Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению
Администрации городского
округа Шуя
N 153 от 18.02.2020
Положение
о муниципальной службе медиации (примирения)
1. Основные положения
Настоящее Положение направлено на повышение роли медиации и иных примирительных процедур в разрешении семейных споров и конфликтов, а также споров и конфликтов с участием несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, совершивших уголовные преступления, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации на территории городского округа Шуя Ивановской области с целью досудебного урегулирования конфликта (спора), совершенствования элементов восстановительного правосудия, направленного на
- эффективную защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации за счет активного участия этих лиц в выработке взаимоприемлемого разрешения конфликта (спора) и способов добровольного заглаживания причиненного ими вреда и возмещения причиненного ими ущерба;
- эффективное воспитательное воздействие на несовершеннолетних правонарушителей и снижение уровня повторных правонарушений и преступлений.
Координацию деятельности службы медиации в городском округе Шуя Ивановской области осуществляет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2. Цели и задачи муниципальной службы медиации (примирения)
Основными целями муниципальной службы медиации (примирения) являются создание благоприятных, гуманных и безопасных условий (среды) для полноценного развития и социализации детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в социально опасном положении или в неблагополучных семьях, детей с девиантным поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния, освободившихся из мест лишения свободы, формирование механизмов восстановления прав потерпевших от противоправных действий несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Достижение поставленных целей обеспечивается путем решения следующих основных задач:
- создание с помощью медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи, обеспечения и гарантий прав и интересов детей;
- создание с помощью медиации и восстановительного подхода системы профилактической, реабилитационной и коррекционной работы с детьми, в первую очередь с детьми, относящимися к группам риска, внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;
- разработка и совершенствование нормативно-правовой базы для развития восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних детей, детей, совершивших общественно опасные деяния, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности;
- повышение с помощью медиации и восстановительного подхода эффективности оказания социальной, психологической и юридической помощи детям, в первую очередь детям, относящимся к группам риска, органами и организациями, работающими с детьми, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего потребностям общества, оптимизация системы таких органов и организаций;
- повышение квалификации (формирование навыков медиации и восстановительной практики) работников всех органов и организаций, работающих с детьми.
3. Основные понятия
Для реализации целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:
Служба медиации - служба, деятельность которой направлена на создание благоприятных, гуманных и безопасных условий (среды) для полноценного развития и социализации семей, имеющих несовершеннолетних детей, детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в социально опасном положении или воспитывающихся в неблагополучных семьях, детей с девиантным поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния, освободившихся из мест лишения свободы, формирование механизмов восстановления прав потерпевших от противоправных действий несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
Восстановительное правосудие - комплекс социально-правовых мероприятий, направленных на применение примирительных процедур и (или) медиации при урегулировании конфликтов или споров в судебном и альтернативном судебному порядку варианте, а также на развитие элементов дружественного к ребенку правосудия;
Восстановительный подход - использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, возмещение материального и морального ущерба и др.;
Медиация - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица - медиатора, процедура, основанная на принципах добровольности участия и равенства сторон, нейтральности медиатора и конфиденциальности процедуры, проводимая с участием профессионального медиатора, создающего условия, при которых стороны конфликта (спора) способны его урегулировать на взаимовыгодных условиях путем заключения соглашения, отвечающего интересам спорящих сторон, в том числе соглашение о добровольном отказе сторон (одной стороны) от разрешения заявленного спора в суде;
Медиативный подход - подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры;
Медиатор, медиаторы - независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора;
Дружественное к ребенку правосудие - комплекс социально-правовых мероприятий, направленных на организацию социально-педагогического либо психологического сопровождения, способствующего реабилитации и ресоциализации несовершеннолетнего, находящегося социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, либо совершившего правонарушение или преступление, при соблюдении баланса интересов сторон;
Комната примирения - специально отведенное помещение (кабинет, комната), в котором медиатор (медиаторы) принимают граждан по специальному графику.
4. Правовая основа деятельности муниципальной службы медиации (примирения)
Правовой основой создания и деятельности муниципальной службы медиации (примирения) являются: Конституция Российской Федерации, Конвенция ООН о правах ребенка, Венская декларация 2000 г. о преступности и правосудии, Минимальные стандарты правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г. (Пекинские правила), Гражданский кодекс и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы: "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ, "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ, "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 N 48-ФЗ, "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 N 193-ФЗ, "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ, "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ, распоряжение Правительства РФ "О концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации" от 30.07.2014 г. N 1430-р, законы Ивановской области: "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ивановской области" от 09.01.2007 г. N 1-ОЗ, "Об органах опеки и попечительства в Ивановской области" от 19.06.2008 года N 45-ОЗ, "О социальном обслуживании граждан и социальной поддержке отдельных категорий граждан в Ивановской области" от 25.02.2005 года N 59-ОЗ, судебная практика, сформулированная в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" от 24.06.2008 г. N 11.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Закон Ивановской области N 45-ОЗ "Об органах опеки и попечительства в Ивановской области" издан 19.05.2008 г.
5. Принципы проведения процедуры медиации (примирения)
Деятельность Сторон основывается на принципах законности, гуманного обращения с несовершеннолетними и членами их семей, попавшими в трудную жизненную ситуацию, индивидуального подхода к субъектам социально-психологического сопровождения, обеспечения прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, а также иных лиц, обратившихся к процедуре медиации при разрешении конфликта (спора) как во внесудебном, так и в судебном порядке.
Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.
Конфиденциальность информации, относящейся к процедуре медиации:
5.1. При проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.
5.2. Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон.
6. Порядок деятельности муниципальной службы медиации (примирения)
6.1. В состав муниципальной службы медиации (примирения) входит один профессиональный медиатор-психолог, осуществляющий деятельность и как городской медиатор-координатор, координирующий деятельность школьных служб примирения.
За медиатором закреплена комната примирения, в которой непосредственно проводятся примирительные процедуры с гражданами.
6.2. Направление на проведение процедуры медиации (приложение N 2) вручается спорящим сторонам, желающим пройти процедуру медиации (примирения), представителями субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в г.о. Шуя;
- Отдел по опеке и попечительству ТУСЗН по г.о. Шуя и Шуйскому м. р.;
- Отдел образования администрации г.о. Шуя;
- образовательные организации (муниципальные и областные), в том числе службы примирения муниципальных образовательных учреждений в случае, если конфликт не решается на уровне образовательного учреждения;
- МО МВД РФ "Шуйский".
Правом направления граждан на проведение процедуры медиации обладают Шуйский городской суд, мировые судьи, служба ЗАГС.
Кроме того, граждане могут самостоятельно обратиться к медиатору для проведения с ними процедуры медиации.
Одновременно с направлением конфликтующим сторонам названные выше учреждения и организации направляют медиатору-координатору уведомление (приложение N 3) о желании конфликтующих сторон пройти процедуру медиации, указав данные сторон для организации информационной встречи и проведения процедуры медиации.
6.3. Медиатор связывается с конфликтующими сторонами и договаривается о дате, месте и времени проведения информационной встречи либо процедуре медиации.
6.4. При первой встрече в рамках процедуры медиации медиатор разъясняет сторонам суть и порядок проведения процедуры медиации (примирения), заключает соглашение на проведение процедуры медиации и берет письменное согласие на обработку персональных данных.
6.5. Медиатор имеет право:
6.5.1. Проводить консультации со сторонами в целях:
а) уточнения обстоятельств спора и позиций сторон;
б) определения перечня необходимых для проведения процедуры медиации документов, подтверждающих позиции сторон;
г) определения места и времени начала проведения процедуры медиации.
6.5.2. При необходимости медиатор запрашивает у стороны (сторон) официальные документы, иную дополнительную информацию об обстоятельствах спора.
6.6. Процедура медиации может проводиться одним или более медиатором (медиаторами), для этого медиатор-координатор может привлекать и других медиаторов или педагогов-психологов.
6.7. Проведение процедуры медиации начинается с представления медиатора и проверки полномочий представителей сторон.
6.8. Далее каждая сторона излагает свою позицию, вносит предложения по урегулированию спора, задает вопросы. В случае необходимости медиатор проводит индивидуальные беседы с каждой из сторон.
6.9. В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов, срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора.
6.10. Организация прекращения процедуры медиации.
6.10.1. Процедура медиации прекращается в связи с:
- заключением Сторонами медиативного соглашения - со дня подписания такого соглашения;
- заявлением медиатора в произвольной письменной форме, направленным Сторонам и организации (учреждению), направившим граждан на медиацию, после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, - в день направления данного заявления в случаях:
а) Стороны (одна из Сторон) будут препятствовать проведению процедуры медиации, в том числе не являться без уважительной причины для участия в медиационных сессиях;
б) Стороны (одна из Сторон) в ходе проведения процедуры нарушают правила поведения процедуры медиации;
в) в ходе проведения процедуры медиации медиатор, основываясь на своих профессиональных знаниях и опыте, придет к выводу о невозможности разрешения спора путем проведения процедуры медиации - немедиабельный конфликт.
- заявлением в произвольной письменной форме одной, нескольких или всех Сторон, направленным медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации - со дня получения медиатором данного заявления;
- истечением срока проведения процедуры медиации (60 дней) - со дня его истечения с учетом положений ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" .
6.11. При положительном исходе процедуры медиации (примирение спорящих Сторон) между Сторонами подписывается медиативное соглашение в четырех экземплярах (2 экземпляра - спорящим Сторонам, 1 экземпляр - организации (учреждению), направившим граждан на процедуру медиации, 1 экземпляр - медиатору-координатору).
Кроме того, спорящие Стороны при положительном исходе процедуры медиации вправе заявить ходатайство об утверждении медиативного соглашения в качестве мирового соглашения и прекращении производства по делу в районный (мировой) суд, которое (по желанию Сторон) оформляется с участием медиатора.
6.12. В случае если процедура медиации была завершена заключением медиативного соглашения, медиатор, непосредственно участвовавший в разрешении спора, по согласованию со Сторонами, может связаться со Сторонами спора по телефону, электронной почте или иным оговоренным со Сторонами способом и проверить исполнение заключенного медиативного соглашения.
<< Назад |
Приложение >> N 2. Направление на процедуру медиации |
|
Содержание Постановление Администрации городского округа Шуя Ивановской области от 18 февраля 2020 г. N 153 "О создании муниципальной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.