Приказ департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области
от 5 декабря 2019 г. N 1363
"Об утверждении Порядка взаимодействия"
В соответствии с постановлением Федерального Закона Министерства от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", во исполнение Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.02.2019 N 96н "Об утверждении порядка взаимодействия федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями при содействии в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь" приказываю:
1. Утвердить Порядок взаимодействия департамента здравоохранения и социальной защиты населения области, подведомственных организаций департамента здравоохранения и социальной защиты населения области, учреждений и (или) организаций области с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями при содействии в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь в Белгородской области, прилагается.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя начальника департамента - начальника управления организационно-контрольной и правовой работы департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области Е.А. Андронову.
Заместитель |
Н.Н. Зубарева |
Утвержден
приказом департамента
здравоохранения и социальной защиты
населения области
от 5 декабря 2019 г. N 1363
Порядок
взаимодействия департамента здравоохранения и социальной защиты населения области, подведомственных организаций департамента здравоохранения и социальной защиты населения области, учреждений и (или) организаций области с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями при содействии в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь в Белгородской области
1. Общие положения. Терминология
Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности - некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев к осуществлению добровольческой деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.
Добровольческая (волонтерская) организация - некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона N 135-ФЭ от 11 августа 1995 года (далее - Федеральный закон), привлекает на постоянной или временной основе добровольцев к осуществлению добровольческой деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного Федерального закона от 11 августа 1995 г. вместо "N 135-ФЭ" следует читать "N 135-ФЗ"
Добровольцы (волонтеры) - физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.
2. Оформление и рассмотрение предложения о взаимодействии с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией
Организатор или организация в целях осуществления взаимодействия направляют департаменту здравоохранения и социальной защиты населения области (далее - Департамент), учреждениям, оказывающим медицинскую помощь, подведомственным организациям департамента здравоохранения и социальной защиты населения области (далее - Учреждения), органам местного самоуправления региона почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее предложение), которое содержит следующую информацию:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии), если организатором добровольческой деятельности является физическое лицо;
б) фамилия, имя, отчество (при наличии) и контакты руководителя организации или ее представителя (телефон, электронная почта, адрес), если организатором добровольческой деятельности является юридическое лицо;
в) государственный регистрационный номер, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц;
г) сведения об адресе официального сайта или официальной страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии);
д) идентификационный номер, содержащийся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (при наличии);
е) перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона, с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Департамент, Учреждения, органы местного самоуправления по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений:
о принятии предложения;
об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения;
о запросе дополнительной информации у организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации. В этом случае срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней.
Департамент, Учреждения, органы местного самоуправления информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения (схема в приложение N 4).
При положительном решении и принятии предложения в части осуществления добровольческой деятельности, Учреждения информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию об условиях осуществления добровольческой деятельности:
а) об ограничениях и о рисках, в том числе вредных или опасных производственных факторах, связанных с осуществлением добровольческой деятельности;
б) о правовых нормах, регламентирующих работу органа государственной власти, органа местного самоуправления, Учреждений;
в) о необходимых режимных требованиях, правилах техники безопасности и других правилах, соблюдение которых требуется при осуществлении добровольческой деятельности;
г) о порядке и сроках рассмотрения (урегулирования) разногласий, возникающих в ходе взаимодействия сторон;
д) о сроке осуществления добровольческой деятельности и основаниях для досрочного прекращения ее осуществления;
е) об иных условиях осуществления добровольческой деятельности.
Организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в случае отказа Учреждений принять предложение вправе направить департаменту, органу местного самоуправления, являющемуся учредителем Учреждения аналогичное предложение, которое рассматривается в порядке, установленном Общими требованиями.
3. Определение потребности в волонтерской помощи
Для грамотной координации волонтерской помощи в части оказания содействия при осуществлении медицинской помощи волонтерами, Учреждениям и Департаменту рекомендуется проведение мониторинга потребности в волонтерской помощи (Приложение N 1). Результаты мониторинга потребности размещаются на сайте Учреждений и департамента здравоохранения и социальной защиты населения области (http://www.belzdrav.ru/) во вкладке "Взаимодействие с СО НКО и волонтерскими организациями".
Рекомендовано создание отдельной страницы "Взаимодействие с СО НКО и волонтерскими организациями" на сайтах медицинской организации и в сфере охраны здоровья, отражающую нормативно-правовую базу и информацию о взаимодействии с социально ориентированными некоммерческими организациями и волонтерскими организациями в сфере охраны здоровья, а также контакты лица, ответственного за добровольчество и взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями (ФИО, должность, номер телефона, электронная почта).
Подобный мониторинг потребности в волонтерской помощи можно проводить как в Учреждениях, получая информацию о потребности в волонтерской помощи от отделений Учреждений, так и в целом в субъекте Российской Федерации в Учреждениях.
Краткий общий перечень видов деятельности, осуществляемой добровольцами в Учреждениях (полный перечень представлен в Методических рекомендациях по организации работы добровольцев в сфере охраны здоровья, которые размещены на сайте rosminzdrav.ru):
а) помощь медицинскому персоналу и медицинский уход за пациентами;
б) помощь в общем уходе за пациентами;
в) организация системной досуговой, обучающей деятельности пациентов и находящихся с ними родственников;
г) осуществление нерегулярной деятельности или деятельности, не связанной с пациентами;
д) иные направления деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
4. Предоставление списка добровольцев в Учреждение
До начала осуществления добровольческой деятельности в Учреждении организаторы и организации предоставляют Учреждению списки добровольцев (волонтеров) с указанием в отношении каждого добровольца (волонтера) фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, данных документа, удостоверяющего личность) (образец в Приложении N 2).
При намерении организатора, организации осуществлять содействие в оказании медицинской помощи непосредственно при выполнении медицинских вмешательств в отношении каждого добровольца (волонтера) в списках добровольцев (волонтеров) дополнительно указывается страховой номер индивидуального лицевого счета, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии), а также предоставляются копии документов, подтверждающих наличие у добровольца (волонтера) среднего медицинского образования либо высшего медицинского образования или справка о получении добровольцем (волонтером) среднего медицинского образования либо высшего медицинского образования, выданная образовательной организацией, в которой он обучается.
Под содействием в оказании медицинской помощи непосредственно при выполнении медицинских вмешательств понимается помощь медицинскому персоналу и содействие в медицинском (но не в общем) уходе за пациентами. Данным видом работ чаще всего занимаются волонтеры, имеющие или получающие медицинское образование. Страховой номер индивидуального лицевого счета необходим для облегчения процедуры проверки сведений о добровольце, в том случае, если он получает и/или имеет высшее или среднее медицинского образование) в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) "Федеральный реестр медицинских работников". В дальнейшем это позволит отказаться от копии документов, подтверждающих наличие у добровольца среднего медицинского образования либо высшего медицинского образования или справки о получении добровольцем среднего медицинского образования либо высшего медицинского образования, выданной образовательной организацией, в которой он обучается.
Образец списка добровольцев, осуществляющих добровольческую деятельность в оказании медицинской помощи непосредственно при выполнении медицинских вмешательств для предоставления в подведомственную организацию, учреждение (Приложение N 3).
5. Заключение соглашения между волонтерской организацией, организатором волонтерской деятельности и Учреждением
Взаимодействие Департамента, органов местного самоуправления, Учреждений с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией осуществляется на основании соглашения о взаимодействии (далее - Соглашение), за исключением случаев, определенных сторонами.
В целях заключения Соглашения организатор, организация направляет в Учреждение подписанный уполномоченным лицом проект Соглашения, по результатам которого в течение 7 рабочих дней уполномоченному лицу Учреждения необходимо рассмотреть данное Соглашение и направить в адрес организатора, организации замечания и предложения по проекту Соглашения.
В целях урегулирования разногласий по проекту Соглашения проводятся согласительные процедуры между организатором, организацией и Учреждением, при этом заключение соглашения с учреждением и (или) организацией не может превышать 14 рабочих дней со дня получения организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией решения об одобрении предложения (схема в Приложении N 5).
Соглашение заключается в случае принятия Департаментом, органом местного самоуправления, Учреждением решения об одобрении предложения с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией и предусматривает:
а) перечень видов работ (услуг), осуществляемых организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона;
б) условия осуществления добровольческой деятельности;
в) сведения об уполномоченных представителях, ответственных за взаимодействие со стороны организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и со стороны Департамента, органов местного самоуправления, Учреждения для оперативного решения вопросов, возникающих при взаимодействии;
г) порядок, в соответствии с которым, Департамент, органы местного самоуправления, Учреждения информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о потребности в привлечении добровольцев;
д) возможность предоставления Департаментом, органами государственной власти, органами местного самоуправления, Учреждением мер поддержки, предусмотренных Федеральным законом, помещений и необходимого оборудования;
е) возможность учета деятельности добровольцев в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства);
ж) обязанность организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации информировать добровольцев о рисках, связанных с осуществлением добровольческой деятельности (при наличии), с учетом требований, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
з) обязанность организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации информировать добровольцев о необходимости уведомления о перенесенных и выявленных у них инфекционных заболеваниях, препятствующих осуществлению добровольческой деятельности, а также учитывать указанную информацию в работе;
и) иные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
По результатам рассмотрения уполномоченное лицо учреждения
подписывает Соглашение или направляет в адрес организатора, организации замечания и предложения по проекту Соглашения.
6. Информирование пациентов об осуществлении добровольческой деятельности
Департамент, Учреждения размещают информацию на своих сайтах, а также на информационных стендах (настенных/настольных/напольных) информацию, содержащую права и обязанности, а также перечень видов деятельности, осуществляемой добровольцами в Учреждениях.
Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей (в том числе при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности), за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 13 (Соблюдение врачебной тайны) ФЗ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации". В данной статье волонтерская деятельность входит в понятие "иные обязанности". При нарушении данного правила волонтер несете административную ответственность в соответствии с Законодательством Российской Федерации.
7. Требования к медицинским документам волонтеров
Волонтеры, оказывающие содействие медицинским организациям в направлениях: ухода, досуга, образования, бытовой помощи и т.д. (т.е. не осуществляющих содействие в оказании медицинской помощи непосредственно при выполнении медицинских вмешательств) освобождены от прохождения медицинских обследований. Предъявление к ним дополнительных требований со стороны медицинского учреждения в части прохождения медицинских осмотров, анализов, предоставления справок, в т.ч. ПНД/НД, справки об отсутствии судимости, не допускается. Требования ст. 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н не распространяются на добровольцев, т.к. они не являются работниками и не выполняют трудовые обязанности. По своему статусу добровольцы являются близкими к посетителям. Требования по предоставлению добровольцами медицинских книжек и прививочных карт также не допускаются.
Информация о карантине или дополнительных требованиях, установленных санитарными правилами, должна быть доведена Учреждением до сведения организаторов и организации.
Приложение N 1
Мониторинг
потребностей волонтерской помощи в медицинских организациях в субъекте РФ (Наименование субъекта РФ)
N п/п |
Наименование медицинской организации |
Виды волонтерской помощи, необходимые в медицинской организации (согласно методическим рекомендациям по организации работы добровольцев в сфере здравоохранения, 2018 г.) |
Потребность в волонтерах по соответствующим видам волонтерской помощи (желаемое количество волонтеров) |
Требования, предъявляемые к волонтерам (наличие/отсутствие медицинского образования) |
Контакты ответственного лица в медицинской организации по взаимодействию с волонтерами (например, главная медицинская сестра) |
1 |
Центр медицинской профилактики* |
Пропаганда и популяризация здорового образа жизни. Профилактика курения, алкоголизма и наркотиков; Участие в массовых акциях, раздача информационно-образовательных материалов |
20 чел. |
Наличие медицинского образования не требуется |
Заведующий организационно-методическим отделением - Петрова Мария Александровна, тел. +7 (499) 768 99 99 |
2 |
ГБУЗ "Клиническая больница N 1" |
Транспортировка пациентов; уход за пациентами, нуждающимися в индивидуальном уходе; Помощь в адаптации пациентам со сниженной функцией зрения, слуха, передвижения; Участие в кормлении пациентов |
6 чел. |
Наличие медицинского образования |
Главная медицинская сестра - Иванова Елена Александровна, тел. +7 (499) 768 99 99 |
* Пример заполнения формы
Приложение N 2
Образец списка
добровольцев для предоставления в медицинскую организацию
N п/п |
ФИО волонтера |
Дата рождения |
Паспортные данные |
1 |
Петрова Мария Александровна* |
01 января 2000 |
45 12 111 111 выдан 11.01.2011 УФМС России по гор. Москве в ЦАО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Пример заполнения формы
Приложение N 3
Образец списка
добровольцев (волонтеров), осуществляющих добровольческую деятельность в оказании медицинской помощи непосредственно при выполнении медицинских вмешательств для предоставления в медицинскую организацию
п/п |
ФИО волонтера |
Дата рождения |
Паспортные данные |
Страховой номер ИЛС |
Копия документов об образовании или справка |
|
Петрова Мария Александровна* |
01 января 2000 |
45 12 111 111 выдан 11.01.2011 УФМС России по гор. Москве в ЦАО |
123-123-12300 |
Копия диплома о высшем образовании ФГБОУ "Российский университет дружбы народов" К N 120356 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Пример заполнения формы
Приложение N 4
Схема
о процедуре рассмотрения предложения
/-------------------------------------\
| Организатор волонтерской |
| деятельности или волонтерская |
| организация направляют в |
| Учреждение предложение о намерении |
| взаимодействовать |
\-------------------------------------/
/-------------------------------------\
| Учреждение рассматривает |
| предложение от организатора/ |
| организации |
\-------------------------------------/-----------\
|
/-------------------------------------\ |
до 7 | Учреждение направляют | |
рабочих | организатору/организации | |
дней | информацию о принятом решении | |
\-------------------------------------/ |
|
/--------------------\ /--------------\ /----------------\ |
|Принятие предложения| | Отказ от | | Запрос | | до 10
\--------------------/ | предложения | | дополнительной | | рабочих
| | | информации от | | дней
| | | организатора/ | |
\--------------/ | организации | |
\----------------/ |
/--------------\ | |
| Обращение | | |
|организатора/ | | |
|организации к | |
| Учредителю | /----------------\ |
| Учреждения | | Получение | |
\--------------/ | дополнительной | |
| информации от |-/
| организатора/ |
| организации |
\----------------/
Приложение N 5
Схема
о процедуре и сроков рассмотрения проекта Соглашения
Учреждение принимает предложения о взаимодействии с организаторами/ организациями |
Учреждение информирует организатора/организацию об условиях взаимодействия |
Организатор/организация отправляют подписанный уполномоченным лицом проект Соглашения Учреждению |
7 рабочих дней
Учреждение рассматривает проект Соглашения |
Организатор/организация предоставляет Учреждению список волонтеров и пакет необходимых документов |
* Урегулирование разногласий, возникающих в процессе согласования проекта соглашения между организатором/организацией и Учреждением |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области от 5 декабря 2019 г. N 1363 "Об утверждении Порядка взаимодействия"
Текст приказа опубликован не был
Приказом министерства здравоохранения Белгородской области от 30 октября 2024 г. N 1217 настоящий документ признан утратившим силу с 30 октября 2024 г.