В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), рассмотрев заявление Правительства Курганской области об отмене решения Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, принятым в форме постановления от 19 декабря 2017 года N 45-2 исх. от 28.10.2019 N 01-08-714 (далее - Заявление), письменные пояснения ПАО "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (далее - ПАО "СУЭНКО", регулируемая организация) от 21.11.2019 N И-С-2019-15443, установила следующее.
Необходимость отмены постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - Департамент, орган регулирования) от 19.12.2017 N 45-2 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевой организации Публичного акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания", в отношении которой применяется метод доходности инвестированного капитала" Правительство Курганской области мотивирует отсутствием в данном постановлении долгосрочного параметра регулирования "размер инвестированного капитала", а также учетом Департаментом в необходимой валовой выручке ПАО "СУЭНКО" размера инвестированного капитала, не согласованного с ФАС России.
Заявитель полагает, что при установлении долгосрочных параметров регулирования Департаментом были нарушены положения Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), а также Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э.
ФАС России в адрес Департамента был направлен запрос о предоставлении письменных объяснений по существу указанных в Заявлении требований с приложением обосновывающих материалов (письмо исх. от 13.11.2019 N СП/99527/19). Органом регулирования указанные объяснения в адрес ФАС России представлены не были.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении ПАО "СУЭНКО" установлены методом доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг.
Согласно пункту 33 Основ ценообразования N 1178 расчет цен (тарифов) с применением метода доходности инвестированного капитала осуществляется в соответствии с утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации методическими указаниями, предусмотренными пунктом 32 Основ ценообразования N 1178, в состав которых входят правила расчета нормы доходности инвестированного капитала, правила определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета, а также перечень неподконтрольных расходов.
Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала утверждены приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э (далее - Методические указания N 228-э).
Согласно пункта 7 Методических указаний N 228-э расчет необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования, в том числе размера инвестированного капитала.
Согласно пункту 27 Методических указаний N 228-э размер инвестированного капитала устанавливается на начало первого долгосрочного периода регулирования в соответствии с правилами определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета, предусмотренными Методическими указаниями N 228-э.
Пунктом 51 Методических указаний N 228-э предусмотрено, что размер инвестированного капитала регулируемой организации определяется при первом применении метода доходности инвестированного капитала на начало первого долгосрочного периода регулирования как стоимость капитала, инвестированного и использованного для создания активов, применяемых для осуществления регулируемой деятельности с учетом независимой оценки стоимости замещения, а также физического, морального и внешнего износа таких активов. По согласованию с регулирующими органами при расчете размера инвестированного капитала могут учитываться обязательства, возникшие по согласованию с регулирующими органами при реализации инвестиционной программы.
В Заявлении Правительство Курганской области указывает, что долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг. для ПАО "СУЭНКО" не является первым.
В период 2009-2016 гг. деятельность по передаче электрической энергии осуществлялась территориальными сетевыми организациями Открытым акционерным обществом энергетики и электрофикации "Курганэнерго" (далее - ОАО ЭЭ "Курганэнерго") и Открытым акционерным обществом "ЭнергоКурган" (далее - ОАО "ЭнергоКурган").
Первым долгосрочным периодом регулирования с применением метода доходности инвестированного капитала для ОАО ЭЭ "Курганэнерго" и ОАО "ЭнергоКурган" был период с 2009 по 2017 годы.
Переход ОАО ЭЭ "Курганэнерго" и ОАО "ЭнергоКурган" на регулирование методом доходности инвестированного капитала состоялся с 1 января 2009 года.
В соответствии с установленным порядком. 7 октября 2008 года Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области обратился в ФСТ России с Заявлением N 05/1796 "О согласовании использования метода экономической обоснованности доходности инвестированного капитала (RAB) при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций Курганской области: ОАО "Курганэнерго" (РСК) и ОАО "ЭнергоКурган" на 2009-2011 гг".
В данном заявлении Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области указал следующие величины инвестированного капитала ОАО "ЭнергоКурган" и ОАО ЭЭ "Курганэнерго":
1. Полная величина инвестированного капитала ОАО ЭЭ "Курганэнерго" на 01.01.2009 - 22 859 млн рублей. Остаточная величина инвестированного капитала ОАО ЭЭ "Курганэнерго" на 01.01.2009 - 4 992 млн рублей.
2. Полная величина инвестированного капитала ОАО "ЭнергоКурган" на 01.01.2009 - 5 421 млн рублей. Остаточная величина инвестированного капитала ОАО "ЭнергоКурган" на 01.01.2009 - 3 939 млн рублей.
В соответствии с пунктом 42 Методических указаний по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 26.06.2008 N 231-э, вышеуказанные величины инвестированного капитала ОАО "ЭнергоКурган" и ОАО ЭЭ "Курганэнерго" были рассчитаны Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области на основании результатов независимой оценки, осуществленной ООО "Нексиа Пачоли Консалтинг".
25.11.2008 ФСТ России был принят приказ от N 275-э/11 "О согласовании Федеральной службой по тарифам предложения Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области о переходе к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода доходности инвестированного капитала в отношении ОАО "Курганэнерго" и ОАО "ЭнергоКурган".
19.12.2008 Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области постановлением N 37-2 определил долгосрочные параметры регулирования ОАО ЭЭ "Курганэнерго" и ОАО "ЭнергоКурган".
Приказом ФСТ России от 21.12.2010 N 469-э/1 долгосрочный период регулирования для ОАО "ЭнергоКурган" и ОАО "Курганэнерго" был продлен до 1 января 2014 года.
Во исполнение подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 приказом ФСТ России от 21.05.2012 N 115-э/3 были согласованы долгосрочные параметры регулирования деятельности ОАО ЭЭ "Курганэнерго" и ОАО "ЭнергоКурган" с применением метода доходности инвестированного капитала с 01.01.2009 до 01.07.2017.
В соответствии с указанным приказом ФСТ России Департамент постановлением от 31.05.2012 N 21-14 утвердил долгосрочные параметры регулирования, в том числе размер инвестированного капитала на начало первого долгосрочного периода регулирования в размере:
- для ОАО ЭЭ "Курганэнерго" - 4 992,36 млн руб.:
- для ОАО "ЭнергоКурган" - 3 938,76 млн руб.
В 2014 году ОАО ЭЭ "Курганэнерго" было присоединено к ОАО "ЭнергоКурган", и объединенная компания получила название ОАО "Курганэнерго".
В соответствии с п. 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Согласно пункту 70 Методических указаний N 228-э при переходе в собственность регулируемой организации активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, ранее учитывавшихся при определении размера или базы инвестированного капитала другой регулируемой организации, полная и остаточная стоимость базы инвестированного капитала, относящаяся к этим активам, устанавливаются равными первоначальной и остаточной стоимости базы инвестированного капитала, относящейся к этим активам, регулируемой организации, передавшей указанные активы.
Таким образом, размер инвестированного капитала ОАО "Курганэнерго" составил 3 939 млн руб, (ранее ОАО "ЭнергоКурган"), согласованный ФСТ России приказом от 21.05.2012 N 115-э/3, и в базе инвестированного капитала ОАО "Курганэнерго" на 2015 год были учтены размер и база инвестированного капитала ОАО ЭЭ "Курганэнерго",
В 2016 году в результате реорганизации ОАО "Курганэнерго" было присоединено к ПАО "СУЭНКО", которое ранее не осуществляло деятельность на территории Курганской области.
В соответствии с п. 2 статьи 58 ГК РФ ПАО "СУЭНКО" стало полным правопреемником ОАО "Курганэнерго", к которому перешли права и обязанности ОАО "Курганэнерго" как территориальной сетевой организации на территории Курганской области.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, установленные для ОАО "Курганэнерго", стали применяться в отношении ПАО "СУЭНКО" в соответствии с пунктом 6 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила регулирования N 1178), которым предусмотрено, что на розничных рынках электрической энергии в отношении организации, которая в порядке правопреемства в полном объеме приобретает в текущем периоде регулирования права и обязанности территориальной сетевой организации, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, гарантирующего поставщика применяются тарифы, установленные для реорганизованной территориальной сетевой организации, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, гарантирующего поставщика, до утверждения для указанной организации тарифов в установленном порядке.
Приказом ФАС России от 30.11.2017 N 1620/17 были согласованы, а постановлением Департамента от 19.12.2017 N 45-2 утверждены долгосрочные параметры регулирования деятельности ПАО "СУЭНКО" на территории Курганской области с применением метода доходности инвестированного капитала на второй долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг., в составе которых не указан размер инвестированного капитала.
В данном приказе ФАС России не указан показатель "размер инвестированного капитала", поскольку в соответствии с пунктами 27, 51 Методических указаний N 228-э данный показатель был определен на начало первого долгосрочного периода регулирования в размере 3 939 млн. руб. и согласован приказом ФСТ России от 21.05.2012 N 115-э/3.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования N 1178:
"размер инвестированного капитала" - величина инвестированного капитала, установленная с учетом результатов независимой оценки при переходе к регулированию тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций;
"база инвестированного капитала" - стоимость активов регулируемой организации, находящихся в эксплуатации, созданных с использованием инвестированного капитала, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов), используемая при формировании регулируемых тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала.
Согласно пункту 28 Методических указаний N 228-э база инвестированного капитала определяется на начало каждого следующего после первого применения метода доходности инвестированного капитала года регулирования как стоимость активов в эксплуатации, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, накопленных с момента перехода на регулирование по методу доходности инвестированного капитала с учетом изменения состава и стоимости таких активов, в соответствии с правилами определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета Методических указаний N 228-э.
В соответствии с пунктом 56 Методических указаний N 228-э первоначальная стоимость базы инвестированного капитала регулируемой организации на начало второго и последующих долгосрочных периодов регулирования ПИК,, отражает полную стоимость восстановления (замещения) объектов, используемых для осуществления регулируемой деятельности, за исключением стоимости объектов, построенных и реконструированных за счет поступлений от платы за технологическое присоединение (подключение).
Первоначальная стоимость базы инвестированного капитала в размере 33 732,62 млн руб. была определена Департаментом с учетом результатов независимой оценки инвестированного капитала, определенных в Отчете N VAL-2017-00055 ООО "Эрнст энд Янг - оценка и консультационные услуга".
Таким образом, ФАС России не усматривает нарушений со стороны Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области при утверждении долгосрочных параметров регулирования для ПАО "СУЭНКО" на второй долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг., а также при определении базы инвестированного капитала на 2018 год.
На основании вышеизложенного, руководствуясь Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения,утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. В удовлетворении требований, указанных в заявлении Правительства Курганской области об отмене постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 19.12.2017 N 45-2 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевой организации Публичного акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания", в отношении которой применяется метод доходности инвестированного капитала", отказать.
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 24 декабря 2019 г. N 1719/19 "Об отсутствии оснований для отмены постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 19.12.2017 N 45-2 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевой организации Публичного акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания", в отношении которой применяется метод доходности инвестированного капитала"
Текст приказа опубликован не был