Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и сообщает следующее.
Налоговые органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) и пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) данный Федеральный закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Пунктами 3 и 4 статьи 3.1 Федерального закона N 294-ФЗ определено, что положения Федерального закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и налоговом контроле.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Пунктами 3 и 4 статьи 3.1" следует читать "Пунктами 3 и 4 части 3.1 статьи 1"
При этом контроль и надзор за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники имеют финансовую и налоговую составляющую, в связи с чем соответствующие проверки можно отнести к контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Данная позиция поддержана Генеральной прокуратурой Российской Федерации письмами от 25.06.2009 N 73/3-133-2009 и от 24.11.2011 N 73/3-319-2011 (прилагаются).
Одновременно сообщается, что в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 13.02.2020 N ММ-П14-821 разработан проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в связи с интеграцией законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в Налоговый кодекс Российской Федерации).
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ налоговые органы проводят проверки применения контрольно-кассовой техники, а также проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денег и (или) в безналичном порядке, - контрольные закупки.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), контроль за применением контрольно-кассовой техники на основании статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ, а также статьи 7 Закона N 943-1 возложен на налоговые органы, к компетенции которых, в частности, относится проведение проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями (продавцами) кассовых чеков.
При проведении проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники налоговые органы руководствуются Федеральным законом N 54-ФЗ, а также Административным регламентом исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденным приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н, который в настоящее время не отменен.
На основании подпункта 4 пункта 7 данного Административного регламента специалисты инспекции имеют право, в частности, проводить проверки выдачи проверяемыми объектами кассовых чеков.
Таким образом, указанный Административный регламент N 132н действует в части не противоречащей Федеральному закону N 54-ФЗ.
Одновременно сообщается, что вопросы, указанные в обращении, являлись, в том числе, предметом рассмотрения в Арбитражном суде Уральского округа дела N А76-1426/2019, по результатам которого постановлением от 29.11.2019 N Ф09-7637/19 жалоба оставлена без удовлетворения.
Государственный советник |
А.В. Бударин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФНС разъяснила, что контроль и надзор за соблюдением требований к ККТ имеют финансовую и налоговую составляющую, в связи с чем соответствующие проверки можно отнести к контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. На данный вид контроля не распространяется Закон о проверках.
Налоговые органы осуществляют контроль в т. ч. посредством контрольных закупок. Проверяется выдача кассовых чеков.
Письмо Федеральной налоговой службы от 28 февраля 2020 г. N АБ-18-20/222@ "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был