Решение Верховного Суда РФ от 23 января 2020 г. N АКПИ19-972
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.
при секретаре Табале Н.Н.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Макарова Евгения Викторовича о признании недействующими пунктов 33.4, 36.1 и 36.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 ноября 2017 г. N 851,
установил:
приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) от 13 ноября 2017 г. N 851 утверждён Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - Административный регламент).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 7 декабря 2017 г., регистрационный номер 49154, опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 8 декабря 2017 г.
Пунктом 33 Административного регламента установлен список документов, которые должны представляться гражданином Российской Федерации для замены паспорта.
В соответствии с подпунктом 33.4 представляются документы, необходимые для проставления отметок в паспорте, указанные в подпункте 30.4 пункта 30 Административного регламента.
Согласно подпункту 36.1 Административного регламента в соответствующих пунктах заявления о выдаче (замене) паспорта указывается: в пункте 5 (при наличии факта) - "состою в браке" - фамилия (при наличии), имя (при наличии), отчество (при наличии), дата рождения супруга (супруги), персональные данные, которые у супруга (супруги) были до вступления в брак, наименование органа, осуществившего государственную регистрацию заключения брака, и дата заключения брака; "в браке не состою"; "разведён", "разведена" - персональные данные бывшего(ей) супруга (супруги), которые у него (неё) были до расторжения брака, наименование органа, осуществившего государственную регистрацию расторжения брака, и дата прекращения брака; "вдовец", "вдова".
В соответствии с подпунктом 36.4 Административного регламента в заявлении о выдаче (замене) паспорта в подпункте 7.1 пункта 7 "место обращения" указывается адрес фактического проживания, если гражданин проживает не по месту жительства и (или) не по месту пребывания.
Макаров Е.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 33.4, 36.1 и 36.4 Административного регламента (ошибочно указанных в административном исковом заявлении пунктами), ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат положению статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункту 13 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828.
Как указывает административный истец, он обратился в Многофункциональный центр г. Химки с заявлением о замене паспорта в связи с достижением 45-летнего возраста. Для замены паспорта им представлены заявление установленного образца, паспорт, подлежащий замене, три фотографии, квитанция об оплате государственной пошлины. В приёме документов было отказано. Письмом Отдела по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу Химки от 6 июня 2019 г. административному истцу было сообщено, что основанием для отказа в приёме документов для замены паспорта является неполнота представленных им сведений и документов, поскольку в паспорте, подлежащем замене, имеются сведения о расторжении брака, а в представленном заявлении такие сведения отсутствуют, также отсутствуют сведения об адресе фактического проживания.
По мнению Макарова Е.В., представление для замены паспорта военного билета и свидетельства о расторжении брака не предусмотрено нормативным актом, имеющим большую юридическую силу; форма заявления о замене паспорта не содержит соответствующих пунктов о персональных данных бывших супругов, в связи с чем исполнение подпункта 36.1 Административного регламента невозможно; понятия "место обращения" в законодательстве не содержится.
В письменных возражениях на административное исковое заявление Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) и Министерство юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) просили в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что Административный регламент утверждён уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемые нормативные положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав объяснения административного истца Макарова Е.В., представителей административного ответчика МВД России Сафоновой Ю.Б., Молодиевского О.А., Минюста России Башиловой В.Е., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введён в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации издано постановление от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (далее - Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, Положение).
В соответствии с пунктом 10 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Министерством внутренних дел Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 10 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации и пунктом 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, утверждён Административный регламент.
Административный регламент зарегистрирован в Минюсте России 7 декабря 2017 г., регистрационный номер 49154, и размещён в установленном порядке на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 декабря 2017 г.
Таким образом, Административный регламент утверждён уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
В соответствии с пунктом 13 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации для замены паспорта гражданин представляет: заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации; паспорт, подлежащий замене; две личные фотографии размером 35 х 45 мм; документы, подтверждающие указанные в пункте 12 Положения основания для замены паспорта.
Подпунктом 33.4 пункта 33 Административного регламента определено, что для замены паспорта представляются документы, необходимые для проставления отметок в паспорте, указанных в подпункте 30.4 пункта 30 Административного регламента: документы воинского учёта (при наличии соответствующего основания) (подпункт 30.4.1); свидетельство о заключении брака; свидетельство о расторжении брака (при наличии указанного факта) (подпункт 30.4.2).
Доводы административного истца о незаконности приведённого подпункта сводятся к тому, что на него неправомерно возлагается обязанность представлять при замене паспорта документы воинского учёта и свидетельство о расторжении брака. Между тем данное утверждение неосновательно, поскольку возложение на гражданина такой обязанности согласуется с пунктом 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации.
Пунктом 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации предусмотрено, что в паспорте гражданина Российской Федерации производятся отметки: об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, - соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (абзац третий пункта 5); о регистрации и расторжении брака - соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (абзац четвёртый пункта 5).
Необходимость проставления в паспорте отметки об отношении к воинской обязанности предусмотрена и Положением о воинском учёте, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 во исполнение Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в частности, пункт 49).
Кроме того, как следует из содержания пункта 43 Административного регламента, при предоставлении государственной услуги запрещается требовать от гражданина: представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги (подпункт 43.1); представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (подпункт 43.2).
Согласно части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 данной статьи, предусматривающей запрет органам, предоставляющим государственные услуги, требовать от заявителя представления документов и информации, находящейся в органах, предоставляющих государственные услуги, не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа: документы воинского учёта (пункт 2); свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния (пункт 3).
Таким образом, проставление в паспорте гражданина Российской Федерации при его замене отметок об отношении к воинской обязанности, о регистрации и расторжении брака не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, при этом гражданин лично представляет документы, необходимые для проставления обязательных отметок в паспорте (военный билет, свидетельство о регистрации брака, свидетельство о расторжении брака).
По аналогичным основаниям не подлежит признанию недействующим и подпункт 36.1 Административного регламента об указании в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П данных: в пункте 5 (при наличии факта) - "состою в браке" - фамилия (при наличии), имя (при наличии), отчество (при наличии), дата рождения супруга (супруги), персональные данные, которые у супруга (супруги) были до вступления в брак, наименование органа, осуществившего государственную регистрацию заключения брака, и дата заключения брака; "в браке не состою"; "разведён", "разведена" - персональные данные бывшего(ей) супруга (супруги), которые у него (неё) были до расторжения брака, наименование органа, осуществившего государственную регистрацию расторжения брака, и дата прекращения брака; "вдовец", "вдова".
Довод административного истца о несоответствии подпункта 36.4 Административного регламента Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-I), поскольку указанным законом предусмотрены понятия "место пребывания" и "место жительство" и не определено понятие "место обращения", не может быть признан обоснованным.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учёт граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Закона N 5242-I).
Регистрационный учёт граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (абзац второй статьи 2 Закона N 5242-I).
Выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации (пункт 10 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации).
Административным регламентом какие-либо ограничения выбора заявителем места подачи заявления о выдаче (замене) паспорта не установлены.
Одной из строк в заявлении является срока о месте обращения заявителя (подпункт 7.1 пункта 7 заявления), в которой указывается адрес фактического проживания, если гражданин проживает не по месту жительства и (или) по месту пребывания.
Оспариваемое нормативное положение Административного регламента о возможности подачи заявления о замене паспорта по месту обращения (фактического проживания) заявителя направлено на беспрепятственную реализацию права гражданина Российской Федерации на получение паспорта гражданина Российской Федерации и не зависит от наличия у него регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания.
При этом Закон N 5242-I, регулируя вопросы осуществления гражданами Российской Федерации конституционного права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, не устанавливает каких-либо правил, относящихся к вопросу получения или замены паспорта гражданина Российской Федерации, в связи с чем оспариваемая норма подпункта 36.4 Административного регламента не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.
Не может суд согласиться и с утверждением административного истца о противоречии оспариваемых пунктов Административного регламента требованиям Конституции Российской Федерации, поскольку указанные им в административном исковом заявлении нормы Конституции Российской Федерации вопросы получения и замены паспорта гражданина Российской Федерации не регулируют, следовательно не могут им противоречить. Эти вопросы, как уже отмечалось выше, регламентируются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Макарова Евгения Викторовича о признании недействующими пунктов 33.4, 36.1 и 36.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 ноября 2017 г. N 851, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.С. Кириллов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 23 января 2020 г. N АКПИ19-972
Текст решения опубликован не был