Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения оглашена 16.12.2019 г.
Полный текст решения изготовлен 20.12.2019 г.
Арбитражный суд в составе: судьи Дейна Н.В. единолично
протокол вел секретарь судебного заседания Демина Е.А.
Рассматривает в судебном заседании дело по заявлению ОАО "РЖД" (адрес 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, дата регистрации 23.09.2003)
к ФАС России (ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539, дата регистрации 19.04.2004, адрес 125993, г. Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3)
третье лицо: ООО "СПАЙДЕР"
о признании недействительным решения ФАС России от 16.05.2019 по делу N 223ФЗ-499/19
при участии:
от заявителя - Минин А.В. (паспорт, доверенность от 24.06.2019 г.)
от ответчика - Челидзе М.Е. (удостоверение, доверенность N ИА/72767/19 от 21.08.2019 г.)
от третьего лица - неявка (уведомлен)
суд
УСТАНОВИЛ:
Требования заявлены ОАО "РЖД" к ФАС России об оспаривании решения от 16.05.19 N 223ФЗ-499/19.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено судом надлежащим образом.
Заявитель поддержал заявленные требования по основаниям изложенных в заявлении.
Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Выслушав объяснения представителей, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Комиссией Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) вынесено решение от 16.05.2019 N 223ФЗ-499/19 (далее - решение) по жалобе ООО "Спайдер" на действия (бездействие) ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 1750/ОАЭ-ЦДПО/19 на право заключения договора поставки продуктов питания для структурных подразделений Западно-Сибирской дирекции по ремонту пути (извещение N 31907696663) (далее - закупка, аукцион), в соответствии с которым указанная жалоба признана обоснованной (пункт 1 резолютивной части решения).
В соответствии с пунктом 2 резолютивной части решения ОАО "РЖД" признано нарушившим часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 резолютивной части решения материалы дела от 16.05.2019 N 223ФЗ-499/19 переданы должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
ОАО "РЖД" не согласно с обжалуемым ненормативным актом, считает его подлежащим признанию недействительным, поскольку решение вынесено с нарушением норм материального права и нарушает права и законные интересы Заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что бездействие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями соблюден.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупке).
Как следует из материалов дела, в ФАС России поступила жалоба ООО "СПАЙДЕР" (далее - Заявитель) от 29.04.2019 N 11/5-2019 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 1750/ОАЭ-ЦДРП/19 на право заключения договора на поставку продуктов питания для структурных подразделений Западно-сибирской дирекции по ремонту пути (извещение N 31907696663) (далее - Аукцион, Жалоба).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение о проведении Аукциона, документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 28.03.2019;
2. Начальная (максимальная) цена договора - 39 566 326,12 рублей;
3. Дата окончания подачи заявок - 15.04.2019;
4. Дата проведения торгов - 29.04.2019;
5. Дата подведения итогов Аукциона - 06.05.2019.
6. На участие в Аукционе подано 2 заявки, из них 1 заявка признана соответствующей требованиям Документации.
7. Между Заказчиком и победителем заключен договор 15.05.2019
Из Жалобы ООО "СПАЙДЕР" следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
По результатам рассмотрения указанной жалобы ФАС России принято решение от 16.05.2019 по делу N 223ФЗ-499/19 (далее - Решение), которым жалоба ООО "СПАЙДЕР" признана обоснованной в части довода о неправомерном признании его заявки не соответствующей требованиям Документации. В действиях Заказчика выявлены нарушения части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Доводы Заявителя о том, что в его действиях отсутствует нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках подлежат отклонению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 29.04.2019 N 1750/ОАЭ-ЦДРП/19/1 в допуске к участию в Аукционе отказано участнику N 2 (Заявителю) на основании пункта 3.6.5.2 документации в связи с несоответствием квалификационному требованию, установленному пунктом 1.9.1 Документации, а именно, участником в подтверждение опыта поставки товара по предмету Аукциона представлены сведения об опыте поставки товаров, представлен в приложении N 1.3 Документации (Договор в составе заявки не представлен).
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Согласно пункту 1.7.1.1 Документации участник должен иметь опыт по фактически поставленным продуктам питания, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) от начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в приложении N 1 Документации. При этом учитывается стоимость всех поставленных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров (по выбору участника закупки) по поставке продуктов питания. В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника. В подтверждение опыта поставки товаров участник в составе заявки представляет:
- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте поставки товаров, представленной в приложении N 1.3 Документации о наличии требуемого опыта;
- накладные о поставке товаров;
- договоры на поставку товаров (представляются все листы договоров со всеми приложениями);
- копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).
Вместе с тем, представитель Заказчика отклонил заявку ООО "СПАЙДЕР" и пояснил, что Заявитель не подтвердил соответствие квалификационному требованию, предусмотренному пунктом 1.9.1 Документации, а именно не представил договор в составе заявки.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего вышеуказанное положение в Документации, ограничивает количество участников закупки и противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 и нарушает часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
ФАС России изучив требования Документации, обоснованно пришла к выводу о том, что требование о подтверждении наличия опыта поставки по предмету закупки является избыточным, поскольку отсутствие или недостаточность опыта поставки по предмету Запроса котировок не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса котировок. Кроме того, антимонопольным органом жалоба рассмотрена только в пределах ее оснований.
Данная позиция подтверждается судебной практикой, а именно Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29.04.2019 по делу N А40-49403/2018: "наличие у участников закупки опыта выполнения договоров, кадровых ресурсов, материально-технических ресурсов не может являться критерием допуска к участию в закупке, так как соответствие указанным требованиям не является подтверждением надлежащего выполнения работ".
Суд считает, что оспариваемые акты не нарушают права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, следовательно.
Заявителем не представлено доказательств фактического нарушения его прав.
При указанных обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению в силу ст. 198 АПК РФ, а оспариваемое решение является законным и обоснованным.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167, 170, 176, 198, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ОАО "РЖД" к ФАС России об оспаривании решения от 16.05.19 N 223ФЗ-499/19 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья |
Н.В. Дейна |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 декабря 2019 г. N А40-214386/2019-147-1738
Текст решения опубликован не был