Приказ Федеральной антимонопольной службы от 16 декабря 2019 г. N 1655/19
"Об установлении нового срока исполнения приказа ФАС России от 12.11.2018 N 1536/18 "Об отмене решений Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении цен (тариф") для ПАО "Т Плюс"
ФАС России на основании приказа ФАС России от 20.03.2018 N 340/18 была проведена плановая выездная проверка РЭК Свердловской области, по результатам проведения шторой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" допущенные РЭК Свердловской области при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении ПАО "Т Плюс" на 2016-2018 п.
В этой связи принят Приказ ФАС России от 12.11.2018 N 1536/18 "Об отмене постановлений Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 10.12.2015 N 197-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, с использованием метода индексации установленных тарифов на 2016-2018 годы", от 10.12.2015 N 196-ПК "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций для формирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, с использованием метода индексации установленных тарифов на 2016-2018 годы", от 11.12.2017 N 152-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, на 2018 год" в отношении ПАО "X Плюс" (Красногорский район Московской области)" (далее - Приказ ФАС России), в соответствии с которым РЭК Свердловской области предписано следующее:
1. Признать Региональную энергетическую комиссию Свердловской области нарушившей положения пунктов 28, 29 и 31 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением. Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, пункта 29 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, также утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, пункта 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э.
2. Отменить с 01.12.2018 г. тарифы и долгосрочные параметры регулирования для ПАО "Т Плюс" (Красногорский район Московской области), утверждённые постановлениями от 10.12.2015 N N 196-ПК, 197-ПК, от 11.12.2017 N 152-ПК.
3, РЭК Свердловской области в срок до 01.12.2018 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:
- произвести перерасчёт расходов и натуральных показателей (в том числе подробный расчет со ссылкой на обосновывающие документы и материалы, принятые в расчет конечных сумм) на 2016-2018 гг.
4. С учетом исполнения пункта 3 Приказа ФАС России исключить из состава необходимой валовой выручки (далее - НВВ) ПАО "Т Плюс" (Красногорский район Московской области) экономически необоснованные и неподтвержденные документально расходы при установлении тарифов на 2018 год.
5. РЭК Свердловской области в срок до 01.12.2018 (включительно) принять и ввести в действие решение об установлении тарифов и долгосрочных параметров регулирования на услуги в сфере теплоснабжения в отношении ПАС) "Т Плюс" (Красногорский район Московской области) на 2018 год с учетом пунктов 3- 4 Приказа ФАС России,
6. Об исполнении Приказа ФАС России Региональной энергетической комиссии Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения, предусмотренного пунктами 3-5 Приказа ФАС России, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копим:
- решений РЭК Свердловской области, принятие которых предписано пунктами 3-5 Приказа ФАС России;
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) РЭК Свердловской области, на котором (которых) принималось вышеуказанное решение;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения Приказа ФАС России (далее - скорректированное экспертное заключение).
Во исполнение вышеуказанных требований, предусмотренных Приказом ФАC России, РЭК Свердловской области была представлена информация об исполнении - письмо РЭК Свердловской области от 11.12.2018 N 01-82/6801 (вх. от 25.1.2.2018 N 215341/18) (далее - отчет).
В отчете РЭК Свердловской области представлены следующие документы:
- копия постановления РЭК Свердловской области от 28.11.2018 N 182-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую публичным акционерным обществом "Т Плюс" (Красногорский район Московской области), на 2018 год" (далее - Постановление от 28.11.2018 N 182-ПК);
- выписка из протокола заседания Правления РЭК Свердловской области от 28.11.2018 N 32;
- копия Заключения об основаниях установления (пересмотра) и обоснованности тарифов на тепловую энергию, поставляемую публичным акционерным обществом "Т Плюс", Красногорский район Московской области.
Однако, представленные РЭК Свердловской области документы не соответствуют требованиям пунктов 3, 4 резолютивной части Приказа ФАС России по следующим основаниям.
Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон 190-ФЗ).
Порядок формирования тарифов в сфере теплоснабжения, устанавливается Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075).
Правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения также утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила N 1075).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.06.2013 N 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания N 760).
В соответствии со статьями 3 и 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Согласно мотивировочной части Приказа ФАС России:
В связи с тем, что РЭК Свердловской области экспертиза предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) не проводилась, анализ обоснованности расходов по статьям затрат в нарушение пунктов 12 Методических указаний N 760 и 29 Правил N 1075 не отражен в Экспертном заключении об установлении тарифов, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности ФАС России не представляется возможным.
Исходя из вышеизложенных доводов не представляется возможным определить: какие материалы тарифного дела РЭК Свердловской области принимал во внимание при установлении тарифов на теплоснабжение и какими руководствовался при принятии тех или иных величин, положенных в основу расчёта необходимой валовой выручки, а также объёмов тепловой энергии ПАО "Т Плюс" филиал "Свердловский".
Как указано в Приказе ФАС России в соответствии с пунктом 29 Правил N 1075, экспертное заключение, помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
Анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат предполагает наличие в экспертном заключении правового и экономического обоснования принятия или непринятия к расчету необходимой валовой выручки заявленных расходов, в том числе ссылок на документы и материалы, на основании которых делается соответствующий вывод, что в свою очередь является подтверждением установления органом регулирования тарифа на экономически обоснованном уровне.
Правовое значение экспертного заключения состоит в том. что по итогам проведенного в нем анализа принимается решение об установлении цен (тарифов).
Представленные РЭК Свердловской области скорректированные экспертные заключения на 2016-2018 гг. не соответствуют вышеуказанному пункту 29 Правил N 1075 и соответственно Приказу ФАС России по следующим основаниям,
1. По статье "Фонд оплаты труда".
В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования N 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Из данной нормы следует, что при определении размера фонда оплаты труда, подлежащего включению в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации следует учитывать результаты анализа следующих сведений:
- гарантий работников, предусмотренных Отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными в соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации между представителями сторон: работниками, работодателями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления:
- условий коллективного договора;
- размеров фонда оплаты труда за предшествующий период регулирования, подтвержденных данными годовой бухгалтерской отчетности и соответствующими данными статистической отчетности, а также размеров фонда оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях;
- прогнозного индекса потребительских цен;
- уровня средней заработной платы в регионе по соответствующему виду экономической деятельности по данным Федеральной службы государственной статистики;
- среднегодовой фактической численности, подтвержденной статистической отчетностью;
- нормативной численности;
- штатного расписания.
Из скорректированного экспертного заключения следует, что средняя заработная плата рассчитывалась путем увеличения на индекс потребительских цен установленной заработной платы органом регулирования в прошлом периоде регулирования в плановом режиме либо на основании фактической средней заработной платы без её анализа, в том числе сравнения со средней заработной платой, сложившейся в регионе по аналогичным видам деятельности, что не соответствует требованиям пункта 42 Основ ценообразования.
В скорректированном экспертном заключении РЭК Свердловской области указывает, что учитывает численность персонала на основании собственного расчета нормативной численности в соответствии с рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденные приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 22.03.1999 N 65 (далее - Рекомендации N 65), и в соответствии с рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденные приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 12.10.1999 N 74 (далее - Рекомендации N 74).
РЭК Свердловской области указывает, что учитывает расходы на оплату труда на основании собственных расчетов в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования N 1075.
Однако, РЭК Свердловской области ни в скорректированном экспертном заключении ни в отдельном документе не представлен расчет фонда оплаты труда согласно требованиям пункта 42 Основ ценообразования N 1075, согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда
за последний расчетный период регулирования, в том числе в рамках запроса ФАС России от 16.08.2018 N МО/64546/18, вместо чего был представлен только расчет нормативной численности, предоставленный регулируемой организацией.
В том числе в нарушение пункта 29 Правил N 1075 не представлен анализ целесообразности отнесения фактических расходов к регулируемым видам' деятельности, анализ показателей бухгалтерской и статистической отчетности, а также анализ необходимости несения данных расходов,
В связи с вышеизложенным учет расходов на фонд оплаты труда без расчета только на основании установленной РЭК Свердловской области средней заработной платы в прошлом периоде регулирования в плановом режиме либо на основании фактической средней заработной платы без её анализа, в том числе сравнения со средней заработной платой, противоречит законодательству Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов), а именно пункту 29 Правил N 1075 и не является экономическим подтверждением расходов.
Таким образом, РЭК Свердловской области не представлено экономическое подтверждение учтённых расходов по статье "Фонд оплаты труда", а также анализ экономической обоснованности затрат на оплату труда согласно пункту 3 Приказа ФАС России.
2. По статье "Ремонтные расходы".
В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования N 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с Методическими указаниями N 760.
РЭК Свердловской области учитываются расходы ПАО "Т Плюс" на ремонты основных средств на основании собственного проведенного анализа фактических расходов с учетом увеличения на индекс потребительских цен.
При этом данный анализ в ФАС России не направлен, в экспертных заключениях отражены лишь итоговые суммы на ремонт конкретных основных средств принятые РЭК Свердловской области по указанной статье.
В нарушение пункта 29 Правил N 1075 при определении плановых (расчетных) значений РЭК Свердловской области не указала; какие материалы тарифного дела РЭК Свердловской области принимала во внимание при установлении тарифов и какими руководствовался при принятии величин, положенных в основу расчёта необходимой валовой выручки, а также объёмов услуг регулируемой организации, кроме того не представлен расчет принятых РЭК Свердловской области величин (расходов, показателей в натуральном выражении) с расшифровкой первичных данных (сумм из которых, принята указанная величина при расчете тарифов).
Также скорректированные экспертные заключения не содержат сравнительный анализ ремонтных программ, в том числе в части необходимого объема материалов, инструментов, что также противоречит требованиям пункта 29 Правил N 1075.
Таким образом, анализ экономической обоснованности вышеуказанных затрат предусмотренный пунктом 3 Приказа ФАС России. РЭК Свердловской области проведен не был.
3. По статье "Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность".
РЭК Свердловской области в первоначальном экспертном заключении об обоснованности тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО "Т Плюс", вырабатываемую источниками тепловой энергии ПАО "Т Плюс", не входящими в объединенную систему централизованного теплоснабжения муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - ОСЦТ) на 2018 год по данной статье учитываются расходы в размере 257 682,49 тыс. руб. Однако в сводной таблице по расчёте необходимой валовой выручки, содержащейся в скорректированном экспертном заключении данные расходы равны нулю. При этом расчет и анализ данных затрат в скорректированном экспертном заключении не приведен в нарушение пункта 29 Правил N 1075.
Таким образом, анализ экономической обоснованности вышеизложенных затрат, предусмотренный пунктом 3 Приказа ФАС России, РЭК Свердловской области проведен не был.
4. По статье "Прочие расходы".
РЭК Свердловской области в своем экспертном заключении об обоснованности тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО "Т Плюс", вырабатываемую ТЭЦ Академическая и котельной, расположенной по адресу: г. Екатеринбург, Складской проезд, 4. учитывает по статье "Прочие расходы" расходы плановой НВВ на производство тепловой энергии по ТЭЦ Академическая (на 2018 в размере 292 851,94 тыс. руб.).
Учитывая, что тариф рассчитывается" в том числе для ТЭЦ Академическая, а также тот факт, что данные расходы в соответствии с пунктом 27 Методических указаний N 760~э, а также в соответствии с Приложением 4.6 к. ним. должны включаться в составе статьи "Расходы на приобретение энергетических ресурсов", включение в состав НВВ данных расходов по статье "Прочие расходы" не является корректным.
Кроме того в скорректированном экспертном заключении отсутствует расчет итоговой суммы расходов на производство тепловой энергии по ТЭЦ Академическая, и анализ экономической обоснованности данных расходов, что является нарушением пункта 29 Правил N 1075.
Таким образом, анализ экономической обоснованности вышеуказанных затрат, предусмотренный пунктом 3 Приказа ФАС России, РЭК Свердловской области проведен не был.
5. По статье "Цеховые и общехозяйственные расходы (косвенные расходы)".
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования N 1075 При определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:
- прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
- цены на природный газ:
- предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;
- динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
При этом РЭК Свердловской области учитываются расходы по данной статье на основании договоров прошлого периода регулирования, со ссылкой на то, что на плановый год договоры находятся на стадии заключения. В этой связи в скорректированном экспертном заключении расчет РЭК Свердловской области произведен исходя из индексации расходов, закрепленных в договорах прошлого периода, на индекс потребительских цен (ИПЦ), соответственно был нарушен порядок использования источников информации о расходах, предусмотренный пунктом 28 Основ ценообразования N 1075,
РЭК Свердловской области в скорректированных Заключениях не представлен подробный расчет учтенных показателей в натуральном и количественном выражении с расшифровкой первичных данных, в том числе сумм из которых сложилась учтенная величина затрат по указанным статьям расходов при расчете тарифов, В том числе не представлен анализ целесообразности отнесения расходов к регулируемым видам деятельности, наличие подтверждения проведения конкурсных иди иных конкурентных процедур при заключении договоров, анализ рыночных цен, анализ показателей бухгалтерской и статистической отчетности, а также анализ необходимости указанных услуг, что является нарушением пункта 29 Правил N 1075.
Таким образом, РЭК Свердловской области при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ПАО "Т Плюс" на 2016-2018 гг. путем принятия Постановления от 28.11.2018 N 182-ПК, нарушения установленные Приказом ФАС России, не устранены.
Таким образом, Региональной энергетической комиссией Свердловской области не проведен дополнительный анализ экономической обоснованности затрат регулируемой организации, не приведены в соответствие с действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) экспертные заключения, а также не исключены ранее учтенные экономически необоснованные (неподтвержденные) расходы из состава НВВ регулируемой организации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, а также Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, приказываю:
1. Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 31.12.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), а именно исполнить в соответствии с действующим законодательством, а также мотивировочной частью настоящего приказа приказ ФАС России от 12.11.2018 N 1536/18 "Об отмене постановлений Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 10.12.2015 N 197-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, с использованием метода индексации установленных тарифов на 2016-2018 годы", от 10.12.2015 N 196-ПК "Об установлении долгосрочных параметров. регулирования деятельности организаций для формирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, с использованием метода индексации установленных тарифов на 2016-2018 годы", от 11.12.2017 N 152-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, на 2018 год" в отношении ПАО "Т Плюс" (Красногорский район Московской области)", принятый по результатам проведения в 2018 г. плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии Свердловской области,
2. Результаты исполнения пункта 1 настоящего приказа учесть при установлении необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2020 г., обеспечив введение в действие решение об установлении цен (тарифов) (в том числе долгосрочных параметров регулирования) в срок не позднее 31.12.2019 г. (включительно).
3. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных пунктами 1-2 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано п. 3-4 настоящего приказа:
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
4, Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 16 декабря 2019 г. N 1655/19 "Об установлении нового срока исполнения приказа ФАС России от 12.11.2018 N 1536/18 "Об отмене решений Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении цен (тарифов) для ПАО "Т Плюс"
Текст приказа опубликован не был