На основании приказа ФАС России от 20.03.2018 N 340/18 "О проведении плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии Свердловской области" ФАС России проведена плановая выездная проверка Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области).
По результатам проведения проверки, ФАС России принят приказ от 19.11.2018 N 1586/18 "Об отмене решений Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении цен (тарифов) для АО "Уральские электрические сети" (далее - Приказ ФАС России), которым предписано в отношении АО "Уральские электрические сети":
1. Признать РЭК Свердловской области нарушившей положения пункта 23 Правил государственного регулировании (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29/12.2011 N 1178 (далее - Правила регулирования N 1178). пунктов 15, 16, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178).
2. Отменить с 01.01.2019 г. пункт 11 Раздела 1 (Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области), пункт 11 Приложения N 1 (необходимая валовая выручка (далее - НВВ) сетевых организаций, расположенных на территории свердловской области, на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)), пункт 11 Приложения N 2 (Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций) к постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 24.12.2014 N 256-ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области"
3. PЭК Свердловской области в срок до 01.01.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики а именно провести и отразить в экспертном заключении анализ экономической обоснованности включения в состав НВВ АО "Уральские электрические сети" расходов (в том числе подробный расчет со ссылкой на обосновывающие документы и материалы, принятые в расчет конечных сумм) за 2016-2018 года по статьям: "Подконтрольные расходы" 2015 г.; "Неподконтрольные расходы"; "Корректировка необходимой валовой выручки", а также провести анализ экономической обоснованности фактических затрат прошедших периодов регулирования (в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э, а также провести анализ исходных данных для расчета вышеуказанных корректировок).
4. С учетом исполнения пункта 3 Приказа ФАС России исключить из состава НВВ АО "Уральские электрические сети" экономически необоснованные и неподтвержденные документально расходы на 2019 год.
5. РЭК Свердловской области не позднее 01.01.2019 г. принять и ввести в действие решение об установлении долгосрочных параметров, тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении АО "Уральские электрические сети" с учетом пунктов 3-4 Приказа ФАС России,
6. РЭК Свердловской области с учетом исполнения пункта 5 настоящего приказа пересмотреть единые котловые тарифы на территории Свердловской области.
7. Об исполнении настоящего приказа РЭК Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения, предусмотренного пунктами 3-6 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения РЭК Свердловской области, принятие которых предписано пунктами 3-6 настоящего приказа;
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) Региональной энергетической комиссии Свердловской области, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения;
- - экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения Приказа ФАС России.
Во исполнение Приказа ФАС России, РЭК Свердловской области письмом от 18.01.2019 N 01-82/214 (вх. N 11519/19 от 24.01.2019) в адрес ФАС России направлена информация об исполнении Приказа ФАС России (далее - Отчет).
В Отчете РЭК Свердловской области представлены следующие документы:
- копия постановления РЭК Свердловской области от 27.12.2018 N 325-ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области";
- выписка из протокола заседания Правления РЭК Свердловской области от 27.12.2018;
- копия экспертного заключения об обоснованности тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые АО "Уральские электрические сети", г. Березовский принятых и введенных в действие с 01.01.2019 (далее - скорректированное Экспертное заключение).
Как указано в Приказе ФАС России в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования N 1178, экспертное заключение, помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов, анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат предполагает наличие в экспертном заключении правового и экономического обоснования принятия или непринятия к расчету необходимой валовой выручки заявленных расходов, в том числе ссылок на документы и материалы, на основании которых делается соответствующий вывод, что в свою очередь является подтверждением установления органом регулирования тарифа на экономически обоснованном уровне.
Таким образом, правовое значение экспертного заключения заключается в том" что по итогам его проведения принимается решение об установлении тарифов.
ФАС России отмечает, что представленные скорректированные экспертные заключения на 2015-2018 годы не соответствуют вышеуказанному пункту 23 Правил регулирования N 1178 и соответственно пункту 3 Приказа ФАС России по следующим основаниям.
I. Подконтрольные расходы 2015 года.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования N 1178, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, определяются на основе долгосрочных параметров регулирования, к которым относится в том числе базовый уровень подконтрольных расходов, который определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности" и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний N 98-э, при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат:
1) сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования N 1178;
2) ремонт основных средств, определяемый на основе пункта 25 Основ ценообразования N 1178:
3) оплата труда, определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования N 1178;
4) другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования N 1178, базовый уровень операционных расходов - уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования.
В мотивировочной части Приказа ФАС России указано, что РЭК Свердловской области не представлен анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов в нарушение пункта 23 Правил регулирования N 1178. Для обоснования принятых операционных расходов РЭК Свердловской области необходимо отразить в экспертном заключении анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов с учетом требований Основ ценообразования.
В подтверждении исполнения Приказа ФАС России, в Приложении I к Экспертному заключению РЭК Свердловской области было представлено скорректированное Заключение об обоснованности тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые акционерным обществом "Уральские электрические сети", г. Березовский на 2015-2019 годы (далее - скорректированное Заключение РЭК Свердловской области на 2015-2019 годы).
Вместе с тем, скорректированное Заключение РЭК Свердловской области на 2015-2019 годы в нарушение пункта 3 Приказа ФАС России и пункта 23 Правил регулирования N 1178 снова не содержит анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат базового уровня операционных расходов.
1. По статье "Сырье и материалы".
В мотивировочной части Приказа ФАС России указано, что скорректированное Заключение РЭК Свердловской области на 2015-2019 годы не содержит анализ экономической обоснованности и расчет принятых затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил регулирования и пункта 29 Основ ценообразования, в том числе, на основании каких документов и материалов указанные расходы были приняты в тарифы, в том числе отсутствует анализ фактических затрат по данным расходам.
В ходе рассмотрения представленного скорректированного Заключения РЭК Свердловской области на 2015-2019 годы установлено, что расходы "Сырье и материалы", были приняты РЭК Свердловской области на уровне фактически понесённых в 2013 году регулируемой организацией расходов с учетом прогнозных индексов потребительских цен на 2014-2015 годы в размере 3 156,23 тыс. руб.
В обоснование РЭК Свердловской области ссылается на представление регулируемой организацией договоров за 2013 год, I квартал 2014 года.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования N 1178, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя в том числе расходы на сырье и материалы.
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования, N 1178 расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования, при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов: рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
ФАС России отмечает отсутствие ссылок в скорректированном Заключении РЭК Свердловской области на 2015-2019 годы на заключение данных договоров с учетом проведения конкурсных процедур, в том числе на наличие данных документов в обосновывающих материалах.
Кроме того, РЭК Свердловской области не представила расчет принятых величин (расходов, показателей в натуральном выражении) с расшифровкой первичных данных, в том числе сумм из которых принята указанная величина при расчете тарифов (в том числе принятая величина фактических затрат).
Также, РЭК Свердловской области не проведен анализ целесообразности отнесения фактических расходов 2013 года к регулируемым видам деятельности, наличие подтверждения проведения конкурсных или иных конкурентных процедур при заключении договоров, анализ рыночных цен, анализ показателей бухгалтерской и статистической отчетности.
Таким образом, в нарушение пункта 3 Приказа ФАС России и пункта 23 Правил регулирования N 1178 в скорректированном Заключении РЭК
Свердловской области на 2015-2019 годы не отражен должный анализ экономической обоснованности принятых сумм по статье "Сырье и материалы",
2. По статье "Ремонт основных средств",
В мотивировочной части Приказа ФАС России указано, что Экспертное заключение на 2015-2019 годы не содержит анализ экономической обоснованности и расчет фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил регулирования и пункта 29 Основ ценообразования, в том числе на основании каких документов и материалов расходы приняты в тарифы.
Представленным скорректированным Заключением РЭК Свердловской области на 2015-2019 годы, расходы на ремонт были приняты на уровне 25 412,65 тыс. руб. с учетом следующих представленных документов; договоры 2013 года, конкурсная документация, сметы на выполнение ремонтных работ, ведомости дефектов оборудования, предписания государственных органов.
Согласно пункте 18 Основ ценообразования N 1178, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя в, том числе, расходы на ремонт основных средств.
В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования N 1178, при определении расходов на ремонт основных средств учитываются:
1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";
2) цены, указанные в пункте 29 Основ ценообразования,
На основании пункта 29 Основ ценообразования N 1178, при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):
установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов.;
рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
Однако, в обоснование указанных расходов РЭК Свердловской области в скорректированном Заключении РЭК Свердловской области на 2015-2019 годы не представлены документы, соответствующие исполнению условий пункта 29 Основ ценообразования N 1178, а также подтверждающие обоснованность данных затрат; в том числе счета-фактуры, акты выполненных работ.
Также, в нарушение действующего законодательства при определении плановых (расчетных) значений орган регулирования не указал: какие материалы тарифного дела орган регулирования принимал во внимание при установлении тарифов и какими руководствовался при принятии величин, положенных в основу расчёта необходимой валовой выручит а также объёмов услуг регулируемой организации, кроме того не представлен расчет принятых органом регулирования величин (расходов, показателей в натуральном выражении) с расшифровкой первичных данных (сумм из которых, принята указанная величина при расчете тарифов).
Кроме этого, скорректированное Заключение РЭК Свердловской области на 2015-2019 годы не содержит сравнительный анализ ремонтных программ 2013 года и на 2015 год. в том числе в части необходимого объема материалов, инструментов.
Вместе с тем, РЭК Свердловской области в расходы на "Ремонт основных средств" при установлении тарифов на 2015-2019 годы включены фактические расходы на материалы для ремонтов 2013 года, однако расчет фактических расходов в скорректированном Заключении РЭК Свердловской области на 2015- 2019 годы, не представлен, документы подтверждающие фактически понесенные расходы в 2013 году, не представлены.
Кроме этого, в нарушение пункта 7 Основ ценообразования N 1178 фактически понесенные расходы в предыдущие периоды регулирования должны были быть обоснованными и включены РЭК Свердловской области по статье затрат "Понесенные расходы, но не учтенные в предыдущих периодах регулирования", а не в статье "Ремонт основных средств".
Таким образом, в нарушение пункта 3 Приказа ФАС России и пункта 23 Правил регулирования N 1178 в скорректированном Заключении РЭК Свердловской области на 2015-2019 годы не отражен должный анализ экономической обоснованности принятых с>мм по статье "Ремонт основных средств".
3. По статьям "Прочие расходы", "Расходы на. обеспечение безопасности электрических станций, электрических сетей и других объектов электроэнергетики в соответствии с законодательством Российской Федерации (расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности)", "Расходы на страхование", "Электроэнергия на хозяйственные нужды".
В мотивировочной части Приказа ФАС России указано, что Экспертное заключение на 2015-2019 годы не содержит анализ экономической обоснованности и расчет фактических затрат по данным статьям в нарушение пункта 23 Правил регулирования N 1178 и пункта 29 Основ ценообразования N 1178, в том числе на основании каких документов и материалов расходы приняты в тарифы, вследствие чего учтенные затраты по вышеуказанным статьям затрат не имеют достаточного экономического обоснования.
Согласно представленному, в рамках исполнения Приказа ФАС России, скорректированному Заключению РЭК Свердловской области на 2015-2019 годы по подстатьям затрат "Услуги связи" (266,43 тыс. руб.), "Услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства" (831,66 тыс. руб.), "Расходы на юридические и информационные услуги" (1.66.40 тыс. руб.). "Транспортные услуги" (1 445,21 тыс. руб.), "Прочие услуга сторонних организаций" (1 419,30 тыс. руб.) в составе "Прочие расходы" и "Расходы на обеспечение безопасности электрических станций, электрических сетей и других объектов электроэнергетики в соответствии с законодательством Российской Федерации (расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности)" (708,01 тыс. руб.), "Расходы на страхование" (6,88 тыс. руб.), "Электроэнергия на хозяйственные нужды" (16,09 тыс. руб.) расходы были определены РЭК Свердловской области на уровне фактически понесённых регулируемой организацией расходов (2013 год иди 1 квартал 2014 года) с учетом прогнозных индексов потребительских цен на 2014-2015 годы.
При этом, по статьям расходов "Услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства". "Расходы на юридические и информационные услуги", "Расходы на аудиторские и консультационные услуги", "Транспортные услуги". "Прочие услуги сторонних организаций" "Расходы на обеспечение безопасности электрических станций, электрических сетей и других объектов электроэнергетики в соответствии с законодательством Российской Федерации (расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности)", "Расходы на страхование", "Электроэнергия на хозяйственные нужды" РЭК Свердловской области плановые значения в 2013 году не были учтены ввиду отсутствия экономической обоснованности.
При этом РЭК Свердловской области были учтены фактические значения по данным расходам за 2013 год при установлении тарифов на 2015 год, без расчета фактических расходов в скорректированном Экспертном заключении на 2015-2019 годы и без документов подтверждающих фактически понесенные расходы в 2013 году.
Также. РЭК Свердловской области не представил расчет принятых величии (расходов, показателей в натуральном выражении) с расшифровкой первичных данных, в том числе сумм из которых принята учтенная величина затрат (в том числе принятая величина фактических затрат 2013 года) по указанным статьям расходов при расчете тарифов, в том числе не представлен анализ целесообразности отнесения фактических расходов к регулируемым видам деятельности, наличие подтверждения проведения конкурсных или иных конкурентных процедур при заключении договоров, анализ рыночных цен, анализ показателей бухгалтерской и статистической отчетности.
Таким образом, в нарушение пункта 3 Приказа ФАС России и пункта 23 Правил регулирования N 1178 в скорректированном Заключении РЭК Свердловской области на 2015-2019 годы не отражен должный анализ экономической обоснованности принятых сумм по статьям "Прочие расходы", "Расходы на обеспечение безопасности электрических станций, электрических сетей и других объектов электроэнергетики в соответствии с законодательством Российской Федерации (расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности)", "Расходы на страхование", "Электроэнергия на хозяйственные нужды".
Таким образом, подконтрольные расходы в сумме 77 302,27 тыс. руб., 7В 494,23 тыс. руб., 95 297,13 тыс. руб. на 2016, 201.7 и 2018 годы соответственно приняты РЭК Свердловской области для АО "Уральские элегические сети" без должного обоснования, и подлежат дополнительному экономическому анализу.
Кроме этого, при отсутствии обоснования при определении базового уровня операционных расходов в первом году (2015 год) долгосрочного периода регулирования (2015-2019 годы) не представляется возможным установить экономическую обоснованность подконтрольных расходов в 2016-2018 годах.
II. Неподконтрольные расходы.
1. По статье "Плат" за аренда имущества" принята РЭК Свердловской области в скорректированном Заключении РЭК Свердловской области на 2035- 2018 годы во исполнение Приказа ФАС России в следующих суммах на 2016 г. в сумме 40 712,4 тыс. руб.. на 2017 г. - 45 912,7 тыс. руб. на 2018 г. - 51 424,16 тыс. руб.)
В Приказе ФАС России указано, что экспертные заключения на 2016-2018 годы не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил регулирования N 1178 и пункта 28 Основ ценообразования N 1178, в том числе на основании каких документов и материалов расходы приняты в тариф.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования N 1178, расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
Из приложений 1-4 к Экспертному заключению (далее - Экспертные заключения на 2015, 2016, 2017, 2018 годы), следует, что расходы' на аренду определены в соответствии с представленными договорами аренды, счетами-фактуры, ведомостями начисления амортизации и налогов.
При этом, представленные РЭК Свердловской области Экспертные заключения на 2015, 2016, 2017, 2018 годы не содержат расчет по каждой составляющей величины арендной платы; величина налога и амортизации анализ документов, подтверждающих начисление собственником имущества амортизации, уплату налогов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (инвентарные карточки, оборотно-сальдовые ведомости, амортизационные ведомости, налоговые декларации и пр.), кроме того органом регулирования указана конечная сумма, учтенная в составе тарифов, без расчета с учетом представленных в материалах тарифных дел документов.
Таким образом, в нарушение пункта 3 Приказа ФАС России и пункта 23 Правил регулирования N 1178 в скорректированном Заключении РЭК Свердловской области на 2015-2018 годы не отражен должный анализ экономической обоснованности принятых сумм по статье "Плата за аренду имущества".
2. По статье: "Амортизация основных средств" в Экспертных заключениях на 2015. 2016, 2017, 2018 годы расходы учтены РЭК Свердловской области на 2016 год в сумме 3 868,52 тыс. руб. на 2017 год в сумме 3 49834 тыс. руб., на 2018 год в сумме 4 555,94 тыс. руб.
В Приказе ФАС России указано, что экспертные заключения не содержат анализа экономической обоснованности фактических и плановых расходов регулируемой организации по данной статье с учетом требований пункта 27 Основ ценообразования, в том числе на основании каких документов и материалов расходы по статье "Амортизация основных средств" приняты в тариф,
В обоснование расходов РЭК Свердловской области в скорректированных Экспертных заключения на 2015, 2016, 2017, 2018 годы ссылается на ведомости бухгалтерского учета основных средств, а также оборотно-сальдовые ведомости.
В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования N 1178, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетам, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования, срок полезного использования активов и отнесение этих активов к. соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее - Классификация основных средств).
В соответствии со статьей 20 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:
- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
При этом, скорректированные Экспертные заключения на 2015, 2016. 2017. 2018 годы не содержат оценки и пояснений принятых к учету средств по анализируемой статье затрат, а также оценки правильности предложенных организацией расчетов амортизационных отчислений (с указанием метода ее начисления), указано только конечная сумма учтенная в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации.
Кроме этого, ФАC России отмечает на отсутствие в действующем законодательстве оснований для учета плановых вводов, органу регулирования необходимо было учитывать амортизационные отчисления только по фактически введенным основным средствам, а не с учетом ожидаемого объема амортизационных отчислений по основным средствам,
В результате установлено, что РЭК Свердловской области не провела анализ расходов, с отражением относимости представленных в тарифной заявке документов к принятым в расчетах, а также не представил расчет принятых органом регулирования величин (расходов, показателей в начальном выражении) с расшифровкой первичных данных (сумм из которых принята указанная величина при расчете тарифов), со ссылкой на первичные документы (в том числе с указанием реквизитов) и положения нормативно-правовых актов, в том числе, РЭК Свердловской области не проанализировала целесообразность отнесения указанных расходов к регулируемым видам деятельности, наличие подтверждения проведения конкурсных или иных конкурентных процедур при заключении договоров, анализ рыночных цен, анализ показателей бухгалтерской и статистической отчетности.
Таким образом, в нарушение пункта 3 Приказа ФАС России и пункта 23 Правил регулирования N 1178 в скорректированном Заключении РЭК Свердловской области на 2015-2018 годы не отражен должный анализ экономической обоснованности принятых сумм по статье "Амортизация основных средств".
Помимо прочего, по результатам проведенного анализа, РЭК Свердловской области в нарушение пункта 4 Приказа ФАС России не были исключены неподтвержденные экономически необоснованные и не подтвержденные документально расходы, включенные ранее в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации.
Исходя из вышеизложенного, нарушения, установленные Приказом ФАС России. РЭК Свердловской области, при принятии тарифного решения от 27.12.2018 N 325-ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области", не устранены.
Таким образом Региональной энергетической комиссией Свердловской области не проведены дополнительный анализ экономической обоснованности затрат регулируемой организации, не приведены в соответствии с действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) экспертные заключения, а также не исключены ранее учтенные экономически необоснованные (неподтвержденные) расходы из состава НВВ регулируемой организации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, а также Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, приказываю:
1. Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 31.12.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), а именно исполнить в соответствии с действующим законодательством, а также мотивировочной частью настоящего приказа приказ ФАС России от 19.11.2018 N 1586/18 "Об отмене решений Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении цен (тарифов) для АО "Уральские электрические сети", принятого по результатам проведения в 2018 г. плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссией Свердловской области.
2. Результаты исполнения п. 1 настоящего приказа учесть при установлении необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2020 г., обеспечив введение в действие решение об установлении цен (тарифов) (в том числе долгосрочных параметров регулирования) в срок не позднее 31.12.2019 (включительно).
3. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия решении, предусмотренных пунктами 1-2 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано п. 3-4 настоящего приказа;
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики" на котором (которых) принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 16 декабря 2019 г. N 1662/19 "Об установлении нового срока исполнения приказа ФАС России от 19.11.2018 N 1586/18 "Об отмене решений Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении цен (тарифов) для АО "Уральские электрические сети"
Текст приказа опубликован не был