Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 января 2020 г. N 39-АПА19-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Касаткиной В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" муниципального образования "Город Железногорск" Курской области о признании недействующим постановления комитета по тарифам и ценам Курской области от 19 декабря 2018 г. N 285 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП "Горводоканал" города Железногорска Курской области на 2019-2023 годы"
по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" муниципального образования "Город Железногорск" Курской области на решение Курского областного суда от 19 августа 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" муниципального образования "Город Железногорск" Курской области Залетова Н.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя комитета по тарифам и ценам Курской области Золотухиной Г.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" муниципального образования "город Железногорск" Курской области (далее также - МУП "Горводоканал", Предприятие), являющееся гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования "город Железногорск" Курской области, обратилось в Курский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления комитета по тарифам и ценам Курской области (далее также - Комитет, тарифный орган) от 19 декабря 2018 г. N 285 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП "Горводоканал" города Железногорска Курской области на 2019-2023 годы" (далее - Постановление N 285).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2018 г. N 1347 "Об особенностях индексации платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году", положений Федерального закона от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) и постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" при установлении тарифов административным ответчиком не учтены экономические интересы Предприятия, неправомерно отказано во включении в необходимую валовую выручку (далее также - НВВ) затрат по статьям "материалы и малоценные основные средства", "контроль качества воды и сточных вод", "аренда земельных участков", "земельный налог", "неполученные доходы прошлых периодов", "возврат займов, кредитов и процентов по ним", "расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором" и уменьшены планируемые затраты по статьям "ГСМ", "общехозяйственные расходы", "текущий и капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения", "административные и производственные расходы", "расходы по сомнительным долгам", "затраты на теплоэнергию и электроэнергию".
Решением Курского областного суда от 19 августа 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе МУП "Горводоканал", ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что при установлении тарифов Комитет руководствовался исключительно предельным индексом изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Не соглашается с выводом об отсутствии экономического обоснования заявленных к включению в необходимую валовую выручку расходов, ссылаясь на непоступление от тарифного органа запросов на дополнительные сведения или сообщений о недостаточности представленных сведений.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и комитетом по тарифам и ценам Курской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Из Положения о комитете по тарифам и ценам Курской области, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 21 апреля 2016 г. N 230-па, следует, что названный комитет является органом исполнительной власти Курской области, реализующим полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов), в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Постановление N 285 принято уполномоченным органом при наличии необходимого кворума коллегиального органа, с соблюдением установленных законом требований к его форме, процедуре принятия и порядка опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, в том числе методом индексации, при котором расчет производился с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.
Тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года (пункт 29 Основ ценообразования).
Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
Из материалов дела следует, что МУП "Горводоканал" является организацией, оказывающей услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования "Город Железногорск" Курской области посредством централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, находящейся в хозяйственном ведении предприятия.
На основании представленной 27 апреля 2018 г. Предприятием в комитет по тарифам и ценам Курской области производственной программы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения с предварительным расчетом одноставочных тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2019-2023 гг. тарифным органом произведено формирование тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП "Горводоканал" на указанный регулируемый период. Дело об установлении тарифов и определении метода регулирования тарифов открыто Комитетом 7 мая 2018 г., о чем было уведомлено МУП "Горводоканал". Извещениями от 23 ноября 2018 г. и от 6 декабря 2018 г. Предприятие уведомлялось о проведении заседаний Правления комитета. Оспариваемый нормативный акт принят 19 декабря 2018 г.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что произведенные Комитетом расчеты являются обоснованными, сделаны на основании норм, регламентирующих тарифное регулирование; оспариваемое постановление по своему содержанию соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав административного истца.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных Предприятием документов и подготовлено экспертное заключение, согласно которому при установлении тарифов рассмотрены расчетные материалы, произведен полный анализ имеющихся документов и сделан вывод об исключении в части расходов по статьям затрат: "материалы и малоценные основные средства", "контроль качества воды и сточных вод", "аренда земельных участков", "земельный налог", "неполученные доходы прошлых периодов", "возврат займов, кредитов и процентов по ним", "расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором"; уменьшены планируемые затраты по статьям "ГСМ", "общехозяйственные расходы", "текущий и капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения", "административные и производственные расходы", "расходы по сомнительным долгам", "затраты на теплоэнергию и электроэнергию".
Расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг устанавливаются на очередной год в соответствии с приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод) (пункт 4 Методических указаний).
Объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется по формуле, предусмотренной в пункте 5 Методических указаний, которая включает такие переменные, как объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году, предшествующему году, в котором устанавливается тариф; расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году, на который устанавливается тариф, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить); планируемое в году, на который устанавливается тариф, изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к предшествующему году, связанное с изменением нормативов потребления воды.
МУП "Горводоканал" на 2019 г. предложен объем реализации воды в размере 6 307,9 тыс. куб.м, а объем водоотведения - 6 487,6 тыс. куб.м без надлежащего обоснования, предусмотренного пунктами 4 и 5 Методических указаний, в связи с чем тарифным органом правомерно ежегодный объем реализации воды, водоотведения принят на уровне фактических показателей за 2017 г., подтвержденных формой статистической отчетности 22-ЖКХ, что соответствует Методическим указаниям.
По причине отсутствия надлежащего обоснования расходы на ГСМ Предприятию тарифным органом также определены исходя из фактических расходов за 2017 г. с применением индексации.
Комитетом обоснованно не включены в необходимую валовую выручку общехозяйственные расходы в объеме, предложенном административным истцом, поскольку подтверждающие документы и расчеты были представлены лишь по части данных затрат.
В отсутствие актов комиссионного обследования объектов, дефектных ведомостей, данных об объектах проведения ремонтных работ и раскрытия информации в части проведения определенных видов работ статья затрат "текущий и капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения" тарифным органом правомерно учтена частично - в подтвержденном объеме.
В части административных расходов МУП "Горводоканал" не представило расчет общей суммы расходов на 2019 г., подлежащей распределению между сферой водоснабжения и водоотведения. При этом расходы на управленческие услуги были подтверждены лишь частично. Таким образом, указанные затраты обоснованно приняты в установленном объеме.
Согласно положениям пункта 42 Основ ценообразования сбытовые расходы гарантирующих организаций определяются в соответствии с Методическими указаниями и включают в себя в том числе расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с Методическими указаниями на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.
При этом в подтверждение расходов по сомнительным долгам расчет сумм, предложенных к включению в размере не более 2% НВВ, не представлен. Кроме того, как правильно указано в решении суда, учетной политикой Предприятия не предусмотрен порядок создания резерва по сомнительным долгам.
Корректировка затрат на теплоэнергию и электроэнергию произведена тарифным органом в связи с тем, что расходы документально не были подтверждены. Комитет обоснованно принял в расчет тарифов в данной части данные базового периода регулирования предшествующего периода, с учетом корректировки расходов с применением индексации.
Административным ответчиком также правомерно исключены расходы Предприятия на материалы в отсутствие расчета заявленных сумм и обоснования потребности по видам материалов, их расценок и договоров.
В подтверждение статьи затрат "контроль качества воды и сточных вод" МУП "Горводоканал" не представлено документов с указанием планируемых к проведению мероприятий и сумм расходов, в связи с чем Комитетом указанные расходы правомерно исключены из состава необходимой валовой выручки на 2019 г.
Данный подход тарифного органа не противоречит пункту 30 и соответствует пункту 22 Основ ценообразования.
Судебная коллегия считает правильными выводы тарифного органа, с которыми согласился суд, об исключении из состава НВВ на 2019 г. как экономически не обоснованных и документально не подтвержденных затрат по статьям: "аренда земельных участков", "земельный налог", "неполученные доходы прошлых периодов", "возврат займов, кредитов и процентов по ним" и "расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором". В данной части судом первой инстанции доводам административного истца дана надлежащая оценка.
Таким образом, комитетом по тарифам и ценам Курской области верно определен состав расходов, подлежащих включению в необходимую валовую выручку для установления тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг. в соответствии с требованиями тарифного законодательства. Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются в полной мере с нормами материального права, регулирующими данные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы МУП "Горводоканал", считающего, что в отсутствие запроса тарифным органом дополнительных сведений и направления им сообщений о недостаточности представленных сведений заявленные расходы следует считать экономически обоснованными, подлежат отклонению.
В соответствии с пунктами 16, 17 Правил регулирования тарифов предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов (абзац 2 пункта 25 Правил регулирования тарифов).
Согласно пункту 4 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от 16 июля 2014 г. N 1154-э, в случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования тарифов, а также в случае пропуска сроков подачи документов, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
Следовательно, предоставление определенного комплекта документов является обязанностью регулируемой организации. Бремя неблагоприятных последствий непредставления в регулирующий орган документов, подтверждающих обоснованность включения расходов в НВВ, лежит на регулируемой организации, а не на регулирующем органе.
МУП "Горводоканал", действуя в целях извлечения прибыли и являясь профессиональным участником рынка водоснабжения и водоотведения, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на долгосрочный период регулирования тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг. В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.
Действующим правовым регулированием не предусмотрена обязанность регулирующего органа запрашивать дополнительные материалы, поскольку отсутствие каких-либо из документов не является непреодолимым препятствием для установления соответствующего тарифа.
Другие доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, проверялись и получили правильную оценку в решении суда первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Курского областного суда от 19 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" муниципального образования "Город Железногорск" Курской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумовоа И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 января 2020 г. N 39-АПА19-12
Текст определения опубликован не был