Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Т.В. Сергеевой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Т.В. Сергеева, являющаяся инвалидом III группы и получателем страховой пенсии по старости, оспаривает конституционность части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которой при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.
По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение, примененное при рассмотрении ее дела судами общей юрисдикции, противоречит статьям 18, 19 (часть 1), 45 (часть 1), 120 и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяет исключить ежемесячную денежную выплату инвалидам при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, что приводит к уменьшению размера социальной доплаты к пенсии, чем нарушает ее права как инвалида.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Исходя из необходимости обеспечения минимального материального обеспечения пенсионеров, проживающих на территории Российской Федерации, не осуществляющих работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, законодатель в статье 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" предусмотрел возможность назначения данной категории граждан социальной доплаты к пенсии (федеральной и региональной) в случае, если сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Частью 3 названной статьи определены виды мер социальной поддержки, которые не учитываются при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии. Такое правовое регулирование, установленное в пределах полномочий законодателя, является элементом правового механизма государственной социальной помощи, направлено на повышение социальной защиты неработающих пенсионеров, материальное обеспечение которых не достигает прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, в равной мере распространяется на лиц, относящихся к данной категории, и не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права.
Разрешение же вопроса об исключении ежемесячной денежной выплаты инвалидам из общей суммы материального обеспечения пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии, с чем, как видно из материалов жалобы, заявительница связывает нарушение своих прав, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сергеевой Татьяны Васильевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 января 2020 г. N 187-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сергеевой Татьяны Васильевны на нарушение ее конституционных прав положением части 3 статьи 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)