ФАС России была проведена внеплановая выездная проверка Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области (приказ ФАС России от 16.01.2019 N 33/19, Акт проверки Инспекции ФАС России от 22.02.2019 N 22), в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, допущенные Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области (далее - орган регулирования. Министерство) при установлении тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для ООО "Ульяновский областной водоканал" (далее - Общество, регулируемая организация) на период регулирования 2017-2019 гг. По итогам проведения проверки приказом от 13.05.2019 N 589/19 (далее - Приказ ФАС России) тарифы, утверждённые приказами Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 14.12.2017 N 06-527, от 14.12.2017 N 06-528, от 14.12.2017 N 06-529, от 24.04.2018 N 06-119, от 24.04.2018 N 06-120, от 18.12.2018 N 06-486, от 18.12.2018 N 06-487 и от 18.12.2018 N 06-488, с 01.07.2019 были отменены.
Также пунктом 3 резолютивной части Приказа ФАС России Министерству было предписано в срок до 01.07.2019 принять и ввести в действие решения об установлении тарифов на питьевое водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод для ООО "Ульяновский областной водоканал" (районы Центральный, Первомайский и Западный города Димитровграда), а также долгосрочные параметры регулирования в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с нормами Федерального закона от 07.12.2011 N 416 "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406) (далее - Основы ценообразования N 406) и Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э), а также с учетом мотивировочной части настоящего приказа. Результаты проведенного анализа отразить в экспертном заключении в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила регулирования тарифов N 406).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "416-ФЗ"
Рассмотрев документы, направленные органом регулирования во исполнение Приказа ФАС России на услуги питьевого водоснабжения и водоотведения, в том числе представленные экспертные заключения по установлению тарифов (далее - экспертные заключения), а также иные обосновывающие документы и материалы выявлено следующее.
В сфере питьевого водоснабжения.
Во исполнение приказа ФАС России органом регулирования принят приказ от 27.06.2019 N 06-134 (далее - Приказ N 06-134), который не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен и тарифов по следующим основаниям.
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 416-ФЗ), Основами ценообразования N 406 и Правилами регулирования N 406, Методическими указаниями N 1746-э.
1. Долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования. Долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования для Общества в сфере питьевого водоснабжения установлены органом регулирования Приказом от 06-134 на 2019-2022 годы (приложения N 3 и N 2 соответственно).
Тарифы на питьевую воду дифференцированы в соответствии с пунктом 102 Методических указании N 1746-э но централизованным системам Центрального и Первомайского районов города Димитровграда, а также Западного района Димитровграда.
Долгосрочные параметры регулирования установлены для Общества в едином размере, а именно:
базовый уровень операционных расходов - 71 789,87 тыс. руб.;
индекс эффективности операционных расходов на 2019 год - 1%, на 2020 год - 1,05%, на 2021 год - 1,05%, на 2022 год - 1,05%;
нормативный уровень прибыли на 2019 год - 13,9%, на 2020 год - 19,5%, на 2021 год 18,3%, на 2022 год - 17%; уровень потерь воды - 26,25%;
удельный расход электрической энергии - 0,686 кВТч/куб. м.
Следует отметить" что на территории Центрального и Первомайского районов города Димитровграда регулируемая деятельность Общества в сфере водоснабжения осуществляется на основании концессионного соглашения N 39-д от 08,12.2017 (далее - Концессионное соглашение).
На территории Западного района города Димитровграда регулируемая деятельность Общества в сфере водоснабжения осуществляется на основании договора аренды муниципального недвижимого имущества от 22.02.2018 N 01-18/ДС (далее - Договор аренды).
Согласно части 3.1 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ в отношении организации, осуществляющей деятельность с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по концессионному соглашению или договору аренды таких систем и (или) объектов, орган регулирования тарифов принимает решение о выборе метода регулирования, соответствующего методу, установленному конкурсной документацией и согласованному этим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 12 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ в случае, если долгосрочные параметры регулирования тарифов (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением или предусмотрены договором аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо соглашением об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения и были согласованы органом регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, орган регулирования тарифов обязан учитывать их при формировании тарифов. Тарифы при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов устанавливаются, в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в пунктах 27, 31, 31(1), 56, 72, 79 Основ ценообразования N 406.
Таким образом, в случае заключения договора аренды или концессионного соглашения в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения орган регулирования при установлении тарифов учитывает метод регулирования и значения долгосрочных параметров регулирования, установленные в договоре аренды или концессионном соглашении и согласованные в установленном порядке.
Вместе с тем, примененный органом регулирования подход по установлению долгосрочных параметров регулирования для Общества в едином размере привел к нарушению вышеуказанных норм законодательства РФ.
Действия органа регулирования, выразившиеся в применении долгосрочных параметров регулирования (уровня потерь воды, базового уровня операционных расходов, индекса эффективности операционных расходов и удельного расхода электрической энергии), не соответствующего Концессионному соглашению, также противоречит указанным требованиям законодательства РФ.
Следует отметить, что в Концессионном соглашении долгосрочные параметры регулирования определены в следующих размерах:
базовый уровень операционных расходов - 52 994 тыс. руб. (2017 год);
индекс эффективности операционных расходов -1%;
нормативный уровень прибыли - 13,9%;
уровень потерь воды - 24,03% (2019 год); 23,98% (2020-2022 годы);
удельный расход электрической энергии - 0,566 КВТч/куб. м, (2019 год); 0,565 КВТч/куб. м, (2020-2022 годы).
При этом в соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования N 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных, параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях N 1746-э и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 Основ ценообразования N 406, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования N 406.
В соответствии с пунктом 90 Методических указаний N 1746-э при корректировке необходимой валовой выручки учитывается в том числе степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы при недостижении регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Таким образом, установление долгосрочных параметров регулирования, не соответствующих Концессионному соглашению, противоречит пункту 90 Методических указаний N 1746-э, ввиду невозможности в указанном случае произвести корректировку необходимой валовой выручки в соответствии с формулой 32.
Кроме того, установление в качестве долгосрочного параметра регулирования - нормативного уровня прибыли в размере 13,9% для системы водоснабжения Западного района города Димитровграда противоречит пункту 78 Основ ценообразования N 406, поскольку инвестиционная программа Общества предусматривает инвестиции только в системы питьевого водоснабжения в Центральном и Первомайском районах.
Таким образом, для Общества должны быть установлены долгосрочные параметры регулирования в соответствии с требованиями части 12 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ пунктов 27, 31, 31(1), 56, 72, 79 Основ ценообразования N 406, отдельно по Центральному Первомайскому районам Димитровграда (в размере, соответствующем Концессионному соглашению) и Западному району (с учетом Договора аренды), пересчитав расходы по статьям затрат, входящим в состав необходимой валовой выручки ООО "Ульяновский областной водоканал", напрямую зависящим от размера долгосрочных параметров регулирования, в том числе по статьям "Электроэнергия", "Нормативная прибыль", а также по статьям, входящим в состав операционных расходов.
2. Налог на прибыль.
В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Согласно пункту 76 Основ ценообразования N 406 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58-65 Основ ценообразования N 406 и включает в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, учитываемые в составе неподконтрольных расходов.
В силу пункта 78 Основ ценообразования N 406 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает:
а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа; в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 79 Основ ценообразования N 406 установлено, что для организаций, которым права владения для организаций, которым права владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, переданы по договорам аренды таких систем и (или) объектов или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г., нормативный уровень прибыли является долгосрочным параметром регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации.
Исходя из совокупности вышеизложенных норм законодательства РФ, необходимая валовая выручка регулируемой организации при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода индексации рассчитывается с учётом налога на прибыль.
При этом затраты на оплату налога на прибыль были исключены органом регулирования из состава необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2019 год.
ФАС России отмечает, что в состав необходимой валовой выручки ООО "Ульяновский областной водоканал" включена нормативная прибыль, в том числе прибыль на капитальные вложения, которая является источником для реализации мероприятий, предусмотренных концессионным соглашением.
Согласно статье 284 Налогового кодекса действующая ставка налога на прибыль составляет 20%.
Учитывая вышеизложенное ФАС России считает исключение расходов на уплату налога на прибыль со стороны органа регулирования необоснованным и не соответствующим требованиям законодательства РФ. В этой связи органу регулирования необходимо определить и учесть расходы ООО "Ульяновский областной водоканал" по налогу на прибыль согласно положениям Основ ценообразования N 406.
3. Расчётная предпринимательская прибыль
Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
Согласно пункту 76 Основ ценообразования N 406 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58-65 Основ ценообразования N 406 и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования N 406, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом "б" пункта. 78 Основ ценообразования N 406, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования N 406.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 65 Основ ценообразования N 406 неподконтрольные расходы включают в себя в том числе расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.
Учитывая вышеизложенное, а также факт, описанный в пунктах 1 и 2 мотивировочной части настоящего приказа, органу регулирования необходимо произвести перерасчёт расходов ООО "Ульяновский областной водоканал" по статье "Расчётная предпринимательская прибыль", входящих в состав необходимой валовой выручки 2019 года.
4. Нормативная прибыль
В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования N 484 величина нормативной прибыли регулируемой, организации включает: а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа; в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии, с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Нормативная прибыль учтена органом регулирования в сфере водоснабжения в размере 13,9% от текущих расходов и амортизации в соответствии с утвержденными долгосрочными параметрами деятельности концессионера.
Учитывая вышеизложенное, а также факт, описанный в пунктах 1 и 2 мотивировочной, части настоящего приказа в отношении Приказа 06-134, органу регулирования необходимо произвести перерасчёт расходов. ООО "Ульяновский областной водоканал" по статье "Нормативная прибыль", входящих в состав необходимой валовой выручки 2019 года с учётом того, что установление в качестве долгосрочного параметра регулирования - нормативного уровня прибыли в размере 13,9% для системы водоснабжения Западного района города Димитровграда противоречит пункту 78 Основ ценообразования 406, поскольку инвестиционная программа Общества предусматривает инвестиции только в системы питьевого водоснабжения в Центральном и Первомайском районах.
В сфере водоотведения
Во исполнение приказа ФАС России органом регулирования приняты приказы от 27.06.2019 N 06-133 (далее - Приказ N 06-133) (в сфере водоотведения (очистка сточных вод)) и от 27.06.2019 N 06-135 (далее - Приказ N 06-135) (в сфере водоотведения), которые не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен и тарифов по следующим основаниям.
Приказ N 06-05 (в сфере водоотведения).
5. Долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования. Долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования для Общества в сфере водоотведения установлены органом регулирования Приказом 06-135 на 2019-2022 годы (приложения N 3 и N 2 соответственно).
Тарифы на водоотведение дифференцированы в соответствии с пунктом 102 Методических указаний N 1746-э по централизованным системам Центрального и Первомайского районов города Димитровграда, а также Западного района Димитровграда.
Долгосрочные параметры регулирования установлены Министерством для Общества в едином размере, а именно:
базовый уровень операционных расходов - 48 091,90 тыс. руб.;
индекс эффективности операционных расходов - на 2019 год - 1%, на 2020 - 1,05%, на 2021 - 1,05%, на 2022 - 1,05%;
нормативный уровень прибыли - на 201.9 год - 9,3%, на 2020 год - 15,6%, на 2021 - 14,9%, на 2022 год - 14,2%;
удельный расход электрической энергии - на 2019 год - 0,204 кВт.ч/куб. м, на 2020-2022 годы - 0,199 кВт.ч/куб. м.
Следует отметить, что на территории Центрального и Первомайского районов города Димитровграда регулируемая деятельность Общества в сфере водоотведения осуществляется на основании концессионного соглашения N 39-д от 08.12.2017 (далее - Концессионное соглашение).
На территории Западного района города Димитровграда регулируемая деятельность Общества в сфере водоотведения осуществляется на основании договора аренды муниципального недвижимого имущества от 22.02.2018 N 01-18/ДС (далее - Договор аренды).
Согласно части 3.1 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ в отношении организации, осуществляющей деятельность с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по концессионному соглашению или договору аренды таких систем и (или) объектов, орган регулирования тарифов принимает решение о выборе метода регулирования, соответствующего методу, установленному конкурсной документацией и согласованному этим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 12 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ в случае, если долгосрочные параметры регулирования тарифов (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением или предусмотрены договором аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо соглашением об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения и были согласованы органом регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, орган регулирования тарифов обязан учитывать их при формировании тарифов. Тарифы при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов устанавливаются в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в пунктах 27, 31, 31(1), 56, 72, 79 Основ ценообразования N 406.
Таким образом, в случае заключения договора аренды или концессионного соглашения в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения орган регулирования при установлении тарифов учитывает метод регулирования и значения долгосрочных параметров регулирования, установленные в договоре аренды или концессионном соглашении и согласованные в установленном порядке.
Вместе с тем, примененный органом регулирования подход по установлению долгосрочных параметров регулирования для Общества в едином размере привел к нарушению вышеуказанных норм законодательства РФ.
Действия органа регулирования, выразившиеся в применении долгосрочных параметров регулирования (удельного расхода электроэнергии, базового уровня операционных расходов, индекса эффективности операционных расходов), не соответствующего Концессионному соглашению, также противоречит указанным требованиям законодательства РФ,
Следует отметить, что в Концессионном соглашении долгосрочные параметры регулирования определены в следующих размерах:
базовый уровень операционных расходов - 26 335 тыс. руб. (2017 год);
индекс эффективности операционных расходов - 2019 год - 1%, 2020-2022 годы - 1,1%;
нормативный уровень прибыли-2019 год - 9,3%, 2020 год - 15,6%, 2021 - 14,9%, 2022 год - 14,2%;
удельный расход электрической энергии - 0,195 КВТч/куб. м (2019 год); 0,187 КВТч/куб. м (2020-2022 годы).
При этом в соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования N 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях N 1746-э и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 Основ ценообразования N 406, а также с учетом положении пункта 78 Основ ценообразования N 406.
В соответствии с пунктом 90 Методических указаний N 1746-э при. корректировке необходимой валовой выручки учитывается в том числе степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы при недостижении регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Таким образом, установление долгосрочных параметров регулирования, не соответствующих Концессионному соглашению, противоречит пункту 90 Методических указаний N 1746-э, ввиду невозможности в указанном случае произвести корректировку необходимой валовой выручки в соответствии с формулой 32.
Кроме того, установление в качестве долгосрочного параметра регулирования - нормативного уровня прибыли в размере 9,3% - на 2019 год, на 2020 год - 15,6%, на 2021 - 14,9%, на 2022 год - 14,2% для системы водоотведения Западного района города Димитровграда противоречит пункту 78 Основ ценообразования N 406, поскольку инвестиционная программа Общества предусматривает инвестиции только в системы водоотведения в Центральном и Первомайском районах.
Таким образом, для Общества должны быть установлены долгосрочные параметры регулирования в соответствии с требованиями части 12 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ пунктов 27, 31(1), 56, 72, 79 Основ ценообразования N 406, отдельно по Центральному Первомайскому районам Димитровграда (в размере, соответствующем Концессионному соглашению) и Западному району (с учетом Договора аренды), пересчитав расходы по статьям затрат, входящим в состав необходимой валовой выручки ООО "Ульяновский областной водоканал" 2019 года, напрямую зависящим от размера долгосрочных параметров регулирования, в том числе по статьям "Электроэнергия", "Нормативная прибыль", а также по статьям, входящим в состав операционных расходов.
6. Налог на прибыль
В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования N 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Согласно пункту 76 Основ ценообразования N 406 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58-65 Основ ценообразования N 406 и включает в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, учитываемые в составе неподконтрольных расходов.
В силу пункта 78 Основ ценообразования N 406 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает;
а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа; в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога, на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 79 Основ ценообразования N 406 установлено, что для организаций, которым права владения для организаций, которым права владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, переданы по договорам аренды таких систем и (или) объектов или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г., нормативный уровень прибыли является долгосрочным параметром регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации.
Исходя, из совокупности вышеизложенных норм законодательства РФ, необходимая валовая выручка регулируемой организации при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода индексации рассчитывается с учётом налога на прибыль.
При этом затраты на оплату налога на прибыль были исключены органом регулирования из состава необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2019 год.
ФАС России отмечает, что в состав необходимой валовой выручки ООО "Ульяновский областной водоканал" включена нормативная прибыль, в том числе прибыль на капитальные вложения, которая является источником для реализации мероприятий, предусмотренных концессионным соглашением.
Согласно статье 284 Налогового кодекса действующая ставка налога на прибыль составляет 20%.
Учитывая вышеизложенное ФАС России считает исключение расходов на уплату налога на прибыль со стороны органа регулирования необоснованным и не соответствующим требованиям законодательства РФ. В этой связи органу регулирования необходимо определить и учесть расходы ООО "Ульяновский областной водоканал" по налогу на прибыль согласно положениям Основ ценообразования N 406.
7. Расчётная предпринимательская прибыль
Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования N 406 (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
Согласно пункту 76 Основ ценообразования N 406 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58-65 Основ ценообразования N 406 и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования N 406, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом "б" пункта 78 Основ ценообразования N 406, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования N 406.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 65 Основ ценообразования N 406 неподконтрольные расходы включают в себя в том числе расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.
Учитывая вышеизложенное, а также факт, описанный в пунктах 5 и 6 мотивировочной части настоящего приказа, органу регулирования необходимо произвести перерасчёт расходов ООО "Ульяновский областной водоканал" по статье "Расчётная предпринимательская прибыль", входящих в состав необходимой валовой выручки 2019 года.
8. Нормативная прибыль
В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования N 484 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает: а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа; в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Нормативная прибыль учтена органом регулирования в сфере водоотведения из расчета 9,3% от текущих расходов и амортизации в соответствии с утвержденными долгосрочными параметрами деятельности концессионера.
Учитывая вышеизложенное, а также факт, описанный в пунктах 5 и 6 мотивировочной части настоящего приказа в отношении Приказа 06-135, органу регулирования необходимо произвести перерасчёт расходов ООО "Ульяновский областной водоканал" по статье "Нормативная прибыль", входящих в состав необходимой валовой выручки с учётом того, что установление в качестве долгосрочного параметра регулирования - нормативного уровня прибыли в размере 9,3% для системы водоотведения Западного района города Димитровграда противоречит пункту 78 Основ ценообразования N 406, поскольку инвестиционная программа Общества предусматривает инвестиции только в системы водоотведения в Центральном и Первомайском районах.
Приказ N 06-133 (в сфере водоотведения - очистка сточных вод).
9. Долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования. Долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования для Общества в сфере водоотведения - очистка сточных вод установлены органом регулирования Приказом 06-133 на 2019-2022 годы (приложения N 3 и N 2 соответственно).
Долгосрочные параметры регулирования установлены Министерством для Общества в следующих размерах:
базовый уровень операционных расходов - 60 107,4 тыс. руб.;
индекс эффективности операционных расходов - на 2019 год - 1%, на 2020-2022 годы - 1,1%;
нормативный уровень прибыли - на 2019 год - 5,2%, на 2020 год - 6,6%, на 2021 - 7,4%, на 2022 год - 8,1%;
удельный расход электрической энергии - на 2019-2022 годы - 0,408 кВт.ч/куб. м.
Следует отметить, что регулируемая деятельность Общества в сфере водоотведения (очистки сточных вод) осуществляется на основании Концессионного соглашения.
Установленные для Общества долгосрочные параметры регулирования согласно требованиям части 12 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ пунктов 27, 31, 31(1), 56, 72, 79 Основ ценообразования N 406 соответствуют параметрам Концессионного соглашения (с учетом индексации базового уровня операционных расходов 2017 года на индекс потребительских цен в соответствии с Прогнозом.
10. Налог на прибыль
В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования N 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Согласно пункту 76 Основ ценообразования N 406 величина текущих, расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58-65 Основ ценообразования N 406 и включает в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, учитываемые в составе неподконтрольных расходов.
В силу пункта 78 Основ ценообразования N 406 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает:
а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа; в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 79 Основ ценообразования N 406 установлено, что для организаций, которым права владения для организаций, которым права владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, переданы по договорам аренды таких систем и (или) объектов или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г., нормативный уровень прибыли является долгосрочным параметром регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации.
Исходя из совокупности вышеизложенных норм законодательства РФ, необходимая валовая выручка регулируемой организации при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода индексации рассчитывается с учётом налога на прибыль.
При этом затраты на оплату налога на прибыль были исключены органом регулирования из состава необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2019 год.
ФАС России отмечает, что в состав необходимой валовой выручки ООО "Ульяновский областной водоканал" включена нормативная прибыль, в том числе прибыль на капитальные вложения, которая является источником для реализации мероприятий, предусмотренных концессионным соглашением.
Согласно статье 284 Налогового кодекса действующая ставка налога на прибыль составляет 20%.
Учитывая вышеизложенное ФАС России считает исключение расходов на уплату налога на прибыль со стороны органа регулирования необоснованным и не соответствующим требованиям законодательства РФ, В этой связи органу регулирования необходимо определить и учесть расходы ООО "Ульяновский областной водоканал" по налогу на прибыль согласно положениям Основ ценообразования N 406.
11. Расчётная предпринимательская прибыль.
Расчетная, предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования., определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включал возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
Согласно пункту 76 Основ ценообразования N 406 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58-65 Основ ценообразования N 406 и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования N 406, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включал: возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом "б" пункта 78 Основ ценообразования N 406, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования N 406.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 65 Основ ценообразования N 406 неподконтрольные расходы включают в себя в том числе расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.
Учитывая вышеизложенное, а также факт, описанный в пункте 10 мотивировочной части настоящего приказа, органу регулирования необходимо произвести перерасчёт расходов ООО "Ульяновский областной водоканал" по статье "Расчётная предпринимательская прибыль", входящих в состав необходимой валовой выручки 2019 года.
12. Нормативная прибыль
В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования N 484 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает: а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа; в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Нормативная прибыль учтена органом регулирования в сфере водоотведения в размере 5,2% от текущих расходов и амортизации в соответствии с утвержденными долгосрочными параметрами деятельности концессионера.
Учитывая вышеизложенное, а также факт, описанный в пункте 9 мотивировочной части: настоящего приказа органу регулирования необходимо произвести перерасчёт расходов ООО "Ульяновский областной водоканал" по статье "Нормативная прибыль", входящих в состав необходимой валовой выручки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, подпунктами "а" и "д" пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 543, приказываю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления N 543 следует читать как "27.06.2013"
1. Признать Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области нарушившим положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416 "О водоснабжении и водоотведении", пункты 27, 31(1), 56, 72, 74, 76, 78, 78 (1), 79 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, пункты 26 и 29 Правил регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, ори установлении тарифов и долгосрочных параметров регулирования на питьевое водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод для ООО "Ульяновский областной водоканал" (районы Центральный, Первомайский и Западный города Димитровграда).
2. Отменить с 01.01.2020 (включительно) приказы Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 27.06.2019 NN 06-133, 06-134, 06-135.
3. Органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 20.12.2019 принять и ввести в действие с 01,01.2020 (включительно) решения об установлении тарифов на питьевое водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод для ООО "Ульяновский областной водоканал" (районы Центральный, Первомайский и Западный города Димитровграда), а также долгосрочные параметры регулирования в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с нормами Федерального закона. Основ ценообразования N 406 и Методических указаний N 1746-э, а также с учетом мотивировочной части настоящего приказа, отразив результаты проведенного расчета по определению долгосрочных параметров регулирования и экономически обоснованных уровней необходимых валовых выручек в экспертном заключении в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования N 406.
4. Органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения проинформировать ФАС России об исполнении настоящего приказа в течение 5 рабочих дней с момента принятая решения, предусмотренного в пунктах 2-3 резолютивной части настоящего приказа, представив надлежащим образом заверенные копни:
- решений органа исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в котором отражены результаты исполнения настоящего приказа;
- экспертных заключений органа исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения по расчету тарифов на питьевое водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод для ООО "Ульяновский областной водоканал;
- протоколов заседаний коллегиального органа, на которых принимались решения, принятие которых предписывается пунктами 2 и 3 резолютивной части настоящего приказа.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 4 декабря 2019 г. N 1600/19 "Об отмене приказов Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для ООО "Ульяновский областной водоканал" от 27.06.2019 NN 06-133, 06-134, 06-135"
Текст приказа опубликован не был