ФАС России на основании приказа ФАС России от 20.03.2018 N 340/18 была проведена плановая выездная проверка РЭК Свердловской области, по результатам проведения которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные РЭК Свердловской области при установлении сбытовых надбавок в отношении АО "Екатеринбургэнергосбыт" (город Екатеринбург) на 2016, 2017, 2018 годы.
По результатам проведения проверки. ФАС России принят Приказ от 15.11.2018 N 1562/18 "Об отмене Постановления РЭК Свердловской области от 25.12.2017 N 213-ПК "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Свердловской области, на 2018 год" в части сбытовых надбавок акционерного общества "Екатеринбургэнергосбыт" (город Екатеринбург)" (далее - Приказ ФАС России), в соответствии с которым РЭК Свердловской области предписано следующее:
1. Признать РЭК Свердловской области нарушившей положения пунктов 26, 28, 30, 31, 65 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178; пунктов 22, 23, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178; пункт 10 приказа ФСТ России от 30.10.2012 N 703-э "Об утверждении методических указаний но расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков"; пунктов 22, 23, 39, 40, 50, 51 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденные приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2017 г. N 1554/17.
2. Отменить с 01.12.2018 сбытовые надбавки акционерного общества "Екатеринбургэнергосбыт" (город Екатеринбург) на 2018 год, установленные Постановлением РЭК Свердловской области от 25.12.2017 N 213-ПК "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Свердловской области, на 2018 год".
3. РЭК Свердловской области в срок до 01.12.2018 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно:
3.1. Исключить в соответствии с действующим законодательством из состава необходимой валовой выручки (далее - НВВ) АО "Екатеринбургэнергосбыт" (город Екатеринбург) 2018 года выявленные ФАС России экономически необоснованные расходы по статьям затрат:
- "средства на страхование (в части ДМС, КАСКО)" на 2016-2017 годы.
- "недополученный по независящим причинам доход за 2014 год (в части "PR услуги"), включенные в состав НВВ на 2016 гад в размере 585,18 тыс. руб.
- "PR услуги" за 2017 год.
- "резерв по сомнительным долгам" на 2017 год в размере 47 752 тыс. руб.
3.2. Провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения в состав НВВ АО "Екатеринбургэнергосбыт" (город Екатеринбург) всех расходов регулируемой организации, учтенных в составе НВВ за 2016-2018 гг., а также фактических затрат за прошедшие периоды регулирования и отразить его результаты в Экспертном заключении,
4. РЭК Свердловской области не позднее 01.12.2018 принять и ввести в действие решение об установлении (пересмотре) сбытовых надбавок в отношении АО "Екатеринбургэнергосбыт" (город Екатеринбург) на 2018 г., с учетом пункта 3 Приказа ФАС России и исключения экономически необоснованных/неподтверждённых расходов.
5. Об исполнении Приказа ФАС России РЭК Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения, предусмотренного пунктами 3, 4 Приказа ФАС России, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений РЭК Свердловской области, принятие которых предписано пунктами 3, 4 Приказа ФАС России;
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) РЭК Свердловской области, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа (далее - скорректированное экспертное заключение).
Во исполнение вышеуказанных требований, предусмотренных Приказом ФАС России, РЭК Свердловской области была представлена информация об исполнении - письмо РЭК Свердловской области от 11.12.2018 N 01-82/6801 (вх. от 25.12.2018 N 215341/18) (далее - Отчет).
В отчете РЭК Свердловской области представлены следующие документы:
- копия постановления РЭК Свердловской области от 28.11.2018 N 184-ПК "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Свердловской области, на 2018 год".
- выписка из протокола заседания правления РЭК Свердловской области от 28.11.2018 N 32.
- экспертное заключение РЭК Свердловской области по пересмотру с 01.12.2018 сбытовых надбавок АО "Екатеринбургэнергосбыт".
- заключение об обоснованности сбытовых надбавок АО "Екатеринбургэнергосбыт", установленных на 2016, 2017, 2018 гг.
Однако, ФАС России считает Приказ ФАС России в полном объеме РЭК Свердловской области не исполненным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 22, 23 Правил N 1178, экспертное заключение, помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность, анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.
При этом в ходе анализа скорректированных экспертных заключений ФАС России выявлено следующее.
Анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов, включенных в необходимую валовую выручку АО "Екатеринбургэнергосбыт" (город Екатеринбург) при установлении сбытовых надбавок 2016, 2017 гг.
В соответствии с пунктом 3.2 приказа ФАС России РЭК Свердловской области было предписано провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения в состав НВВ АО "Екатеринбургэнергосбыт" (город Екатеринбург) всех расходов регулируемой организации, учтенных в составе НВВ за 2016-2018 гг., и отразить его результаты в скорректированном экспертном заключении.
Анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат предполагает наличие в скорректированном экспертном заключении правового и экономического обоснования принятия или непринятия к расчету необходимой валовой выручки заявленных расходов, в том числе ссылок на документы и материалы, на основании которых делается соответствующий вывод, что в свою очередь является подтверждением установления органом регулирования тарифа на экономически обоснованном уровне.
1) По статье "Отчисления в ремонтный фонд", 2016 г.
Согласно пункту 31 Основ ценообразования N 1178 при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
При этом, согласно представленному скорректированному экспертному заключению 2016 г. расходы по данной статье затрат приняты РЭК Свердловской области на уровне учтенных расходов на 2015 год с учетом индекса потребительских цен на 2016 год в размере 719 тыс. руб.
Вместе с тем, расходы были заявлены организацией в сумме 689.90 тыс. руб.
Кроме того, представленное скорректированное экспертное заключение на 2016 год в нарушение пункта 23 Правил N 1178 и пункта 29 Основ ценообразования N 1178 не содержит ссылок на обосновывающие материалы и документы, также отсутствует анализ экономической обоснованности фактических затрат за предшествующие периоды регулирования (сравнительный анализ ремонтных программ 2014 г., 2015, 2016 гг., в том числе необходимый объем материалов, инструментов, анализ проведенных работ).
Таким образом, органом регулирования не был проведен анализ, предусмотренный пунктами 2, 3 приказа ФАС России.
2) По статье "Прочие затраты" (страхование, услуги связи, информационные и юридические услуги, подписка и приобретение профлитературы, IT услуги), 2016 г.
Из мотивировочной части приказа ФАС России следует, что затраты организации на "прочие затраты" (услуга связи, информационные и юридические услуги, подписка и приобретение профлитературы, IT услуги, страхование) должны быть приняты органом регулирования исхода из фактически понесенных расходов организации (на 2016 год - исходя из факта 2014 года), а принятие экспертной группой органа регулирования отдельных затрат на 2016 г, с учетом индекса потребительских цен к уровню утвержденных затрат на 2015 г. противоречит статье 23 Закона об электроэнергетике и пункту 31 Основ ценообразования 1178.
В состав НВВ АО "Екатеринбургэнергосбыт" (город Екатеринбург) на 2016 год включены "прочие затраты" в размере 51 548 тыс. руб. При этом, расшифровки по подстатьям затрат в скорректированном экспертном заключении на 2016 год и Приложении 3 к нему отсутствует.
Согласно представленному скорректированному' экспертному заключению, "средства на страхование" на 2016 г. приняты РЭК Свердловской области исходя из учтенных на 2015 год по следующим подстатьям.
"Услуги связи" на 2016 г. заявлены в размере 4 013,80 тыс. руб., при этом, приняты РЭК Свердловской области исходя из учтенных на 2015 год в размере 4 129,10 тыс. руб.
"Юридические и информационные услуги" на 2016 г. заявлены в размере 762,70 тыс. руб., при этом, приняты РЭК Свердловской области исходя из учтенных на 2015 год с индексом-дефлятором в размере 784,66 тыс. руб.
"Подписка и приобретение профлитературы" на 2016 г. заявлены организацией в размере 240.50 тыс. руб., при этом, приняты РЭК Свердловской области исходя из утвержденных на 2015 год с индексом потребительских цен в размере 247,40 тыс. руб.
"IТ услуга" на 2016 г. приняты РЭК Свердловской области исходя из утвержденных на 2015 год с индексом потребительских цен в размере 14 897,68 тыс. руб.
Кроме того, в нарушение пунктов 22, 23 Правил N 1178 и пункта 29 Основ ценообразования N 1178 скорректированное экспертное заключение РЭК Свердловской области не содержит ссылок на обосновывающие материалы и документы (договоров на услуги, в том числе наличие подтверждения проведения конкурсных или иных конкурентных процедур при заключении договоров, анализ рыночных цен, анализ показателей бухгалтерской и статистической отчетности), на основании которых определен размер учитываемых "прочих затрат" расходов в необходимой валовой выручке АО "Екатеринбургэнергосбыт".
Таким образом, РЭК Свердловской области не был проведен анализ, предусмотренный пунктами 2, 3 приказа ФАС России от 15.11.2018 N 1562/18.
3) По статье "Другие затраты, относимые на себестоимость проекции", 2017 г.
Из мотивировочной части приказа ФАС России следует, что по статье РЭК Свердловской области приняты затраты в размере 117 031 тыс. руб., в том числе 76 611 тыс. руб. - "прочее". С учетом того, что в скорректированном экспертном заключении РЭК Свердловской области отсутствовала расшифровка данной статьи затрат по подстатьям, расходы в размере 76 611 тыс. руб, требовали дополнительного экономического обоснования, расшифровки по подстатьям расходов и отражения анализа в скорректированном экспертном заключении.
При этом, расшифровка по подстатьям затрат в скорректированном экспертном заключении на 2017 год и Приложении 3 к нему отсутствует (подробная разбивка по суммам с учетом привязки к документам).
Таким образом. РЭК Свердловской области не был проведен должный экономический и правовой анализ, предусмотренный пунктом 3 Приказа ФАС России в нарушение пункта 23 Правил N 1178.
РЭК Свердловской области при установлении тарифов в сфере электроэнергетики для АО "Екатеринбургэнергосбыт" путем принятия Постановления от 25.12.2018 N 316-ПК, нарушения установленные Приказом ФАС России, не устранены.
Таким образом Региональной энергетической комиссией Свердловской области не проведены дополнительный анализ экономической обоснованности затрат регулируемой организации, не приведены в соответствии с действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) экспертные заключения, а также не исключены ранее учтенные экономически необоснованные (неподтвержденные) расходы из состава НВВ регулируемой организации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, а также Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, приказываю:
1. Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 31.12.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), а именно исполнить в соответствии с действующим законодательством, а также мотивировочной частью настоящего приказа приказ ФАС России от 15.11.2018 N 1562/18 "Об отмене Постановления РЭК Свердловской области от 25.12.2017 N 213-ПК "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Свердловской области, на 2018 год" в части сбытовых надбавок акционерного общества "Екатеринбургэнергосбыт", принятого по результатам проведения в 2018 г. плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии Свердловской области.
2. Результаты исполнения п.1 настоящего приказа учесть при установлении необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2020 г., обеспечив введение в действие решение об установлении цен (тарифов) (в том числе долгосрочных параметров регулирования) в срок не позднее 31.12.2019 г. (включительно).
3. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений. предусмотренных пунктами 1-2 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано п. 3-4 настоящего приказа;
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 16 декабря 2019 г. N 1673/19 "Об установлении нового срока исполнения приказа ФАС России от 15.11.2018 N 1562/18 "Об отмене Постановления РЭК Свердловской области от 25.12.2017 N 213-ПК "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Свердловской области, на 2018 год" в части сбытовых надбавок акционерного общества "Екатеринбургэнергосбыт" (город Екатеринбург)"
Текст приказа опубликован не был