ФАС России на основании приказа ФАС России от 20.03.2018 N 340/18 была проведена плановая выездная проверка РЭК Свердловской области, по результатам проведения которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные РЭК Свердловской области при установлении сбытовых надбавок в отношении АО "ЭнергосбыТ Плюс" Свердловский филиал (город Екатеринбург) на 2016, 2017, 2018 годы.
В этой связи принят Приказ ФАС России от 15.11.2018 N 1559/18 "Об отмене Постановления РЭК Свердловской области от 25.12.2017 N 213-ПК "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Свердловской области, на 2018 год" (в редакциях Приказов ФАС России от 23.11.2018 N 1636/18 и от 17.12.2018 N 1798/18) в части сбытовых надбавок для открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" Свердловский филиал (город Екатеринбург)" (далее - Приказ ФАС России), в соответствии с которым РЭК Свердловской области предписано следующее:
1. Признать РЭК Свердловской области нарушившей положения пунктов 26, 28, 30, 31, 65 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178); пунктов 22, 23, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике. утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178); пункта 10 приказа ФСТ России от 30.10.2012 N 703-э "Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков"; пунктов 22. 23, 39, 40, 50, 51 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденные приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2017 N 1554/17.
2. Отменить с 01.12.2018 сбытовые надбавки АО "ЭнергосбыТ Плюс" Свердловский филиал (город Екатеринбург) на 2018 год. установленные Постановлением РЭК Свердловской области от 25.12.2017 N 213-ПК "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Свердловской области, на 2018 год".
3. РЭК Свердловской области в срок до 01.12.2018 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно:
3.1. Исключить в соответствии с действующим законодательством из состава необходимой валовой выручки (далее - НВВ) АО "ЭнергосбыТ Плюс" Свердловский филиал (город Екатеринбург) 2018 года выявленные ФАС России экономически необоснованные расходы по статьям затрат:
- "средства на страхование (в части ДМС, КАСКО)" на 2016-2017 гг.
- "другие затраты, относимые на себестоимость продукции" (в части затрат на юридические услуги, ведение бухгалтерского и налогового учета, мероприятий по реконструкции системы пожароохранной сигнализации и системы оповещения, приобретению персональных компьютеров, реконструкции входной группы и проектированию пандусов, модернизации серверной инфраструктуры, создание проекта "Автоматизированная система управления финансово-хозяйственной деятельностью на платформе 1С") на 2016-2017 гг.
- затраты по договорам с ООО "УФС" (ведение бухгалтерского учета) в сумме 32 915 тыс. руб. (на 2016 г.), в размере 41 961,89 тыс. руб. (на 2017 г.); с ООО "КЭС - Трейдинг" (услуги по прогнозированию цен и объемов э/э (мощности) на ОРЭМ) в размере 145 526 тыс. руб. (2016), в размере 159 336,05 тыс. руб. (2017).
- "информация в СМИ, расходы на рекламу" за 2017 год.
- "выпадающие доходы за 2014 год" в размере 1 980,48 тыс. руб. - "расходы на рекламу", 2 293,84 тыс. руб, - "услуги аутсорсинга - ООО "УФС" (ведение бухгалтерского учета), 120 374,00 тыс. руб. "услуги КЭС - Трейдинг".
- "выпадающие доходы" за 2015 год - в части юридических услуг, услуг аутсорсинга - ООО "УФС" (ведение бухгалтерского учета).
- "резерв по сомнительным долгам" за 2014 г. в размере 281 175,34 тыс. руб.
- "недополученный по независящим причинам доход" за 2014 год (в части "расходы на рекламу", "информация в СМИ"), включенные на 2016 год в размере 1 980,48 тыс. руб. и 441,99 тыс. руб.
3.2. Провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки (далее - НВВ) АО "ЭнергосбыТ Плюс" Свердловский филиал (город Екатеринбург) всех расходов регулируемой организации, учтенных в составе НВВ за 2016-2018 гг., а также фактических затрат за прошедшие периоды регулирования и отразить его результаты в Экспертном заключении.
4. Региональной энергетической комиссии Свердловской области не позднее 01.12.2018 принять и ввести в действие решение об установлении (пересмотре) сбытовых надбавок, в отношении АО "ЭнергосбыТ Плюс" Свердловский филиал (город Екатеринбург) на 2018 г., а также в установленные законодательством сроки на последующие периоды регулирования, с учетом пункта 3 настоящего приказа и исключения экономически необоснованных/неподтверждённых расходов. при этом обеспечив распределение всей суммы расходов, подлежащих исключению: в размере 1/12 - на период регулирования 2018 г., 11/12 - исключить из состава необходимой валовой выручки на 2019-2021 гг. равными долями, (в редакции приказа ФАС России от 17.12.2018 N 1798/18 "О внесении изменений в Приказ ФАС России от 15.11.2018 N 1559/18 "Об отмене Постановления РЭК Свердловской области от 25.12.2017 N 213-ПК "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Свердловской области, на 2018 год" в части сбытовых надбавок для открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" Свердловский филиал (город Екатеринбург)" (в редакции приказа ФАС России от 23.11.2018 N 1636/18)")
5. Об исполнении Приказа ФАС России РЭК Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения, предусмотренного пунктами 3, 4 Приказа ФАС России, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений РЭК Свердловской области, принятие которых предписано пунктами 3, 4 Приказа ФАС России;
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) РЭК Свердловской области, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения Приказа ФАС России (далее - скорректированное экспертное заключение).
Письмом от 11.12.2018 N 01-82/6798 (вх. от 24.12.2018 N 214851/18) РЭК Свердловской области направила информацию об исполнении Приказа ФАС России (далее - Отчет).
В отчете РЭК Свердловской области представлены следующие документы:
- копия постановления РЭК Свердловской области от 28.11.2018 N 184-ПК "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Свердловской области, на 2018 год".
- выписка из протокола заседания правления РЭК Свердловской области от 28.11.2018 N 32;
- экспертное заключение РЭК Свердловской области по пересмотру с 01.12.2018 сбытовых надбавок ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" Свердловский филиал (город Екатеринбург) 2018 год.
- заключения об обоснованности сбытовых надбавок ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" Свердловский филиал (город Екатеринбург), установленных на 2016, 2017, 2018 гг.
Однако, ФАС России считает Приказ ФАС России в полном объеме РЭК Свердловской области не исполненным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 23 Правил N 1178, экспертное заключение, помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность, анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.
Анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат предполагает наличие в экспертном заключении правового и экономического обоснования принятия или непринятия к расчету необходимой валовой выручки заявленных расходов, в том числе ссылок на документы и материалы, на основании которых делается соответствующий вывод, что в свою очередь является подтверждением установления органом регулирования тарифа на экономически обоснованном уровне.
При этом анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов, включенных в необходимую валовую выручку ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" при установлении сбытовых надбавок 2016, 2017 годов, содержащийся в скорректированных экспертных заключений не соответствует пункту 23 Правил N 1178 в связи со следующим.
По статье расходов "Затраты на топливо и ГСМ", 2016 год.
Согласно скорректированному экспертному заключению 2016 года расходы по данной статье затрат определены РЭК Свердловской области на уровне учтенных расходов на 2015 год с учетом индекса потребительских цен на 2016 год.
При этом действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) не предусмотрен учет расходов в составе НВВ регулируемых организаций путем индексации расходов, учтенных в прошлом периоде регулирования.
Кроме этого, учет расходов в составе НВВ возможен только при наличии анализа их экономической обоснованности, проведенного органом регулирования.
При этом, в нарушение пунктов 22. 23 Правил N 1178 скорректированное экспертное заключение РЭК Свердловской области не содержит ссылок на обосновывающие материалы и документы (договоров на услуги, в том числе наличие подтверждения проведения конкурсных или иных конкурентных процедур при заключении договоров, анализ рыночных цен, анализ показателей бухгалтерской и статистической отчетности), на основании которых определен размер учитываемых расходов в необходимой валовой выручке ОАО "ЭнергосбыТ Плюс",
Таким образом, в части анализа экономической обоснованности данных затрат РЭК Свердловской области не проведен анализ, предусмотренный пунктом 3.2 Приказа ФАС России.
По статье расходов "Работы и услуги производственного характера", 2016 год.
Согласно скорректированному экспертному заключению 2016 года расходы по данной статье затрат приняты РЭК Свердловской области на уровне учтенных расходов на 2015 год с учетом индекса потребительских цен на 2016 год.
ФАС России отмечает, что действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) не предусмотрен учет расходов в составе НВВ регулируемых организаций путем индексации расходов, учтенных в прошлом периоде регулирования.
Принимая во внимание, что 2015 год относится к прошлому периоду регулирования, то РЭК Свердловской области не могла быть проведена индексация таких расходов.
Учет расходов в составе НВВ возможен только при наличии анализа их экономической обоснованности, проведенного органом регулирования.
При этом, в нарушение пунктов 22, 23 Правил N 1178 скорректированное экспертное заключение РЭК Свердловской области не содержит ссылок на обосновывающие материалы и документы (договоров на услуги, в том числе наличие подтверждения проведения конкурсных или иных конкурентных процедур при заключении договоров, анализ рыночных цен, анализ показателей бухгалтерской и статистической отчетности), на основании которых определен размер учитываемых расходов в необходимой валовой выручке ОАО "ЭнергосбыТ Плюс".
Таким образом, в части анализа экономической обоснованности данных затрат РЭК Свердловской области не проведен анализ, предусмотренный пунктом 3.2 Приказа ФАС России.
По статье расходов "Расходы на ремонт основных средств" (отчисления в ремонтный фонд), 2016 год.
Согласно скорректированному экспертному заключению 2016 года расходы по данной статье затрат приняты РЭК Свердловской области на уровне учтенных расходов на 2015 год с учетом индекса потребительских цен на 2016 год в размере 33 597,60 тыс. руб.
Принимая во внимание, что 2015 год относится к прошлому периоду регулирования, то РЭК Свердловской области не могла быть проведена индексация таких расходов.
Вместе с тем. расходы были заявлены ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в сумме 30 265 тыс. руб. и рассчитаны ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" исходя из фактических затрат 2014 года с применением индексов-дефляторов.
При этом действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) не предусмотрен учет расходов в составе НВВ регулируемых организаций путем индексации расходов, учтенных в прошлом периоде регулирования.
Учет расходов в составе НВВ возможен только при наличии анализа их экономической обоснованности, проведенного органом регулирования.
Кроме того, скорректированное экспертное заключение на 2016 год в нарушение пункта 23 Правил N 1178 и пункта 29 Основ ценообразования N 1178 не содержит ссылок на обосновывающие материалы и документы, отсутствует анализ экономической обоснованности фактических затрат за предшествующие периоды регулирования (сравнительный анализ ремонтных программ 2014 года, 2015. 2016 годов, в том числе необходимый объем материалов, инструментов и пр., анализ проведенных работ).
Таким образом, РЭК Свердловской области не был проведен анализ, предусмотренный пунктом 3.2 Приказа ФАС России.
По статье расходов "Прибыль на социальное развитие и поощрение", 2016 год.
Согласно скорректированному Экспертному заключению 2016 года расходы по данной статье затрат определены РЭК Свердловской области на уровне учтенных расходов на 2015 год с учетом индекса потребительских цен на 2016 год в размере 7 030 тыс. руб.
Принимая во внимание, что 2015 год относится к прошлому периоду регулирования, то РЭК Свердловской области не могла быть проведена индексация таких расходов.
Вместе с тем, расходы были заявлены ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в сумме 6 086 тыс. руб. и рассчитаны исходя из фактических затрат 2014 года с применением индексов-дефляторов.
При этом действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) не предусмотрен учет расходов в составе НВВ регулируемых организаций путем индексации расходов, учтенных в прошлом периоде регулирования.
Учет расходов в составе НВВ возможен только при наличии анализа их экономической обоснованности, проведенного органом регулирования.
Кроме того, согласно таблице показателей, утвержденных РЭК Свердловской области планируемых и фактических расходов на 2014 год, фактические расходы за 2014 год по данной статье составили 3 230,91 тыс. руб. (при утвержденной 10 487,51 тыс. руб.). При этом дельта не исключена из НВВ 2016 года.
Таким образом, в части анализа экономической обоснованности данных затрат РЭК Свердловской области не был проведен анализ, предусмотренный Приказом ФАС России.
По статьям расходов "Информация в СМИ", "расходы на рекламу", 2016 год.
Согласно Приложению 1 (расчет расходов, принятых к исключению из необходимой валовой выручки) к скорректированному экспертному заключению по пересмотру с 01.12.2018 сбытовых надбавок ОАО "ЭнергосбыТ Плюс", данные расходы были учтены при установлении сбытовых надбавок в 2016 году. При этом, данные расходы не были приняты РЭК Свердловской области к исключению из необходимой валовой выручки.
Таким образом, РЭК Свердловской области не исполнен пункт 3.1 Приказа ФАС России в части исключения экономически необоснованных расходов.
По статье "Другие затраты, относимые на себестоимость продукции", 2017 год.
В скорректированном экспертном заключении на 2017 год отсутствует расшифровка по подстатьям расходов. Из Приложения 3 к скорректированному экспертному заключению на 2017 год (расчет НВВ) также не представляется возможным сделать вывод, какие затраты включены в состав данной статьи расходов.
Также, в состав НВВ на 2017 год включены "прочие" расходы в размере 584,26 тыс. руб. При этом, расшифровки по подстатьям затрат и экономическое обоснование отсутствует. Кроме того, в нарушение пунктов 22. 23 Правил N 1178 скорректированное экспертное заключение РЭК Свердловской области не содержит ссылок на обосновывающие материалы и документы (договоры на услуги, в том числе наличие подтверждения проведения конкурсных или иных конкурентных процедур при заключении договоров, анализ рыночных цен, анализ показателей бухгалтерской и статистической отчетности), на основании которых определен размер учитываемых "прочих" расходов в необходимой валовой выручке ОАО "ЭнергосбыТ Плюс".
Таким образом РЭК Свердловской области не был проведен анализ, предусмотренный пунктом 3,2 Приказа ФАС России,
В этой связи РЭК Свердловской области не исполнил Приказ ФАС России в части анализа экономической обоснованности расходов регулируемой организации, учтенных в составе НВВ за 2016-2018 годы, с его отражением в скорректированном экспертном заключении.
РЭК Свердловской области не был проведен должный экономический и правовой анализ, предусмотренный пунктом 3 Приказа ФАС России в нарушение пункта 23 Правил регулирования.
Таким образом Региональной энергетической комиссией Свердловской области не проведены дополнительный анализ экономической обоснованности затрат регулируемой организации, не приведены в соответствии с действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) экспертные заключения, а также не исключены ранее учтенные экономически необоснованные (неподтвержденные) расходы из состава НВВ регулируемой организации.
Исходя из вышеизложенного, РЭК Свердловской области не исполнила Приказ ФАС России.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, а также Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, приказываю:
1. Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 31.12.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), а именно исполнить в соответствии с действующим законодательством, а также мотивировочной частью настоящего приказа приказ ФАС России от 15.11.2018 N 1559/18 "Об отмене Постановления РЭК Свердловской области от 25.12.2017 N 213-ПК "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Свердловской области, на 2018 год" (в редакциях Приказов ФАС России от 23.11.2018 N 1636/18 и от 17.12.2018 N 1798/18) принятого по результатам проведения в 2018 г. плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии Свердловской области.
2. Результаты исполнения п. 1 настоящего приказа учесть при установлении необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2020 г., обеспечив введение в действие решение об установлении цен (тарифов) (в том числе долгосрочных параметров регулирования) в срок не позднее 31.12.2019 г. (включительно).
3. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных пунктами 1-2 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано п. 3-4 настоящего приказа;
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 16 декабря 2019 г. N 1672/19 "Об установлении нового срока исполнения приказа ФАС России от 15.11.2018 N 1559/18 "Об отмене Постановления РЭК Свердловской области от 25.12.2017 N 213-ПК "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Свердловской области, на 2018 год" (в редакциях Приказов ФАС России от 23.11.2018 N 1636/18 и от 17.12.2018 N 1798/18)"
Текст приказа опубликован не был