Решение Верховного Суда РФ от 15 января 2020 г. N АКПИ19-848 Суд отказал в удовлетворении требования о признании частично не действующими Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124, приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354

Решение Верховного Суда РФ от 15 января 2020 г. N АКПИ19-848

 

Именем Российской Федерации

 

Верховный Суд Российской Федерации в составе

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.

Кириллова В.С.

при секретаре Глазковой А.В.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-Эксплуатационная Компания Свой Дом", Великановой Натальи Николаевны о признании частично недействующими подпункта "а" пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, формул 11, 12 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-Эксплуатационная Копания Свой Дом" (далее - ООО "ЖЭК Свой Дом"), Великанова Н.Н. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими подпункта "а" пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, формул 11, 12, содержащихся в пунктах 11, 13 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативных правовых актов не соответствуют части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в части императивного закрепления определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса (услуги) расчетным способом - путем определения разницы между показаниями общедомовых и индивидуальных приборов учета и непредоставления возможности определения объема (количества) потребления исходя из показаний отдельного прибора учета для определения объема (количества) коммунальных ресурсов (услуг), потребляемых исключительно в целях содержания общего имущества (на общедомовые нужды).

Как указывают административные истцы, в многоквартирном доме, находящемся в управлении ООО "ЖЭК Свой Дом", установлены три вводных (общедомовых) прибора учета электроэнергии (три отдельных вводно-распределительных устройства), показания которых учитываются при расчете количества электроэнергии, потребленной с целью содержания общего имущества. Однако один из трех вводных приборов учета (коммерческое вводно-распределительное устройство) учитывает потребление электроэнергии только нежилыми помещениями и не учитывает потребление электроэнергии в процессе содержания общего имущества и потребление электроэнергии жилыми помещениями, что установлено Арбитражным судом Белгородской области по делу N А08-3513/2016 и соответствующим актом обследования от 15 августа 2019 г. Количество фактических потерь электроэнергии в сетях нежилых помещений в размере превышения над количеством, полученным расчетным способом, включается в количество электроэнергии, потребленной с целью содержания общего имущества дома, которую оплачивает административный истец ООО "ЖЭК Свой Дом". В случае принятия решения собственниками дома об оплате за коммунальные услуги, потребленные с целью содержания общего имущества, исходя из фактического потребления (при превышении нормативного) потери электроэнергии в сетях нежилых помещений будут включаться в размер оплаты за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в составе платы за содержание жилого помещения, для собственников жилых помещений. Количество фактических потерь электроэнергии согласно оспариваемым положениям нормативных правовых актов должно включаться в размер оплаты за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в составе платы за содержание жилого помещения, для собственников жилых помещений.

В суде представитель ООО "ЖЭК Свой Дом" Волабуев И.В. поддержал заявленные требования и пояснил, что объем (количество) коммунальной услуги (ресурса), потребленной с целью содержания общего имущества в многоквартирном доме (на общедомовые нужды), должен определяться в первую очередь на основании показаний приборов учета, которые непосредственно фиксируют объем (количество) коммунальной услуги (ресурса), потребленной с целью содержания общего имущества (на общедомовые нужды). Расчет в виде разницы между показаниями общедомовых и индивидуальных приборов учета согласно оспариваемым положениям нормативных правовых актов допустим только в случае отсутствия технической возможности установки таких приборов учета в многоквартирном доме.

Представитель административного истца Великановой Н.Н. Мартынов Н.Н. надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 14 ноября 2019 г. N КЧ-П9-9937).

Представитель Правительства Российской Федерации Попова О.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативных правовых актов изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца ООО "ЖЭК Свой Дом" Волабуева И.В., административного ответчика Правительства Российской Федерации Поповой О.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Действующее правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации 14 февраля 2012 г. издало постановление N 124, которым утвердило Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124), действующие в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 897.

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 20 февраля 2012 г., N 8, "Российской газете" 28 февраля 2012 г.

Правила N 124 устанавливают обязательные требования при заключении товариществами либо кооперативами или управляющей организацией договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа с ресурсоснабжающими организациями.

Пункт 21.1 Правил N 124 предусматривает формулы расчета объема коммунального ресурса, подлежащего оплате за расчетный период. Согласно подпункту "а" пункта 21.1 Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле как разность между объемом коммунального ресурса, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц), и объемом коммунального ресурса, подлежащим оплате потребителями в многоквартирном доме, определенным за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.

Устанавливая общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает право Правительства Российской Федерации устанавливать правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), действующие в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 897.

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., N 22, "Российской газете" 1 июня 2011 г.

Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.

В разделе III приложения N 2 к Правилам N 354 приводятся расчеты размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме.

Так, пункт 11 приложения N 2 к Правилам N 354 устанавливает формулу 11 расчета приходящегося на i-e жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема (количества) холодной воды, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды.

Пункт 13 приложения N 2 к Правилам N 354 устанавливает формулу 12 расчета приходящегося на i-e жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема (количества) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса.

Оспариваемые положения подпункта "а" пункта 21.1 Правил N 124, формул 11, 12 приложения N 2 к Правилам N 354 направлены на установление действительного объема потребляемых коммунальных услуг с учетом показателей коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период, соответствуют гражданскому законодательству, жилищному законодательству, законодательству об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и не могут расцениваться как нарушающие права и законные интересы управляющих организаций и граждан.

Плата за содержание жилого помещения в соответствии с частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Регулируя отношения по поводу внесения платы за коммунальные услуги, часть 1 статьи 157 данного Кодекса предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, а также случай принятия на общем собрании собственников помещений решения об определении размеров этих расходов в ином порядке.

Управление многоквартирным домом согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Из содержания части 11 данной статьи следует, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.

Регулируя отношения по обеспечению учета используемых энергетических ресурсов и применению приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает оснащение многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).

Оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544).

Оспаривая положения подпункта "а" пункта 21.1 Правил N 124, формул 11, 12 приложения N 2 к Правилам N 354, административные истцы не согласны с тем, что данные нормативные правовые акты не регулируют случаи, когда имеется техническая возможность определения объема коммунального ресурса, направляемого на общедомовые нужды, на основании показаний отдельного прибора учета. Между тем установление и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, включая разрешение вопроса об отнесении установленного в доме средства измерения потребления коммунального ресурса к коллективному (общедомовому) прибору учета, не относятся к предмету судебного разбирательства по делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-Эксплуатационная Компания Свой Дом", Великановой Натальи Николаевны о признании частично недействующими подпункта "а" пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, формул 11, 12 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 

Председательствующий
судья Верховного Суда Российской Федерации

Н.С. Романенков

 

Судьи Верховного Суда Российской Федерации

Ю.Г. Иваненко

 

 

В.С. Кириллов

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Верховного Суда РФ от 15 января 2020 г. N АКПИ19-848


Текст решения опубликован не был