На основании приказа ФАС России от 20.03.2018 г. N 340/18 "О проведении плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии Свердловской области" ФАС России проведена плановая выездная проверка Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области).
По результатам проведения проверки, ФАС России принят приказ от 19.11.2018 г. N 1588/18 "Об отмене решений Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении цен (тарифов) для ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала", г. Екатеринбург" (далее - Приказ ФАС России), которым предписано в отношении ОАО "МРСК Урала":
1. Признать РЭК Свердловской области нарушившей положения пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 1178 (далее - Правила регулирования N 1178), пунктов 20, 28, 29, 87 Основ ценообразования в области регулируемых, цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), пунктов 16, 32, 36 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными Приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
2. Отменить с 01.01.2019 г. Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 23.12.2010 г. N 171-ПК "Об утверждении долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала", рассчитанных методом доходности инвестированного капитала".
3. РЭК Свердловской области в срок до 01.01.2019 г. устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно провести и отразить в экспертном заключении анализ экономической обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки (далее - НВВ) ОАО "МРСК Урала", г. Екатеринбург расходов (в том числе подробный расчет со ссылкой на обосновывающие документы и материалы, принятые в расчет конечных сумм) по следующим статьям затрат; операционные расходы 2011 г., 2012 г., 2016-2018 гг.; неподконтрольные расходы 2016-2018 гг.; "возврат инвестированного капитала" 2011-2018 гг.; "доход на инвестированный капитал" 2011-2018 гг.; "корректировки необходимой валовой выручки" 2011-2018 гг.; "экономия операционных расходов" 2011-2018 гг., а также провести анализ фактических затрат регулируемой организации.
4. С учетом исполнения пункта 3 Приказа ФАС России исключить из состава НВВ ОАО "МРСК Урала", г. Екатеринбург экономически необоснованные и неподтвержденные документально расходы на 2019 г.
5. РЭК Свердловской области не позднее 01.01.2019 г. принять и ввести в действие решение об установлении долгосрочных параметров, тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ОАО "МРСК Урала", г. Екатеринбург с учетом пунктов 3- 4 Приказа ФАС России.
6. РЭК Свердловской области с учетом исполнения пункта 5 Приказа ФАС России пересмотреть единые котловые тарифы на территории Свердловской области на 2019 г. (тарифов), в которых отражены результаты исполнения Приказа ФАС России.
Во исполнение Приказа ФАС России, РЭК Свердловской области письмом от 18.01.2019 г. N 01-82/213 (вх. от 24.01.2019 г. N 11632/19) в адрес ФАС России направлена информация об исполнении Приказа ФАС России (далее - Отчет).
В Отчете РЭК Свердловской области представлены следующие документы:
- копия постановления РЭК Свердловской области от 27.12.2018 г. N 325-ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области":
- выписка из протокола заседания Правления РЭК Свердловской области от 27.12.2018 г. N 38;
- копия экспертного заключения об обоснованности тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "МРСК Урала", г. Екатеринбург . принятых и введенных в действие с 01.01.2019 г. (далее - скорректированное Экспертное заключение).
Как указано в Приказе ФАС России в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования N 1178 и пункта 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила регулирования N 109), экспертное заключение, помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов, анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат предполагает наличие в экспертном заключении правового и экономического обоснования принятия или непринятия к расчету необходимой валовой выручки заявленных расходов, в том числе ссылок на документы и материалы, на основании которых делается соответствующий вывод, что в свою очередь является подтверждением установления органом регулирования тарифа на экономически обоснованном уровне.
Однако, представленные РЭК Свердловской области документы не соответствуют требованиям пункта 3 резолютивной части Приказа ФАС России и пункту 23 Правил регулирования N 1178 по следующим основаниям.
1. По подконтрольным (операционным) расходам 2011 г., 2012 г., 2016-2018 гг. установлено следующее.
Из мотивировочной части Приказа ФАС России следует, что в нарушение пункт 17 Правил регулирования N 109 экспертное заключение не содержит анализа экономической обоснованности расходов по статьям затрат.
Базовый уровень подконтрольных (операционных) расходов на 2011 г. был принят РЭК Свердловской области в сумме 2 815 704 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования N 109, действовавших в период принятия постановления РЭК Свердловской области от 23.12.2010 N 171-ПК "Об утверждении долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "МРСК Урала" (далее - период принятия Постановления РЭК Свердловской области от 23.12.2010 N 171-ПК). экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.
Анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат предполагает наличие в экспертном заключении правового и экономического обоснования принятия или непринятия к расчету необходимой валовой выручки заявленных расходов, в том числе ссылок на документы и материалы, на основании которых делается соответствующий вывод, что в свою очередь является подтверждением установления органом регулирования тарифа на экономически обоснованном уровне.
Вместе с тем, РЭК Свердловской области не проведен анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов в нарушение пункта 17 Правил регулирования N 109.
Скорректированное Экспертное заключение РЭК Свердловской области, а также представленные в рамках проведения проверки РЭК Свердловской области пояснения не содержат анализ экономической обоснованности и расчет принятых затрат по статьям затрат, в том числе на основании каких документов и материалов расходы были приняты в составе тарифов, кроме того отсутствует анализ экономической обоснованности фактических затрат за предшествующие периоды регулирования.
Таким образом, в части анализа экономической обоснованности данных затрат, РЭК Свердловской области не был проведен анализ предусмотренный пунктом 3 Приказа ФАС России и пункта 23 Правил регулирования N 1178.
Кроме того, при отсутствии обоснования при определении базового уровня операционных расходов в первом году (2011 год) долгосрочного периода регулирования (2011-2020 гг.) не представляется возможным установить экономическую обоснованность операционных расходов в 2016-2018 годах.
1. По статье "Сырье и материалы".
Из мотивировочной части Приказа ФАС России следует, что в нарушение п. 17 Правил регулирования N 109, экспертное заключение не содержит анализа экономической обоснованности расходов по статьям затрат.
Согласно приложению 1 к Экспертному заключению, а именно в скорректированном Заключении об обоснованности долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности), оказываемые ОАО "МРСК Урала", г. Екатеринбург на 2011-2015 гг. (далее - скорректированное Экспертное заключение на 2011-2015 гг.), РЭК Свердловской области были учтены расходы в размере 182 173 тыс. руб. на уровне экономически обоснованных расходов, учтенных на 2010 г. с учетом индекса потребительских цен (далее - ИПЦ) 1,079 и индекса изменения количества активов 1,0401.
При этом, РЭК Свердловской области в скорректированном Экспертном заключении на 2011-2015 гг. указал, что регулируемой организацией не представлена информация о расходах (ценах), установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов.
В обоснование были представлены следующие документы: смета расходов, калькуляция расходов, расшифровка расходов, оборотно-сальдовые ведомости, договоры.
Однако, действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) не предусмотрен учет расходов в составе НВВ регулируемых организаций путем индексации расходов, учтенных в прошлом периоде регулирования.
Учет расходов в составе НВВ возможен только при наличии анализа их экономической обоснованности, проведенного органом регулирования.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 (далее - Основы ценообразования N 109). действовавших в период принятия Постановления РЭК Свердловской области от 23.12.2010 N 171-ПК, при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования N 109, действовавших в период принятия Постановления РЭК Свердловской области от 23.12.2010 г. N 171-ПК, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
ФАС России отмечает, что РЭК Свердловской области не представил расчет принятых величин (расходов, показателей в натуральном выражении) с расшифровкой первичных данных, в том числе сумм из которых принята указанная величина при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии (в том числе принятая величина фактических затрат).
Таким образом, в нарушение пункта 3 Приказа ФАС России в скорректированном Экспертном заключении на 2011-2015 гг. РЭК Свердловской области не отражен должный расчет и анализ экономической обоснованности принятых сумм по статье "Сырье и материалы".
По статье "Ремонт основных средств".
Из мотивировочной части Приказа ФАС России следует, что в нарушение пункта 17 Правил регулирования N 109, экспертное заключение не содержит анализа экономической обоснованности расходов по статьям затрат.
Согласно представленному скорректированному Экспертному заключению на 2011-2015 гг., расходы на ремонт были приняты на уровне экономически обоснованных расходов, учтенных на 2010 г. с учетом ИПЦ 1,079 и индекса изменения количества активов 1,040 в размере 435 755 тыс. руб.
При этом, РЭК Свердловской области в скорректированном Экспертном заключении на 2011-2015 гг. указал на отсутствие в материалах тарифного дела нормативов расходов на ремонт основных средств и цены, установленные договорами, заключенными в результате проведения торгов и иных закупочных процедур.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования N 109, установлено, что при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования N 109, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В качестве обоснования в материалах тарифного дела был представлен: план ремонтных работ, фактическое выполнение программы ремонтов в 2009 г.
При этом, действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) не предусмотрен учет расходов в составе НВВ регулируемых организаций путем индексации расходов, учтенных в прошлом периоде регулирования.
Учет расходов в составе НВВ возможен только при наличии анализа их экономической обоснованности, проведенного органом регулирования.
Вместе с тем, в обосновании указанных расходов РЭК Свердловской области не представлены документы, подтверждающие обоснованность данных затрат: счета-фактуры, акты выполненных работ и т.д.
В нарушение действующего законодательства при определении плановых (расчетных) значений РЭК Свердловской области не указала, а именно какие материалы тарифного дела РЭК Свердловской области принимала во внимание при установлении тарифов и какими руководствовалась при принятии величин, положенных в основу расчёта необходимой валовой выручки, а также объёмов услуг регулируемой организации, кроме того, не представлен расчет принятых РЭК Свердловской области величин (расходов, показателей в натуральном выражении) с расшифровкой первичных данных (сумм из которых принята указанная величина при расчете тарифов).
Кроме того, скорректированное Экспертное заключение 2015-2019 гг., не содержит сравнительный анализ ремонтных программ 2013 г. и на 2015 г., в том числе в части необходимого объема материалов, инструментов в нарушение пункта 7 Основ ценообразования N 1178.
Также, РЭК Свердловской области не представлен анализ экономической обоснованности фактических расходов на материалы для ремонтов 2013 года с учетом анализа проведенных работ.
Таким образом, в нарушение пункта 3 Приказа ФАС России в скорректированном Экспертном заключении на 2011-2015 г. РЭК Свердловской области не отражен должный расчет и анализ экономической обоснованности принятых сумм по по статье "Ремонт основных средств".
По статье: "Прочие операционные расходы".
Из мотивировочной части Приказа ФАС России следует, что в нарушение пункта 17 Правила регулирования N 109 экспертное заключение не содержит анализа экономической обоснованности расходов по статьям затрат.
Согласно представленному скорректированному Экспертному заключению на 2011-2015 гг. в материалах тарифного дела отсутствуют документы, обосновывающие цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств.
В связи с этим органом регулирования, за основу были приняты операционные расходы, учтенные при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год с учетом индекса потребительских цен на 2011 г. и с учетом изменения объемов обслуживания документально подтвержденных в приложении, при этом ФАС России отмечает, что действующий законодательством не предусмотрена индексация плановых затрат
В качестве обоснования, РЭК Свердловской области были представлены: сметы расходов, калькуляция расходов, обоснование по статьям затрат.
Действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) не предусмотрен учет расходов в составе НВВ регулируемых организаций путем индексации расходов, учтенных в прошлом периоде регулирования.
Учет расходов в составе НВВ возможен только при наличии анализа их экономической обоснованности, проведенного органом регулирования.
Также РЭК Свердловской области не представила расчетов принятых величин (расходов, показателей в натуральном выражении) с расшифровкой первичных данных, в том числе сумм из которых принята учтенная величина затрат по указанным статьям расходов при расчете тарифов.
В том числе, не представлен анализ целесообразности отнесения расходов к регулируемым видам деятельности, наличие подтверждения проведения конкурсных или иных конкурентных процедур при заключении договоров, анализ рыночных цен, анализ показателей бухгалтерской и статистической отчетности.
Таким образом, в нарушение пункта 3 Приказа ФАС России в скорректированном Экспертном заключении на 2011-2015 гг. РЭК Свердловской области не отражен должный расчет и анализ экономической обоснованности принятых сумм по статье "Прочие операционные расходы".
II. Неподконтрольные расходы.
1. По статье: "Плата за аренду имущества" принята РЭК Свердловской области в скорректированном Экспертном заключении во исполнение Приказа ФАС России в следующих суммах: на 2016 г. - 127 307,4 тыс. руб., на 2017 г. - 137 105,7 тыс. руб., на 2018 г. - 78 571,01 тыс. руб.).
В Приказе ФАС России указано, что экспертные заключения РЭК Свердловской области на 2016-2018 гг. не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил регулирования N 1178 и пункта 28 Основ ценообразования N 1178, в том числе на основании каких документов и материалов расходы приняты в тариф на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования N 1178, расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
Из скорректированных Экспертных заключений на 2016 г., 2017 г., 2018 г. следует, что расходы на аренду определены в соответствии с представленными договорами аренды, счетами-фактуры, ведомостями начисления амортизации и налогов, сметы затрат по виду деятельности "услуги по передаче электроэнергии".
При этом, ФАС России отмечает, что представленные РЭК Свердловской области экспертные заключения не содержат расчет по каждой составляющей величины арендной платы: величины налога и амортизации, анализ документов, подтверждающих начисление собственником имущества амортизации, уплату налогов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (инвентарные карточки, оборотно-сальдовые ведомости, амортизационные ведомости, налоговые декларации и пр.), кроме того органом регулирования указана конечная сумма, учтенная в составе тарифов, без расчета с учетом представленных в материалах тарифных дел документов.
Таким образом, в нарушение пункта 3 Приказа ФАС России и пункта 23 Правил регулирования N 1,178 в скорректированном Экспертном заключении на 2016-2018 гг. РЭК Свердловской области не отражен должный расчет и анализ экономической обоснованности принятых сумм по статье "Плата за аренду имущества".
Исходя из вышеизложенного, нарушения, установленные Приказом ФАС России, РЭК Свердловской области, при принятии тарифного решения от 27.12.2018 г. N 325-ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области", не устранены.
Таким образом Региональной энергетической комиссией Свердловской области не проведены дополнительный анализ экономической обоснованности затрат регулируемой организации, не приведены в соответствии с действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) экспертные заключения, а также не исключены ранее учтенные экономически необоснованные (неподтвержденные) расходы из состава НВВ регулируемой организации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, а также Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, приказываю:
1. Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 31.12.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), а именно исполнить в соответствии с действующим законодательством, а также мотивировочной частью настоящего приказа приказ ФАС России от 19.11.2018 г. N 1588/18 "Об отмене решений Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении цен (тарифов) для ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала", г. Екатеринбург", принятого по результатам проведения в 2018 г. плановой выездной документарной проверки Региональной энергетической комиссией Свердловской области.
2. Результаты исполнения п. 1 настоящего приказа учесть при установлении необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2020 г., обеспечив введение в действие решение об установлении цен (тарифов) (в том числе долгосрочных параметров регулирования) в срок не позднее 31.12.2019 г. (включительно).
3. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных пунктами 1-2 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано п. 3-4 настоящего приказа:
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения:
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 16 декабря 2019 г. N 1678/19 "Об установлении нового срока исполнения приказа ФАС России от 19.11.2018 N 1588/18 "Об отмене решений Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении цен (тарифов) для ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала", г. Екатеринбург"
Текст приказа опубликован не был