Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) по результатам рассмотрения отчета Региональной энергетической комиссии Кемеровской области об исполнении приказа ФАС России от 06.06.2019 N 256/19 "Об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 18.09.2018 N 206 "Об установлении МУП "Городское тепловое хозяйство" тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Прокопьевска", копии экспертного заключения по результатам исполнения приказа ФАС России и выписки из протокола заседания Правления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 30.04.2019 N 4 (исх. от 08.05.2019 N М-3-75/1527-01, вх. от 21.05.2019 N 86485/19) установлено следующее.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного приказа следует читать как "06.03.2019"
Согласно приказу ФАС России от 06.03.2019 N 256/19 РЭК Кемеровской области необходимо и срок до 01.05.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные при установлении тарифов на тепловую энергию для МУП "Городское тепловое хозяйство" (далее - МУП "ГТХ", регулируемая организация) на 2018-2019 гг.
1. Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области, орган регулирования) в целях исполнения приказа ФАС России от 06.06.2019 N 256/19 в адрес МУП "Городское тепловое хозяйство" был направлен запрос дополнительных документов за 2018 год и за январь-февраль 2019 года (исх. от 18.03.2019 N М-2-12/768-02).
Регулируемой организацией были представлены, а органом регулирования при проведении дополнительного анализа экономической обоснованности расходов по статьям затрат на 2019 год учтены следующие материалы:
- Договор ООО "Аквилон" N 1/ПУ/2019 от 01.02.2019;
- Договор ООО "Аквилон" N 2/ПУ/2019 от 07.02.2019;
- Договор ООО "Аквилон" N 3/ПУ/2019 от 11.02.2019;
- Договор ООО "Аквилон" N 4/ПУ/2019 от 14.02.2019;
- Договор ООО "Аквилон" N 5/ПУ/2019 от 18.02.2019;
- Договор ООО "Аквилон" N 6/ПУ/2019 от 21.02.2019;
- Договор ООО "Аквилон" N 87/ПУ/2019 от 25.02.2019;
- Договор ООО "Аквилон" N 1 от 26.02.2019;
- Договор ПАО "Кузбассэнергосбыт" N 652280 от 01 02.2019;
- Договор ООО "Русэнергосбыт" N 5/229 от 05.02.2019;
- Договор ООО "Киселевский Водоснаб" N 188 от 05.02.2019;
- Договор ООО "Торгэлектро" N 11 от 01.01.2019;
- Договор ООО "Сантехресурс-М" N 889 от 21.01.2019;
- Договор АО "Торговый дом Резинотехника" N 502-Н от 01.02.2019;
- Договор ИП Врублевский Н.А. N 3/19 от 25.02.2019;
- Договор ИП Миннигалиев И.А. N 21 от 01.03.2019;
- Договор ООО "АМ-ТРЕЙД" N 01-04.03.2019 от 04.03.2019;
- Договор ООО "Сантехресурс-М" N 911 от 01.04.2019;
- Договор ИП Куцеба N 10-01-2019/ПДВ от 14.03.2019;
- Договор ООО "Кузбасская энергосетевая компания" N с1 от 17.01.2019;
- Счет-фактура ООО "Кузбасская энергосетевая компания" N 386/42232 от 22.02.2019;
- Договор ООО "ЮжКузбасспроектстрой" N 583 от 14.02.2019;
- Договор ООО "ЮжКузбасспроектстрой" N 584 от 14.02.2019;
- Договор ООО "ЮжКузбасспроектстрой" N 595 от 09.04.2019;
- Коммерческое предложение ООО "ЭкоПрофи" от 19.02.2019;
- Коммерческое предложение ООО "ЭкоПрофи" от 15.01.2019;
- Коммерческое предложение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" от 11.02.2019 N 248;
- Договор ООО "Агрос" N 1 от 01.02.2019;
- Коммерческое предложение ООО "Проектуглестрой" от 10.04.2019;
- Коммерческое предложение ПАО "Ростелеком" от 12.03.2019;
- Договор N 28/19 ООО Центральная углехимическая лаборатория от 14.03.2019:
- Счет-фактура N 92079279/3000000027 от 28.02.2019;
- Договор N 4186/1 ООО "Управляющая компания "Жилищное хозяйство" от 01.01.2019, счет-фактура;
- Автоперевозки угля сторонним транспортом за январь-февраль 2019 года;
- Ведомость амортизации ОС на 2019 год;
- Затраты на АБК за 2019 год;
- Договор ООО "Лидер НК" N 02 от 09.04.2019;
- Договор ИП Терентьев А.Р. N 03 от 09.04.2019.
ФАС России отмечает, что вышеперечисленные документы, представленные в обоснование экономически обоснованных затрат на 2019 год, не могут служить основанием для включения в необходимую валовую выручку МУП "ГТХ" на 2019 год расходов, предусмотренных данными материалами, поскольку они оформлены и представлены после утверждения тарифов на тепловую энергию для МУП "ГТХ" на 2019 год и к тарифному делу не относятся.
РЭК Кемеровской области необходимо провести дополнительный экономический анализ по статьям затрат "Расходы на сырье и материалы". "Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями", "Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями", "Амортизация основных средств и нематериальных активов", "Расходы на обучение персонала". "Другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции" исходя из имеющихся на момент утверждения тарифов обосновывающих материалов, и учесть по результатам анализа в составе необходимой валовой выручки МУП "ГТХ" расходы в экономически обоснованном размере.
2. РЭК Кемеровской области пересмотрены статьи расходов, включенных в состав необходимой валовой выручки МУП "ГТХ", нарушений по которым ФАС России не было выявлено и, соответственно, не отражено в мотивировочной и резолютивной частях приказа ФАС России от 06.03.2019 N 256/19:
а) по статье "Расходы на оплату труда" органом регулирования скорректированы затраты на 2019 год на 539,88 тыс. руб. в сторону увеличения от учтенных при установлении тарифов расходов по данной статье затрат на 2019 год;
б) по статье "Расходы на холодную воду" органом регулирования скорректированы затраты на 2019 год на 186,74 тыс. руб. в сторону увеличения от учтенных при установлении тарифов расходов по данной статье затрат на 2019 год;
в) по статье "Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности (водоотведение)" органом регулирования скорректированы затраты на 2019 год на 22,1 тыс. руб. в сторону снижения от учтенных при установлении тарифов расходов по данной статье затрат на 2019 год;
г) по статье "Расходы на ремонт основных средств" органом регулирования скорректированы затраты на 2019 год на 6 219,13 тыс, руб. в сторону снижения от учтенных при установлении тарифов расходов по данной статье затрат на 2019 год:
д) по статье "Расходы на обучение персонала" органом регулирования скорректированы затраты на 2019 год на 474,31 тыс. руб. в сторону снижения от учтенных при установлении тарифов расходов по данной статье затрат на 2019 год;
е) по статье "Аренда автотранспорта" органом регулирования учтены в составе НВВ на 2019 год расходы на аренду легкового автомобиля и трактора в сумме 709,19 тыс. руб. при учтенных при установлении тарифов на 2019 год - 0 тыс. руб. При этом расходы на автоуслуги сторонних организаций также учтены в статье "Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями";
ж) по статье "Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности (покупная тепловая энергия) органом регулирования скорректированы затраты на 2019 год на 218,75 тыс. руб. в сторону увеличения от учтенных при установлении тарифов расходов по данной статье затрат на 2019 год.
В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования N 1075 в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Согласно пункту 14 Основ ценообразования N 1075 сокращение затрат регулируемой организации не является основанием для досрочного (до даты окончания срока действия тарифов на услуги указанной регулируемой организации) пересмотра тарифов на услуги этой регулируемой организации.
Таким образом, основания для пересмотра и корректировки вышеуказанных статей затрат у органа регулирования отсутствовали, в связи с чем РЭК Кемеровской области необходимо учесть в составе НВВ регулируемой организации расходы по вышеуказанным статьям на уровне, учтенном при формировании тарифа для МУП "ГТХ" на 2019 год.
3. По статье "Амортизация основных средств" органом регулирования пересмотренные расходы по данной статье составили 2 297,8 тыс. руб. в 2018 году и 2 541,98 тыс. руб. в 2019 году.
В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования N 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее - Классификация основных средств N 1).
Согласно мотивировочной части приказа ФАС России от 06.03.2019 N 256/19 при расчете амортизационных отчислений на 2018 и 2019 годы органом регулирования в нарушение пункта 43 Основ ценообразования N 1075 не учтено, что часть объектов основных средств самортизирована и по части объектов срок полезного использования определен не в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств N 1.
В скорректированном экспертном заключении органа регулирования отражено, что срок полезного использования определен предприятием самостоятельно согласно учетной политике МУП "ГТХ". Органом регулирования была проведена выборочная оценка правильности применения сроков полезного использования и установлено, что они соответствуют Классификации основных средств N 1.
ФАС России отмечает, что затраты по данной статье скорректированы органом регулирования в соответствии с представленным организацией в РЭК Кемеровской области письмом от 02.04.2019 N 1428 и определены на основании ведомости начисления амортизации за январь-февраль 2019 года.
ФАС России отмечает, что органом регулирования при расчете амортизационных отчислений не применены максимальные сроки полезного использования основных средств в нарушение действующего тарифного законодательства.
N |
Наименование |
Амортизационная группа |
Срок полезного использования, применяемый РЭК Кемеровской области, мес. |
Срок полезного использования в соответствии с Классификацией основных средств N 1, мес. |
1. |
Емкость запаса воды (2009 г.) |
6 |
144 |
180 |
2. |
Труба дымовая (2015 г.) |
6 |
144 |
180 |
3. |
Емкость запаса воды (2015 г.) |
6 |
144 |
180 |
4. |
Емкость запаса воды (2010 г.) |
6 |
144 |
180 |
5. |
Емкость запаса воды (2014 г., 25 м3) |
6 |
144 |
180 |
6. |
Емкость запаса воды (2014 г., 50 м3) |
6 |
144 |
180 |
7. |
Труба дымовая (2013 г.) |
6 |
144 |
180 |
8. |
Наружные сети теплоснабжения (75 м) |
6 |
144 |
180 |
9. |
Наружные сети водоснабжения |
6 |
144 |
180 |
10. |
Емкость (2013 г.) |
7 |
216 |
240 |
11. |
Емкость (2013 г.) |
7 |
216 |
240 |
12. |
Дымовая труба (2014 г.) |
6 |
144 |
180 |
13. |
Емкость N 1 |
7 |
216 |
240 |
14. |
Емкость N 2 |
7 |
216 |
240 |
15. |
Бункер ШЗУ |
6 |
144 |
180 |
16. |
Дымовая труба (2005 г.) |
6 |
144 |
180 |
17. |
Конвейер углеподачи |
7 |
216 |
240 |
18. |
Конвейер золоудаления |
7 |
216 |
240 |
19. |
Емкость (2013 г.) |
7 |
216 |
240 |
20. |
Емкость (2013 г.) |
7 |
216 |
240 |
21. |
Конвейер (2015 г.) |
7 |
216 |
240 |
22. |
Грейфер |
7 |
216 |
240 |
23. |
Кран мостовой |
7 |
216 |
240 |
24. |
Конвейер скребковый (ТСУ 6.5) |
7 |
216 |
240 |
25. |
Конвейер скребковый (УСШ 1,25) |
7 |
216 |
240 |
26. |
Транспортер спиральный |
7 |
216 |
240 |
27. |
Транспортер спиральный |
7 |
216 |
240 |
28. |
Винтовая дробилка питатель |
7 |
216 |
240 |
29. |
Емкость запаса воды |
7 |
216 |
240 |
30. |
Емкость запаса воды |
7 |
216 |
240 |
31. |
Кот. N 20 ул. Кыштымская - ТК-11 ул. Кыштымская |
6 |
144 |
180 |
32. |
Врезка ул. Кыштымская - ж/д Кыштымская, 7 |
6 |
144 |
180 |
33. |
Врезка ул. Кыштымская - ж/д Кыштымская, 3 |
6 |
144 |
180 |
34. |
ТК-1 ул. Кыштымская - ж/д Кыштымская, 3 |
6 |
144 |
180 |
35. |
ТК-1 ул. Кыштымская - ТК-11, ТК-10, ТК-9, ТК-8, ТК-7 ул. Кыштымская |
6 |
144 |
180 |
36. |
Кот. N 53м, УТ2-УТ3-ж/д ул. Институтская, 65/2 |
6 |
144 |
180 |
37. |
Кот. 53м - ж.д. ул. Институтская, 69 |
6 |
144 |
180 |
38. |
Кот. 53м, ж.д. ул. Институтская, 65/1, УТ4-ж.д. ул. Институтская, 67 |
6 |
144 |
180 |
39. |
Кот. 53м, ж.д. ул. Институтская, 65/2-ж.д. ул. Институтская, 65/1 |
6 |
144 |
180 |
40. |
Теплосеть кот. N 72-ДК ш. "Зиминка" |
6 |
144 |
180 |
Вместе с тем сумма амортизации скорректирована органом регулирования в сторону увеличения от утвержденной в 2018 году на 617,08 тыс. руб., в 2019 году - на 861,26 тыс. руб.
РЭК Кемеровской области необходимо исключить из необходимой валовой выручки МУП "ГТХ" расходы на амортизацию объектов основных средств, по которым отсутствуют основания начисления амортизации ввиду истечения срока полезного использования таких объектов.
Самортизированные объекты основных средств:
N |
Наименование |
Год ввода |
Амортизационная группа |
Срок полезного использования, лет |
1. |
Здание котельной N 36 |
01.01.1970 |
10 |
40 |
2. |
Здание котельной N 61 |
01.01.1956 |
10 |
50 |
3. |
Помещение котельной N 56 |
01.01.1959 |
10 |
50 |
4. |
Помещение котельной N 109 |
01.06.1959 |
10 |
45 |
5. |
Труба дымовая |
01.01.2004 |
6 |
15 |
6. |
Труба дымовая |
01.06.1999 |
6 |
15 |
7. |
Разгрузочный ящик |
01.01.2001 |
4 |
7 |
8. |
Разгрузочный ящик |
01.01.2001 |
4 |
7 |
9. |
Электродвигатель на вент. |
01.06.2007 |
3 |
5 |
10. |
Электродвигатель |
01.06.2007 |
3 |
5 |
11. |
HYUNDAI IX 2.0 |
2011 |
3 |
5 |
12. |
УАЗ 39629 |
2005 |
3 |
5 |
13. |
Трактор Беларус |
2011 |
4 |
7 |
Вместе с тем органу регулирования необходимо уменьшить расходы по данной статье затрат на увеличенную в отсутствие оснований сумму амортизационных отчислении в размере 1 478,34 тыс. руб.
4. По статье "Расходы на социальные выплаты" органом регулирования приняты затраты по данной статье в размере 1 418,9 тыс. руб. на 2018 год и 1 484,17 тыс. руб. на 2019 год.
Согласно мотивировочной части приказа ФАС России в обоснование принятых расходов по рассматриваемой статье РЭК Кемеровской области ссылается на расчет социальных выплат МУП "ГТХ" и Приложение N 4 к коллективному договору. При этом в представленном организацией расчете отсутствуют основания включения работников, имеющих право на данные выплаты в том количестве, в котором они учтены.
Согласно скорректированному экспертному заключению органа регулирования расходы по данной статье определены на максимальном уровне компенсационных выплат работникам предприятия. Учтенная сумма является фиксированной и ее корректировка может производиться с учетом изменения среднесписочной численности предприятия.
Так, в соответствии с Положением о социальных выплатах МУП "ГТХ", представленным в качестве обоснования расходов по данной статье, сумма компенсационных выплат в год на одного работника МУП "ГТХ", составляет 3 468,91 * 409 человек = 1 418 784,19 руб. При этом в представленном организацией расчете отсутствуют основания включения работников, имеющих право на данные выплаты в том количестве, в котором они учтены.
ФАС России отмечает, что наличие в коллективном договоре положений о выплатах социального характера не является безусловным основанием для учета соответствующих расходов в полном объеме в тарифе на тепловую энергию, поскольку названный тариф в первую очередь должен являться экономически обоснованным и учитывать не только интересы предприятия, но и интересы потребителей тепловой энергии, которые стороной коллективного договора не являются.
Экономический анализ учтенных расходов с приложением подтверждающих экономическую обоснованность документов в экспертном заключении органа регулирования не представлен.
Таким образом, по статье затрат "Расходы на социальные выплаты" органу регулирования необходимо провести дополнительный экономический анализ и учесть данные расходы в составе НВВ МУП "ГТХ" в экономически обоснованном размере.
Вместе с тем в связи с неисполнением приказа ФАС России от 06.03.2019 N 256/19 возбуждено дело N 31/04/19.5-29/2019 об административном правонарушении в отношении должностного лица - председателя Региональной энергетической комиссии Кемеровской области Малюты Дмитрия Владимировича, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 533, приказываю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "331"
1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области нарушившей пункты 13, 14, 43 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, при установлении тарифов на тепловую энергию для МУП "Городское тепловое хозяйство" на 2019 год.
2. Отменить с 01.12.2019 постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 30.04.2019 N 120 "Об установлении МУП "Городское тепловое хозяйство" тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Прокопьевска, на 2019 год".
3. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения провести дополнительный анализ и перерасчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку на 2019 год, по статьям затрат "Расходы на сырье и материалы", "Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями", "Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями", "Амортизация основных средств и нематериальных активов", "Другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции", "Расходы на оплату труда". "Расходы на холодную воду". "Расходы на ремонт основных средств", "Расходы на обучение персонала", "Аренда автотранспорта", "Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями. осуществляющими регулируемые виды деятельности (водоотведение, покупная тепловая энергия)" на основании настоящего решения и отобразить в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, соответствующий анализ в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение).
Результаты анализа учесть в необходимой валовой выручке МУП "Городское тепловое хозяйство" на 2019 год.
4. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть в отношении МУП "Городское тепловое хозяйство" тарифы на тепловую энергию на 2019 год в соответствии с пунктом 3 настоящего приказа, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически не обоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки МУП "Городское тепловое хозяйство" с учетом мотивировочной части настоящего приказа, обеспечив введение в действие соответствующих цен (тарифов) с 01.12.2019.
5. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом сверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим приказом;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим приказом;
- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на тепловую энергию для МУП "Городское тепловое хозяйство", в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
6. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 22 ноября 2019 г. N 1536/19 "Об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 30.04.2019 N 120 "Об установлении МУП "Городское тепловое хозяйство" тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Прокопьевска, на 2019 год"
Текст приказа опубликован не был