В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Обзор обобщения практики осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации на территории Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований за 2019 год.
2. Отделу организационно-правовой работы разместить настоящий приказ на официальном сайте Главного архивного управления Московской области в сети Интернет.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. начальника Главного управления |
Л.Ю. Кондратова |
Утвержден
приказом начальника
Главного архивного управления
Московской области
от 16.01.2020 N 5
Обзор
обобщения практики осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации на территории Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований за 2019 год
I. Цели проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
1. Целью проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований Главного архивного управления Московской области при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации на территории Московской области (далее - обобщение правоприменительной практики) является:
1) обеспечение единства практики применения Главным архивным управлением Московской области законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - обязательные требования);
2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Главным архивным управлением Московской области путем опубликования;
3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности заинтересованных лиц о практике применения обязательных требований;
4) совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
II. Основные задачи обобщения правоприменительной практики
2. Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
1) выявление проблемных вопросов применения Главным архивным управлением Московской области обязательных требований;
2) выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
3) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
4) выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
5) подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области;
6) выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
III. Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации на территории Московской области
В 2019 году работа по проведению проверок соблюдения законодательства об архивном деле в Российской Федерации была организована в соответствии с планами, согласованными с Прокуратурой Московской области и утвержденными приказами начальника Главного архивного управления Московской области:
планом проведения плановых проверок органов государственной власти Московской области (приказ от 25.10.2018 N 93);
планом проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Московской области (приказ от 24.09.2018 N 88, с изменениями от 20.11.2018 N 102);
планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (приказ от 25.10.2018 N 92, с изменениями от 23.01.2019 N 8).
Общее количество проведенных проверок - 33. Из них:
6 проверок органов государственной власти Московской области;
1 8 проверок органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области;
9 проверок юридических лиц.
Все проверки проводились в форме выездной проверки в связи с необходимостью проверки условий хранения архивных документов, соблюдения правил их формирования в дела и оформления дел. Внеплановые проверки не проводились.
Сроки проведения проверок установлены как в планах проведения проверок, так и в приказах начальника Главного архивного управления Московской области о проведении проверок. Случаев нарушения сроков проведения проверок в 2019 году не было.
При организации и проведении проверок нарушения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не зафиксировано. Случаев обжалования действий и решений должностных лиц Главного архивного управления Московской области не было.
По результатам проведения проверок в 2019 году составлено 33 акта проверок. Выдано 11 предписаний об устранении нарушений законодательства об архивном деле в Российской Федерации и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, а также составлено 12 протоколов об административных правонарушениях.
По результатам проведения в 2019 году мероприятий по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации на территории Московской области Главным архивным управлением Московской области сформулированы следующие предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации:
1) внести изменения в статью 16 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" в части разграничения полномочий по контролю за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время полномочия не разграничены;
2) в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) внести изменения в части наделения должностных лиц органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства об архивном деле, правом составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 13.25. В настоящее время органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства об архивном деле, на основании части 2 статьи 13.25 обладают такими полномочиями только в отношении обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и унитарных предприятий. Контроль за хранением архивных документов в акционерных обществах, у страховщиков, в кредитных кооперативах не входят в компетенцию органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства об архивном деле;
3) внести изменения в статью 13.20 КоАП в части увеличения размера административного штрафа за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов, на граждан в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей и дополнить данную статью словами "на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей".
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VI. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
Перечень типовых нарушений обязательных требований зависит от вида подконтрольных субъектов.
1. Нарушения обязательных требований в результате проверок органов государственной власти Московской области в 2019 году не выявлены.
2. Типичные нарушения обязательных требований, выявленные в результате проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Московской области:
2.1. В администрациях муниципальных образований:
В постановлениях администрации муниципального образования со сроком хранения "постоянно" формируются постановления о приеме, переводе, увольнении руководителей муниципальных учреждений и предприятий (срок хранения "50 лет ЭПК").
В распоряжениях администрации муниципального образования по основной деятельности формируются также распоряжения о надбавках за выслугу лет, присвоении очередных классных чинов, премировании (срок хранения "50 лет ЭПК"),
В распоряжениях администрации муниципального образования по личному составу формируются документы с разными сроками хранения: распоряжения о премировании, установлении надбавки к должностному окладу, предоставлении отпуска по уходу за ребенком (срок хранения 50 лет ЭПК) и распоряжения о предоставлении ежегодных отпусков (срок хранения 5 лет).
Не создана экспертная комиссия.
Не упорядочены документы, не представлены на рассмотрение Экспертно-проверочной комиссии Главного архивного управления Московской области описи дел постоянного хранения и по личному составу, нарушены сроки ведомственного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации в администрации муниципального образования.
2.2 .В сфере обеспечения сохранности архивных документов:
Архивохранилища подвергаются заливу и имеют следы многочисленных протечек.
Более 35% архивных документов не обеспечены первичными средствами хранения (архивными коробами).
Степень загруженности помещений архивного отдела составляет более 92%.
Помещения архива нуждаются в проведении косметического ремонта.
2.3. В сфере государственного учета документов Архивного фонда Московской области и других архивных документов:
Отсутствуют постеллажные и пофондовые топографические указатели.
Нарушен порядок проведения проверки наличия и состояния архивных документов и оформления ее результатов.
Имеются нарушения порядка ведения книги учета поступлений документов, списка фондов, реестра описей дел, документов, дел фондов и листов фондов.
2.4. В сфере комплектования:
Не все организации-источники комплектования имеют номенклатуры дел, согласованные ЭПК Главархива Московской области не более 5 лет назад.
В ряде организаций-источников комплектования не упорядочены документы и не представлены на рассмотрение Экспертно-проверочной комиссии Главного архивного управления Московской области описи дел постоянного хранения и по личному составу по 2014 год включительно.
Нарушены сроки ведомственного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации и передачи их на муниципальное хранение в организациях-источниках комплектования.
2.5. В сфере использования архивных документов нарушения обязательных требований не выявлены.
3. Типичные нарушения обязательных требований, выявленные в результате проверок юридических лиц:
3.1. Не упорядочены и не внесены в описи документы постоянного хранения и по личному составу по 2014 год включительно.
3.2. Нарушены сроки ведомственного хранения документов Архивного фонда Московской области (т.е. своевременно не переданы на хранения в государственный или муниципальный архив документы Архивного фонда Московской области).
3.3. Не разработана номенклатура дел.
3.4. Не создана экспертная комиссия, не разработано положение о ней.
3.5. Проводится уничтожение документов с истекшими сроками хранения до утверждения описей дел постоянного хранения за аналогичный период.
3.6. В помещении архива: не установлены огнетушители; окна не закрыты шторами или жалюзи; помещение нуждается в ремонте; архив оборудован деревянными, а не металлическими стеллажами; дверь в помещение архива не имеет повышенной технической укрепленности против взлома и замка повышенной секретности.
3.7. Не организован контроль за соблюдением температурно-влажностного режима.
3.8. Не закартонированы архивные документы.
3.9. Отсутствуют ключи от распашных решеток, которыми защищены окна архивохранилищ.
3.10. Обращения граждан по вопросам выдачи архивных справок не регистрируются при поступлении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ начальника Главного архивного управления Московской области от 16 января 2020 г. N 5 "Об утверждении Обзора обобщения практики осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации на территории Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований за 2019 год"
Текст приказа опубликован на сайте Главного архивного управления Московской области (http://gau.mosreg.ru) 17 января 2020 г.