Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу
от 20.01.2020 N 29П-67
Обзор
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Комитета лесного хозяйства Московской области за 2019 год
Настоящий обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Комитета лесного хозяйства Московской области (далее - Обзор) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016 г. N 7, и приказа Комитета лесного хозяйства Московской области от 31 января 2017 г. N 27П-79 "Об утверждении порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Комитета лесного хозяйства Московской области".
Обзор правоприменительной практики подготовлен за 2019 год по результатам контрольно-надзорной деятельности в сфере лесного хозяйства на территории Московской области.
I. Общие положения
Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации определены отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) в соответствии с Положением о Комитете, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений. Комитет в соответствии с переданными полномочиями осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При реализации функций по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах Комитет руководствуется следующими нормативно-правовыми актами:
1) Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ;
2) Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ;
3) Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ;
4) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
5) Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
6) Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
7) Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах";
9) постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 г. N 607 "О Правилах санитарной безопасности в лесах";
10) приказ Рослесхоза от 24 января 2012 г. N 23 "Об утверждении Правил заготовки живицы";
11) приказ Рослесхоза от 5 декабря 2011 г. N 511 "Об утверждении Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений";
12) приказ Рослесхоза от 5 декабря 2011 г. N 510 "Об утверждении Правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений";
13) приказ Рослесхоза от 23.12.2011 N 548 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности";
14) приказ Рослесхоза от 21 февраля 2012 г. N 62 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности";
15) приказ Минприроды России от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме";
16) приказ Рослесхоза от 27 декабря 2010 г. N 515 "Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых";
17) приказ Рослесхоза от 10 июня 2011 г. N 223 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов";
18) приказ Минприроды России от 12.12.2017 N 661 "Об утверждении правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и перечня случаев использования лесов для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков";
19) приказ Рослесхоза от 19.07.2011 N 308 "Об утверждении правил использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев)";
20) приказ Минприроды России от 22.11.2017 N 626 "Об утверждении правил ухода за лесами";
21) приказ Минприроды России от 25.03.2019 N 188 "Об утверждении правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений";
22) приказ Минприроды России от 13.09.2016 N 474 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации";
23) приказ Минприроды России от 21.06.2017 N 314 "Об утверждении Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства";
24) приказ Рослесхоза от 27.04.2012 N 174 "Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов";
25) Закон Московской области от 12.07.2007 N 104/2007-ОЗ "Об использовании лесов на территории Московской области";
26) ч. 1 ст. 55 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области".
Приведенный перечень нормативных правовых актов не является исчерпывающим, поскольку существует ряд подзаконных актов: постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных актов министерств и ведомств и т.д.
II. Правоприменительная практика законодательства об организации и проведении государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности
1. Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), федеральный государственный пожарный надзор в лесах реализуются Комитетом, в т.ч. посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
При подготовке плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год (далее - План) Комитет руководствовался требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановления Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Проект Плана прошел процедуру согласования с Прокуратурой Московской области на предмет законности включения объектов государственного контроля (надзора).
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Закона N 294-ФЗ с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства. В связи с введением моратория на проведение плановых проверок на 2019 - 2020 гг. в отношении субъектов малого предпринимательства данные субъекты в План проверок не включались.
В срок до 1 сентября года 2018 года (предшествующего году проведения плановых проверок) Комитетом был направлен проект ежегодного плана проведения плановых проверок в Прокуратуру Московской области на бумажном и электронном носителе.
Прокуратурой Московской области после рассмотрения проекта Плана проведения плановых проверок на 2019 год на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в срок до 1 октября года 2018 года были внесены предложения об устранении выявленных замечаний и о проведении по возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок, в т.ч. о необходимости совмещения сроков проведения проверок различными надзорными органами в отношении одного юридического лица на одну дату.
После рассмотрения предложений Прокуратуры Московской области и согласования с иными контролирующими органами сроков проведения проверок Комитетом в Прокуратуру Московской области до 1 ноября 2018 года направлен утвержденный План проведения плановых проверок на 2019 год.
Комитетом обеспечена доступность информации о подконтрольных объектах, подлежащих проверкам: на официальном сайте Комитета размещена информация о плане проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствующий период; о совокупности обязательных требований к субъектам проверки, а также о результатах проведения плановых и внеплановых проверок и статистика результатов проведения таких проверок; доклад об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Московской области в соответствующий период и об эффективности такого надзора.
2. Основаниями для проведения в 2019 году внеплановых проверок в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ являлось истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения, а также учитывались "критерии проблематичности", разработанные Комитетом, т.е. критерии, которыми Комитет руководствовался при выборе того или иного юридического лица для включения в План проверок. А именно, наиболее вероятное причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.
3. Организация проведения проверок.
Плановые и внеплановые проверки в 2019 году проведены исключительно на основании приказа председателя Комитета. Проведение проверки без приказа является грубым нарушением и влечет признание незаконными результатов проверки.
Типовая форма приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (ред. от 30.09.2016) "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Плановые и внеплановые проверки, согласованные с органами прокуратуры, проводятся в форме документарной и выездной проверки. Выбор формы проверки (документарной или выездной) определяется в каждом конкретном случае и индивидуально в отношении каждого субъекта контроля исходя из требуемых мероприятий для достижения целей и задач проверки.
Государственными лесными инспекторами в 2019 году проведена 31 плановая/внеплановая проверка юридических лиц. В ходе проведения проверок выявлено 26 нарушений лесного законодательства, из которых:
1) нарушения правил пожарной безопасности в лесах - 1;
2) нарушения правил санитарной безопасности в лесах - 13;
3) нарушения правил использования лесов - 3;
4) невыполнение в срок законного предписания об устранении выявленного нарушения - 3;
5) незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан - 4;
6) непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде - 2.
Срок проведения плановой проверки не превышал десяти рабочих дней, внеплановой - двух дней. Комитетом в 2019 году не допущено нарушения сроков проведения проверок.
Контрольно-надзорные мероприятия проведены с соблюдением прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ. В 2019 году случаев обжалования действий должностных лиц Комитета и ГКУ МО "Мособллес" при проведении проверок не было.
По результатам проверок должностными лицами, проводящими проверку, составлялся акт проверки. Акт проверки оформлялся непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручался руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случаях если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностные лица, уполномоченные на проведение проверки составляют акт о невозможности проведения соответствующей проверки, с указанием причин невозможности ее проведения (ч. 7 ст. 12 Закона N 294). По данным фактам при выявлении со стороны проверяемых лиц действий, направленных на воспрепятствование законной деятельности должностных по проведению проверок или уклонение от таких проверок лиц, должностными лицами Комитета возбуждены дела об административных правонарушениях и направлялись соответствующие материалы для рассмотрения в суд.
В 2019 году составлено 2 протокола по статье 19.4.1 КоАП РФ.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностными лицами, проводившими проверку, составлялись протоколы об административных правонарушениях и выдавались юридическому лицу предписания об устранении выявленных нарушений с указанием срока исполнения.
Сотрудниками Комитета осуществлялся своевременный контроль за выполнением выданных предписаний, за оплатой административных штрафов, за своевременной подготовкой и передачей материалов в отделы судебных приставов-исполнителей и мировым судьям.
По итогам проверок в 2019 году выдано 11 предписаний об устранении выявленных нарушений.
Проверок, результаты которых были отменены в связи с наличием грубых нарушений требований Закона N 294-ФЗ, в отчетном периоде не отмечено. Информация о показателях работы размещена на официальном сайте Комитета.
В целях контроля за выполнением выданных предписаний отслеживались сроки исполнения предписаний, проводились внеплановые проверки, по результатам которых в случае неисполнения в установленный срок предписания возбуждались и направлялись мировым судьям дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Отслеживались сроки уплаты административных штрафов в срок, предусмотренный КоАП РФ. За неуплату в установленный срок административного штрафа возбуждались и направлялись мировым судьям дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
При выборе ответственности, к которой привлекалось виновное лицо, государственными инспекторами Комитета осуществлялась оценка тяжести нарушений обязательных требований. При оценке обстоятельств, характеризующих угрозу охраняемым общественным правоотношениям, учитывалось, что совершенное правонарушение нарушает обеспечение правопорядка и законности при осуществлении хозяйственной деятельности, вызывает или не вызывает наступление негативных последствий, можно ли квалифицировать допущенное правонарушение как малозначительное, а также учитывались фактические обстоятельства дела, смягчающие или отягчающие ответственность, характер совершенного правонарушения.
4. Организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, п. 10 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного приказом Минприроды России от 12.04.2016 N 233, должностные лица Комитета и ГКУ МО "Мособллес", являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в т.ч. осуществлять мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах.
III. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
За нарушения требований лесного законодательства, установленных в ходе проведения проверок, мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, виновные лица привлекались по следующим статьям КоАП РФ:
- ст. 7.1 КоАП РФ (за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок);
- ч. 2 ст. 7.2 КоАП РФ (в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством);
- ст. 7.9 КоАП РФ (самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков);
- ст. 7.10 КоАП РФ (в части самовольной переуступки права пользования лесным участком или самовольной мены лесного участка в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством);
- ст. 8.25 КоАП РФ (нарушение правил использования лесов);
- ст. 8.26 КоАП РФ (самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов);
- ст. 8.27 КоАП РФ (нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства);
- ст. 8.28 КоАП РФ (незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан);
- ст. 8.29 КоАП РФ (уничтожение мест обитания животных);
- ст. 8.30 КоАП РФ (уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ);
- ст. 8.31 КоАП РФ (нарушение правил санитарной безопасности в лесах);
- ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах);
- ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей);
- ст. 19.4.1 КоАП РФ (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля);
- ч. 1 ст. 19.5 КоАП (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства);
- ст. 19.6 КоАП РФ (непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения);
- ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде);
- частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП);
- частью 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ (за нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней).
Типичными нарушениями, выявленными в ходе проверок, мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, являются: нарушение правил пожарной безопасности в лесах; нарушение правил санитарной безопасности в лесах; нарушение договора аренды лесного участка; не выполнение в срок ранее выданного предписания об устранении нарушения. По характеру выявленных нарушений, большую долю (около 40%) составляют нарушения правил пожарной безопасности в лесах, правил санитарной безопасности в лесах, которые выявляются в основном в ходе мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах.
В целях пресечения и предотвращения нарушений лесного законодательства государственными лесными инспекторами в 2018 году проведено 26125 мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах.
По результатам вышеуказанных мероприятий, проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведенной государственными лесными инспекторами работы выявлены нарушения законодательства, по фактам которых составлено 8582 протокола об административных правонарушениях за:
1) нарушение Правил пожарной безопасности в лесах - 3403;
2) невыполнение в срок законного предписания об устранении выявленного нарушения - 1803;
3) уклонение от исполнения административного наказания - 911;
4) нарушение правил санитарной безопасности в лесах - 852;
5) самовольное занятие лесных участков - 431;
6) незаконную рубку лесных насаждений - 236;
7) нарушение правил использования лесов - 127;
8) самовольное использование лесов - 356;
9) непредставление или несвоевременное представление (информации) - 387;
10) транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа - 2;
11) уничтожение мест обитания животных - 41;
12) уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ - 16;
13) уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков - 10;
14) воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа контроля - 2;
15) самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - 1;
16) неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, - 1;
17) нарушение правил лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами, лесного семеноводства - 3.
Государственными лесными инспекторами в 2019 году проведена 31 плановая/внеплановая проверка юридических лиц. В ходе проведения проверок выявлено 26 нарушений лесного законодательства, из которых:
1) нарушения правил пожарной безопасности в лесах - 1;
2) нарушения правил санитарной безопасности в лесах - 13;
3) нарушения правил использования лесов - 3;
4) невыполнение в срок законного предписания об устранении выявленного нарушения - 3;
5) незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан - 4;
6) непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу).
Наибольшее количество обращений граждан по проблемам, связанных с соблюдением лесного законодательства Российской Федерации в лесах на территории Московской области:
1) по данным портала "Добродел" (1567 шт., всего заявок) по проблемам:
- свалки мусора в лесах - 603 шт.;
- неудовлетворительное состояние лесов - 377 шт.;
- сжигание порубочных остатков - 127 шт.;
- незаконная рубка - 334 шт.;
- самовольное занятие земель лесного фонда - 126 шт.;
2) по данным МСЭД Комитета (1667 шт. всего обращений), из них по вопросам:
- нарушения правил санитарной безопасности в лесах - 731 шт.;
- нарушения правил пожарной безопасности в лесах - 214 шт.;
- незаконные рубки лесных насаждений - 52 шт.;
- самовольное занятие или использование лесных участков - 202 шт.
Выдано 3659 предписаний об устранении выявленных нарушений лесного законодательства, требований пожарной безопасности в лесах.
1. Практика применения ст. 8.31 КоАП РФ, проблемы, возникающие при сборе доказательной базы в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
В 2019 году выявлено 1578 нарушений правил санитарной безопасности в лесах, составлено 852 протокола об административных правонарушениях.
Из общего количества выявленных нарушений по 726 (54%) протоколы об административных правонарушениях не составлены из-за проблем, возникающих при сборе доказательной базы в рамках производства по делам об административных правонарушениях, а именно:
- в случаях отсутствия нарушителей на месте государственные лесные инспекторы обращаются в правоохранительные органы, где неохотно реагируют на заявления и определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, нередко такие заявления и определения остаются без ответа либо выносятся постановления об отказе. С момента подачи заявления или определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведения административного расследования до получения ответа и его обжалования уходит до полугода, срок административного расследования заканчивается;
- у лиц, совершивших административные правонарушения, либо отсутствуют документы, удостоверяющие личность, либо лица отказываются их представлять.
2. Практика применения ст. 8.32 КоАП РФ, проблемы, возникающие при сборе доказательной базы в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
В 2019 году выявлено 4093 нарушения правил пожарной безопасности в лесах, составлено 3403 протокола об административных правонарушениях.
Из общего количества выявленных нарушений по 690 (17%) протоколы об административных правонарушениях не составлены из-за проблем, возникающих при сборе доказательной базы в рамках производства по делам об административных правонарушениях, а именно:
- в получении выписок из Единого государственного реестра недвижимости на собственника земельного участка или смежника. Основным держателем информации, содержащей в том числе полные паспортные данные, является Росреестр. Однако сложившаяся практика свидетельствует о том, что указанная организация руководствуется ведомственными нормативными документами и предоставляет неполную информацию по запросам, которые могут делать только должностные лица, имеющие определенную доверенность. Данная информация не позволяет составить протокол об административном правонарушении. В рамках процедур, предусмотренных КоАП РФ, информация не предоставляется;
- в выписках ЕГРН на физических лиц нет достаточной информации для составления протокола об административном правонарушении (нет информации для связи с физическим лицом, места регистрации физического лица и паспортных данных), а отражается только фамилия, имя и отчество.
3. Снижение сумм штрафов при обжаловании в судах юридическими лицами, эксплуатирующими линейные объекты, постановлений о назначении административных наказаний (за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, за самовольное занятие лесных участков).
В 2019 году за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в судах юридическими лицами, эксплуатирующими линейные объекты, обжаловано 285 постановлений о назначении административных наказаний на сумму 63785000 рублей, из которых по 188 (66%) постановлениям судами снижены размеры, наложенных штрафов (22400000 рублей). Наиболее частым доводом в решении судов являются: отсутствие негативных последствий от совершенного правонарушения и причинения ущерба; окончание пожароопасного сезона на момент рассмотрения жалобы; наличие тяжелого имущественного и финансового положения привлекаемого к ответственности лица; несоответствие размера назначенного штрафа разумности наказания. Вместе с тем, документальных подтверждений тяжелого финансового положения либо иных веских причин для снижения штрафа представители вышеуказанных юридических лиц не предоставляют. Кроме того, в материалах дел об административном правонарушении всегда имеются данные о наличии отягчающих вину обстоятельств, в том числе совершение однородных правонарушений, неисполнения в срок предписания об устранении выявленного нарушения законодательства.
Также назначенные штрафы снижаются судами ниже нижнего размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи.
При обжаловании Комитетом подобных решений в апелляционном порядке суды второй инстанции, как правило, оставляют позицию суда первой инстанции неизменной, так как считают выводы суда обоснованными, кроме того, указывают на невозможность ухудшить положение лица, привлекаемого к административной ответственности, а также отсутствие у должностного лица права на принесение жалобы на мягкость наказания, которое предоставляется исключительно потерпевшему.
В целях снижения вероятности возможного снижения судами сумм штрафов при обжаловании в судах юридическими лицами, эксплуатирующими линейные объекты, постановлений о назначении административных наказаний (за нарушение правил пожарной безопасности в лесах), необходимо в обязательном порядке при рассмотрении дела прописывать в постановлении о наличии отягчающих обстоятельств, кроме того, если такие обстоятельства выражены в повторности совершения правонарушения, прикладывать в административное дело ранее вынесенные постановления, подтверждающие повторность, с отметками о вступлении в законную силу.
5. Применение привода физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля в соответствии с частью 1 статьи 27.15 КоАП РФ в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 29.4, пунктом 8 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при составлении протоколов об административном правонарушении, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 29.4, пунктом 8 части 1 статьи 29.7 настоящего Кодекса, применяется привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 29.4 КоАП РФ в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 настоящего Кодекса, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.
Системный анализ указанных норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, должен провести подготовку дела к судебному разбирательству и при отсутствии оснований для возвращения протокола вынести определение об отложении рассмотрения дела (часть 3 статья 29.4 КоАП РФ), а также определение о приводе этого лица, который на основании части 2 статьи 27.15 КоАП РФ осуществляется органами внутренних дел (полиции) на основании определения судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Следует также учитывать, что судья не может обязать орган, уполномоченный на возбуждение дела об административном правонарушении, за исключением органа внутренних дел, осуществить доставление или привод лица, привлекаемого к административной ответственности, на рассмотрение дела, поскольку указанным лицам КоАП РФ таких полномочий не предоставляет.
С целью исключения возвратов административных дел и прекращений производств по делам об административных правонарушениях по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ необходимо в соответствии со статьей 30.15 КоАП РФ направлять протесты в прокуратуру.
Предложения по совершенствованию законодательства
1. Предложения по совершенствованию административного законодательства для включения в кодекс РФ об административных правонарушениях:
Нумерация пунктов таблицы приводится в соответствии с источником
|
Предложения |
1 |
Предусмотреть возможность уплаты штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа при уплате лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, не позднее тридцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа. Несмотря на тенденции усиления ответственности за различные правонарушения, в том числе нарушения лесного законодательства, главные цели - предупреждение правонарушений и неизбежность наказания. Однако эти цели не могут быть достигнуты без эффективного механизма добровольной уплаты штрафа нарушителями. С целью стимулирования быстрой и добровольной уплаты штрафа целесообразно предоставить гражданам возможность его оплаты в размере половины суммы наложенного административного штрафа при уплате не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления. Эта мера позволит увеличить собираемость штрафов (по аналогии с нарушениями в области дорожного движения, действующая ч. 13 ст. 32.2 КоАП РФ) |
2 |
Предусмотреть увеличение размера штрафов за непредставление сведений (действующая статья 19.7 КоАП РФ): на граждан - в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. Предусмотренное в настоящее время наказание является несоразмерным, так как в итоге может повлиять на ход дела об административном правонарушении, в рамках которого сведения запрашиваются, помогает виновным лицам избежать наказания |
3 |
Предусмотреть срок привлечения к административной ответственности до одного года за административные правонарушения в области охраны собственности (ст. 7.9 действующего КоАП РФ). При выявлении самовольного занятия лесного участка зачастую невозможно установить виновное лицо в момент обнаружения правонарушения. В соответствии с действующим положением ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ проведение административного расследования при выявлении правонарушений в области охраны собственности не предусмотрено. Последующее надлежащее почтовое уведомление и вызов нарушителя на составление протокола, уведомление нарушителя о месте и времени рассмотрения дела требует дополнительного времени. Указанные выше действия не позволяют в 2-месячный срок привлечь нарушителя к административной ответственности |
4 |
Предусмотреть проведение административного расследования в рамках административных правонарушений в области охраны собственности, в части самовольного занятия лесных участков или использование указанных участков (действующая ст. 7.9 КоАП РФ) |
5 |
Ввести в КоАП РФ статью, предусматривающую ответственность, за движение автомототранспорта вне существующих лесных дорог, кроме техники специального назначения (пожарная техника, автомототехника уполномоченных органов в области лесных отношений, техника правоохранительных и иных надзорных органов, скорой медицинской помощи и т.п.). Отсутствие в действующей редакции КоАП РФ ответственности за движение автомототранспорта (автомобили, квадроциклы) вне существующих лесных дорог зачастую приводит к повреждению лесных насаждений, напочвенного покрова, почвы и лесной подстилки. Кроме того, в связи с набирающими популярность несанкционированными спортивными состязаниями на квадроциклах на лесных участках увеличилось количество обращений граждан |
6 |
Подробно конкретизировать в КоАП РФ, что включают в себя сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности |
7 |
Исключить возможность административного ареста (действующая ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ), предусмотренного КоАП РФ. Данная норма позволит не доставлять лиц для рассмотрения дела об административном правонарушении за неуплату административного штрафа в срок. В настоящее время по сложившейся практике согласно ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 29.4, пунктом 8 части 1 статьи 29.7 настоящего Кодекса, применяется привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса. В соответствии с частью 3 статьи 29.4 КоАП РФ в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 настоящего Кодекса, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц. Системный анализ указанных норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, должен провести подготовку дела к судебному разбирательству и при отсутствии оснований для возвращения протокола вынести определение об отложении рассмотрения дела (часть 3 статья 29.4 КоАП РФ), а также определение о приводе этого лица, который на основании части 2 статьи 27.15 КоАП РФ осуществляется органами внутренних дел (полиции) на основании определения судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении. Следует также учитывать, что судья не может обязать орган, уполномоченный на возбуждение дела об административном правонарушении, за исключением органа внутренних дел, осуществить доставление или привод лица, привлекаемого к административной ответственности, на рассмотрение дела, поскольку указанным лицам КоАП РФ таких полномочий не предоставляет. С целью исключения возвратов административных дел и прекращений производств по делам об административных правонарушениях по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ в соответствии со статьей 30.15 КоАП РФ направляются протесты в прокуратуру |
8 |
По аналогии с действующей ст. 8.26 КоАП РФ предусмотреть статью следующего содержания: "Самовольные заготовка, сбор, уничтожение мха и других недревесных лесных ресурсов, а также снятие и перемещение лесной подстилки" |
9 |
Предусмотреть: постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение со дня его вступления в законную силу в течение двух лет для физических лиц и трех лет для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (действующая ч. 1 статьи 31.9 КоАП РФ) |
10 |
Наделить полномочиями должностных лиц органов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), составлять протоколы об административных правонарушениях за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) |
11 |
Наделить органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривать дела об административных правонарушениях за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) |
12 |
Увеличить размер штрафа за неуплату административного штрафа в срок, например: наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов |
13 |
Предусмотреть возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях в особом порядке для физических лиц, достигших возраста 75 лет, с применением малозначительности (действующая статья 2.9 КоАП РФ). Пожилым людям трудно совершать процессуальные действия (читать, писать, понимать смысл документа, зачастую им может понадобиться медицинская помощь при разбирательстве). Кроме того, из практики нередки случаи отмены судами (вышестоящим должностным лицом) постановлений о назначении административных наказаний в отношении пожилых лиц по причине малозначительности |
14 |
Ввести определение существенных и несущественных недостатков протокола об административном правонарушении (согласно пункту 4 постановления Пленума ВС РФ N 5 от 24.03.2005) |
15 |
Ввести понятие надлежащего извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (например, пункт 6 постановления Пленума ВС РФ N 5 от 24.03.2005) |
16 |
Предусмотреть возможность переквалификации правонарушения с более тяжкого на менее тяжкое при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, в случае, если судьей, коллегиальным органом, должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения (по аналогии с пунктом 20 постановлению Пленума ВС РФ N 5 от 24.03.2005) |
17 |
Включить понятие длящегося правонарушения (пункт 14 постановления Пленума ВС РФ N 5 от 24.03.2005) |
18 |
Предусмотреть момент вступления в законную силу постановления в случае, если конверт с копией постановления был возвращен судье, коллегиальному органу, должностному лицу, вынесшим постановление, по истечении срока хранения, установленного Правилами оказания почтовой связи |
18 |
Установить процессуальный порядок рассмотрения жалоб на постановление/решение по делу об административном правонарушении, предусмотрев рассмотрение жалобы в 30-дневный срок |
20 |
Выделить должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, как самостоятельного участника производства по делу об административном правонарушении, предоставив ему соответствующие права (обжаловать решения, знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, предоставлять доказательства, опрашивать свидетелей и другие) при обжаловании вышеуказанного постановления |
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо "часть 13 статьи 32.2." имеется в виду "часть 1.3 статьи 32.2"
2. Составы административных правонарушений, предлагаемые к включению в кодекс РФ об административных правонарушениях:
N |
Наименование состава |
Формулировка статьи |
Санкция статьи |
1. |
Самовольное занятие и (или) использование лесных участков |
1. Самовольное занятие лесных участков, ограничение доступа на территорию лесных участков или использование указанных участков для размещения построек, ограждений, временных сооружений, строительных и иных материалов, а также раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков или нахождение автотранспортных, мототранспортных, самоходных и прочих передвижных средств вне существующих дорог и предусмотренных для этих целей мест, кроме специальной техники, на площади до 0,01 га |
Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей |
2. Те же действия на площади от 0,01 га до 0,1 |
Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей |
||
3. Те же действия на площади свыше 0,1 га |
Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятьсот тысяч рублей |
||
2. |
Нарушение санитарной безопасности в лесах или оказание негативного воздействия на лесные насаждения |
1. Загрязнение лесов негорючими отходами производства и потребления, мусором, сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами и (или) иное негативное воздействие, препятствующее росту и развитию лесного насаждения |
Влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей |
2. Те же действия в защитных лесах |
Влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей |
||
3. |
Порча земель лесного фонда |
Самовольное снятие или перемещение слоя почвы на землях лесного фонда |
Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей |
4. |
Незаконная добыча полезных ископаемых на территории земель государственного лесного фонда без разрешительных документов |
Уничтожение лесных ресурсов |
Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Комитета лесного хозяйства Московской области от 20 января 2020 г. N 29П-67 "Об утверждении обзора правоприменительной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.