Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу АО "Сибмост" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Управлением по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Заказчик), МКУ "Центр организации и проведения конкурсных процедур" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Уполномоченный орган), Конкурсной комиссией, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ и разработки рабочей документации генеральной подрядной организацией по строительству объекта "Строительство мостового перехода через р. Белая в створе ул. Интернациональной в Калининском и Орджоникидзевском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан 1 этап" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0301300247619001918) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия, Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя 17.02.2020 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 18.02.2020.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 05.12.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 8 779 674 484,76 рубля;
3) источник финансирования - Бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан; КБК - 040973115Б01S2160414311РП1814112507, 040973115Б01S2160414311ФЗ131032112507;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 30.12.2019;
6) на участие в Конкурсе подано 3 заявки, по результатам рассмотрения первых частей которых, 1 заявка допущена к участию в Конкурсе;
7) в соответствии с частью 9 статьи 56.1 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку Конкурсной комиссией принято решение о признании единственной заявки несоответствующей Конкурсной документации и Закону о контрактной системе.
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
В соответствии с частью 8 статьи 56.1 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, а также в случае несоответствия участника требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных статьей 56.1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
В соответствии с частью 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На заседании Комиссии установлено, что согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 05.02.2020 N ПРОI2 (далее - Протокол) заявке участника закупки с идентификационным номером "4" (Заявитель), а также участнику закупки с идентификационным номером заявки "6" отказано в допуске к участию в Конкурсе в связи с предоставлением в первой части заявки сведений в отношении товаров, предлагаемых к поставке при выполнении работ, не соответствующих требованиям технического задания Конкурсной документации и инструкции по заполнению заявок на участие в закупке Конкурсной документации (далее - Инструкция), а также в связи с непредставлением информации о некоторых показателей товаров, установленных техническим заданием Конкурсной документации.
В частности, согласно Протоколу, заявке Заявителя отказано в допуске к участию в закупки, в том числе, по пунктам 1, 42, 55, 73, 77, 78, 84, 89, 94, 99, 104, 109, 110, 126, 130, 135, 141, 146, 151, 155, 159, 164, 170, 175, 180, 184, 188, 193, 199, 204, 209, 213, 217, 222, 228, 233, 238, 242, 246, 251, 257, 262, 267, 271, 275, 280, 286, 291,296, 300, 305, 311, 316, 320, 325, 326, 332, 337, 342, 348, 358, 359, 370, 371, 381, 382, 392, 393, 403, 404, 408, 409, 414, 415, 422, 423, 430, 454, 468, 470, 471, 472, 478, 482, 484, 489, 492, 493, 495, 496, 499, 500, 501, 502 "Бетон тяжелый".
Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 20.01.2020 по делу N 20/44/105/109 (далее - Решение) в результате рассмотрения жалобы АО "Сибмост" в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении избыточных требований к составу заявки на участие в закупке. При этом в действиях Конкурсной комиссией зафиксировано нарушение части 8 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, поскольку Конкурсной комиссией принято неправомерное решение об отказе в допуске к участию в Конкурсе участникам закупки с идентификационными номерами "4", "6".
В связи с чем, в том числе, Конкурсной комиссии выдано предписание от 20.01.2020 по делу N 20/44/105/109 (далее - Предписание) об устранении выявленных нарушений путем пересмотра заявок участников закупки с учетом Решения и Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям ЕИС по результатам повторного рассмотрения первых частей заявок участников закупки Конкурсной комиссией снова приято неправомерное решение об отказе участникам закупки с идентификационными номерами "4", "6" от участия в Конкурсе по аналогичным основаниям, указанным в Решении.
На основании изложенного и учитывая, что на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа не представили доказательств, свидетельствующих об исполнении Предписания в части надлежащего рассмотрения первых частей заявок участников закупки, Комиссия приходит к выводу, что Конкурсной комиссией неправомерно принято решение об отказе участникам закупки с идентификационными номерами заявок "4" (Заявитель), "6" в допуске к участию в Конкурсе.
Таким образом, вышеуказанные действия Конкурсной комиссии нарушают часть 8 статьи 56.1, пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30, частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 7 статьи 56.1 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме наряду с информацией и электронными документами, предусмотренными частью 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки предъявляемым к ним дополнительным требованиям в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Извещением о закупке установлены, в том числе дополнительные требования, предъявляемые к участникам Конкурса в соответствии с пунктом 5 приложения N 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Согласно пункту 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту, и (или) сносу особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 100 млн. рублей устанавливается требование о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту, и (или) сносу одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится соответствующий конкурс.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 10.02.2020 N ПРУ2 (далее - Протокол подведения итогов) заявка участника закупки с идентификационным номером "1" (АО "Уралмостострой") признана несоответствующей требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что заявка Победителя признана несоответствующей дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением Правительства N 99, поскольку в составе второй части заявки участника закупки с идентификационным номером "1" (АО "Уралмостострой") на участие в Конкурсе приложены, в том числе, копии актов о приемке выполненных работ на сумму 4 509 871 236,73 рублей и копии справок о стоимости выполненных работ и затрат на сумму 4 509 871 236,73 рублей, которые не подтверждают стоимость исполненного муниципального контракта N 38 от 17.09.2013 года, цена которого составляет 4 820 000 000 рублей.
Вместе с тем, представителями Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что акты о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ по контракту, предоставленному участником закупки с идентификационным номером "1" (АО "Уралмостострой") в составе заявки, не подтверждают выполнение участником закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) на сумму не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта Конкурса (а именно 1 755 934 896,96 рублей), в соответствии с требованиями Конкурсной документации и Постановления правительства N 99.
На основании изложенного, действия Конкурсной комиссии, принявшей неправомерное решение о несоответствии заявки участника закупки с идентификационным номером "1" (АО "Уралмостострой") Конкурсной документации, Постановлению Правительства N 99 и Закону о контрактной системе, нарушают часть 8 статьи 56.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Решением в результате рассмотрения жалобы АО "Сибмост" в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены, в том числе, следующие нарушения:
- части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Конкурсной документации требования о подаче заявок участниками, зарегистрированными в ЕИС;
- части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении противоречивых сведений в отношении срока действия банковской гарантии;
- части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в отсутствии в проекте государственного контракта Конкурсной документации положения об обязанности поставщика в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций, предоставить новое обеспечение исполнения контракта.
В связи с чем, Заказчику, Уполномоченному органу выдано Предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе, при заключении государственного контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "Сибмост" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, части 30 статьи 34, части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушения части 8 статьи 56.1, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы по выявленным нарушениям, указанным в пунктах 1, 2 мотивировочной части настоящего решения, от 18.02.2020 по делу N 20/44/105/247 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
6. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанным в пункте 4 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решения по делу от 20.01.2020 по делу N 20/44/105/109 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 февраля 2020 г. N 20/44/105/247 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был