Методический сборник "Развитие структурных подразделений профессиональных образовательных организаций на предприятиях и в организациях, обеспечивающих совмещение теоретической подготовки с практическим обучением"*
Введение
Методический сборник "Развитие структурных подразделений профессиональных образовательных организаций на предприятиях и в организациях, обеспечивающих совмещение теоретической подготовки с практическим обучением" подготовлен в рамках реализации пункта 4 раздела VII Комплекса мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Уставом образовательной организации.
Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры и могут иметь различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В соответствии с Порядком создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую, подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2013 г. N 958, структурные подразделения создаются в целях практической подготовки обучающихся по соответствующей образовательной программе, путем реализации образовательной организацией части образовательной программы соответствующего профиля, направленной на формирование, закрепление и развитие умений и компетенций, и включающей возможность проведения всех видов учебных занятий и осуществления научной деятельности.
Кроме того, обеспечение практического обучения студентов по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена может осуществляться путем формирования и развития взаимовыгодных партнерских отношений между образовательными организациями и работодателями в рамках заключаемых ими договоров и соглашений.
Материалы, используемые в методическом сборнике, размещены для использования заинтересованными участниками отношений в сфере образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе на сайте "База эффективных практик" (www.wikiregstandard.ru).
Практики развития структурных подразделений профессиональных образовательных организаций на предприятиях и в организациях, обеспечивающих совмещение теоретической подготовки с практическим обучением
Создание базовой кафедры ТО ГБПОУ "Жердевский колледж сахарной промышленности"
Регион, в котором реализуется практика, - Тамбовская область.
Описание текущей ситуации в рассматриваемой области
Приоритетной задачей ТО ГБПОУ "Жердевский колледж сахарной промышленности" является выстраивание эффективной системы подготовки кадров, востребованных рынком труда. Одним из ключевых элементов этой системы является практико-ориентированное обучение.
Описание практики
В целях обеспечения качественной подготовки молодых специалистов по специальностям 19.02.04 "Технология сахаристых продуктов", 35.02.16 "Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования", 36.02.01 "Ветеринария" созданы базовые кафедры прогрессивных технологий.
Подписаны договоры о создании базовых кафедр с ФГБОУ ВО "Воронежский государственный университет инженерных технологий", ИП - главой КФХ Антиповым И.С. и ТОГБУ "Жердевская станция по борьбе с болезнями животных".
Переход на практико-ориентированное обучение обеспечивает решение нескольких задач:
- создание продуманной и развитой системы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся;
- обеспечение научно-методического сопровождения образовательного процесса на всех его этапах;
- формирование общих дидактических принципов обучения через действие и процесс, основанного на осмысленном выполнении рабочих задач, что обеспечивает качественный результат профессиональной деятельности;
- соблюдение принципов независимости оценки результатов обучения как студентов, так и педагогических кадров;
- обновление образовательных программ с учетом требований работодателя и профессионального стандарта.
Структурно функциональная модель включает в себя:
- разработку нормативно-правовых документов, регламентирующих совместную деятельность колледжа и социальных партнеров;
- обновление содержания образовательной программы, удовлетворяющей требованиям ФГОС СПО, профессиональным стандартам и требованиям работодателя;
- разработка учебного плана и календарного графика, синхронизированных с деятельностью работодателя и его возможностями;
- организацию производственной практики на основе интеграции теоретических знаний и освоения производственных технологий отрасли в условиях производства, которая способствует повышению уровня мотивации к освоению нового в выбранной профессии, обновлению содержания видов практик и учебных программ, увеличению процента трудоустройства выпускников на предприятиях отрасли и их карьерному росту;
- организацию работы по содействию трудоустройства выпускников колледжа, совместное планирование его деятельности, отслеживание результатов и обобщение опыта;
- проведение совместных мероприятий и конференций, деловых встреч, экскурсий, способствующих созданию атмосферы взаимного сотрудничества.
Выделены основные стратегии развития партнерства:
- экономическая - создание сферы эффективных образовательных услуг, своевременно удовлетворяющих спрос партнера;
- социальная - создание гарантий для выпускников СПО;
- маркетинговая - пропаганда передовых образовательных технологий, организация профориентационной работы;
- правовая - обеспечение разработки нормативно-правовой базы партнерских взаимоотношений.
Все это позволяет эффективно использовать учебные площади работодателя в образовательном процессе, создает единую базу нормативно-правового, научно-методического обеспечения.
Основные участники практики:
- Управление образования и науки Тамбовской области;
- ТОГБУ "Жердевская станция по борьбе с болезнями животных", ИП - глава КФХ Антипов И.С.;
- ТО ГБПОУ "Жердевский колледж сахарной промышленности".
Описание механизма становления практики:
- заключение трехсторонних договоров о взаимном сотрудничестве в подготовке кадров;
- заключение трудовых договоров между предприятием и студентом;
- открытие инновационной лаборатории на базе предприятия;
- корректировка образовательного процесса;
- проведение мастер-классов.
Материально-техническая и производственная базы практики
Для формирования профессиональных компетенций и практических навыков в процессе теоретического блока на базе ИП - главы КФХ Антипова И.С. создана учебная лаборатория, оснащенная макетами и современной сельскохозяйственной техникой, на базе ООО "Русагро - филиал "Жердевский" - инновационная лаборатория, на базе ТОГБУ "Жердевская станция по борьбе с болезнями животных" - учебная лаборатория.
Лабораторные базы используются и при подготовке участников чемпионата "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)". .
Нормативная база:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 349-р "Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. N 366-р "Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2013 г. N 159 "Об утверждении Порядка создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность";
- договор о создании базовой кафедры.
Ключевые факторы успеха:
- благодаря работе базовых кафедр работодатели получают выпускников с необходимыми компетенциями, востребованными на рынке труда;
- реализация образовательных программ на базовых кафедрах проходит с участием ведущих специалистов предприятий, которые являются соруководителями выпускных квалификационных работ студентов, производственных практик;
- организация образовательного процесса на базовой кафедре имеет существенное преимущество: значительно сокращается процесс адаптации молодых специалистов на предприятии;
- приобретение навыков производственной деятельности на базовой кафедре позволяет студентам развить профессиональные компетенции, что способствует трудоустройству выпускников по полученным профессии и специальности.
Возможности тиражирования практики
Опыт создания базовой кафедры по перспективным профессиям сельскохозяйственного профиля может быть реализован в субъектах Российской Федерации. ТО ГБПОУ "Жердевский колледж сахарной промышленности" готов тиражировать опыт на другие специальности внутри учебного заведения.
Практика сетевого взаимодействия ОАО "Первоуральский Новотрубный завод" и ГАПОУ СО "Первоуральский металлургический колледж"
Регион, в котором реализуется практика, - Свердловская область, Основная цель данного сетевого взаимодействия - подготовка высококвалифицированных кадров для металлургической отрасли.
Основное направление реализации практики - практико-ориентированное (дуальное) образование.
Описание практики
Сетевое взаимодействие ОАО "Первоуральский Новотрубный завод" (далее - ОАО "ПНТЗ") и ГАПОУ СО "Первоуральский металлургический колледж" (далее - ПМК) является примером сетевой формы реализации образовательных программ, при которой на базе работодателя (ОАО "ПНТЗ") имеется образовательный центр. Обучающиеся осваивают образовательную программу в ПМК и образовательном центре ОАО "ПНТЗ", а стажировку проходят у работодателя - ОАО "ПНТЗ". Участники сетевого взаимодействия реализуют определенную часть образовательной программы.
Основой реализации подготовки студентов в рамках данной модели взаимодействия является проведение:
- теоретической части обучения на базе ПМК (общеобразовательный цикл и общепрофессиональный цикл на 1-м и 2-м курсах обучения, профессиональные циклы, модули на 3-м курсе, написание курсовых и выпускной квалификационной работы на 4-м курсе);
.- практического обучения на базе образовательного центра ОАО "ПНТЗ" (учебная и ознакомительная практики на 2-м курсе, производственная практика на 3-4-м курсах);
- производственные стажировки в цехах "белой металлургии" ОАО "ПНТЗ" - "Железный озон 32", "Финишный центр" и "Высота 239".
Условия, созданные в образовательном центре ОАО "ПНТЗ", позволяют осуществлять образовательную деятельность на его базе по дуальным учебным планам, в которых до 70% учебного времени выделено на практическое профессиональное обучение.
Материально-техническая и производственная база организации практики (далее - МТБ)
В рамках данной практики финансирование МТБ для образовательного центра ОАО "ПНТЗ" осуществляется за счет средств работодателя (ОАО "ПНТЗ"). Схема полной или частичной компенсации расходов предприятия не реализуется ввиду отсутствия выявленных инструментов осуществления выплат.
В рамках взаимодействия осуществляется субсидирование на выполнение государственного задания ПМК. Субсидии расходуются на оплату труда преподавателей ПМК за проведенные педагогические часы.
Субсидии на иные цели (цель направления субсидии определяется в Соглашениях) из областного бюджета выделялись на приобретение объектов нефинансовых активов, приобретение оборудования по стандартам WorldSkills, которое установлено в помещениях образовательного центра на территории ОАО "ПНТЗ", переданных ПМК в безвозмездное пользование.
При командировании сотрудников для обеспечения образовательного процесса и направлении студентов ПМК в рамках программы "Будущее Белой металлургии" используются средства ОАО "ПНТЗ", направленные ПМК по договорам пожертвования на указанные цели.
Кроме того, ОАО "ПНТЗ" по договорам пожертвования осуществляет финансирование следующих статей затрат для ПМК:
- приобретение нефинансовых активов;
- дополнительное материальное поощрение сотрудников (с учетом взносов во внебюджетные фонды);
- материальное поощрение студентов (стипендия);
- организация поездок студентов и преподавателей для практического обучения и внеучебной деятельности;
- организация обучения сотрудников ПМК;
- информационно-консультационные услуги;
- культурно-массовые мероприятия.
Ключевые факторы успеха
Результатами обучения и сетевого взаимодействия являются:
- государственная итоговая аттестация в конце 8-го семестра обучения;
- выпускная квалификационная работа на 4-м курсе обучения.
Практика сетевого взаимодействия в реализации образовательных программ ГОБПОУ "Липецкий машиностроительный колледж"
Регион, в котором реализуется практика, - Липецкая область.
Описание текущей ситуации в рассматриваемой области
Стратегической целью ГОБПОУ "Липецкий машиностроительный колледж" (далее - ГОБПОУ "ПМК") является формирование профессиональных компетенций, социально адаптированной личности конкурентоспособного специалиста по специальности 08.02.08 "Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения".
С этой целью ГОБПОУ "ЛМК" на протяжении многих лет сотрудничает с АО "Газпром газораспределение Липецк".
Сегодня для производства требуются специалисты не только с навыками работы, и поэтому ясно, что не достаточно выполнить работы на муляжах и тренажерах, а нужны специалисты со сформированными навыками и профессиональными компетенциями, которые нельзя получить без реального оборудования, мощной производственно-технической базы.
Основное направление реализации практики - практико-ориентированное (дуальное) образование.
Описание практики
Социальное партнерство по специальности 08.02.08 "Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения" реализуется в виде сетевого взаимодействия по следующим направлениям: предоставление рабочих мест для прохождения практики, разработка образовательной программы, стажировка преподавателей специальных дисциплин, проведение экскурсий, участие в профориентационных мероприятиях, при этом отдельно стоит выделить проведение лабораторно-практических занятий в учебно-методическом центре и отработку навыков ведения газоопасных работ на учебно-тренировочном полигоне.
До 50% выпускников ГОБПОУ "ЛМК" трудоустраивается по специальности благодаря сложившийся системе взаимодействия с АО "Газпром газораспределение Липецк".
Сетевое взаимодействие дает образовательным организациям большую образовательную свободу, расширяя возможности базового образования и профессиональной подготовки.
Сетевое взаимодействие решает несколько проблем учебного заведения:
- материально-техническую - расходуя ресурсы на приобретение учебно-лабораторной базы по специальности 08.02.08 "Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения", не представляется возможным полноценно реализовать профессиональные образовательные программы до уровня, требуемого работодателями;
- методическую - развитие методической базы осуществляется в процессе сотрудничества с работодателем при использовании опыта специалистов предприятия;
- кадровую - кадровый состав учебного заведения стажируется на базовой площадке работодателя, для студентов и преподавателей ГОБПОУ "ЛМК" созданы все условия для творческой самореализации.
Преподаватели по специальности 08.02.08 "Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения" - это педагоги с высшей и первой квалификационными категориями. В образовательном процессе используются современные педагогические технологии: информационно-коммуникативные, проектные, развитие критического мышления и т.д.
При сетевом взаимодействии проявляется профессиональная адаптация студентов к условиям труда.
Описание механизма практики
Студенты 4-го курса, обучающиеся по специальности 08.02.08 "Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения", посещают учебно-тренировочный полигон АО "Газпром газораспределение Липецк" для отработки навыков выполнения газоопасных работ.
Специалисты учебно-тренировочного полигона знакомят студентов с устройством полигона, который представляет собой современный комплекс для обучения, подготовки специалистов и отработки практических навыков газоопасных работ в контролируемых условиях, максимально приближенных к реальным рабочим условиям.
На полигоне имеются: макет газового колодца, площадка-макет демонстрации газовой арматуры, котлован с газопроводами, модели газовых вводов в жилые дома и другие действующие макеты оборудования.
В результате обучающиеся овладевают знаниями правил техники безопасности, методов работы со специализированным оборудованием и инструментами. Работодатель участвует в оценке качества выпускников при проведении квалификационных экзаменов по профессиональным модулям и государственной итоговой аттестации.
Современный специалист - это творчески мыслящий работник своего дела, способный направлять свои навыки и умения для реализации полученных знаний, обладающий человеческими качествами, необходимыми для достижения определенной цели.
Практика сетевого взаимодействия БПОУ ОО "Сибирский профессиональный колледж" с ООО "Лузинское зерно"
Регион, в котором реализуется проект, - Омская область. Основное направление реализации практики -- практико-ориентированное (дуальное) образование.
Описание практики
Сетевое взаимодействие БПОУ Омской области "Сибирский профессиональный колледж" (далее - БПОУ ОО "СПК") и ООО "Лузинское зерно" - пример сетевой формы реализации основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих по профессии 35.01.13 "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства".
При реализации сетевого взаимодействия на базе ООО "Лузинское зерно" студенты БПОУ ОО "СПК" получают возможность закрепить освоенные профессиональные компетенции и приобрести практический опыт непосредственно на рабочих местах предприятия, с частичным или полным погружением в производственный процесс.
Важнейшим направлением сетевого взаимодействия является обновление содержания вариативной части ОПОП и обеспечение ее соответствия требованиям профессиональных стандартов и стандартов предприятия.
Основным преимуществом сетевого взаимодействия колледжа и ООО "Лузинское зерно" является возможность приблизить учебный процесс к предъявляемым требованиям 000 "Лузинское зерно". Это ориентирует студентов на получение практических навыков по решению реальных производственных задач, что позволяет приступить к профессиональной деятельности сразу после окончания обучения в БПОУ ОО "СПК".
Материально-техническая и производственная база практики - производственные ресурсы ООО "Лузинское зерно".
Ключевые факторы успеха:
- ООО "Лузинское зерно" получает подготовленные рабочие кадры;
- БПОУ ОО "СПК" имеет возможность качественной организации и проведения производственной практики;
- закрепление наставников за студентами БПОУ ОО "СПК" в период проведения практик из числа высококвалифицированных специалистов предприятия;
- согласования ОПОП, учебного плана, графика учебно-производственного процесса, программ практик и индивидуальных заданий на практику;
- студенты приобретают практические навыки работы на конкретном рабочем месте в 000 "Лузинское зерно", возможность дальнейшего трудоустройства в 000 "Лузинское зерно";
- сокращение сроков адаптации при трудоустройстве, получение практического опыта работы на современном оборудовании.
Возможности тиражирования практики
Развитие сетевого взаимодействия БПОУ ОО "СПК" и 000 "Лузинское зерно" является эффективным инструментом интеграции образовательной и производственной среды, в том числе за счет привлечения высококвалифицированных специалистов предприятия, которые формируют необходимые профессиональные компетенции выпускников.
Практика БПОУ ОО "СПК" в данном направлении может быть использована профессиональными образовательными организациями для выстраивания сотрудничества в вопросах усиления практической направленности обучения с другими предприятиями региона.
Практика сетевого взаимодействия ПАО "НПО "Сатурн" и ГПОАУ ЯО "Рыбинский промышленно-экономический колледж"
Регион, в котором реализуется практика, - Ярославская область.
Описание практики
Сетевое взаимодействие ПАО "НПО "Сатурн" и ГПОАУ ЯО "Рыбинский промышленно-экономический колледж" (далее - Колледж) является примером сетевой формы реализации образовательных программ, при которой на базе работодателя имеется учебный центр.
Обучение проходит в Колледже, в учебном центре на базе работодателя и в производственных подразделениях ПАО "НПО "Сатурн". В процессе реализации образовательной программы Колледж, учебный центр и работодатель активно взаимодействуют: на 2-м курсе обучение проходит в Колледже и в учебном центре.
Представители ПАО "НПО "Сатурн" участвуют в подведении итогов обучения, входят в государственную аттестационную комиссию при защите выпускных квалификационных работ и проведении итоговой аттестации.
Основой реализации подготовки студентов в рамках данной модели взаимодействия является проведение:
- теоретической части обучения на базе Колледжа (общеобразовательный цикл и общепрофессиональный цикл на 1-м курсе обучения);
- практического обучения на базе Колледжа и учебного центра ПАО "НПО "Сатурн" (профессиональный цикл, профессиональные модули, учебная практика);
- практической части на базе ПАО "НПО "Сатурн".
Основные участники практики - ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн", Колледж.
Материально-техническая и производственная база организации практики
В рамках данной практики финансирование учебного центра осуществляется за счет средств работодателя. Приобретенное оборудование ставится на баланс учебного центра работодателя. Финансирование расходов на практическую подготовку на специализированном оборудовании (в том числе на расходные материалы, ремонт оборудования и оплату работ) осуществляется за счет средств работодателя.
Финансирование затрат на оплату труда мастеров производственного обучения и наставников осуществляется также за счет средств предприятия.
Понесенные затраты на проведение обучения специалистов относятся к затратам работодателя, снижающим размер полученной прибыли. Схема полной или частичной компенсации расходов не реализуется в виду отсутствия выявленных инструментов осуществления выплат.
Нормативная база:
- соглашение о сетевом взаимодействии по реализации системного проекта "Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования";
- ученический договор.
______________________________
* Направлен руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования письмом Минпросвещения России от 30.12.2019 N 05-1694.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 30 декабря 2019 г. N 05-1694 "О направлении методических сборников"
Опубликование:
журнал "Администратор образования", февраль 2020 г., N 4