Письмо Минфина России от 8 ноября 2019 г. N 09-01-10/86902
Департамент правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение о видах просроченной задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, указанной в подпункте "е" пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 887 (далее - Общие требования), и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Минфину России не предоставлено право давать разъяснения законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также осуществлять толкование отдельных законодательных норм, терминов и понятий.
Вместе с тем Департамент полагает возможным высказать мнение по поставленному в указанном обращении вопросу.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 Общих требований в правовые акты, устанавливающие правила (порядок) предоставления соответствующей субсидии (далее - правовой акт), при необходимости включается требование об отсутствии у получателей субсидии просроченной задолженности по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед соответствующим бюджетом бюджетной системы Российской Федерации.
Так, согласно положениям пункта 17 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) условием предоставления субсидий является отсутствие у их получателей просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим публично-правовым образованием, из бюджета которого планируется предоставление субсидий.
В соответствии с положениями статьи 6 Бюджетного кодекса (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ) под денежными обязательствами перед публично-правовым образованием понимается обязанность должника уплатить публично-правовому образованию денежные средства по гражданско-правовой сделке (в том числе обеспечивающей исполнение обязательств) и (или) иному основанию, установленному гражданским или бюджетным законодательством, возникшая в связи с предоставлением публично-правовым образованием на возвратной и возмездной (возвратной) основе денежных средств (в том числе в связи с привлечением целевых иностранных кредитов) или в связи с предоставлением и (или) исполнением государственной (муниципальной) гарантии (включая обязанность по уплате процентов, неустойки (пеней, штрафов), иных платежей, установленных законом и (или) договором, вследствие неосновательного обогащения, причинения убытков, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, уступки или перехода по иным основаниям прав требования, предъявления регрессных требований).
В соответствии со статьей 93.7 Бюджетного кодекса (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ) задолженностью по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием является сумма денежных средств, которую должник обязан уплатить в соответствии с денежным обязательством перед публично-правовым образованием на определенную дату.
Правила (основания, условия и порядок) списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием устанавливаются соответствующими финансовыми органами, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом.
В целях реализации требования, установленного пунктом 17 статьи 241 Бюджетного кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 1664 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" предусмотрены положения о проверке наличия (отсутствия) у получателей субсидий и бюджетных инвестиций, предоставляемых из федерального бюджета, просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.
Кроме того, подпунктом "е" пункта 4 Общих требований правовой акт при необходимости может содержать требование об отсутствии у получателей субсидии на дату, определенную правовым актом, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом отсутствие такой задолженности подтверждается соответствующей справкой налогового органа.
Так, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 и пунктом 2.1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговые органы обязаны представлять налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов, налоговым агентам по их запросам справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, предусмотренных Налоговым кодексом, на основании данных налоговых органов, порядок заполнения формы которой утвержден приказом ФНС России от 20 января 2017 г. N ММВ-7-8/20@ (далее соответственно - Порядок, Справка).
Учитывая положения пункта 3 Порядка, в случае отсутствия по данным налоговых органов по состоянию на дату, на которую формируется Справка, недоимки, задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, при формировании Справки делается запись "не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах".
Необходимо отметить, что Общими требованиями не установлен перечень конкретных документов, представляемых получателем субсидии для получения субсидии.
При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Общих требований такой перечень документов, а также при необходимости требования к ним, устанавливаются правовым актом.
Директор Департамента |
Т.В. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 8 ноября 2019 г. N 09-01-10/86902
Текст письма опубликован не был