Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 30.10.2018 N 981
(приложение 3)
Концепция
по созданию и развитию центра выявления и поддержки одаренных детей Вологодской области (далее - Концепция)
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию и развитию центра выявления и поддержки одаренных детей Вологодской области (далее - Центр) в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета
1.1. Проблематика и предполагаемые результаты
Функционирующая в настоящее время региональная система выявления и поддержки одаренных детей носит разрозненный характер. Проведение мероприятий, направленных на развитие детской одаренности, осуществляется в рамках мероприятий государственных программ по различным сферам государственного управления: образование, культура, физическая культура и спорт, молодежная политика. Содержание работы по выявлению и поддержке одаренных детей определяется в соответствии с отдельными ведомственными планами мероприятий.
Децентрализация управления влечет за собой системные административные проблемы, что не позволяет в полной мере обеспечивать реализацию единой государственной политики в сфере выявления и поддержки одаренных детей.
Протяженность Вологодской области, технологический и социально-экономический разрыв между городом и селом влияют на построение эффективной системы взаимодействия. Одаренные дети, проживающие в удаленных сельских поселениях, чаще всего не имеют возможности выезда для участия в очных областных мероприятиях.
Трудности с направлением детей для участия в межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях, педагогов для трансляции имеющегося лучшего опыта также являются проблемой для региона в целом.
В образовательных организациях области отсутствует инфраструктура для удовлетворения современных потребностей детей, требуется обновление содержания профильных программ, необходимо повышение квалификации педагогических работников по вопросам выявления и сопровождения одаренных детей.
Участие Вологодской области в реализации проекта по созданию Центра, позволит обеспечить достижение следующих результатов:
консолидировать ресурсы образовательных организаций, работающих с проявившими выдающиеся способности и высокомотивированными детьми и молодежью, организаторов мероприятий, способствующих их выявлению;
разработать и реализовать образовательные программы для одаренных детей, включая реализацию интенсивных образовательных программ;
создать условия для координации особо значимых образовательных мероприятий по выявлению выдающихся способностей и высокой мотивации у детей и молодежи, организованных в Вологодской области (начиная с муниципального уровня);
обеспечить участие в формировании образовательной политики региона в области развития талантов детей в соответствии с приоритетами Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации;
организовать совместную деятельность с промышленными предприятиями, научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными организациями, ведущими свою деятельность в Вологодской области по реализации совместных образовательных программ, сопровождению и дальнейшему развитию проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей и молодежи, организации стажировок, практик для них, а также содействию в их трудоустройстве после получения профессионального образования;
организовать повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических и управленческих кадров для работы с проявившими выдающиеся способности и высокомотивированными детьми и молодежью;
создать и постоянно развивать информационные ресурсы для проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей, а также работающих с ними педагогов;
провести анализ данных и разработать предложения по индивидуальному развитию проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей, включая сбор информации о победителях и призерах олимпиад, конкурсов и иных мероприятий, чьи достижения включены в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности;
создать условия для обмена опытом по выявлению, поддержке, сопровождению и развитию проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей и молодежи с другими региональными центрами.
1.2. Данные по региональной сети работы с одаренными детьми, их количество, кадровый состав планируемого Центра
Деятельность по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей и молодых талантов осуществляется на базе образовательных организаций различной ведомственной принадлежности, специализирующихся на выявлении и развитии определенных сторон детской одаренности. Сеть образовательных организаций, осуществляющих работу с одаренными детьми, представлена 172 образовательными организациями, из них:
в сфере образования - 117 образовательных организаций; в сфере культуры - 34 образовательные организации; в сфере физической культуры и спорта - 21 образовательная организация. Ведущей организацией в сфере образования, осуществляющей деятельность по выявлению, развитию и сопровождению интеллектуально одаренных детей, является БОУ ВО "Вологодский многопрофильный лицей" (далее также - лицей), входящий в число 25 лучших общеобразовательных организаций России. На базе лицея создан Центр по работе с одаренными детьми, осуществляющий сопровождение интеллектуально одаренных детей в рамках сетевого взаимодействия с 36 базовыми муниципальными общеобразовательными организациями, в том числе в дистанционной форме.
В сфере дополнительного образования координацию деятельности по выявлению одаренных детей и молодых талантов осуществляет Региональный модельный центр дополнительного образования детей Вологодской области, функции которого выполняет АОУ ДО ВО "Региональный центр дополнительного образования детей". Государственные образовательные организации БОУ ДОД ВО "Школа традиционной народной культуры", БОУ ДОД ВО "Духовно-просветительский центр "Северная Фиваида" являются центрами по организации выявления и поддержки детей по соответствующим направленностям дополнительного образования.
На базе АОУ ДО ВО "Детский оздоровительно-образовательный центр "Лесная сказка" и АОУ ВО "Образовательный центр - кадетская школа "Корабелы Прионежья" созданы современные условия для реализации дополнительных общеобразовательных программ в рамках проведения профильных смен по технической и естественнонаучной направленностям, учебно-тренировочных, сборов участников заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников. Проведение мероприятий с одаренными детьми на базе областных загородных оздоровительных лагерей осуществляется в тесном взаимодействии с ведущими образовательными организациями высшего образования, предприятиями реального сектора экономики и IТ-компаниями, расположенными на территории Вологодской области.
Координацию деятельности, направленной на выявление и совершенствование спортивного мастерства, осуществляет АУ ВО "Центр Развития Физической Культуры и Спорта "Витязь". Ведущей организацией по работе с одаренными детьми в сфере культуры и искусства является БПОУ ВО "Вологодский областной колледж искусств".
Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций и специалистов организаций, специализирующихся на работе с одаренными детьми и талантливой молодежью, осуществляется на базе АОУ ВО ДПО "Вологодский институт развития образования".
Кадровый состав Центра будет в основном сформирован из числа педагогических и руководящих работников лицея и определен штатным расписанием, входящим в состав приложения к настоящей Концепции. Для обеспечения образовательного процесса планируется привлечение педагогических работников ведущих образовательных организаций Вологодской области по отдельным направлениям деятельности.
Образовательный процесс в лицее обеспечивают 106 педагогических работников (70 учителей, 2 педагога-психолога, 25 воспитателей, 9 - других педагогических работников). В лицее работают 3 доктора наук, 17 кандидатов наук.
1.3. Информации о повышении квалификации педагогических работников, специалистов и руководящего состава
В 2016 - 2018 годах 100% педагогических и руководящих работников лицея прошли повышение квалификации. В рамках комплекса мер по созданию и развитию Центра предусмотрено повышение квалификации педагогических и руководящих работников по инновационным образовательным программам, в том числе на площадках ведущих федеральных организаций, работающих с одаренными детьми.
2. Опыт Вологодской области в реализаций федеральных и международных проектов (мероприятий) в области работы с одаренными детьми
Начиная с 2013 года Вологодская область принимает активное участие в реализации федеральных проектов в области работы с одаренными детьми:
в 2013 году Вологодская область в рамках Соглашения с Министерством образования и науки Российской Федерации определена федеральной стажировочной площадкой по направлению "Распространение инновационных моделей развития техносферы деятельности организаций дополнительного образования детей, направленных на развитие научно-технической и учебно-исследовательской деятельности обучающихся";
в 2013 году Вологодской области присвоен статус базовой площадки по реализации проекта "Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения непрерывного профессионального самоопределения обучающихся в условиях сетевого взаимодействия и государственно-частного партнерства".
в 2014 году заключено соглашение между АОУ ДО ВО "Детский оздоровительно-образовательный центр "Лесная сказка" и Агентством инновационного развития по реализации IT-проектов в сфере образования;
в 2015 году заключено трехстороннее соглашение между Департаментом образования Вологодской области, АОУ ДО ВО "Детский оздоровительно-образовательный центр "Лесная сказка" и Всероссийским учебно-методическим центром образовательной робототехники (г. Москва) по развитию образовательной робототехники;
в 2016 - 2017 годах - в рамках мероприятия 3.5 "Создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественно - БОУ ВО "Вологодский многопрофильный лицей" научной и технической направленности для обучающихся" Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года N 497 (далее - ФЦПРО), реализован проект по созданию детского технопарка "Кванториум" в г. Череповце;
в 2016 - 2018 годах - в рамках мероприятия 3.1 "Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей" ФЦПРО и направления (подпрограммы) "Развитие дополнительного образования для детей и реализация мероприятий молодежной политики" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" проведены три Всероссийских детских фестиваля народной культуры "Наследники традиций";
с 2016 года по настоящее время - в рамках мероприятия 3.2 "Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей" ФЦПРО во всех муниципальных образованиях Вологодской области внедрена модель персонифицированного финансирования дополнительного образования и выстроена система эффективного взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, "ядром" которой является Региональный модельный центр дополнительного образования Вологодской области;
в 2018 году - в рамках реализации федерального приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" реализован пилотный проект по обновлению содержания технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям в рамках реализации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", в части создания на базе МУ ДО "Детско-юношеский центр "Лидер" (г. Вологда) детского центра ИТ- творчества "IТ-cube";
в 2018 году - в рамках мероприятия "Субсидии на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании" государственной программы "Развитие образования" на базе лицея реализуется проект "Комплекс мероприятий, направленных на реализацию индивидуальных образовательных траекторий, обучающихся с высокими интеллектуальными потребностями в области естественных и математических наук в БОУ ВО "Вологодский многопрофильный лицей".
Вологодские школьники успешно представляют Российскую Федерацию на международных предметных олимпиадах. Начиная с 2000 года в Вологодской области подготовлено 16 победителей и призеров международных олимпиад по физике, химии, биологии, которые завоевали 26 медалей, в том числе 13 - золотых медалей.
Вологодская область является площадкой для проведения международных конкурсов в сфере искусств:
Международный конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах "Северная рапсодия";
Губернаторский международный юношеский конкурс имени Валерия Гаврилина.
3. Описание площадки/площадок Центра
Центр будет осуществлять деятельность по 3 содержательным направлениям: "наука", "культура", "спорт". Блок "наука" будет являться "ядром" Центра.
Центр будет создан как структурное подразделение лицея по распределенной модели на базе имущественного комплекса двух областных автономных и одного бюджетного учреждений:
автономное образовательное учреждение дополнительного образования Вологодской области "Региональный центр дополнительного образования детей" ;
бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодской области "Вологодский многопрофильный лицей";
автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования "Вологодский институт развития образования".
Собственником имущественного комплекса является Вологодская область.
Между областными учреждениями, участвующими в реализации проекта по созданию Центра, заключены соглашения о реализации образовательных программ в сетевой форме.
В целях обеспечения широкополосного доступа к сети Интернет потребуется прокладка сетей с пропускной способностью канала связи не менее 100 мб/с.
Потребуется приобретение мобильной платформы с лабораторией естественнонаучного и технического блока для работы с одаренными детьми в муниципальных образованиях области.
Здания учреждений Центра находятся в черте города Вологды и обеспечены условиями для подъезда общественным и личным транспортом.
Оборудование Центра будет приобретено в соответствии с инфраструктурным листом и по согласованию с проектным офисом национального проекта "Образование" (далее также - Федеральный оператор).
Описание инфраструктурных объектов/функциональных зон Центра представлено в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Перечень инфраструктурных объектов (функциональных зон) |
Фактическое место расположения |
Техническое состояние здания (помещений), необходимость капитального и косметического ремонта |
Общая площадь (кв. м) |
1. |
Кампус (доступная инфраструктура) для проживания детей |
160029, Вологодская область, г. Вологда, ул. Судоремонтная, д. 48 (здание общежития АОУ ВО ДПО "Вологодский институт развития образования". Номерной фонд общежития рассчитан на 374 места в 148 жилых помещениях с двух- и трехместным размещением) |
требуется косметический ремонт |
4014,7 |
2. |
Коворкинг (от 40 рабочих мест) |
160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 101 (здание АОУ ДОД ВО "Региональный центр дополнительного образования детей", 1 этаж) |
требуются капитальный ремонт, приобретение оборудования |
120 |
3. |
Лекторий (от 220 человек) |
160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 101 (здание АОУ ДОД ВО "Региональный центр дополнительного образования детей" , 4 этаж) |
ремонт не требуется |
270,6 |
4. |
Зона проектной деятельности (от 50 квадратных метров) |
160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 101 (здание АОУ ДОД ВО "Региональный центр дополнительного образования детей" , 1 этаж) |
требуется капитальный ремонт |
60 |
5. |
Лаборатории естественнонаучного блока (не менее 100 рабочих мест на каждый предмет) |
160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 101 (здание АОУ ДОД ВО "Региональный центр дополнительного образования детей", 1, 2 этаж) |
требуются капитальный ремонт, приобретение оборудования |
1800 |
160035, г. Вологда, ул. Пролетарская, Д. 18 (здание БОУ ВО "Вологодский многопрофильный лицей") |
капитальный ремонт не требуется, требуется приобретение оборудования |
|
||
6. |
Компьютерные классы (не менее 100 рабочих мест суммарно) |
160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 101 (здание АОУ ДОД ВО "Региональный центр дополнительного образования детей", 2 этаж) |
требуются капитальный ремонт, приобретение оборудования |
200 |
|
160035, г. Вологда, ул. Пролетарская, Д. 18 (здание БОУ ВО "Вологодский многопрофильный лицей") |
капитальный ремонт не требуется; требуется приобретение оборудования |
|
|
6. |
Кабинеты для аудиторных занятий (не менее 400 мест суммарно) |
160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 101 (здание АОУ ДОД ВО "Региональный центр дополнительного образования детей", 1 этаж) |
требуются капитальный ремонт; приобретение оборудования |
800 |
160035, г. Вологда, ул. Пролетарская, д. 18 (здание БОУ ВО "Вологодский многопрофильный лицей") |
капитальный ремонт не требуется; требуется приобретение оборудования |
|
||
7. |
Серверная |
160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 101 (здание АОУ ДОД ВО "Региональный центр дополнительного образования детей", 1 этаж) |
требуются капитальный ремонт, приобретение оборудования |
10 |
8. |
Медиатека |
160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 101 (здание АОУ ДОД ВО "Региональный центр дополнительного образования детей", 1 этаж) |
требуются капитальный ремонт, приобретение оборудования |
30 |
9. |
Шахматная зона |
160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 101 (здание АОУ ДОД ВО "Региональный центр дополнительного образования детей", 4 этаж) |
требуется приобретение оборудования |
40 |
10. |
Сцена |
160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 101 (здание АОУ ДОД ВО "Региональный центр дополнительного образования детей", 4 этаж) |
капитальный ремонт не требуется |
34,4 |
11. |
Художественная мастерская |
160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 101 (здание АОУ ДОД ВО "Региональный центр дополнительного образования детей", 3 этаж) |
требуются капитальный ремонт, приобретение оборудования |
30 |
4. Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование Центра
Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование Центра приведена в таблице 2.
Таблица 2
N п/п |
Статья |
2019 год, тыс. руб. |
2020 год, тыс. руб. |
2021 год, тыс. руб. |
1. |
Оплата труда сотрудников Центра |
6 952,7 |
6 952,7 |
6 952,7 |
2. |
Оплата труда привлеченных специалистов |
9 151,2 |
9 151,2 |
9 151,2 |
3. |
Аренда помещений (бассейн, спортивные сооружения) |
164,0 |
164,0 |
164,0 |
4. |
Коммунальные расходы |
4 470,0 |
5 140,5 |
5 911,6 |
5. |
Приобретение расходных материалов |
64 800,0 |
6 480,0 |
12 960,0 |
6. |
Транспортные расходы |
1 170,0 |
1 170,0 |
1 170,0 |
7. |
Экскурсионное и культурное обслуживание |
1 350,0 |
1 350,0 |
1 350,0 |
8. |
Питание обучающихся |
11 340,0 |
11 340,0 |
11 340,0 |
9. |
Страхование обучающихся |
180,0 |
180,0 |
180,0 |
10. |
Командировочные расходы сотрудников Центра |
6 635,0 |
60,0 |
60,0 |
11. |
Дополнительное профессиональное образование сотрудников Центра |
3 450,0 |
0,0 |
0,0 |
12. |
Участие детей в соревнованиях в федеральных мероприятиях |
18 900,0 |
2 100,0 |
2 100,0 |
13. |
Организация профильных смен |
25 200,0 |
25 200,0 |
25 200,0 |
14. |
Услуги полиграфии (брендбук, баннеры, сувенирная продукция) |
4 600,0 |
450,0 |
450,0 |
15. |
Прочие расходы |
2 940,0 |
2 940,0 |
2 940,0 |
|
ИТОГО |
161 302,9 |
72678,4 |
72929,5 |
Дорожная карта по созданию инфраструктуры Центра, дорожная карта по организации работы Центра, таблица индикаторов, дизайн-проект и штатное расписание Центра приведены в приложении к Концепции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.