Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 17.02.2020 г. N 95
Комплекс мер
по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2022 - 2026 годы
Комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2022 - 2026 годы (далее - Комплекс мер) основан на результатах реализации аналогичных нормативных правовых актов в предыдущие периоды, актуальных задачах, стоящих перед региональной избирательной системой, и является логическим продолжением системной работы Избирательной комиссии Ростовской области (далее также - ИКРО) в данной сфере.
Трансформация избирательных процессов, изменение предпочтений и методов восприятия информации электоральными группами, динамичное изменение способов коммуникации и передачи информации, а также интенсивно меняющаяся повестка участников политического процесса комплексно влияют на поведение и отношение граждан к избирательной системе в целом и к отдельным ее элементам, в частности.
В условиях возможных изменений, зачастую стремительных в краткосрочных периодах (например, изменения способов формирования органов местного самоуправления), избирателям сложно сориентироваться в данных процессах, тем более сформировать свою позицию и отношение на стадии обсуждения и принятия решения. Отсутствие известной и простой площадки для широкого обсуждения и обмена мнениями зачастую приводит к недопониманию и в результате к отрицательному отношению к участию в выборах.
Совокупность субъектов, участвующих в формировании повестки и определении векторов развития системы формирования органов власти и управления, определяется сложной иерархической системой, не позволяющей системе избирательных комиссий влиять на данные процессы в достаточной мере. Это приводит к необходимости расширения работы и переходу от формального информирования избирателей о способах своего волеизъявления и реализации избирательных прав к более системным методам, позволяющим в том числе осуществить детальный анализ мотивационных факторов и предпочтений избирателей, сегментирование и детализацию электоральных групп и применить дифференцированный подход к каждой из них.
Сложность работы по повышению правовой культуры избирателей и конечной ее цели - участию граждан в выборах как в качестве кандидатов, так и в качестве избирателей, складывается, в том числе и исходя из существующей общественно-политической повестки и принятия органами власти и управления решений, касающихся изменений наиболее чувствительного для граждан социального сектора.
Взаимодействие с избирателями в прямом контакте через систему территориальных и участковых избирательных комиссий, в том числе и в межвыборный период, позволяет в некоторой степени осуществлять мониторинг настроения и отношение к избирательному процессу в целом и к отдельным его участникам, в частности, а также степень готовности участия избирателей в выборах.
Для осуществления комплексной и всесторонней работы с избирателями необходимо опираться на предпочтения каждой электоральной группы в зависимости от возраста, образования, опыта работы, социального статуса, уровня доходов, семейного положения, политических предпочтений и других критериев. Но основополагающим фактором в данной работе должна выступать истинная мотивация избирателей, побуждающая к конкретным действиям и результатам. То есть реализация мер повышения правовой культуры избирателей должна способствовать получению гражданами простых и доступных ответов на вопросы о способах, необходимости и смысле участия в выборах как для них самих, так и для территории, на которой они проживают. При этом в равной степени важны представители всех возрастных групп - от впервые голосующих до избирателей пенсионного возраста.
В этих целях необходима систематизация данной работы с точки зрения использования наиболее эффективных методов, а также разработка и внедрение новых, в том числе интерактивных форм и технологий коммуникативного воздействия, направленных на повышение правовой культуры всех участников избирательного процесса.
В период реализации Комплекса мер предполагается проведение на территории Ростовской области ряда федеральных, региональных и муниципальных избирательных кампаний. Обеспечение законности и легитимности итогов выборов в части восприятия населением их результатов, формирование доверия электората к избирательным процедурам требуют совершенствования методов работы по наращиванию у жителей гражданской солидарности и ответственности за формирование органов власти, повестки их работы и получения своевременной и объективной информации о результатах деятельности.
Для решения данных задач на современном этапе развития региональной избирательной системы на качественно новом уровне необходимо:
системное развитие профессиональных компетенций организаторов выборов;
формирование и реализация новых подходов и трендов работы с избирателями и потенциальными избирателями;
стимулирование активной гражданской позиции и высокой электоральной активности избирателей, проживающих на территории Ростовской области;
повышение легитимности избирательного процесса в регионе;
формирование и укрепление положительной репутации и доверия избирательной системе в целом.
Также для повышения качества предметной работы с электоральными группами необходима выборочная детализация качественных и количественных характеристик избирателей и потенциальных избирателей Ростовской области (электорального поля), позволяющая:
применять в работе информацию об уровне общественно-политической жизни избирателей и потенциальных избирателей;
совершенствовать и реализовывать существующие технологии информационного воздействия на избирателей и потенциальных избирателей для повышения их электоральной активности и правовой культуры, в том числе в межвыборный период;
использовать мотивацию различных возрастных групп избирателей и потенциальных избирателей в возрасте до 18 лет для участия в избирательных кампаниях;
осуществлять мониторинг и корректировать состояние электорально-правовой культуры избирателей и потенциальных избирателей Ростовской области в межвыборный период.
Кроме того, в целях обеспечения возможности наиболее эффективного применения к участникам избирательного процесса методов по формированию и развитию электорально-правовой культуры необходимо опираться на классификацию структурных элементов "электорального поля", раскрывающую:
типовой образ избирателя соответствующей группы;
общие для элементов электоральной группы правовые ценности и потребности, социально-политические установки, источники получения социально-политической информации;
ключевые тренды направления правовой культуры электоральной группы.
Также в текущей работе системы избирательных комиссий необходимо использовать наиболее оптимальные механизмы взаимодействия с электоральными группами, осуществлять постоянный срез качества такой работы и периодически получать обратную связь от участников данного процесса. В результате целесообразно отслеживать в динамике и оперативно совершенствовать деятельность организаторов выборов как активного субъекта, формирующего основную повестку.
Кроме того, работа по повышению правовой культуры избирателей и обучению организаторов выборов должна осуществляться в векторе содействия совершенствованию и актуализации гражданских ценностных ориентиров, формирования ответственной гражданской позиции и общественной солидарности. При этом участниками данных процессов должны являться как избирательные комиссии, так и органы власти и местного самоуправления, социально-ориентированные некоммерческие организации, лидеры общественного мнения, публичные личности, осуществляющие широкую социальную активность.
1. Цели и задачи Комплекса мер
Основная цель реализации Комплекса мер - совершенствование и оптимизация взаимодействия участников избирательного процесса, результатом которого является максимальная востребованность, открытость, законность, легитимность избирательных процедур и повышение электоральной активности избирателей, доверия к институту выборов, формирование отношения к участию в выборах как неотъемлемой части жизни.
Достижение данной цели должно быть обеспечено за счет решения следующего комплекса задач:
квалифицированного организационного и научно-методического обеспечения деятельности системы избирательных комиссий и организаторов выборов (референдумов);
обеспечение функционирования системы непрерывного обучения и моделирования ситуаций (в том числе с использованием дистанционных и электронных форм) участников избирательного процесса;
внедрение эффективных форм информирования и работы с избирателями, в том числе в межвыборный период;
обеспечение участия органов власти и местного самоуправления, социально-ориентированных некоммерческих организаций, представителей средств массовой информации (далее - СМИ), лидеров общественного мнения, публичных личностей, осуществляющих широкую социальную активность в реализации совместных мероприятий, в том числе направленных на правовое просвещение всех участников избирательного процесса;
обеспечение непрерывного мониторинга, выявления и практического применения в деятельности системы избирательных комиссий эффективного опыта и практик работы участников избирательного процесса регионального, федерального и международного уровней;
совершенствование методов прозрачности и доступности информации о реализации всех избирательных процедур, применение в работе системы избирательных комиссий методик "инцидент-менеджмента" и иных способов работы с возражениями;
совершенствование системы работы с молодыми избирателями и потенциальными электоральными группами.
Перечень мероприятий Комплекса мер с указанием ответственных за их реализацию - Перечень мероприятий Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2022 - 2026 годы (далее - Перечень мероприятий) приведен в приложении N 1 к настоящему Комплексу мер.
2. Основные направления решения задач Комплекса мер
2.1. Обеспечение квалифицированного организационного и научно-методического обеспечения деятельности системы избирательных комиссий и организаторов выборов (референдумов):
разработка, утверждение и реализация планов мероприятий по реализации Комплекса мер;
подготовка предложений по совершенствованию и внедрению инновационных подходов в системе обучения организаторов выборов на 2022 - 2026 годы;
осуществление исследовательских работ, направленных на оптимизацию и совершенствование избирательного процесса и отношений, в том числе проведение социологических исследований по вопросам эффективности деятельности системы избирательных комиссий, совершенствования профессиональной подготовки организаторов выборов, реализации технологий правового просвещения различных электоральных групп и другим;
разработка типовых решений и методических рекомендаций по вопросам практической деятельности территориальных и участковых избирательных комиссий, в том числе принятия и реализации планов мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), организации информационно-просветительской деятельности при подготовке и проведении избирательных кампаний и другим.
2.2. Обеспечение функционирования системы непрерывного обучения и процесса моделирования ситуаций (в том числе с использованием дистанционных и электронных форм) участников избирательного процесса:
обучение, в том числе по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, организаторов выборов с привлечением ведущих образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обладающих современными технологиями, квалифицированным кадровым составом и организационными ресурсами;
разработка актуальных учебно-методических комплексов с технологиями электронного и дистанционного обучения членов территориальных и участковых избирательных комиссий и их резерва;
разработка и актуализация универсальной электронной интернет-платформы обучения организаторов выборов и иных участников избирательного процесса;
обеспечение дистанционной доступности к образовательным и учебно-методическим материалам всех без исключения членов территориальных и участковых избирательных комиссий в режиме онлайн;
формирование непрерывной системы отбора, подготовки и оценки потенциала кадрового состава и резерва системы избирательных комиссий;
формирование среды заинтересованности в непрерывном самообучении членов территориальных и участковых избирательных комиссий, обеспечение данного процесса необходимыми условиями и технологиями, реализация методик, позволяющих раскрыть мотивацию членов участковых избирательных комиссий и сформировать ответственное отношение к деятельности в единой профессиональной общности;
внедрение системы онлайн-тестирования проверки уровня квалификации организаторов выборов, формирование соответствующих методик с учетом лучших управленческих практик;
разработка и распространение компьютерных и иных обучающих игр по избирательному праву и избирательному процессу для различных категорий участников избирательного процесса;
формирование системы личных кабинетов членов избирательных комиссий всех уровней, позволяющей обеспечить простоту коммуникации, донесения информации, использования методических материалов и формирования личностных траекторий профессионального развития.
2.3. Внедрение эффективных форм информирования и работы с избирателями, в том числе в межвыборный период, обеспечение информационно-разъяснительной деятельности:
разработка и реализация "дорожных карт" избирательных комиссий всех уровней, направленных на совершенствование информирования и правового просвещения участников избирательного процесса в период подготовки и проведения избирательных кампаний 2022 - 2026 годов;
обеспечение функционирования на территории Ростовской области единой информационной инновационной среды, позволяющей обеспечить донесение необходимой информации до всех электоральных групп с учетом их предпочтений и мотивационных акторов;
формирование экспертных колонок по вопросам избирательного процесса в ведущих средствах массовой информации, осуществляющих деятельность на территории области;
системное распространение информации о различных аспектах избирательного процесса посредством социальных сетей, формирование значительной аудитории постоянных подписчиков, изготовление тематических видеороликов с элементами инфографики, размещение и продюсирование на тематическом канале видеохостинговой площадки;
выпуск теле- и радиопередач с участием представителей избирательных комиссий, политических партий и институтов гражданского общества, адресованных избирателям, разъясняющих избирательное законодательство, социальную и общественную значимость института выборов;
совершенствование работы системы "горячих линий" для установления обратной связи с избирателями в период подготовки и проведения избирательных кампаний;
использование современных телекоммуникационных способов для информирования избирателей о ходе избирательных кампаний и результатах голосования;
модернизация модерируемых Избирательной комиссией Ростовской области сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
обеспечение издания и распространения периодических печатных материалов, в том числе печатных изданий, раскрывающих детали избирательного процесса и вызывающих интерес к изучению всеми электоральными группами;
создание и размещение в социальных сетях актуальной таргетированной рекламы, направленной на привлечение внимания к выборам и повышение ответственной активности избирателей;
создание и размещение тематических выставок.
2.4. Обеспечение участия органов власти и местного самоуправления, социально ориентированных некоммерческих организаций, представителей СМИ, лидеров общественного мнения, публичных личностей, осуществляющих широкую социальную активность в реализации совместных мероприятий, в том числе направленных на правовое просвещение всех участников избирательного процесса:
подготовка и проведение совместных мероприятий в области повышения правовой культуры и электоральной активности;
организация и проведение семинаров, совещаний и рабочих встреч с представителями органов власти, местного самоуправления, политических партий, общественных объединений и организаций, религиозных конфессий, национально-культурных общественных организаций, с кандидатами, доверенными лицами кандидатов и политических партий, наблюдателями по вопросам избирательного права и избирательного процесса;
взаимодействие избирательных комиссий с представителями политических партий, общественных объединений и институтов гражданского общества в подготовке наблюдателей избирательного процесса;
организация серии обучающих семинаров для представителей СМИ - журналистов, теле- и радиоведущих и блогеров, занимающихся освещением политической жизни и выборов в Ростовской области, для их оперативного информирования, представления необходимой информации о ходе кампании и специфических аспектах ее организации и проведения;
организация и проведение циклов лекций и других интерактивных форм правового просвещения (ток-встреч, "круглых столов", дискуссий, турниров, викторин и прочего) с целью разъяснения законодательства о выборах, процедур голосования на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления различным целевым аудиториям - уча
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.