ФАС России на основании приказа ФАС России от 20.03.2018 N 340/18 была проведена плановая выездная проверка Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области), по результатам проведения которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, допущенные РЭК Свердловской области при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в отношении в отношении Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопровода канализационного хозяйства (МУП "Водоканал") (город Екатеринбург).
По результатам проведения проверки ФАС России принят приказ от 12.11.2018 N 1539/18 "Об отмене постановлений Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 13.12.2016 N 165-ПК "Об установлении организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области долгосрочных параметров регулирования, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения с использованием метода индексации, на 2017-2021 годы", от 13.12.2016 N 172-ПК "Об установлении организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения с использованием метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования на 2017-2021 годы" в отношении Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (МУП "Водоканал") (город Екатеринбург) которым предписано:
1. Признать РЭК Свердловской области нарушившей положения пунктов 15, 16, 22, 52, 64 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования N 406), пункт 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила регулирования N 406).
2. Отменить с 31.12.2019 тарифы и долгосрочные параметры для МУП "Водоканал" города Екатеринбург, утверждённые постановлениями РЭК Свердловской области от 10.12.2015 N 209-ПК, от 13.12.2016 N 165-ПК/172-ПК, от 11.12.17N 159-ПК.
3. РЭК Свердловской области в срок до 31.12.2019 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно провести и отразить в экспертном заключении анализ экономической обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки (далее - НВВ) МУП "Водоканал" города Екатеринбурга расходов и натуральных показателей (в том числе подробный расчет со ссылкой на обосновывающие документы и материалы, принятые в расчет конечных сумм) на 2016-2018 годы,
4. С учетом исполнения пункта 3 Приказа ФАС России исключить из состава НВВ МУП "Водоканал" экономически необоснованные и неподтвержденные документально расходы на 2019 год, в том числе, пересмотреть базовый уровень операционных расходов МУП "Водоканал" города Екатеринбург.
5. РЭК Свердловской области не позднее 31.12.2019 (включительно) принять и ввести в действие решение об установлении долгосрочных параметров, тарифов на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения в отношении МУП "Водоканал" города Екатеринбург с учетом пунктов 3-4 Приказа ФАС России,
6. Об исполнении Приказа ФАС России РЭК Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения" предусмотренного пунктами 3-5 Приказа ФАС России, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений РЭК Свердловской области, принятие которых предписано пунктами 3-5 Приказа ФАС России;
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) РЭК Свердловской области, на котором (которых) принималось вышеуказанное решение;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения Приказа ФАС России,
Во исполнение вышеуказанных требований, предусмотренных Приказом ФАС России, РЭК Свердловской области была представлена информация об исполнении Приказа ФАС России от 18.01.2019 N 01-82/204 (вх. от 24.01.2019 N 11657/19) (далее - Отчет).
В Отчете РЭК Свердловской области представлены следующие документы;
- копия постановления РЭК Свердловской области от 27.12.2018 N 331-ПК "Об установлении екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства. (МУП "Водоканал") (город Екатеринбург) тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые потребителям муниципального образования "город Екатеринбург";
- выписка из протокола заседания Правления РЭК Свердловской области от 27.12.2018 N 38;
- копия Заключения об основаниях установления (пересмотра) и обоснованности тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые Екатеринбургским муниципальным унитарным предприятием водопроводно-канализационного хозяйства (МУП "Водоканал") (город Екатеринбург) потребителям муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - скорректированное Экспертное заключение).
Однако ФАC России считает неисполненным пункты 1, 3, 4 Приказа ФАС России, а именно в части проведения в скорректированном Экспертном заключении анализа экономической обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки (далее - НВВ) МУП "Водоканал" по статьям: "Фонд оплаты труда и социальные отчисления от фонда оплаты труда", "Недополученный доход. Экономия электроэнергии", "Понесенные экономически обоснованные расходы, но не учтенные в прошлых периодах регулирования", "Нормативная прибыль".
Тарифы на. услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Порядок формирования тарифов устанавливается Основами ценообразования Ж 406, Правилами регулирования N 406.
Согласно пункту 25 Правил регулирования N 406 орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении, В соответствии с пунктом 26 Правил регулирования N 406, экспертное заключение органа регулирования тарифов должно содержать, в том числе анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; расчет экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов. Анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат предполагает наличие в экспертном заключении правового и экономического обоснования принятия или непринятия к расчету необходимой валовой выручки заявленных расходов и является подтверждением правильного установления органом регулирования тарифа.
Вместе с тем представленные РЭК Свердловской области скорректированные Экспертные заключения на 2017-2021 годы не соответствует требованиям пункта 3 Приказа ФАС России и пункту 26 Правил регулирования N 406 в связи со следующим.
По статье: "Фонд оплаты труда" и "Социальные отчисления от фонда оплаты труда" в части административно-управленческого персонала.
В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования N 406, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы относятся к административным расходам.
Согласно пункту 61 Основ ценообразования N 406, производственные, ремонтные и административные расходы входят в состав операционных расходов, которые, в свою очередь, в соответствии с пунктом 95 Методических указаний N 1746-э при корректировке тарифов рассчитываются в соответствии с формулой (39), при этом, при расчете величины операционных расходов, принимаемой к учету при корректировке тарифов, в качестве основы применяется базовый уровень операционных расходов, установленный на долгосрочный период регулирования в соответствии с пунктом 45 Методических указаний N 1746-э.
Согласно пункту 45 Методических указаний N 1746-э операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17-26 Методических указаний N 1746-э (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов),
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования N 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями N 1746-э с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденными приказом Госстроя от 22.03.1999 N 66 (далее - Рекомендации) закреплен расчет нормативной численности работников административно-управленческого персонала (далее - АУП).
При проведении корректировки тарифов на 2016-2028 годы. РЭК Свердловской области учитывает численность работников АУП МУП "Водоканал", учтенную им ранее в размере 708,4 чел, и в приложении 1 к скорректированному Экспертному заключению представляет расчет нормативной численности АУП МУП "Водоканал".
Однако вышеуказанный расчет РЭК Свердловской области произведен некорректно, а именно нормативная численность работников МУП "Водоканал" принята РЭК Свердловской области в размере большем, чем предусмотрено, (Например: таблицей I Рекомендаций по функциям: "Общее руководство" в размере 10 человек, при максимально возможном 8-9 человек на численность персонала 3000-3500 человек, "Бухгалтерский учет" в размере 25 человек при максимально возможном 23 человека 3000-3500 чел. и т.п.).
Так, ФАC России произведен собственный перерасчет численности АУП МУП "Водоканал", в том числе с учетом дополнительного функционала, обусловленного изменениями федерального законодательства в области организации водопроводно-канализационного хозяйства, и подучена численность на уровне 193,8 чел.
Тем самым излишне учтенная РЭК Свердловской области численность АУП составляет 514, 6 чел. что противоречит пункту 4 Приказа ФАС России, статье: "Недополученный доход. Экономия электроэнергии".
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования N 406, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет неполученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью. Согласно пункту 16 Основ ценообразования N 406, при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:
а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении, и применении радируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю;
б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях. В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования N 406, величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58-65 Основ ценообразования N 406.
Согласно пункту 64 Основ ценообразования N 406, расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность). Плановые (расчетные) цены на электрическую энергию (мощность) определяются на основе информации, предусмотренной пунктом 22 Основ ценообразования N 406.
В соответствии с подпунктом (ж) пункта 22 Основ ценообразования N 406, при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены, в том числе из данных бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.
Мотивировочной частью Приказа ФАС России, а также пунктом 4 Приказа ФАС России РЭК Свердловской области предписано исключить из НВ6 МУП "Водоканал" экономию по статье "Электроэнергия" в размере 209 266,33 тыс. руб.
Однако в скорректированном Экспертном заключении на основании пункта 15 Основ ценообразования N 406 РЭК Свердловской области учитывает только недополученные в результате сокращения объемов реализации услуг водоснабжения и водоотведения доходы за 2014-2016 годы аналогичные расходы, при этом ссылаясь на формулировку: "Действующим законодательством предусмотрено включение в полном объеме недополученных доходов в тарифы регулируемых организаций", тем самым не исполнив пункт 4 Приказа ФАС России, статью: "Нормативная прибыль".
Согласно подпункту (а) пункта 78 Основ ценообразования N 406 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами.
В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования N 406 в случае, если объекты централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, ввод которых в эксплуатацию в соответствии с утвержденной инвестиционной программой был предусмотрен в предыдущий период регулирования, не были введены в эксплуатацию, и при этом регулируемая организация не осуществляет их фактическое использование, при установлении тарифов на очередной период реагирования из необходимой валовой выручки исключаются расходы, связанные со строительством, реконструкцией и (или) модернизацией таких объектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым тарифам в истекший период регулирования. Исключенные расходы подлежат включению в необходимую валовую выручку на период регулирования, следующий за периодом регулирования, в течение которого осуществлен ввод объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию, В случае, если инвестиционные проекты были исключены из инвестиционной программы, скорректированной в установленном порядке до начала очередного расчетного периода реагирования (очередного года долгосрочного периода регулирования), без замещения иными инвестиционными проектами на указанный период (текущий год), при установлении тарифов на очередной расчетный период регулирования (ежегодной корректировке) из необходимой валовой выручки исключаются расходы на реализацию этих проектов в части нереализованных мероприятий инвестиционной программы, затраты на реализацию которых были учтены органом регулирования в составе необходимой валовой выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам) при установлении (корректировке) тарифов на текущий год (за исключением платы за подключение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и амортизационных отчислений).
При этом инвестиционная программа МУП "Водоканал" в конце года ежегодно корректируется. Также исполнение инвестиционной программы подразделяется только на водоснабжение и водоотведение, вследствие чего вместе анализируются расходы по техническому водоснабжению и питьевому водоснабжению, а также по водоотведению и водоотведению (очистка).
Антимонопольный орган при анализе скорректированного Экспертного заключения пришел к выводу, что фактическое освоение средств, направленных на выполнение инвестиционной программы (в том числе прибыль и заемные средства) и исключенные РЭК Свердловской области как неосвоенные капитальные расходы в тарифах МУП "Водоканал" г. Екатеринбурга за 2014-2016 годы ФАС России имеют несоответствие между фактическими освоенными средствами регулируемой организации и фактическими освоенными средствами, принимаемыми РЭК Свердловской области при расчете экономически необоснованных расходов прошлых периодов регулирования:
2014 год по водоснабжению:
план = 1 290 314 тыс. руб.
факт = 419 800,04 тыс. руб.
разница - 870 513,96 тыс. руб..
исключено = 632 360 тыс. руб.
доисключение = -238 154 тыс. руб.
2014 год по водоотведению:
план = 752 401,8 тыс. руб.
факт = 468 053,02 тыс. руб.
разница = 284 348,78 тыс. руб.
исключено = 16 122,49 тыс. руб.
доисключение = -268 226,29 тыс. руб.
Итого = - 506 380,25 тыс. руб.
2015 год по водоснабжению:
план = 1 447 490 тыс. руб.
факт = 560 294,88 тыс. руб.
разница = 887 195,12 тыс. руб.
исключено = 1 152 738,32 тыс. руб.
доисключение = +265 543,2 тыс. руб.
2015 год по водоотведению:
план = 802 650 тыс. руб.
факт = 324 899,03 тыс. руб.
разница = 477 750,97 тыс. руб.
исключено = 602 193,84 тыс. руб.
доисключение = +124 442,87 тыс. руб.
Итого = +389 986,07 тыс. руб.
2016 год по водоснабжению:
план = 1788 487,81 тыс. руб.
факт = 261 018,73 тыс. руб.
разница = 1 527 469,08 тыс. руб.
исключено = 1 269 524,84 тыс. руб.
доисключение = -257 944,24 тыс. руб.
2016 год по водоотведению:
план = 946 062,56 тыс. руб.
факт = 172 031,84 тыс. руб.
разница = 774 030,72 тыс. руб.
исключено = 644 019,93 тыс. руб.
доисключение = -130 010,79 тыс. руб.
Итого = -387 955,03 тыс. руб.
Всего доисключения = -504 349,21 тыс. руб.
В связи с вышеизложенным РЭК Свердловской области некорректно проведен анализ исполнения инвестиционной программы МУП "Водоканал" и не исключены денежные средства в размере 504 349,21 тыс. руб. без необходимого экономического обоснования, в нарушение пункта 3, 4 Приказа ФАС России и пункта 26 Правил регулирования N 406.
Так, РЭК Свердловской области в скорректированном Экспертном заключении не исполнены требования мотивировочной части Приказа ФАС России, а также пунктов 3, 4 Приказа ФАС России по статьям: "Фонд оплаты груда" и "Социальные отчисления от фонда оплаты труда" в части административно-управленческого персонала, "Недополученный доход. Экономия электроэнергии", "Нормативная прибыль".
Нарушения, установленные Приказом ФАС России, РЭК Свердловской области при принятии тарифного решения от 27.12.2018 N 331-ПК "Об установлении екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства (МУП "Водоканал") (город Екатеринбург) тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые потребителям муниципального образования "город Екатеринбург", не устранены.
Таким образом Региональной энергетической комиссией Свердловской области не проведены дополнительный анализ экономической обоснованности затрат регулируемой организации, не приведены в соответствии с действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) экспертные заключения, а также не исключены ранее учтенные экономически необоснованные (неподтвержденные) расходы из состава НВВ регулируемой организации.
На. основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, а также Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, приказываю:
1. Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 31.12.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), а. именно исполнить в соответствии с действующим законодательством, а также мотивировочной частью настоящего приказа ФАС России от 12.11.2018 N 1539/18 "Об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11.12.2017 N 173-ПК "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и (иди) водоотведения организаций водопроводно-канализационного хозяйства на территории Свердловской области" в отношении Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (МУП "Водоканал") (город Екатеринбург)", принятого по результатам проведения в 2018 с плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии Свердловской области.
2. Результаты исполнения п.1 настоящего приказа учесть при установлении необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2020 г., обеспечив введение в действие решение об установлении цен (тарифов) (в том числе долгосрочных параметров регулирования) в срок не позднее 31.12.2019 г. (включительно).
3. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных пунктами 1-2 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копни:
- решений органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения , принятие которых предписано п. 3-4 настоящего приказа;
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения на котором (которых) принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревский.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 16 декабря 2019 г. N 1668/19 "Об установлении нового срока исполнения приказа ФАС России от 12.11.2018 N 1539/18 об отмене решений Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении цен (тарифов) для МУП "Водоканал" (город Екатеринбург)"
Текст приказа опубликован не был