ФАС России на основании приказа ФАС России от 20.03.2018 N 340/18 проведена плановая выездная проверка Региональной энергетической комиссии Свердловской области, по результатам проведения которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные РЭК Свердловской области при установлении тарифов на передачу электрической энергии в отношении ООО "Энергоплюс" на 2016, 2017, 2018 годы.
По результатам плановой выездной проверки, ФАС России принят приказ от 19.11.2018 N 1585/18 "Об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области для ООО "Энергоплюс" (далее - Приказ ФАС России).
В соответствии Приказом ФАС России РЭК Свердловской области предписано следующее:
1. Признать РЭК Свердловской области нарушившей положения пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178), пунктов 7, 28, 29, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), пункта 9 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными Приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические рекомендации).
2. Отменить с 01.01.2019 пункт 4 Раздела 1 (Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области, на 2017-2021 годы), пункт 4 Приложения N 1 (НВВ сетевых организаций, расположенных на территории Свердловской области, на долгосрочный период регулирования на 2017-2021 годы (без учета оплаты потерь), пункт 4 Приложения N 2 (Долгосрочные параметры регулирования на 2017-2021 годы для территориальных сетевых организаций, расположенных на территории Свердловской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций) Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 23.12.2016 N 224-ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области, на 2017-2021 годы".
3. РЭК Свердловской области в срок до 01.01.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно провести и отразить в экспертном заключении анализ экономической обоснованности включения в состав НВВ ООО "Энергоплюс" расходов (в том числе подробный расчет со ссылкой на обосновывающие документы и материалы, принятые в расчет конечных сумм) за 2016-2018 года по статьям: "Подконтрольные расходы" (2017 г.); "Неподконтрольные расходы"; "Корректировка необходимой валовой выручки", а также провести анализ экономической обоснованности фактических затрат прошедших периодов регулирования (в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э, а также провести анализ исходных данных для расчета вышеуказанных корректировок).
4. С учетом исполнения пункта 3 Приказа ФАС России исключить из состава НВВ ООО "Энергоплюс" экономически необоснованные и неподтвержденные документально расходы на 2019 год.
5. РЭК Свердловской области не позднее 01.01.2019 принять и ввести в действие решение об установлении долгосрочных параметров, тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ООО "Энергоплюс" с учетом пунктов 3-4 Приказа ФАС России.
6. РЭК Свердловской области с учетом исполнения пункта 5 Приказа ФАС России пересмотреть единые котловые тарифы на территории Свердловской области.
7. Об исполнении настоящего приказа РЭК Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения, предусмотренного пунктами 3-6 Приказа ФАС России, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений РЭК Свердловской области, принятие которых предписано пунктами 3-6 Приказа ФАС России:
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) РЭК Свердловской области, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
Письмом от 18.01.2019 N 01-82/202 (вх. от 24.01.2019 N 11609/19) РЭК Свердловской области направила информацию об исполнении Приказа ФАС России (далее - отчет).
В отчете РЭК Свердловской области представлены следующие документы:
- копия постановления РЭК Свердловской области от 27.12.2018 N 325-ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области";
- выписка из протокола заседания Правления РЭК Свердловской области от 27.12.2018 N 38:
- копия экспертного заключения об обоснованности тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ООО "Энергоплюс", г. Екатеринбург, принятых и введенных в действие с 01.01.2019 (далее - скорректированное экспертное заключение).
Однако, представленные РЭК Свердловской области документы не соответствуют требованиям пункта 3 резолютивной части Приказа ФАС России по следующим основаниям.
Как указано в Приказе ФАС России в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования N 1178, экспертное заключение, помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов, анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций. осуществляющих регулируемую деятельность.
Анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат предполагает наличие в экспертном заключении правового и экономического обоснования принятия или непринятая к расчету необходимой валовой выручки заявленных расходов, в том числе ссылок на документы и материалы, на основании которых делается соответствующий вывод, что в свою очередь является подтверждением установления органом регулирования тарифа на экономически обоснованном уровне.
ФАС России отмечает, что представленные скорректированные экспертные заключения на 2016-2018 годы не соответствуют вышеуказанному пункту 23 Правил регулирования N 1178 и соответственно Приказу ФАС России по следующим основаниям.
Скорректированное экспертное заключение 2016 года.
По статье "Материальные затраты".
В мотивировочной части Приказа ФАС России указано, что экспертные заключения РЭК Свердловской области на 2016-2018 годы не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение пункту 23 Правил регулирования N 1178 и п. 28 Основ ценообразования N 1178, в том числе на основании каких документов и материалов расходы приняты в тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Предложение ООО "Энергоплюс" составило 388,17 тыс. руб., РЭК Свердловской области учтено 325,75 тыс. руб.
При учете РЭК Свердловской области расходов на материальные затраты в скорректированном экспертном заключении 2016 года отсутствуют:
- ссылки на примененные нормативы расхода топлива:
- копии приказов об утверждении норм расхода топлива:
- обоснование производственной необходимости разъездов для расчета годовых показателей пробега автомобилей.
Кроме того. РЭК Свердловской области не представил расчет принятых величин (расходов, показателей в натуральном выражении) с расшифровкой первичных данных, в том числе сумм из которых принята указанная величина при расчете тарифов (в том числе принятая величина фактических затрат 2014 года).
Таким образом, в части анализа экономической обоснованности данных затрат. РЭК Свердловской области не был проведен анализ предусмотренный пунктом 3 Приказа ФАС России, что также нарушает пункт 23 Правил регулирования N 1178.
По статье "Затраты на сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо".
В мотивировочной части Приказа ФАС России указано, что экспертные заключения РЭК Свердловской области на 2016-2018 годы не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение п. 23 Правил регулирования N 1178 и п. 28 Основ ценообразования N 1178. в том числе на основании каких документов и материалов расходы приняты в тариф на услуги по передаче электрической энергии.
РЭК Свердловской области, согласно скорректированному экспертному заключению, заявленный размер расходов был скорректирован и принят на уровне 139,30 тыс. руб.
При этом не указано на основании каких документов и каким способом была проведена корректировка указанных расходов.
Таким образом, органом регулирования не представлен подробный расчет и экономическое обоснование учета затрат по статье "Материальные затраты" в нарушение пункта 23 Правил регулирования N 1178 и пункта 3 Приказа ФАС России.
По статье "Расходы на оплату труда".
В мотивировочной части Приказа ФАС России указано, что экспертные заключения РЭК Свердловской области на 2016-2018 годы не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение п. 23 Правил регулирования N 1178 и п. 28 Основ ценообразования N 1178, в том числе на основании каких документов и материалов расходы приняты в тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Предложение ООО "Энергоплюс" составило 23 740,63 тыс. руб. (численность 51 ед., средняя заработная плата 38 791,88 руб./мес.), РЭК Свердловской области утверждено 19 570,44 тыс. руб, (численность 48 ед., средняя заработная плата 33 976,45 руб./мес.).
При этом в скорректированном экспертном заключении не отражен анализ штатной численности и расчет принятой РЭК средней заработной платы, отсутствует расчет коэффициента планируемых невыходов.
Таким образом, в части анализа экономической обоснованности данных затрат, РЭК Свердловской области не был проведен анализ предусмотренный пунктом 3 Приказа ФАС России и пунктом 23 Правил регулирования N 1178.
По статье "Отчисления на социальные нужды".
Анализ экономической обоснованности расходов по статье затрат "Расходы на оплату труда", предусмотренного пунктом 3 Приказа ФАС России не проведен, при этом в скорректированном Экспертном заключении данная статья вновь учтена в отсутствии дополнительного экономического обоснования.
Скорректированное экспертное заключение 2017 года.
По статье "Затраты на сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо".
В мотивировочной части Приказа ФАС России указано, что экспертные заключения РЭК Свердловской области на 2016-2018 годы не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение п. 23 Правил регулирования N 1178 и п. 28 Основ ценообразования N 1178, в том числе на основании каких документов и материалов расходы приняты в тариф на услуги по передаче электрической энергии.
РЭК Свердловской области, согласно скорректированному экспертному заключению, заявленный размер расходов был откорректирован и принят на уровне 123.60 тыс. руб.
При этом не указано на основании чего и каким способом была проведена корректировка указанных расходов.
РЭК Свердловской области не представлен подробный расчет и экономическое обоснование учета затрат по статье "Затраты на сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо", что не соответствует требованиям пункта 23 Правил регулирования N 1178.
По статье "Расходы на оплату труда".
Предложение ООО "Энергоплюс" составило 25 117,58 тыс. руб. (численность 51 ед., средняя заработная плата 41 041,80 руб./мес.), РЭК Свердловской области утверждено 20 490,25 тыс. руб. (численность 48 ед., средняя заработная плата 35 573,34 руб./мес.).
При этом в скорректированном экспертном заключении не отражен анализ штатной численности и расчет принятой РЭК Свердловской области средней заработной платы, отсутствует расчет коэффициента планируемых невыходов, таким образом анализ расходов не проведен в соответствии с требованиями пункта 23 Правил регулирования N 1178.
По статьям расходов "Расходы на юридические и информационные услуги", "Расходы на транспортные услуги", "Расходы на транспортные услуги", "Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности", "Прочие расходы" учтены расходы исходя из представленных организацией договоров с учетом ИПЦ на 2017 год 4,7% в соответствии с прогнозом, без НДС.
В мотивировочной части Приказа ФАС России указано, что экспертные заключения РЭК Свердловской области на 2016-2018 годы не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил регулирования N 1178 и пункта 28 Основ ценообразования N 1178, в том числе на основании каких документов и материалов расходы приняты в тариф на услуги по передаче электрической энергии.
При этом, законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) не предусмотрена возможность индексации суммы расходов, указанной в договоре.
Также РЭК Свердловской области не отражен подробный расчет и анализ принятых расходов по статьям затрат "Расходы на юридические и информационные услуги", "Расходы на транспортные услуги", "Расходы на транспортные услуги". "Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности", "Прочие расходы".
По статье "Отчисления на социальные нужды",
Данная статья расходов является производной от статьи "Расходы на оплату труда". По результатам проведения анализа статьи "Расходы на оплату труда" с учетом дополнительного экономического обоснования необходимо было произвести скорректированный расчет расходов на отчисления на социальные нужды, отразив информацию об исходных данных и параметрах расчета в экспертном заключении.
В связи с отсутствием анализа экономической обоснованности расходов по статье затрат "Расходы на оплату труда", предусмотренного пунктом 3 Приказа ФАС России, в скорректированном Экспертном заключении данная статья учтена в отсутствии дополнительного экономического обоснования.
Скорректированное экспертное заключение 2018 года.
Подконтрольные расходы.
Подконтрольные расходы на очередной год долгосрочного периода регулирования рассчитываются в соответствии с Методическими рекомендациями N 98-э от базового уровня подконтрольных расходов - 2017 года.
Подконтрольные расходы, включенные в необходимую валовую выручку (далее - НВВ) регулируемой организации на 2018 год подлежат корректировке РЭК Свердловской области после проведения дополнительного анализа в соответствии с выводами Инспекции ФАС России, сформированными по результатам рассмотрения материалов в отношении базового уровня подконтрольных расходов на 2017 год.
Учитывая то, что уровень подконтрольных расходов на 2017 год установлен с нарушениями законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов), уровень подконтрольных расходов на 2018 год также рассчитан неверно.
По статье "Плата за аренду имущества".
Расходы на аренду утверждены РЭК Свердловской области в размере 21 296,36 тыс. руб. исходя из представленных организацией договоров с учетом требований пункта 28 Основ ценообразования N 1178, и величины амортизации и налога на имущество в соответствии с представленными от арендодателей документами.
При этом, организацией по тем же договорам расходы по статье затрат "Плата за аренду имущества" заявлены в размере 25 446,92 тыс. руб.
Из мотивировочной части Приказа ФАС России следует, что в Приложении 3 к скорректированному Экспертному заключению на 2016-2018 годы по данной статье затрат не отражен анализ с учетом требований пункта 23 Правил регулирования, в том числе отсутствуют ссылки на обосновывающие документы и материалы.
В соответствии с пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования, расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
Из Приложения 3 к скорректированному Экспертному заключению на 2016, 2017, 2018 годы, следует, что расходы на аренду определены в соответствии с представленными договорами аренды, оборотно-сальдовыми ведомостями, счетами - фактуры, справки о балансовой стоимости арендованного имущества.
При этом представленное РЭК Свердловской области Приложение 3 к скорректированному Экспертному заключению на 2016, 2017, 2018 годы не содержит расчет по каждой составляющей величины арендной платы: величина налога и амортизации анализ документов, подтверждающих начисление собственником имущества амортизации, уплату налогов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (инвентарные карточки, оборотно-сальдовые ведомости, амортизационные ведомости, налоговые декларации и пр.), кроме того органом регулирования указана конечная сумма, учтенная в составе тарифов, без расчета с учетом представленных в материалах тарифных дел документов.
Таким образом, в части анализа экономической обоснованности данных затрат органом регулирования не был проведен анализ предусмотренный пунктом 3 Приказа ФАС России и пунктом 23 Правил регулирования N 1178.
По статье "Отчисления на социальные нужды".
Данная статья расходов является производной от статьи "Расходы на оплату труда". По результатам проведения анализа статьи "Расходы на оплату труда" с учетом дополнительного экономического обоснования необходимо было произвести скорректированный расчет расходов на отчисления на социальные нужды, отразив информацию об исходные данных и параметрах расчета в экспертном заключении.
В связи с отсутствием анализа экономической обоснованности расходов по статье затрат "Расходы на оплату труда", предусмотренного пунктом 3 Приказа ФАС России, в скорректированном экспертном заключении данная статья учтена в отсутствии дополнительного экономического обоснования, необходимого на основании пункта 23 Правил регулирования N 1178.
Таким образом Региональной энергетической комиссией Свердловской области не проведены дополнительный анализ экономической обоснованности затрат регулируемой организации, не приведены в соответствии с действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) экспертные заключения, а также не исключены ранее учтенные экономически необоснованные (неподтвержденные) расходы из состава НВВ регулируемой организации.
Исходя из вышеизложенного, РЭК Свердловской области не исполнила Приказ ФАС России.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, а также Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, приказываю:
1. Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 31.12.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), а именно исполнить в соответствии с действующим законодательством, а также мотивировочной частью настоящего приказа приказ ФАС России от 19.11.2018 N 1585/18 "Об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области для ООО "Энергоплюс", принятого по результатам проведения в 2018 г. плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии Свердловской области.
2. Результаты исполнения п. 1 настоящего приказа учесть при установлении необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2020 г., обеспечив введение в действие решение об установлении цен (тарифов) (в том числе долгосрочных параметров регулирования) в срок не позднее 31.12.2019 г. (включительно).
3. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных пунктами 1-2 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано п. 3-4 настоящего приказа:
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 16 декабря 2019 г. N 1669/19 "Об установлении нового срока исполнения приказа ФАС России от 19.11.2018 N 1585/18 "Об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области для ООО "Энергоплюс"
Текст приказа опубликован не был