В соответствии с Порядком организации в Министерстве социального развития Московской области работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере социального обслуживания, утвержденным приказом министра социального развития Московской области, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства социального развития Московской области в сфере организации отдыха и оздоровления детей за 2019 год.
2. Управлению организации деятельности структурных подразделений и подведомственных учреждений Министерства социального развития Московской области осуществить размещение (опубликование) настоящего приказа на официальном сайте Министерства социального развития Московской области http://msr.mosreg.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра социального развития Московской области Боос Н.В.
И.о. министра социального развития |
Н.Е. Ускова |
Утверждены
приказом министра
социального развития
Московской области
от 16.01.2020 N 21П-13
Обобщение и анализ
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства социального развития Московской области в сфере организации отдыха и оздоровления детей за 2019 год
1. Общие положения
Вид контроля - региональный государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
В соответствии с частью 2 статьи 12.1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 N 1030/45 "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей" Министерство социального развития Московской области (далее - Министерство) осуществляет региональный государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей на территории Московской области (далее - государственный контроль).
Государственный контроль осуществляется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Московской области деятельность в сфере организации отдыха и оздоровления детей (далее - организации).
Непосредственное исполнение государственного контроля осуществляется управлением по делам семьи, детей и демографического развития Министерства.
2. Цели проведения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
Целью проведения обобщения и анализа Министерством правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере организации отдыха и оздоровления детей и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований при осуществлении государственного (далее - обобщение правоприменительной практики) является:
1) обеспечение единства практики применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - обязательные требования);
2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем опубликования;
3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности заинтересованных лиц о практике применения обязательных требований;
4) совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
3. Основные задачи обобщения правоприменительной практики
Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
выявление проблемных вопросов применения Министерством обязательных требований;
выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства.
4. Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования в сфере организации отдыха и оздоровления детей
В отчетный период приняты нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования в сфере социального обслуживания:
1) Федеральный закон от 18.04.2018 N 85-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" направлен на повышение уровня безопасности детей, а также качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей.
К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, в сфере организации отдыха и оздоровления детей теперь относится утверждение типового договора по оказанию услуг по организации отдыха детей и их оздоровления.
Предусматривается, что реестры организаций отдыха детей и их оздоровления должны быть размещены на официальном сайте в сети "Интернет" соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации теперь относятся разработка и утверждение списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, размещение его на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети "Интернет".
Устанавливается, что обращения родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, направляемые в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы указанных органов на эти обращения по требованию заявителя подлежат размещению на официальных сайтах этих органов в сети "Интернет". Размещенные на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сети "Интернет" обращения и ответы на эти обращения не должны содержать персональные данные заявителей и детей. Законодательством субъекта Российской Федерации могут устанавливаться положения, предусматривающие сокращенные сроки рассмотрения обращений родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, а также иные положения, дополняющие гарантии права граждан на обращение, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
2) МР 4.2.2.0127-18. 4.2.2. Гигиена детей и подростков. "Методика оценки эффективности оздоровления в стационарных организациях отдыха и оздоровления детей. Методические рекомендации" утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 11.05.2018.
Методические рекомендации распространяются на стационарные организации отдыха и оздоровления детей с продолжительностью смены не менее 21 дня. Эффективность оздоровления оценивается по результатам измерения роста, массы тела, мышечной силы и жизненной емкости легких в начале смены и при ее окончании. Приведена корректировка по уровню физического развития ребенка. Результаты оценки рекомендуется предоставлять родителям по их запросам. Урегулированы вопросы определения недополученного оздоровительного эффекта вследствие выявленных в ходе проверок нарушений санитарного законодательства по условиям проживания, организации питания и водоснабжения, условий для реализации программ дополнительного образования, лечебно-оздоровительных и закаливающих процедур.
3) Федеральный закон от 04.06.2018 N 136-ФЗ "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Перед заключением договора о передаче в безвозмездное пользование объектов социальной инфраструктуры для детей должна проводиться обязательная оценка последствий заключения таких договоров.
Если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду, передает в безвозмездное пользование закрепленные за ней объекты собственности, заключению договора аренды и договора безвозмездного пользования должна предшествовать проводимая учредителем в установленном порядке оценка последствий заключения таких договоров для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.
Договор аренды и договор безвозмездного пользования не могут заключаться, если в результате проведенной оценки последствий их заключения установлена возможность ухудшения указанных условий.
Требование о проведении оценки последствий заключения договора безвозмездного пользования не распространяется на случай безвозмездного предоставления медицинской организации помещений в целях оказания обучающимся в образовательной организации первичной медико-санитарной помощи.
4) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.06.2018 N 327н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха".
Утвержден новый порядок оказания медпомощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха.
Порядок разработан с учетом типов организаций отдыха и оздоровления детей (включая палаточные и школьные лагеря).
Так, в лагеря палаточного типа запрещено принимать детей с хроническими заболеваниями, требующими соблюдения назначенного врачом режима лечения (диета, прием лекарств и специализированных продуктов лечебного питания).
Расширен список общих противопоказаний для пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления. К ним дополнительно отнесено наличие контакта с инфекционными больными в течение 21 календарного дня перед заездом, а также отсутствие профилактических прививок в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий.
В то же время введено исключение для детей с эпилепсией в стадии медикаментозной ремиссии менее 1 года. Их разрешено направлять в школьные лагеря в каникулярное время с дневным пребыванием.
Усовершенствованы требования к организации работы и оснащению здравпунктов организаций отдыха и оздоровления детей.
5) Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 июля 2018 г. N 444-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 52887-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления. Дата введения стандарта в действие 1 марта 2019 года. Взамен ГОСТ Р 52887-2007.
6) В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.08.2018 N 6 "Об утверждении примерной формы договора об организации отдыха и оздоровления ребенка" утверждена примерная форма договора об организации отдыха и оздоровления ребенка. Заключение договоров с родителями (законными представителями) детей и руководителями организаций отдыха детей и их оздоровления повысит ответственность руководителей данных организаций по предоставлению соответствующих услуг, а также позволит обеспечить защиту прав несовершеннолетнего при невыполнении условий договора организациями.
7) Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2018 N 840н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)" утвержден профессиональный стандарт "Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)", которым предусмотрено, что для работы в должности вожатого в организации отдыха детей и их оздоровления допускаются граждане, достигшие совершеннолетия и получившие основное общее образование или среднее общее образование, а также прошедшие обучение по программе профессиональной подготовки по должностям служащих в области образования и педагогики, не имеющие ограничений на занятие указанной трудовой деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
8) Во исполнение пункта 7 Плана мероприятий на 2017 - 2020 годы по реализации Основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 г. N 2344-р, Минобрнауки России совместно с Минтрудом России, Минтрансом России, МЧС России, МВД России, Минздравом России и Роспотребнадзором разработаны методические рекомендации по вопросам безопасности отдыха и оздоровления детей в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе безопасности перевозок детей в организации отдыха детей и их оздоровления и обратно. Документ можно скачать с сайта httр://управление-образовательной-организацией.рф/ (раздел "документы", подраздел "Отдых и оздоровление детей").
В 2019 году Федеральным законом от 16.10.2019 N 336-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей" внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в части предмета регионального государственного контроля.
В соответствии с вышеназванным нормативным правовым актом контроль за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей отменен. Новым предметом регионального государственного контроля в сфере организации отдыха и оздоровления детей является осуществление в пределах своих полномочий контроля за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления.
5. Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля
Государственный контроль реализуется, в том числе, посредством организации и проведения проверок в отношении организаций.
Осуществление контрольно-надзорной деятельности проводится на основании планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При подготовке плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерство руководствовалось требованиями:
Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Проект плана проходит процедуру согласования с прокуратурой Московской области на предмет законности включения в него объектов регионального государственного контроля (надзора).
Проект плана готовится с учетом критериев проблемности (классификация) организаций в соответствии с присвоенным уровнем проблемности, в соответствии с пунктом 52 Административного регламента исполнения Министерством социального развития Московской области государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, утвержденного распоряжением Министерства социального развития Московской области от 15.10.2018 N 19РВ-96 "Об утверждении
Административного регламента исполнения Министерством социального развития Московской области государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей".
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, проект ежегодного плана проведения плановых проверок направляется Министерством в прокуратуру Московской области на бумажном и электронном носителях.
Прокуратурой Московской области после рассмотрения проекта ежегодного плана проведения плановых проверок на предмет законности включения в него организаций в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносятся предложения об устранении выявленных замечаний и о проведении по возможности в отношении отдельных организаций совместных плановых проверок, в том числе, о необходимости совмещения сроков проведения проверок различными надзорными органами в отношении одной организации на одну дату.
После рассмотрений предложений прокуратуры Московской области и согласования с иными контролирующими органами сроков проведения проверок Министерством до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в прокуратуру Московской области направляется утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок.
Министерством обеспечена доступность информации о подконтрольных объектах, подлежащих проверкам. На официальном сайте Министерства в сети Интернет размещена информация:
о плане проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствующий период;
о совокупности обязательных требований к субъектам проверок, о результатах проведения плановых и внеплановых проверок и статистика результатов проведения проверок, доклад о проведении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
Организация проведения проверок.
В 2019 году в сфере организации отдыха и оздоровления детей было проведено 15 плановых проверок.
Внеплановые проверки в 2019 году, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; причинение вреда жизни, здоровью граждан - Министерством не проводились.
Меры прокурорского реагирования к должностным лицам Министерства в связи с их действиями не применялись.
В целях предотвращения нарушений требований действующего законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей Министерством осуществлялись следующие мероприятия:
проведение семинаров, круглых столов и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий с целью разъяснения применения действующих нормативных правовых актов (согласно утвержденному плану);
на официальных сайтах Министерства в сети Интернет, а также на информационных стендах размещены нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
В целях пресечения и предотвращения нарушений законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей в 2019 году Министерством социального развития Московской области проведено 15 плановых мероприятия по контролю.
По результатам вышеуказанных мероприятий выявлено 7 нарушений.
Обращений граждан по проблемам, связанным с соблюдением законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей, в адрес Министерства социального развития Московской области в 2019 году не поступало.
N п/п |
Вид нарушения |
Количество нарушений, выявленных по обращениям граждан |
Количество нарушений, выявленных в ходе КНМ |
Всего нарушений |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Отсутствие Положения о детском оздоровительном лагере |
0 |
1 |
1 |
2 |
Отсутствие у 19 сотрудников детского оздоровительного лагеря справок об отсутствии судимости из органов МВД |
0 |
1 |
1 |
3 |
Отсутствие утвержденных руководителем руководств, правил, инструкций, методик, планов и программ работ с детьми |
0 |
1 |
1 |
4 |
Отсутствие журнала пропаганды здорового образа жизни |
0 |
1 |
1 |
5 |
Отсутствие положения о проведении внутреннего контроля |
0 |
1 |
1 |
6 |
Отсутствие акта проверки конструкций, имеющихся на площадке |
0 |
1 |
1 |
7 |
Отсутствие наблюдательного дела |
0 |
1 |
1 |
6. Предложения по совершенствованию законодательства
В законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и признании утратившим силу абзаца восьмого части 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей" Министерством были внесены следующие предложения: "В перечне сведений для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, поименованных в пункте 2 проектируемой статьи 122, отсутствует информация, подтверждающая проверку и (или) приемку организации отдыха детей и их оздоровления органами, осуществляющими государственный контроль (надзор), в текущем году. Одновременно, могут открываться новые организации отдыха детей и их оздоровления, предоставляющие услуги только в каникулярный период, у которых информация о результатах проведения органами, осуществляющими государственный контроль (надзор), плановых и внеплановых проверок по итогам предыдущего года может отсутствовать.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министра социального развития Московской области от 16 января 2020 г. N 21П-13 "Об утверждении обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства социального развития Московской области в сфере организации отдыха и оздоровления детей за 2019 год"
Текст приказа опубликован на сайте Министерства социального развития Московской области (http://msr.mosreg.ru) 16 января 2020 г.