Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 января 2020 г. N 85-АПА19-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
Председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.,
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению государственного предприятия Калужской области "Калугаоблводоканал" о признании недействующим приказа министерства конкурентной политики Калужской области от 21 января 2019 г. N 7-РК "Об установлении тарифов на транспортировку воды и транспортировку сточных вод для общества с ограниченной ответственностью "Глорион" на 2019 год" по апелляционной жалобе государственного предприятия Калужской области "Калугаоблводоканал" на решение Калужского областного суда от 29 июля 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя государственного предприятия Калужской области "Калугаоблводоканал" Дегтяревой Л.В., представителя министерства конкурентной политики Калужской области Сосиной И.В., специалиста Зимихиной Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
государственное предприятия Калужской области "Калугаоблводоканал" (далее - ГП "Калугаоблводоканал") обратилось в Калужский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа министерства конкурентной политики Калужской области от 21 января 2019 г. N 7-РК "Об установлении тарифов на транспортировку воды и транспортировку сточных вод для общества с ограниченной ответственностью "Глорион" на 2019 год".
Решением Калужского областного суда от 29 июля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГП "Калугаоблводоканал" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Относительно апелляционной жалобы министерство конкурентной политики Калужской области, ООО "Глорион" и прокуратура Калужской области представили возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Приказом министерства конкурентной политики Калужской области от 21 января 2019 г. N 7-РК установлены и введены в действие тарифы на транспортировку сточных вод для ООО "Глорион" (транзитная организация), применяющего упрощенную систему налогообложения, на 2019 год (с 05 февраля по 31 декабря 2019 г.) согласно приложению к данному приказу: на транспортировку воды - 12,54 руб./куб.м., на транспортировку сточных вод - 9,58 руб./куб.м.
Обращаясь с административным исковым заявлением в суд, ГП "Калугаоблводоканал" (гарантирующая организация) указало, что тарифы на транспортировку воды и сточных вод, установлены органом регулирования с нарушением требований законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения. По мнению административного истца, органом регулирования при установлении тарифов неправильно рассчитан объем отпуска воды и объем принятых транзитной организацией сточных вод за последний отчетный год, необоснованно учтены расходы на обслуживание сетей хозяйственно-питьевого водопровода, расположенных по пер. Михалевский, д. .24, г. Калуга., а также расходы на покупку электроэнергии.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 г. N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).
Согласно части 1 статьи 31 названного Закона к регулируемым видам деятельности относится в том числе холодное водоснабжение. В сфере холодного водоснабжения регулированию, в частности, подлежат тарифы на питьевую воду (питьевой водоснабжение) и на транспортировку воды.
В силу пунктов 5,6 Основ ценообразования после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения орган регулирования начиная с очередного периода регулирования устанавливает для гарантирующей организации, в частности тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, а для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку холодной воды и сточных вод.
Согласно пункту 13 Правил регулирования тарифов открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.
Пункт 17 названных Правил содержит перечень документов, необходимых для представления в орган регулирования при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в экспертном заключении.
Согласно материалам дела, на основании заявлений ООО "Глорион" от 24 и 25 декабря 2018 г. органом регулирования 28 декабря 2018 г. изданы приказы N 540-д и 541-д об открытии дел об установлении одноставочных тарифов на транспортировку воды и сточных вод для общества на 2019 год, с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).
По результатам рассмотрения представленных ООО "Глорион" материалов 10 января 2019 г. подготовлено экспертное заключение по расчету тарифов, согласно которому, расходы общества по регулируемым видам деятельности приняты в сумме 1 542,41 тыс. руб., в то числе расходы на электроэнергию в сумме 219,53 тыс. руб., амортизация основных средств - 59,72 тыс. руб.
Отклоняя довод ГП "Калугаоблводоканал" о том, что ООО "Глорион" не отвечает требованиям, предъявляемым к организации, эксплуатирующей водопроводные и канализационные сети, в связи с не представлением последним договоров о реализации товаров (работ, услуг), суд первой инстанции, исходя из норм пункта 17(1) Правил регулирования тарифов, установив, что поскольку ООО "Глорион" ранее не осуществляло регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, то у регулируемой организации оснований для обязательного приложения к заявлению об установлении тарифов копий вышеуказанных договоров не имелось.
Также суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела договор купли-продажи от 08 октября 2018 г. N 24/18, заключенный ООО "Глорион" с ООО "ПКП "ЕвроФасад" о приобретении хозяйственно-питьевого водопровода, протяженностью 41 п.м.,
расположенного по адресу: г. Калуга, пер. Михалевский, д. 24, акт приема- передачи указанного объекта от 08 октября 2018 г., выписку из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающей право собственности ООО "Глорион" на названный объект, а также письменные объяснения ООО "ПКП "ЕвроФасад" (письмо от 14 июня 2019 г. N 79), сделал обоснованный вывод, что обществом осуществляется обслуживание сетей хозяйственно-питьевого водопровода, расположенных по указанному адресу.
С учетом данных обстоятельств и при отсутствии доказательств экономической необоснованности понесенных обществом затрат, у органа регулирования не имелось оснований для исключения из состава расходов затрат на амортизацию и техническое обслуживание вышеуказанной сети.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний N 1746-э расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к настоящим Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).
Объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется по формуле, предусмотренной в пункте 5 названных Методических указаний, которая включает такие переменные, как объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году, предшествующему году, в котором устанавливается тариф; расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году, на который устанавливается тариф, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить), планируемое в году, на который устанавливается тариф, изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к предшествующему году, связанное с изменением нормативов потребления воды.
Принимая во внимание, что объекты водоснабжения и водоотведения, принадлежащие ООО "Глорион", введены в эксплуатацию в 2018 году, а также учитывая отсутствие у регулируемой организации данных о фактическом объеме реализации за предыдущие три года, изменений в 2019 году нормативов потребления воды и заключенного договора на транспортировку холодной воды с ГП "Калугаоблводоканал", то расчет, произведенный органом регулирования с учетом фактических данных об объемах реализации услуг по транспортировке воды и сточных вод за 11 месяцев 2018 года, подтвержденных гарантирующей организацией, не противоречит пункту 5 Методических указаниям N 1746-э.
Признавая несостоятельным довод административно истца о необоснованном учете органом регулирования при установлении тарифов на транспортировку воды и сточных вод затрат ООО "Глорион" на покупку электрической энергии для работы насосной станции (для водоснабжения домов, расположенных по адресам: г. Калуга, ул. Гурьянова д. 69, и ул. Изумрудная, д. 24), суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы деда договоры, заключенные с ЗАО "Калужский завод строительных материалов" от 01 августа 2018 г. и от 03 августа 2018 г., письменные пояснения данной организации, установил, что сеть водоснабжения, расположенная по адресу: г. Калуга, ул. Гурьянова, д. 69, технологически связана с водопроводной сетью, расположенной по адресу: г. Калуга, ул. Гурьянова, д. 71, принадлежащей обществу на праве собственности, и подключена в свою очередь к насосной станции.
Таким образом, поскольку вода для дома, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Гурьянова д. 69, транспортируется по водопроводной сети, принадлежащей ООО "Глорион", то оснований для исключения расходов на потребляемую электрическую энергию для насосной станции у органа регулирования не имелось.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Калужского областного суда от 29 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного предприятия Калужской области "Калугаоблводоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 января 2020 г. N 85-АПА19-4
Текст определения опубликован не был