ФАC России на основании приказа ФАС России от 20.03.2018 N 340/18 проведена плановая выездная документарная проверка Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области), по результатам проведения которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные РЭК Свердловской области при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении АО "Облкоммунэнерго"на2016-2018 гг.
По результатам проведения проверки ФАС России в адрес РЭК Свердловской области направлен приказ ФАС России от 19.11.2018 N 1592/18 "Об отмене решения Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении цен (тарифов) для АО "Облкоммунэнерго", г. Екатеринбург" (далее - Приказ ФАС России), которым предписано:
1. Признать РЭК Свердловской области нарушившей положении пунктов 29, 32 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Правила регулирования N 1075), пунктов 10, 11 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования N 1075), Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и приказ ФСТ от 12.04.2013 N 91 "Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также Системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов" (в части ведения раздельного учета).
2. Отменить с 01.01.2019 постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 18.12.2017 N 175-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую акционерным обществом "Облкоммунэнерго", с использованием метода индексации установленных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов на 2018- 2020 годы".
3. РЭК Свердловской области в срок до 01.01.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно провести и отразить в экспертном заключении анализ экономической обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки (далее - НВВ) АО "Облкоммунэнерго" расходов (в том числе подробный расчет со ссылкой на обосновывающие документы и материалы, принятые в расчет конечных сумм и подтверждающие ведение раздельного учета) по следующим статьям затрат за 2015-2018 года: "Подконтрольные расходы" (в том числе 2018 г.) и "Неподконтрольные расходы", а также провести анализ экономической обоснованности фактических затрат прошедших периодов регулирования.
4. С учетом исполнения п. 3 приказа ФАС России исключить из состава НВВ АО "Облкоммунэнерго" экономически необоснованные и неподтвержденные документальна расходы на 2019 год,
5. РЭК Свердловской области не позднее 01.01.2019 г. принять и ввести в действие решение об установлении долгосрочных параметров, тарифов на тепловую энергию в отношении АО "Облкоммунэнерго" с учетом пунктов 3 - 4 Приказа ФАС России.
6. Об исполнении Приказа ФАС России РЭК Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения, предусмотренного пунктами 3-5 Приказа ФАС России, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии: - решений РЭК Свердловской области, принятие которых предписано пунктами 3-5 настоящего приказа; - протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) РЭК Свердловской области, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения; ~ экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
Во исполнение Приказа ФАС России РЭК Свердловской области письмом от 18.01.2019 N 01-82/206 (вх. от 24.01.2019 N 11362/19) в адрес ФАС России направлена информация об исполнении Приказа ФАС России (далее - Отчет).
В Отчете РЭК Свердловской области представлена копия Заключения об обоснованности установления с 01.01.2018 тарифов на тепловую энергию, поставляемую Акционерным обществом "Облкоммунэнерго" на территории городского округа Верх-Нейвинский (далее - скорректированное Экспертное заключение).
Однако представленные в Отчете документы не соответствуют требованиям пункта 3 резолютивной части Приказа ФАС России по следующим основаниям,
В соответствии с пунктом 29 Правил регулирования N 1075 и пунктом 16 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 N 163, экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;
в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
Анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат предполагает наличие в экспертном заключении правового и экономического обоснования принятия или непринятия к расчету необходимой валовой выручки заявленных расходов, в том числе ссылок на документы и материалы, на основании которых делается соответствующий вывод, что в свою очередь является подтверждением установления органом регулирования тарифа на экономически обоснованном уровне.
ФАС России считает неисполненным пункт 3 Приказа ФАС России в связи с тем, что в Заключении об обоснованности установления с 01.01.2018 тарифов на тепловую энергию, поставляемую Акционерным обществом "Облкоммунэнерго" на территории городского округа Верх-Нейвинский (далее - Экспертное заключение) РЭК Свердловской области, приняты расходы по статьям "Арендная плата", "Амортизация" без проведения надлежащего анализа экономической обоснованности включения данных расходов в состав НВВ АО "Облкоммунэнерго", а именно подробного расчета принятых конечных сумм по вышеуказанным статьям затрат. Так. по статье "Арендная плата" РЭК Свердловской области в скорректированном Экспертном заключении данные затраты примяты в размере 124. 020 тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования N 1075 арендная плата, концессионная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы, концессионной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю, лизингодателю или концеденту амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных, с владением имуществом, переданным в аренду, лизинг, концессию, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата, концессионная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
В случае если договором аренды, концессионным соглашением или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя, концессионера) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду, концессию или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.
В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования N 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее - Классификация основных средств).
В соответствии со статьей 20 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01". срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа" зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
Так, в нарушение пункта 3 Приказа ФАС России, РЭК Свердловской области, пункта 29 Правил регулирования N 1075 в скорректированном Экспертном заключении не отражен расчет и анализ арендной платы в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования, а также не указаны сроки полезного использования, учитываемые РЭК Свердловской области, первоначальная стоимость объектов, которая была учтена при учете величины арендной платы.
РЭК Свердловской области в скорректированном Экспертном заключении установлены затраты по амортизации в размере 15, 960 тысяч рублей.
В соответствии с абзацем 1 пункта 43 Основ ценообразования, сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Пунктом 29 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э установлено, что амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в каши соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации. В связи с тем, что в Экспертном заключении отсутствовали ссылки на обосновывающие документы и расчеты затрат, ФАС России сделан запрос от 16.08.2018 N МО/64546/18 в адрес РЭК Свердловской области о необходимости представления расчетов затрат со ссылкой на обосновывающие документы и материалы.
Однако РЭК Свердловской области в ответ на указанный запрос, запрашиваемые расчеты не были представлены.
Пунктом 20 Правил регулирования N 1075 установлено, что в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования, и копии договоров, указанных в подпункте "к" пункта 16 настоящих Правил (в случае представления перечня таких договоров). В представленном Экспертном заключении по статье "Амортизация" РЭК Свердловской за основу расчетов принимает данные, указанные в тарифной заявке регулируемой организации, без анализа их экономической обоснованности и проведения собственных расчетов, При этом, информация о запросе РЭК Свердловской области дополнительных документов, подтверждающих экономическую обоснованность по данной статье затрат, в Экспертном заключении отсутствует.
Так, в нарушение пункта 3 Приказа ФАС России РЭК Свердловской области, пункта 29 Правил регулирования N 1075 в Экспертном заключении не отражен расчет и анализ экономической обоснованности принятой РЭК Свердловской области конечной суммы по статье "Амортизация", Таким образом, нарушения, установленные Приказом ФАС России при проведении РЭК Свердловской области анализа в скорректированном Экспертном заключении, не устранены.
Таким образом, экспертное заключение Региональной энергетической комиссией Свердловской области не приведено в соответствие с действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области ретушируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543. а также Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, приказываю:
1. Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 31.12.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цеп (тарифов), а именно исполнить в соответствии с действующим законодательством, а также мотивировочной частью настоящего приказа приказ ФАС России от 19.11.2018 N 1592/18 "Об отмене решения Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении цен (тарифов) для АО "Облкоммунэнерго", г. Екатеринбург", принятого по результатам проведения в 2018 г. плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии Свердловской области.
2. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных пунктом 1 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения;
- экспертных, заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 16 декабря 2019 г. N 1663/19 "Об установлении нового срока исполнения приказа ФАС России от 19.11.2018 N 1592/18 "Об отмене решения Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении цен (тарифов) для АО "Облкоммунэнерго", г. Екатеринбург"
Текст приказа опубликован не был