Заслушав информацию Правительства Свердловской области об исполнении Закона Свердловской области от 10 октября 2014 года N 85-ОЗ "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области", Законодательное Собрание Свердловской области отмечает:
Данный закон принят с целью реализации полномочий субъекта Российской Федерации, связанных с определением способов избрания представительных органов муниципальных районов и глав муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и установлением критерия отнесения муниципальных районов и городских округов к числу муниципальных районов и городских округов, для которых устанавливается единственно возможный способ избрания представительных органов и глав муниципальных образований.
В соответствии с законом представительный орган муниципального района избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном федеральными законами и законом Свердловской области. Действующие составы представительных органов Байкаловского, Слободо-Туринского и Таборинского муниципальных районов были избраны на пятилетний срок полномочий на выборах 18 сентября 2016 года, Камышловского и Нижнесергинского муниципальных районов - 10 сентября 2017 года.
Главы муниципальных районов и главы городских округов избираются представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местную администрацию. Такой способ предусмотрен для избрания главы муниципального образования "город Екатеринбург", являющегося административным центром Свердловской области, и глав городских округов, являющихся закрытыми административно-территориальными образованиями. Всего данная схема избирания главы предусмотрена уставами 5 муниципальных районов и 68 городских округов. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.
Глава сельского или городского поселения, расположенного на территории Свердловской области, избирается одним из следующих способов:
1) избирается на муниципальных выборах и входит в состав представительного органа соответствующего поселения и исполняет полномочия его председателя (глава Баженовского сельского поселения);
2) избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию (главы Восточного, Галкинского, Зареченского, Обуховского и Слободо-Туринского сельских поселений);
3) избирается представительным органом соответствующего поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию (главы 5 городских и 10 сельских поселений).
Способ избрания главы сельского или городского поселения устанавливается уставом соответствующего поселения.
Вследствие установления способа, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, расходы местных бюджетов сократились по сравнению с расходами, связанными с избранием глав на муниципальных выборах. При этом средства местных бюджетов направляются на информационное сопровождение конкурсов в средствах массовой информации, а также на материально-техническое обеспечение деятельности конкурсных комиссий.
Рассматриваемым законом определены требования к уровню профессионального образования и профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района или городского округа отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и должны учитываться при проведении конкурсов по отбору кандидатур на должности глав муниципальных районов или городских округов. К числу таких требований отнесено наличие высшего образования и профессиональных знаний и навыков в сфере государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов или юриспруденции, в том числе профессиональных навыков руководящей работы. Вместе с тем данные требования не содержат конкретные и однозначные критерии, что затрудняет надлежаще оценить кандидата в ходе конкурса.
В 2015 - 2019 годах в 67 городских округах и 5 муниципальных районах состоялся 81 конкурс (заявление подал 451 кандидат). Конкурсными комиссиями по результатам конкурса в представительные органы муниципальных образований для избрания глав были представлены 213 кандидатов. Всего состоялось избрание 72 глав муниципальных районов и городских округов, 4 конкурса в 3 городских округах были признаны несостоявшимися в связи с несоответствием кандидатов требованиям к уровню профессионального образования и профессиональным знаниям и навыкам, а также в связи с отсутствием альтернативных кандидатов. Кроме того, отмечено 2 случая повторного объявления конкурса, так как ни за одного из представленных кандидатов не проголосовало необходимое число депутатов. Восемнадцать граждан, участвующих в конкурсах, обращались в суды с исковыми заявлениями о защите чести, достоинства, возложении обязанности опубликовать опровержение на статью, опубликованную в средствах массовой информации, об оспаривании решений, действий конкурсных комиссий, проводивших соответствующие конкурсы, и решений представительных органов соответствующих муниципальных образований. Два иска были удовлетворены, один иск отозван, в удовлетворении остальных исковых заявлений судами было отказано.
В целях исполнения закона представительными органами муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, внесены необходимые изменения в уставы муниципальных образований в части установления способов избрания представительных органов и глав муниципальных образований.
Необходимо отметить, что в Свердловской области сформировалась оптимальная система избрания представительных органов и глав муниципальных образований. В результате проведенных конкурсных процедур в большинстве случаев на должность глав муниципальных образований избраны компетентные и ответственные кандидаты, имеющие необходимые профессиональные знания и навыки.
Законодательное Собрание Свердловской области постановляет:
1. Информацию Правительства Свердловской области об исполнении Закона Свердловской области "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" принять к сведению.
2. Предложить Правительству Свердловской области разработать и внести в Законодательное Собрание Свердловской области проект закона Свердловской области о внесении изменений в подпункт 2 статьи 6 Закона Свердловской области "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" в части уточнения требований к уровню профессионального образования и профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района или городского округа, расположенного на территории Свердловской области, отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания по региональной политике и развитию местного самоуправления (Ершов М.П.).
Председатель Законодательного Собрания |
Л.В. Бабушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Свердловской области от 26 февраля 2020 г. N 2379-ПЗС "Об исполнении Закона Свердловской области "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области"
Вступает в силу с 26 февраля 2020 г.
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 29 февраля 2020 г. N 37 (8821), на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 29 февраля 2020 г.