотеки и ИБЦ общеобразовательных организаций с использованием и дистанционных технологий в обучении |
12. |
Проведение комплексного анализа кадрового обеспечения общеобразовательных организаций в Московской области библиотечными кадрами, работающими в сфере образования |
Ежегодно 2020 - 2023 года |
АСОУ |
Аналитическая справка |
13. |
Подготовка сборника материалов библиотечных работников системы образования Московской области по организации на базе общеобразовательных организаций ИБЦ |
II - IV кварталы 2020 года |
Ассоциация библиотечных работников системы образования Московской области |
Сборник материалов библиотечных работников системы образования Московской области |
III. Материально-технический этап | ||||
14. |
Подключение ИБЦ общеобразовательных организаций к ресурсам электронных библиотек |
2021 - 2022 года |
Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющие управление в сфере образования; АСОУ |
Регламент обеспечения ИБЦ общеобразовательных организаций через использование электронных ресурсов |
IV. Информационно-аналитический этап | ||||
15. |
Участие специалистов системы образования в Московской области на Всероссийском библиотечном форуме |
Ежегодно 2019 - 2023 годы (в соответствии с регламентами проведения форумов) |
Министерство образования Московской области; АСОУ; Ассоциация библиотечных работников системы образования Московской области |
Информационные материалы |
16. |
Организация и проведение выставок с результатами деятельности ИБЦ общеобразовательных организаций, в том числе в виртуальном формате, в рамках проведения всероссийских, региональных, муниципальных мероприятий |
Ежегодно 2021 - 2023 года |
АСОУ; органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющие управление в сфере образования; Ассоциация библиотечных работников системы образования Московской области |
Выставочные материалы |
17. |
Размещение информации о проводимых мероприятиях ИБЦ общеобразовательных организаций на сайте Регионального информационно-библиотечного центра АСОУ |
2021 - 2023 года |
АСОУ; общеобразовательные организации с ИБЦ |
Регламенты предоставления информации о работе ИБЦ общеобразовательных организаций |
18. |
Организация и проведение мониторинга развития библиотек общеобразовательных организаций/ИБЦ общеобразовательных организаций в Московской области |
ежегодно II квартал |
АСОУ |
Аналитическая справка |
19. |
Участие в мониторинге, проводимом оператором Концепции развития школьных информационных центров на федеральном уровне ФИМЦ "Библиотека имени К.Д. Ушинского" |
2019 - 2023 годы (в соответствии с установленными регламентами) |
Министерство образования Московской области; АСОУ |
Информация, предоставляемая в виде таблиц |
20. |
Подготовка и предоставление информационно-аналитического отчета по результатам реализации Концепции развития информационно-библиотечных центров в Московской области |
IV квартал 2023 года |
АСОУ |
Информация, размещенная на официальном сайте Министерства образования Московской области и АСОУ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Московской области от 25 октября 2019 г. N 2728 "Об утверждении Концепции развития информационно-библиотечных центров в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в Московской области"
Текст приказа опубликован на сайте Министерства образования Московской области (https://mo.mosreg.ru) 10 февраля 2020 г.