Решение Верховного Суда Республики Алтай от 10 января 2020 г. N 2а-2/2020
Верховный Суд Республики Алтай, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц и Республики Алтай к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании не соответствующими федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, недействующими с момента принятия приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 01 февраля 2017 года N 4/3 (в редакции от 19 декабря 2018 года) "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию для ООО "Д." с. Кызыл-Озек Майминского района Республики Алтай на 2017-2026 годы" и приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 31 октября 2016 года N 42/1 (в редакции от 19 декабря 2018 года) "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию для ООО "Д." на 2016-2026 годы" в части приложения N 1 каждого в части долгосрочных параметров регулирования базового уровня операционных расходов, нормативного уровня прибыли, удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию, нормативных потерь и затрат на теплоноситель, а также в части приложения N 2 каждого в полном объеме, с участием прокуроров - Т.И.М., П.М.В. установил:
приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 31 октября 2016 года N 42/1 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию для ООО "Д." на 2016-2026 годы" (далее - Приказ N 42/1) утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов на тепловую энергию для ООО "Д." на 2016-2026 годы согласно приложению N 1 к указанному приказу и установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую котельными ООО "Д." потребителям на 2016-2026 годы с календарной разбивкой согласно приложению N 2 к указанному приказу.
Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 14.11.2016 года, опубликован 03 ноября 2016 года на официальном Интернет портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru и в газете "Звезда Алтая", N 229-232, 09 ноября 2016 года, является действующим нормативным правовым актом.
Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 20 декабря 2017 года N 51/8 "О корректировке долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей ООО "Д." на 2018-2026 годы и внесении изменений в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 31 октября 2016 года N 42/1 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию для ООО "Д." на 2016-2026 годы" осуществлена корректировка долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей ООО "Д." и внесены изменения в Приказ N 42/1. В приложении N 1 изменены долгосрочные параметры регулирования тарифов на 2018-2026 годы: базовый уровень операционных доходов, нормативный уровень прибыли, нормативные потери и затраты на теплоноситель. В приложении N 2 в таблице "Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям на 2016-2026 годы", заменены строки.
Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 26.12.2017, опубликован 21 декабря 2017 года на официальном Интернет портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru.
Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 19 декабря 2018 года N 50/1 "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельными ООО "Д." в с. Майма, на 2019 год и внесении изменений в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 31 октября 2016 года N 42/1" в приложение 2 к Приказу N 42/1 внесены изменения. Указанным приказом осуществлена корректировка долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельными ООО "Д." в с. Майма, на 2019 год.
Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 27.12.2018, опубликован 20 декабря 2018 года на официальном Интернет портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru.
Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 01.02.2017 N 4/3 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию для ООО "Д." с. Кызыл-Озек Майминского района Республики Алтай на 2017-2019 годы" (далее - Приказ N 4/3) утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов на тепловую энергию для ООО "Д." с. Кызыл-Озек Майминского района Республики Алтай на 2017-2019 годы согласно приложению N 1 к указанному приказу и установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую котельной ООО "Д." с. Кызыл-Озек Майминского района Республики Алтай на 2017-2019 годы с календарной разбивкой согласно приложения N 2 к указанному приказу.
Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 20.02.2017, опубликован 06 февраля 2017 года на официальном Интернет портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, является действующим нормативным правовым актом.
Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 20.12.2017 N 51/10 "О корректировке долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей ООО "Д." на 2018-2026 годы и внесении изменений в Приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 1 февраля 2017 года N 4/3 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию для ООО "Д." с. Кызыл-Озек Майминского района Республики Алтай на 2017-2019 годы" скорректирован период долгосрочного регулирования на 2017-2026 годы, осуществлена корректировка долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей ООО "Д." и внесены изменения в Приказ N 4/3. В приложении N 1 изменены долгосрочные параметры регулирования тарифов на 2018-2026 годы: базовый уровень операционных доходов, нормативный уровень прибыли, нормативные потери и затраты на теплоноситель. Приложение N 2 в таблице "Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям на 2016-2026 годы" изложено в новой редакции.
Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 26.12.2017, опубликован 21 декабря 2017 года на официальном Интернет портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru.
Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 19.12.2018 N 50/2 "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельной ООО "Д." в с. Кызыл-Озек, на 2019 год и внесении изменений в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 1 февраля 2017 года N 4/3" в приложение 2 к Приказу N 4/3 внесены изменения. Указанным приказом осуществлена корректировка долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую котельной ООО "Д." в с. Кызыл-Озек, на 2019 год.
Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 27.12.2018, опубликован 20 декабря 2018 года на официальном Интернет портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru.
Прокурор Республики Алтай, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Республики Алтай, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании недействующими с момента принятия Приказа N 42/1 (в редакции от 19 декабря 2018 года) и Приказа N 4/3 (в редакции от 19 декабря 2018 года) в части приложений N 1 в части долгосрочных параметров регулирования: базового уровня операционных расходов, нормативного уровня прибыли, удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию, нормативных потерь и затрат на теплоноситель, и приложений N 2 в полном объеме, как не соответствующих федеральному законодательству.
В обоснование требований административным истцом указано, что оспариваемыми приказами установлены долгосрочные параметры регулирования, а также тарифы на тепловую энергию в нарушение требований федерального законодательства, Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения". ООО "Д." (далее также - Общество) является организацией, осуществляющей виды регулируемой деятельности - передачу тепловой энергии предприятиям и населения Майминского района Республики Алтай и владеет объектами теплоснабжения на основании концессионного соглашения, заключенного с Муниципальным образованием "Майминский район". Указанным соглашением определены нормативный уровень прибыли в размере 5% и нормативные потери и затраты на теплоноситель в размере 15,06%, однако оспариваемыми приказами нормативный уровень прибыли и нормативные потери установлены в иных размерах без наличия к тому оснований, установленных законом. Концессионным соглашением определен удельный расход топлива для котельных Общества в размере 0,181107 т.у.т./Гкал на 2016-2018 годы, оспариваемыми приказами удельный расход топлива утвержден не в тех единицах измерения, без разбивки по месяцам. Регулирующим органом не произведен расчет удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию на 2019 год. При расчете тарифов на тепловую энергию на 2019 год регулирующим органом неверно учтены в расчетах параметры долгосрочного регулирования, отличные от Концессионного соглашения. При расчете затрат на собственные нужды предприятия регулирующим органом незаконно учтены затраты в размере 2,4%, рассчитанные на основании утратившей силу Методики. Затраты на собственные нужды входят в нормативный уровень потерь, установленный Концессионным соглашением. В нарушение действующего законодательства тарифы на тепловую энергию, утвержденные приказом N 42/1 не были дифференцированы, поскольку ООО "Д." не является единой теплоснабжающей организацией и не осуществляет передачу тепловой энергии по единой системе теплоснабжения, в связи с чем установление единого тарифа для всех котельных в с. Майма противоречит требованиям действующего законодательства.
Представитель Комитета по тарифам Республики Алтай в письменных пояснениях с требованиями прокурора Республики Алтай согласился.
ООО "Д." в возражениях на административное исковое заявление с требованиями административного истца не согласилось.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, заслушав специалистов С.Н.А. и Н.М.А., обсудив доводы административного искового заявления, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления.
Проанализировав оспариваемые приказы в порядке статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сопоставив их с нормами действующего законодательства, суд считает, что Приказ N 42/1 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию для ООО "Д." на 2016-2026 годы" (в редакциях приказов Комитета по тарифам Республики Алтай от 20 декабря 2017 года N 51/8 и от 19 декабря 2018 года N 50/1) и Приказ N 4/3 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию для ООО "Д." с. Кызыл-Озек Майминского района Республики Алтай на 2017-2026 годы" (в редакциях приказов Комитета по тарифам Республики Алтай от декабря 2017 года N 51/10 и от 19 декабря 2018 года N 50/2) приняты Комитетом по тарифам Республики Алтай в рамках полномочий, предоставленных Положением о Комитете по тарифам Республики Алтай (утверждено постановлением Правительства Республики Алтай от 15.03.2012 года N 57 "Об утверждении Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай"), с соблюдением процедуры принятия решения и его формы в соответствии с пунктом 14 Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай.
Данное обстоятельство установлено судом на основании протокола заседания Коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай от 31 октября 2016 года N 42, от 01 февраля 2017 года N 4, от 20 декабря 2017 года N 51, 19 декабря 2018 года N 50, регламента работы, утвержденного приказом от 29 августа 2013 года N 119/3-ОД, после признания которого утратившим силу, приказом от 21 марта 2017 года N 8-ВД утвержден действующий в настоящее время регламент. Приказом Председателя Комитета по тарифам Республики Алтай от 21 мая 2012 года N 35-ОД утвержден состав Коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай в состав которого вносились изменения соответствующими приказами уполномоченного лица от 04 апреля 2013 года N 20-ОД, от 15 августа 2014 года N 130/2-ОД, от 30 января 2015 года N 13-ОД, от 25 ноября 2015 года N 187-ОД, от 16 сентября 2016 года N 148-ОД. Приказом Председателя Комитета по тарифам Республики Алтай от 28 марта 2018 года N 15-ОД утвержден состав Коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай в состав которого вносились изменения соответствующими приказами уполномоченного лица от 13 апреля 2018 года N 21/1-ОД, от 15 мая 2018 года N 58-ОД, от 31 августа 2018 года N 112-ОД, от 03 октября 2018 года N 128-ОД, от 27 ноября 2018 года N 159-ОД.
Приказы N 42/1 и N 4/3 зарегистрированы в федеральном регистре - акты субъектов Российской федерации Управлением Министерства юстиции Республики Алтай, размещены на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.altai-republic.ru.) в соответствии с требованиями пункта 9 Правил подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, утвержденных Постановлением Правительством Республики Алтай от 19 мая 2011 года N 101, ст. 35 Закона Республики Алтай от 05 марта 2008 года N 18-РЗ "О нормативных правовых актах Республики Алтай.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты органом регулирования в рамках предоставленных полномочий с соблюдением установленного законом порядка и процедуры их принятия.
Оценивая соответствие оспариваемых приказов N 42/1 и N 4/3 (в редакциях от 19.12.2018 года) в части установления в приложении N 1 долгосрочных параметров регулирования: базового уровня операционных расходов, нормативного уровня прибыли, нормативных потерь и затрат на теплоноситель, удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию, а также в части установленных в приложении N 2 на основании данных долгосрочных параметров регулирования тарифов на тепловую энергию на соответствующие периоды, суд приходит к следующим выводам.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Законом о теплоснабжении, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Закона о теплоснабжении (далее - Правила установления долгосрочных параметров регулирования), приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания).
ООО "Д." является теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования "Майминский район", осуществляющей производство и передачу тепловой энергии потребителям с использованием объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности и переданных Обществу на основании концессионного соглашения N 1 от 12 августа 2016 года, заключенного в порядке статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" с администрацией названного муниципального образования сроком на 10 лет (газовые котельные N 2, N 3, N 5, N 7, N 8, N 10, N 11, N 12, N 16, N 20, N 22, N 23, N 28, расположенные в с. Майма, а также N 9, расположенная в с. Кызыл-Озек). Также Обществом осуществляется горячее водоснабжение от газовых котельных N 3 (с. Майма, ул. Гидростроителей, 44А) и N 11 (с. Майма, ул. Ленина, 62Б).
Данным соглашением для ООО "Д." были установлены долгосрочные параметры регулирования (пункт 64 соглашения), согласованные с органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование цен (тарифов), предварительно согласованные с органом тарифного регулирования. Указанным соглашением было предусмотрено регулирование тарифов методом индексации (пункт 65).
Согласно приложению N 12 к концессионному соглашению сторонами были согласованы значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера на период 2016-2018 годы:
по котельным с. Майма: базовый уровень операционных расходов 9413,76 тыс. руб. (на 2016 год), нормативный уровень прибыли - 5,0%, удельный расход топлива на отпущенную тепловую энергию - 181,0 кг у.т./Гкал, нормативные потери и затраты 15,06%.
по котельной с. Кызыл-Озек: базовый уровень операционных расходов 1634,07 тыс. руб. (на 2016 год), нормативный уровень прибыли - 5,0%, удельный расход топлива на отпущенную тепловую энергию 181,0 кг у.т./Гкал, нормативные потери и затраты 15,06%.
Также в период с 2016 по 2018 год Обществом на условиях аренды эксплуатировались котельная N 13 (с. Майма, ул. Березовая роща, 1ж) принадлежащая МО "Майминский район" и котельная N 1 (с. Майма, пер. Спортивный, 16а), принадлежащая ОАО "Р.", которые в конце 2018 года были переданы в эксплуатацию иной организации - ООО "Э.". Сети от котельной N 1 и от котельной N 13 остались в эксплуатации ООО "Д.". Горячее водоснабжение осуществлялось Обществом посредством сетей горячего водоснабжения от газовой котельной N 13 (с. Майма, ул. Березовая Роща 1Ж).
Таким образом, в 2019 году ООО "Д." осуществляло несколько видов регулируемой деятельности: реализация тепловой энергии (мощности), оказание услуг по передаче тепловой энергии, а также горячее водоснабжение (в том числе: приготовление воды на нужды горячего водоснабжения, транспортировка горячей воды).
Приказом Комитета по тарифам от 31 октября 2016 года N 42/1 в первоначальной редакции были утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов на тепловую энергию для ООО "Д." на 2016-2026 годы в значениях предусмотренных концессионным соглашением. При этом базовый уровень операционных расходов был определен регулирующим органом в размере 17076,966 руб. как сумма операционных расходов по котельным, эксплуатируемым по концессионному соглашению (9413,76 тыс. руб.), а также по котельным N 1 (4065,551 тыс. руб.) и N 13 (3597,645 тыс. руб.).
Приказом Комитета по тарифам от 31 октября 2016 года N 4/3 в первоначальной редакции были утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов на тепловую энергию для ООО "Д." с. Кызыл-Озек на 2017-2019 годы в значениях предусмотренных концессионным соглашением.
Комитет по тарифам Республики Алтай на основании заявления Общества от 28 апреля 2017 года N 314 открыл дело по корректировке необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию и горячую воду в сфере горячего водоснабжения по котельным ООО "Д." в с. Майма и с. Кызыл-Озек, поставляемую потребителям на 2018 год, методом индексации установленных тарифов.
При этом в рамках данного дела регулирующий орган на основании заявления Общества от 09 октября 2017 года N 1040 осуществил корректировку долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей ООО "Д.", установив долгосрочные параметры регулирования, отличные от установленных концессионным соглашением:
- по котельным с. Майма: базовый уровень операционных расходов в размере 34765,24 тыс. руб. (на 2018 год) (в том числе по муниципальным котельным - 22942,00 тыс. руб., по котельной N 1-7288,77 руб., по котельной N 13-4534,47 тыс. руб.), нормативный уровень прибыли - 15,24%, нормативные потери и затраты 26,6%
- по котельной с. Кызыл-Озек: базовый уровень операционных расходов 1470,0 тыс. руб. (на 2018 год), нормативный уровень прибыли - 25,34%, нормативные потери и затраты - 35,8%.
Указанная корректировка произведена приказами Комитета по тарифам от 20 декабря 2017 года N 51/8 и от 20.12.2017 N 51/10, которыми также установлены тарифы на соответствующие виды деятельности по системам теплоснабжения.
На основании заявления от 24.04.2018 года N 443 регулирующий орган открыл дело по корректировке необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию и горячую воду в сфере горячего водоснабжения по котельным ООО "Д." в с. Майма и с. Кызыл-Озек, поставляемую потребителям на 2019 год методом индексации. При этом необходимая валовая выручка была определена регулирующим органом (и соответственно установлены тарифы) на основании скорректированных долгосрочных параметров регулирования. Операционные расходы исчислены с применением индекса изменения количества активов (котельных N 1 и N 13).
Государственное регулирование цен (тарифов) с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года), в порядке, предусмотренном Основами ценообразования (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
Пунктом 2 Основ ценообразования определено, что долгосрочные параметры регулирования - это параметры расчета тарифов, устанавливаемые органом регулирования на долгосрочный период регулирования, в течение которого они не пересматриваются.
Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого по общему правилу не пересматриваются (пункт 51 Основ ценообразования).
Согласно части 12.1 статьи 10 Закона о теплоснабжении в случае, если долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением, предметом которого являются объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, и в установленном Правительством Российской Федерации порядке согласованы с органом регулирования, он обязан использовать их в качестве долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при формировании тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена в пункте 12 Правил установления долгосрочных параметров регулирования, утвержденных постановлением правительства РФ N 1075 от 22.10.2012 года.
Для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера или арендатора, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования цен, а также значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (арендатора), указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на право заключения концессионного соглашения или договора аренды (пункт 51 Основ ценообразования).
К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, являющимся критериями конкурса и устанавливаемым в конкурсной документации, относятся в том числе базовый уровень операционных расходов, показатели энергосбережения и энергетической эффективности и нормативный уровень прибыли в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод индексации установленных тарифов (часть 13, пункты 1, 2 и 4 части 14 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с частью 9 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, пунктом 89 Правил регулирования орган регулирования представляет организатору конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договора аренды указанных объектов (далее - конкурс) сведения о ценах, значениях и параметрах, используемых организатором конкурса для расчета дисконтированной выручки участника конкурса, а также осуществляет согласование метода регулирования тарифов и значений долгосрочных параметров регулирования, не являющихся критериями конкурса, для включения в конкурсную документацию на основании заявления о подготовке конкурсной документации, представленного организатором конкурса.
Из материалов дела следует, что от администрации Муниципального образования "Майминский район" в Комитет по тарифам Республики Алтай поступило заявление N 2440 от 16 июня 2016 года о подготовке конкурсной документации, в котором администрация предлагала согласовать выбранный метод регулирования тарифов, значения долгосрочных параметров регулирования и представить сведения о ценах, значениях и параметрах в соответствии с действующим законодательством в целях заключения концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения в порядке статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", которые были согласованы письмом регулирующего органа от 22.06.2016 года.
Уровень операционных расходов первого года долгосрочного периода регулирования является базовым уровнем таких расходов (пункты 2, 59 Основ ценообразования, пункт 3 Правил установления долгосрочных параметров регулирования).
В силу пункта 59 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов.
Как усматривается из материалов дела, 2016 год был первым (базовым) годом долгосрочного периода регулирования 2016-2026 годов (с. Майма) и 2017 год для системы теплоснабжения с. Кызыл-Озек.
В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения, долгосрочные тарифы устанавливаются на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования цен (тарифов), а также значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, указанных в конкурсном предложении концессионера на право заключения концессионного соглашения или договора аренды.
В случае если стороны концессионного соглашения договорились об изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, долгосрочные тарифы устанавливаются с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера при условии, что эти значения были предварительно согласованы органом регулирования в порядке, установленном Правилами.
Пунктом 104.1 Концессионного соглашения предусмотрено, что изменение существенных условий настоящего соглашения осуществляется по согласованию с антимонопольным органом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О концессионных соглашениях". Изменение значений долгосрочных параметров регулирования деятельности Концессионера осуществляется по предварительному согласованию с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).
В силу положений части 1.2 статьи 10 Федерального закона "О концессионных соглашениях" (в редакции от 30.12.2015 года распространяющей свое действие на концессионное соглашение от 12.08.2016 года) долгосрочные параметры регулирования отнесены к существенным условиям концессионного соглашения объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения.
Соглашение об изменении долгосрочных параметров регулирования в установленном законом порядке заключено не было, поэтому при установлении тарифа применению подлежали долгосрочные параметры регулирования согласованные в соответствии с концессионным соглашением: базовый уровень операционных расходов на 2016 год по котельным в с. Майма, переданным по концессионному соглашению - 9413,76 тыс. по котельной в с. Кызыл-Озек - 1634,07 тыс., нормативный уровень прибыли - 5%, нормативные потери и затраты на теплоноситель - 15,06%.
Представленное ООО "Д." в Комитет по тарифам РА заявление об изменении значений долгосрочных параметров регулирования в отношении объектов теплоснабжения МО "Майминский район" и приложенное к нему согласие сторон концессионного соглашения на изменение значений долгосрочных параметров регулирования, установленных концессионным соглашением не могло служить основанием для пересмотра и корректировки органом тарифного регулирования долгосрочных параметров регулирования тарифов на тепловую энергию для ООО "Д." на 2016-2026 годы до заключения соответствующего соглашения, поскольку доказательств внесения изменений в концессионное соглашение в порядке, уставленном пунктом 104.1 Концессионного соглашения от 12.08.2016 года, не представлено и в нарушение части 1 статьи 42 Федерального закона "О концессионных соглашениях" представленное согласие сторон не содержит сведений о наличии согласования таких изменений с антимонопольным органом.
Оценивая доводы заинтересованного лица о согласовании органом тарифного регулирования изменений долгосрочных параметров регулирования, суд находит их несостоятельными.
Порядок предоставления органом тарифного регулирования предварительного согласия на изменение значений долгосрочных параметров регулирования установлен в разделе Х Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусматривающем, в том числе порядок подачи заявления о предварительном согласовании, основания для такого согласования, форму согласования, сроки рассмотрения и извещения о предварительном согласовании.
Доказательств соблюдения указанной процедуры органом тарифного регулирования в материалы дела не представлено, равно как и доказательств последующего внесения соответствующих изменений в концессионное соглашение.
Поэтому оснований для определения операционных расходов на основании фактически понесенных и документально подтвержденных затрат ООО "Д." и установления скорректированного базового уровня операционных расходов у регулирующего органа до внесения соответствующих изменений в концессионное соглашение не имелось.
Как следует из материалов дела, орган регулирования, изменяя долгосрочные параметры регулирования, сослался на пункт 104 Правил предоставления органом регулирования предварительного согласия на изменение значений долгосрочных параметров регулирования.
Основанием для внесения изменений в долгосрочные параметры регулирования в части установления нормативных потерь и затрат на теплоноситель в материалы дела представлен акт технического обследования систем теплоснабжения от 01.11.2017 года.
В соответствии с условиями концессионного соглашения от 12.08.2016 года, концедент представил концессионеру во временное владение и пользование имущество, предназначенное для использования по общему назначению с объектом соглашения (пункт 7). В приложении N 5 указаны характеристики тепловых сетей, переданных в рамках концессионного соглашения, в том числе адрес местонахождения таких сетей, протяженность, их балансовая и остаточная стоимость. Общая протяженность сетей указана в размере 19,912 км (за исключением сетей в с. Майма, ул. Березовая роща, ул. Энергетиков, 22,24, ул. Строителей, 10а и с. Кызыл-Озек, ул. Совхозная, 13, в отношении которых протяженность сетей не указана).
Между тем, из акта технического обследования системы теплоснабжения от 01.11.2017 года усматривается, что он составлен в отношении сетей ООО "Д." имеющих иную протяженность (65,295 км), однако доказательств передачи органом местного самоуправления иных тепловых сетей на содержание и обслуживание Общества с указанием основания передачи и технических характеристик материалы дела не содержат.
При этом из материалов дела не следует, что ООО "Д.", приступая к поставке энергоресурсов, не было осведомлено о необходимости использования в своей деятельности соответствующих участков сети, либо испытывало затруднения в обращении в уполномоченный орган с целью установления надлежащего правового режима этих сетей.
Кроме того на момент корректировки долгосрочного параметра регулирования норматива технологических потерь в 2017 году у регулирующего органа отсутствовали актуальные схемы теплоснабжения, содержащие сведения о наличии всех действующих участков теплоснабжения.
Учитывая указанные обстоятельства, данный акт технического обследования системы теплоснабжения от 01.11.2017 года не мог служить основанием для изменения значений долгосрочных параметров регулирования, установленных концессионным соглашением, поскольку не разграничивает тепловые сети по основаниям использования Обществом и не позволяет определить фактические значения показателей энергосбережения и энергетической эффективности именно тех сетей теплоснабжения, которые переданы по концессионному соглашению.
Согласно пункту 59 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.
Коэффициент индексации, использованный при расчете операционных расходов согласно экспертного заключения, составил 1,046 на 2019 год, при этом для расчета необходимой валовой выручки операционные расходы приняты в размере 29006,67 тыс. руб. по котельным в с. Майма (с учетом применения индекса изменения количества активов) и 1522,22 тыс. руб. по котельной с. Кызыл-Озек, рассчитанные на основании скорректированного базового уровня операционных расходов, определенного без правовых оснований.
В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии определяются в соответствии с абзацем вторым пункта 38 настоящего документа.
В силу пункта 38 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения, заключенного без проведения конкурса в соответствии с положениями статей 51 и 52 Федерального закона "О концессионных соглашениях", и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных концессионным соглашением, предусмотрен уровень потерь тепловой энергии (теплоносителя), то для регулирования тарифов на тепловую энергию применяется уровень потерь тепловой энергии (теплоносителя), указанный в концессионном соглашении на соответствующий год действия концессионного соглашения.
Учитывая, что концессионным соглашением уровень потерь тепловой энергии был определен на 2016-2018 годы, суд приходит к выводу, что орган тарифного регулирования при установлении тарифов должен был самостоятельно рассчитать уровень потерь тепловой энергии исходя из протяженности и технических характеристик действующих участков сетей теплоснабжения на основании актуальной схемы теплоснабжения, а не использовать утвержденные ранее в нарушение действующего законодательства параметры.
В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:
а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 настоящего документа;
в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Величина нормативной прибыли может быть изменена в случае утверждения в установленном порядке новой инвестиционной программы регулируемой организации (принятия в установленном порядке решения о корректировке инвестиционной программы регулируемой организации). Указанные изменения учитываются органом регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов начиная со следующего периода регулирования (следующего года долгосрочного периода регулирования).
Как следует из материалов дела, экспертного заключения 2017 года, основанием для изменения нормативной прибыли регулируемой организации послужила корректировка инвестиционной программы ООО "Д.".
Между тем, изменения в инвестиционную программу были внесены лишь в 2018 году приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 03.10.2018 года N 87-ВД, на момент изменения значений долгосрочных параметров регулирования (нормативного уровня прибыли) отсутствовали и могли быть учтены органом тарифного регулирования лишь начиная со следующего периода регулирования.
При этом из материалов дела усматривается, что источником финансирования инвестиционной программы явились привлеченные кредитные средства в размере 150919,37 тыс. руб. в том числе по договору об открытии не возобновляемой кредитной линии от 08.06.2015 года N 13/15 НКЛ на сумму 146700 тыс. руб. на период с 08.062015 года по 23.05.2025 года под 9% годовых, увеличенных на размер ключевой ставки банка России (на дату заключения - 21,5% годовых), с автоматическим изменением ставки по кредиту при изменении ключевой ставки Банка России.
Пунктом 13 Основ ценообразования установлено, что расходы, связанные с обслуживанием заемных средств включаются в необходимую валовую выручку и учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающих величину, равную ставке рефинансирования Центрального Банка РФ (ключевой ставки Банка России согласно Постановлению Правительства РФ от 08.12.2015 года N 1340), увеличенной на 4 процентных пункта.
Расходы на погашение и обслуживание заемных средств исчислены в размере 110328,32 тыс. руб. исходя из ключевой ставки, установленной на момент заключения концессионного соглашения, что противоречит условиям заключенного договора об открытии не возобновляемой кредитной линии от 08.06.2015 года N 13/15 НКЛ (фактические расходы) и пункту 13 Основ ценообразования (максимальные расходы), поскольку согласно Информации Банка России с 19.09.2016 года размер ставки установлен 10,00%, с 27.03.2017 года - 9,75%, с 02.05.2017 года - 9,25%, с 19.06.2017 года - 9,00%, с 18.09.2017-8,50%, с 30.10.2017-8,25%, с 18.12.2017-7,75%.
Согласно пункту 41 Методических указаний N 760-э нормативная прибыль на i-й год, определяется в отношении объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемых регулируемой организацией на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г., в соответствии с формулой 12 настоящего пункта.
При этом нормативный уровень прибыли устанавливается в процентах от необходимой валовой выручки на каждый год долгосрочного периода регулирования с учетом планируемых экономически обоснованных расходов из прибыли, в том числе необходимости в осуществлении инвестиций, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации, в номинальном выражении после уплаты налога на прибыль.
Учитывая неверное определение регулирующим органом планируемых экономически обоснованных расходов на возврат инвестиций из прибыли а также установленный концессионным соглашением размер нормативного уровня прибыли на 2016-2018 годы в размере 5%, у Комитета по тарифам РА не было правовых оснований для утверждения нормативного уровня прибыли в оспариваемых прокурором размерах.
Суд также считает заслуживающими внимания доводы прокурора о неправомерном определении долгосрочного параметра регулирования удельный расход топлива на отпущенную тепловую энергию 181,0 кг у.т./Гкал на 2019 год исходя из следующего.
Согласно части 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Пунктом 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Согласно пункту 31 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Как следует из материалов дела, концессионным соглашением от 12.08.2016 года определены значения удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию в размере 181 кг у.т./Гкал на 2016-2018 годы.
Определяя удельный расход топлива на отпущенную тепловую энергию и устанавливая его размер в качестве одного из долгосрочных параметров регулирования деятельности ООО "Д." на долгосрочный период регулирования 2016-2026 годы регулирующий орган обосновал расчеты на результатах деятельности ресурсоснабжающих организаций (МУП "Водоканал", ООО "М.", ООО "Т.", ООО "Т.") на объектах теплоснабжения с. Майма и с. Кызыл-Озек в течение предыдущих 3-х лет, что следует из экспертных заключений по материалам дел об установлении тарифов. При этом экспертами отмечено, что на момент установления тарифов на тепловую энергию газовые котельные находятся в стадии пуско-наладки, в эксплуатацию не введены, балансовые испытания котлов не проведены.
В силу пункта 40 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 323 норматив удельного расхода топлива на отпущенную отопительными (производственно-отопительными) котельными тепловую энергию (максимально допустимая технически обоснованная мера потребления топлива на единицу тепловой энергии, отпускаемой источником (источниками) в тепловую сеть) определяется в целом по организации - юридическому лицу.
Тепловая энергия, отпущенная в тепловую сеть, определяется, как тепловая энергия, произведенная котельными агрегатами, за вычетом тепловой энергии, использованной на собственные нужды котельной, и переданная в тепловую сеть.
Норматив удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию от котельной (групповой норматив) рассчитывается на основе индивидуальных нормативов котлоагрегатов с учетом их производительности, времени работы, средневзвешенного норматива на производство тепловой энергии всеми котлоагрегатами котельной и величине расхода тепловой энергии на собственные нужды котельной.
В силу пункта 44 указанного Порядка утвержденные нормативы могут пересматриваться при возникновении причин, существенно влияющих на расход топлива: изменение вида, класса, марки или качества сжигаемого топлива; выявление испытаниями новых характеристик котлоагрегатов; установка нового и реконструкция действующего оборудования, перевод паровых котлов в водогрейный режим.
В соответствии с пунктом 5.3.3 приказа Минэнерго России от 24 марта 2003 г. N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" при вводе в эксплуатацию новых, модернизируемых и реконструируемых действующих котельных установок, при переводе на другой вид топлива проводятся пусконаладочные работы по котлам, вспомогательному оборудованию, устройствам и системам, обеспечивающим надежную и экономичную работу котельных (далее - Правил технической эксплуатации).
Пунктом 5.3.4 Правил технической эксплуатации предусмотрено, что в процессе пусконаладочных испытаний и на их основе устанавливается режим работы котлов и другого оборудования котельной установки и разрабатываются режимные карты.
Режимные карты по эксплуатации котлов, утвержденные техническим руководителем организации, должны находиться на щитах управления.
В силу пункта 45 Порядка определения нормативов, основу расчетов и обоснования нормативов удельных расходов топлива составляют результаты режимно-наладочных испытаний, периодичность которых установлена Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (для котлов, работающих на газовом топливе, - три года, на твердом и жидком топливе - пять лет).
Как следует из концессионного соглашения от 12.08.2016 года, пояснений сторон в ходе судебного разбирательства, объекты теплоснабжения - котельные N 3, N 9, N 10, N 11, N 12, N 16, N 23 подлежали созданию и были созданы и введены в эксплуатацию в 2016-2017 годах.
Вместе с тем в материалы дела по установлению тарифов на 2019 год документы, свидетельствующие о введении в эксплуатацию, проведении пуско-наладочных работ, режимно-наладочных испытаний, балансовых испытаний, Обществом не представлены.
Формирование тарифа должно строиться на установленных Законом о теплоснабжении принципах организации отношений в сфере теплоснабжения, среди которых основополагающими являются принцип соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также принцип обеспечения не дискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.
В силу пункта 2 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) вправе запрашивать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и получать от них информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов). Вследствие изложенного, все возникающие последствия за неполноту представленных заявителем документов, при установлении тарифа, должны быть возложены на орган регулирования.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также период, на который в концессионном соглашении согласован удельный расход топлива на отпущенную тепловую энергию, наличие объективных оснований для пересмотра утвержденных нормативов (изменение количества котельных, видов топлива, установка нового и реконструкция действующего оборудования), а также установленную законодательством периодичность режимно-наладочных испытаний (три года), суд считает, что органом тарифного регулирования при определении расходов на топливо не были пересмотрены нормативы удельного его расхода, что повлекло за собой включение в тариф экономически необоснованных расходов.
При этом суд учитывает, что эксперты органа регулировании, определяя величину указанного норматива, могли использовать индивидуальные нормативы расхода топлива, приведенные в таблице 1 пункта 45 Порядка для марки котлоагрегатов, которые максимально приближены к характеристикам оборудования, используемого ООО "Д.".
Суд также соглашается с доводами прокурора о необходимости дифференциации тарифов на тепловую энергию по системам теплоснабжения с. Майма.
В силу части 3 статьи 11 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 23 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения предусмотрена дифференциация тарифов по системам теплоснабжения при установлении органами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Возможность не дифференцировать тарифы в сфере теплоснабжения по системам теплоснабжения установлена в случае, если источники тепловой энергии расположены в пределах одной системы теплоснабжения и принадлежат одной регулируемой организации на праве собственности или на ином законном основании (пункт 24 Основ ценообразования).
Тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей (пункт 25 Основ ценообразования).
Согласно пункту 86 Основ в отношении регулируемой организации, владеющей на праве собственности или на ином законном основании более чем одним источником тепловой энергии, тарифы на тепловую энергию без учета стоимости передачи тепловой энергии должны устанавливаться по каждому такому источнику отдельно.
Из материалов дела усматривается, что у ООО "Д." на момент принятия оспариваемых приказов в соответствующей редакции отсутствует статус единой теплоснабжающей организации, Общество осуществляет передачу тепловой энергии не по единой системе теплоснабжения, а эксплуатирует 13 систем теплоснабжения в с. Майма, и система теплоснабжения в с. Кызыл-Озек, а также тепловые сети системы теплоснабжения котельной N 1 и тепловые сети системы теплоснабжения котельной N 13 в с. Майма.
Кроме того, в отношении систем теплоснабжения котельных N 1 и N 13 в с. Майма инвестиционные мероприятия инвестиционной программой не предусматривались.
Таким образом, орган регулирования по правилам пунктов 23 и 86 Основ ценообразования обязан был рассчитать для ООО "Д." отдельный тариф в отношении систем теплоснабжения котельных N 1 и N 13 в с. Майма как для самостоятельных систем теплоснабжения.
То обстоятельство, что оспариваемые тарифы установлены на 2019 год, то есть четвертый год долгосрочного периода, когда уже определены долгосрочные параметры регулирования деятельности Общества, не препятствует такому расчету, поскольку как следует из представленных в материалы дела экспертных заключений за 2016-2018 годы, базовый уровень операционных расходов в отношении систем теплоснабжения котельных N 1 и N 13 в с. Майма рассчитывался и был установлен отдельно.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении", Основ ценообразования, Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, одним из которых является принцип обязательного раздельного учета объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно пунктам 10, 11 Основ ценообразования регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих регулируемых видов деятельности: в том числе, производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии; производство теплоносителя; передача тепловой энергии и теплоносителя; сбыт тепловой энергии и теплоносителя; подключение к системе теплоснабжения; поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.
Раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей учитываются регулируемой организацией отдельно от расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании.
На основании изложенного, а также руководствуясь положениями пунктов 2, 12, 22 Основ ценообразования, согласно которым НВВ регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, а тарифы устанавливаются на основании НВВ, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, суд не соглашается с позицией органа тарифного регулирования, отраженной в экспертном заключении о необходимости учитывать суммарные расходы по всем видам регулируемой деятельности, поскольку она не соответствует требованиям законодательства, приводит к нарушению прав потребителей и принципа соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, фактически бремя несения расходов перекладывается исключительно на потребителей тепловой энергии, что недопустимо.
Таким образом, корректировка долгосрочных параметров регулирования тарифов и расчет оспариваемых тарифов произведены регулирующим органом с нарушением положений тарифного законодательства по изложенным выше основаниям и свидетельствуют о противоречии приказов Комитета по тарифам Республики Алтай от 31 октября 2016 года N 42/1 от 01 февраля 2017 года N 4/3 требованиям нормативных правовых актов большей юридической силы.
Указанные нормативные акты нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, обязанных производить оплату услуг теплоснабжения, потребленных за период действия тарифа.
Поскольку разница между тарифом на тепловую энергию, отпускаемую Обществом, и льготным тарифом для расчета размера платы за предоставляемую гражданам коммунальную услугу компенсируется из республиканского бюджета, суд приходит к выводу о нарушении прав Республики Алтай.
В связи с указанным, доводы заинтересованного лица о недоказанности нарушения прав и законных интересов неопределенного круга и Республики Алтай подлежат отклонению.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемые в части нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, то признание отдельных их положений не действующими с момента вступления в силу решения суда, не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.
Определяя дату, с которой оспариваемый приказ подлежит признанию недействующим в части, суд исходит из особенностей правоотношений, регулируемых спорным приказом.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона "О теплоснабжении" срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с положениями части 2 статьи 215 КАС РФ суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты в части приложения, устанавливающего тарифы на теплоэнергию, подлежит признанию недействующим с момента их принятия в редакции, оспариваемой прокурором с начала очередного финансового года, то есть с 19 декабря 2018 года, в противном случае будет нарушена вышеуказанная норма Федерального закона "О теплоснабжении" и создастся правовая неопределенность в области, регулируемой оспариваемым приказом, неустранимая в установленном законом порядке.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложение судом обязанности на орган, принявший оспариваемый акт, принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим, связано с выявленной недостаточной правовой урегулированностью административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
По мнению суда, выявленное нарушение установленного порядка определения тарифов на регулируемый вид деятельности для ООО "Д.", свидетельствует о недостаточной правовой урегулированности данных публичных правоотношений и является основанием для применения указанной нормы процессуального права.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Прокурора Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц и Республики Алтай к Комитету по тарифам Республики Алтай удовлетворить.
Признать недействующим приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 31 октября 2016 года N 42/1 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию для ООО "Д." на 2016-2026 годы" (в редакции от 19 декабря 2018 года) в части приложения N 1 в части долгосрочных параметров регулирования базового уровня операционных расходов на 2018 год в размере 34756,2 тыс. руб., нормативного уровня прибыли в размере 15,02%, удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию в размере 181,0 кг. у.т./Гкал, нормативных потерь и затрат на теплоноситель в размере 26,6%, а также в части приложения N 2 в части тарифов на тепловую энергию для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "Д." на период с 01.01.2019 года по 30.06.2019 года для категории (групп потребителей) "для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения" - 3742,47 (руб./Гкал), для категории (групп потребителей) "для населения (с учетом НДС)" - 4490,97 (руб./Гкал), на период с 01.07.2019 года по 31.12.2019 года для категории (групп потребителей) "для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения" - 3935,78 (руб./Гкал), для категории (групп потребителей) "для населения (с учетом НДС)" - 4722,94 (руб./Гкал) с даты принятия нормативного правового акта в оспариваемой редакции.
Признать недействующим приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 01 февраля 2017 года N 4/3 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на тепловую энергию для ООО "Д." с. Кызыл-Озек Майминского района Республики Алтай на 2017-2026 годы" (в редакции от 19 декабря 2018 года) в части приложения N 1 в части долгосрочных параметров регулирования: базового уровня операционных расходов на 2018 год в размере 1470,0 тыс. руб., нормативного уровня прибыли в размере 25,34%, удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию в размере 181,0 кг. у.т./Гкал, нормативных потерь и затрат на теплоноситель в размере 35,8%, а также в части приложения N 2 в части тарифов на тепловую энергию для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "Д." на период с 01.01.2019 года по 30.06.2019 года для категории (групп потребителей) "для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения" - 4043,62 (руб./Гкал), для категории (групп потребителей) "для населения (с учетом НДС)" - 4852,34 (руб./Гкал), на период с 01.07.2019 года по 31.12.2019 года для категории (групп потребителей) "для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения" - 4043,62 (руб./Гкал), для категории (групп потребителей) "для населения (с учетом НДС)" - 4852,34 (руб./Гкал) с даты принятия нормативного правового акта в оспариваемой редакции.
Обязать Комитет по тарифам Республики Алтай принять новые нормативные правовые акты об установлении долгосрочных параметров регулирования: базового уровня операционных расходов, нормативного уровня прибыли, удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию, нормативных потерь и затрат на теплоноситель, а также тарифов на тепловую энергию для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "Д." с. Майма и с. Кызыл-Озек на 2019 год для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, а также для населения на период регулирования с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном издании - газете "Звезда Алтая" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 15 января 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Алтай от 10 января 2020 г. N 2а-2/2020
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании