Решение Верховного Суда РФ от 22 января 2020 г. N АКПИ19-883
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
Кириллова В.С.
при секретаре Гудковой Е.Ю.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аверенского Сергея Валентиновича о признании недействующими пунктов 2, 3 постановления Совета Министров СССР от 6 января 1983 г. N 19 "Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды",
установил:
в целях обеспечения нормальных условий работы гидрометеорологических станций Совет Министров СССР издал 6 января 1983 г. постановление N 19 "Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды" (далее - Постановление).
Пункт 2 Постановления предусматривает установление вокруг гидрометеорологических станций любых видов, производящих метеорологические, морские гидрометеорологические, аэрологические и другие наблюдения, охранных зон в виде участка земли (водного пространства), ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий этих станций на 200 метров во все стороны.
Охранная зона реперных климатических, морских береговых и устьевых станций вековой сети гидрометеорологических наблюдений, перечень которых утверждается Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, с учетом назначения и конкретного местоположения этих станций может быть увеличена по решению Совета Министров союзной республики, принимаемому по представлению республиканского или территориального управления по гидрометеорологии и контролю природной среды, согласованному с соответствующими органами других министерств и ведомств, осуществляющих контроль за состоянием природной среды.
Государственному комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды поручено утвердить в 3-месячный срок перечень реперных климатических, морских береговых и устьевых станций вековой сети гидрометеорологических наблюдений.
Пункт 3 Постановления предусматривает, что земельные участки (водные объекты), входящие в охранные зоны гидрометеорологических станций, не изымаются у землепользователей (водопользователей), и устанавливает требования к их использованию, в соответствии с которыми в охранных зонах гидрометеорологических станций, входящих в перечень реперных климатических, морских береговых и устьевых станций вековой сети гидрометеорологических наблюдений, запрещается: возводить любые здания и сооружения; сооружать оросительные и осушительные системы; производить горные, строительные, монтажные, взрывные работы и планировку грунта; высаживать деревья, складировать удобрения, устраивать свалки, выливать растворы кислот, солей, щелочей; устраивать стоянки автомобильного и водного транспорта, тракторов и других машин и механизмов; сооружать причалы и пристани; перемещать и производить засыпку и поломку опознавательных и сигнальных знаков, контрольно-измерительных пунктов; бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами, производить дноуглубительные и землечерпательные работы; выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений (подпункт "а");
в охранных зонах гидрометеорологических станций, не входящих в перечень реперных климатических, морских береговых и устьевых станций вековой сети гидрометеорологических наблюдений, работы, указанные в подпункте "а" данного пункта, могут производиться только с согласия республиканских или территориальных управлений по гидрометеорологии и контролю природной среды или соответствующих органов других министерств и ведомств, в систему которых входят эти гидрометеорологические станции. Государственному комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды по согласованию с Министерством сельского хозяйства СССР и Госстроем СССР (в части проектирования и строительства) поручено установить в 6-месячный срок порядок выполнения работ, указанных в подпункте "а" этого пункта, в пределах охранных зон гидрометеорологических станций (подпункт "б").
Гражданин Аверенский С.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 2, 3 Постановления, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 3 статьи 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", статьям 32, 33 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статьям 56, 87, 106 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 4, 45, 46, 47, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктам 3-6 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. N 972, пунктам 4, 31 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15, 15.1 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532, и нарушают его права как предпринимателя на использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением, создают необоснованные препятствия для осуществления хозяйственной деятельности, препятствуют надлежащей защите интересов в судебном порядке. Пункт 2 Постановления не обязывает заинтересованное лицо и орган местного самоуправления предоставить сведения об охранной зоне в Единый государственный реестр недвижимости, что нарушает право землепользователя на получение общедоступной, достоверной информации, принцип достоверности информации и своевременности ее предоставления.
Как указывает административный истец, он является индивидуальным предпринимателем, им заключен договор аренды земельного участка с Администрацией Бабушкинского муниципального образования площадью 2000 кв. м с видом разрешенного использования "для размещения объектов придорожного сервиса". Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 5 октября 2018 г. На земельном участке им проводится подготовка к размещению нестационарного объекта - передвижная газозаправочная автомобильная станция (ПАГЗС). На арендуемом участке размещена автоцистерна и модульный павильон. Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, а также данным градостроительного плана арендуемого земельного участка земельный участок не обременен правами третьих лиц, охранными зонами. К нему обратилось ФГБУ "Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", с требованием освободить участок путем сноса павильона, демонтажа автоцистерны, поскольку он находится в 200-метровой охранной зоне метеостанции "Бабушкин".
Административный истец Аверенский С.В. и его представитель Захаренко Н.М. извещены о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (поручение от 28 ноября 2019 г. N КЧ-П9-10447).
Представители Правительства Российской Федерации Подвигина А.Ю., Соловьева Н.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Совета Министров СССР, соответствует актам, имеющим большую юридическую силу, применяется в части, не противоречащей действующему законодательству, и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного ответчика Правительства Российской Федерации Подвигиной А.Ю., Соловьевой Н.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в "Своде законов СССР", 1990 г., "СП СССР", 1983 г., N 5.
Абзац первый пункта 2 Постановления предусматривает установление вокруг гидрометеорологических станций любых видов охранных зон, отстоящих от границ территорий этих станций на 200 метров во все стороны, что соответствует законодательству, регулирующему деятельность гидрометеорологических служб, земельному законодательству.
Устанавливая правовые основы деятельности гидрометеорологической службы, Федеральный закон "О гидрометеорологической службе" предусматривает, что деятельность гидрометеорологической службы обеспечивает органы государственной власти, Вооруженные Силы Российской Федерации, а также население информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, включая экстренную информацию (статья 5), посредством мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе за счет соответствующих наблюдений на стационарных пунктах наблюдений.
В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в соответствии с частью 3 статьи 13 указанного Федерального закона создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков. Положение об охранных зонах стационарных пунктов наблюдений утверждается Правительством Российской Федерации.
Положение о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. N 972, предусматривает создание вокруг стационарных пунктов наблюдений охранных зон в виде земельных участков, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны; размеры и границы указанных зон определяются в зависимости от рельефа местности и других условий; в пределах охранных зон устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении (пункты 3, 4 и 6).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации в зонах с особыми условиями использования территорий могут устанавливаться ограничения использования земельных участков. К таким зонам Кодекс относит охранную зону стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (пункт 12 статьи 105).
Федеральный закон "О гидрометеорологической службе" предусматривает участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (статья 19). Российская Федерация является членом Всемирной метеорологической организации и руководствуется принятыми данной международной организацией документами. Так, согласно Руководству по Глобальной системе наблюдений ВМО N 488, если район проведения метеорологических наблюдений охватывает один или несколько гектаров, должны быть выделены специальные защищенные зоны вокруг площадок (более 200 м во всех направлениях от границ участка станции). По возможности эти зоны должны оставаться без изменений, а их использование должно согласовываться с национальной метеорологической службой (пункт 3.2.1.2.2).
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления установлен закрытый перечень ограничений хозяйственной деятельности в охранных зонах гидрометеорологических станций, входящих в перечень реперных климатических, морских береговых и устьевых станций вековой сети гидрометеорологических наблюдений, что соответствует земельному законодательству.
При определении перечня ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах зоны с особыми условиями использования территории, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает установление исчерпывающего перечня видов деятельности, осуществление которых допускается и (или) запрещается в границах указанной зоны (пункт 2 статьи 106).
Согласно пункту 10 статьи 106 названного Кодекса обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 г.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта Федеральному закону "О государственной регистрации недвижимости" и постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532 являются несостоятельными, поскольку данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а названое постановление устанавливает перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление кадастрового учета, порядок их направления. Указанные нормативные правовые акты не регулируют вопросы установления охранных зон объектов наблюдения и контроля за состоянием природной среды.
Оспариваемые положения нормативного правового акта не регулируют вопросы предоставления доказательств по гражданскому делу и не могут рассматриваться как противоречащие законодательству о гражданском судопроизводстве.
Абзацы второй и третий пункта 2 и подпункт "б" пункта 3 Постановления не применяются в силу указания в них на государственные органы исполнительной власти СССР, что не требует признания их недействующими в судебном порядке.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Аверенского Сергея Валентиновича о признании недействующими пунктов 2, 3 постановления Совета Министров СССР от 6 января 1983 г. N 19 "Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
|
В.С. Кириллов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 22 января 2020 г. N АКПИ19-883
Текст решения опубликован не был