В соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 10.02.2020 N ВБ-250/07 "О проведении IV Всероссийского конкурса "Школа - территория здоровья":
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о региональном этапе IV Всероссийского конкурса среди отдельных образовательных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, "Школа - территория здоровья" в 2020 году (далее соответственно - Положение, региональный этап Конкурса);
Состав экспертного совета регионального этапа IV Всероссийского конкурса среди отдельных образовательных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, "Школа - территория здоровья" в 2020 году (далее - экспертный совет).
2. Управлению общего образования организовать проведение регионального этапа Конкурса в срок до 25.03.2020.
3. Определить оператором регионального этапа Конкурса государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Академия социального управления" (далее - Оператор регионального этапа).
4. Оператору регионального этапа:
осуществить сбор заявок и конкурсной документации в срок до 15.03.2020;
обеспечить работу экспертного совета;
направить в Министерство образования Московской области список победителей и призеров регионального этапа Конкурса в срок до 01.03.2020.
5. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования, обеспечить участие муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в региональном этапе Конкурса в соответствии с Положением.
6. Руководителям государственных общеобразовательных организаций Московской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных Министерству образования Московской области, принять участие в региональном этапе Конкурса в соответствии с Положением.
7. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Первый заместитель министра образования |
И.М. Бронштейн |
Утверждено
Министерства образования
Московской области
от 27.02.2020 N Р-158
Положение
о региональном этапе IV Всероссийского конкурса среди отдельных образовательных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, "Школа - территория здоровья" в 2020 году
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о региональном этапе IV Всероссийского конкурса среди отдельных образовательных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, "Школа - территория здоровья" в 2020 году (далее - Положение) определяет цели и порядок проведения регионального этапа IV Всероссийского конкурса среди отдельных образовательных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, "Школа - территория здоровья" в 2020 году (далее соответственно - общеобразовательная организация, региональный этап Конкурса).
2. Организатором регионального этапа Конкурса является Министерство образования Московской области (далее - Министерство).
3. Оператором регионального этапа Конкурса определено государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Академия социального управления" (далее - Оператор регионального этапа).
4. Региональный этап Конкурса проводится в целях:
развития инновационной деятельности общеобразовательных организаций по сохранению здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ);
обновления содержания и форм здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных организациях в Московской области, привлечения внимания педагогической общественности к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ и инвалидностью;
выявления и распространения лучших практик организации здоровьесберегающего образовательного процесса, а также использования здоровьесберегающих технологий в общеобразовательных организациях в Московской области.
5. Региональный этап Конкурса проводится по следующим номинациям:
Лучшая здоровьесберегающая школа (далее - номинация 1);
Лучший конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий (далее - номинация 2);
Лучший конспект тематического занятия (далее - номинация 3).
II. Участники регионального этапа
6. Участниками регионального этапа Конкурса являются государственные образовательные организации Московской области, муниципальные образовательные организации в Московской области (не более одной образовательной организации от каждого муниципального образования Московской области в каждой номинации), частные образовательные организации в Московской области, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам и педагогические работники общеобразовательных организаций.
Участие в региональном этапе Конкурса является добровольным и бесплатным.
III. Экспертный совет регионального этапа
7. Для оценки представленных на региональный этап Конкурса материалов создается экспертный совет регионального этапа IV Всероссийского конкурса среди отдельных образовательных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, "Школа - территория здоровья" в 2020 году (далее - экспертный совет), в состав которого входят специалисты системы образования Московской области в сфере образования детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе научные сотрудники в области специальной педагогики и психологии, практики.
8. Состав экспертного совета утверждается распоряжением Министерства. Члены экспертного совета осуществляют свою работу на общественных началах.
IV. Порядок проведения регионального этапа
9. Региональный этап Конкурса проводится с 15.03.2020 по 25.03.2020.
10. Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования, руководители государственных общеобразовательных организаций Московской области, подведомственных Министерству, направляют Оператору регионального этапа по электронной почте комплект конкурсной документации (не более 1 работы в каждой номинации от муниципального образования Московской области).
11. Экспертный совет оценивает комплекты конкурсной документации номинации 1, номинации 2 и номинации 3, представленные общеобразовательными организациями (далее - конкурсная документация), в соответствии с критериями согласно приложениям 6, 7 к настоящему Положению. Результаты оценки в баллах (от 1 до 10) заносятся в Протокол экспертного совета по каждой номинации. Итоговые баллы суммируются.
12. На основании ранжирования конкурсной документации с учетом набранных баллов экспертный совет определяет победителей и призеров, занявших I, II и III место (в каждой номинации) регионального этапа Конкурса.
13. Конкурсная документация, занявшая I место по итогам регионального этапа Конкурса, направляется в Организационный комитет IV Всероссийского конкурса среди отдельных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, "Школа - территория здоровья", в срок до 05.04.2020.
V. Требования к содержанию и оформлению конкурсной документации
14. Основанием для регистрации участника регионального этапа Конкурса является предоставление обязательного комплекта документов в соответствии с Положением о IV Всероссийском конкурсе среди отдельных образовательных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, "Школа - территория здоровья", утвержденным заместителем Министра просвещения Российской Федерации 31.01.2020, в 2020 году.
Сопроводительное письмо органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования (для муниципальных общеобразовательных организаций), обязательно.
Конкурсная документация оформляется в электронном виде согласно приложениям 1, 4 к настоящему Положению. Все материалы предоставляются в одном экземпляре установленного формата.
15. Требования к оформлению конкурсной документации по номинации 1:
Описание модели здоровьесберегающей школы предоставляется в электронном виде в формате MS Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта - 14 пт., интервал - 1,0, поля страниц: левое - 2 см., правое - 1 см., нижнее - 2 см., верхнее - 2 см.
Объем описания модели здоровьесберегающей школы должен составлять не более 5 страниц формата А4. Описание модели здоровьесберегающей школы может быть дополнено приложениями объемом не более 15 страниц формата А4.
Электронная презентация модели здоровьесберегающей школы в установленной форме создается в программе MS Power Point объемом не более 15 слайдов.
В верхнем колонтитуле на каждой странице обязательно должно быть указано:
наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования;
полное название и юридический адрес общеобразовательной организации.
16. Требования к оформлению конкурсной документации по номинации 2 и 3:
Конспект урока/тематического занятия с применением здоровьесберегающих технологий (далее - конспект) предоставляется в электронном виде в формате MS Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта - 14 пт., интервал - 1,0, поля страниц: левое - 2 см., правое - 1 см., нижнее - 2 см., верхнее - 2 см. Объем конспекта должен составлять не более
10 страниц формата А4. Конспект может быть дополнен приложениями объемом не более 15 страниц формата А4.
Электронная презентация конспекта в установленной форме создается в программе MS Power Point объемом не более 15 слайдов.
В верхнем колонтитуле на каждой странице обязательно должно быть указано:
наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования;
полное название и юридический адрес общеобразовательной организации;
фамилия, имя, отчество, должность автора (ров) конспекта (не более 2- х авторов).
17. Конкурсная документация направляется на адрес электронной почты Оператора регионального этапа: k@vacad.ru с пометкой "Конкурс "Школа-территория здоровья", номинация N __" в срок до 15.03.2020.
Конкурсная документация, поступившая в адрес Оператора регионального этапа позже 15.03.2020, к участию в региональном этапе Конкурса не допускаются.
18. Приведенные в приложениях формы после заполнения преобразуются в базы данных и материалы для экспертного совета. Полнота сведений, аккуратность при их оформлении позволяют провести качественную экспертизу конкурсной документации.
19. Конкурсная документация не возвращается, рецензии авторам не высылаются.
20. Конкурсная документация победителей и призеров регионального этапа Конкурса будет размещена на сайте Оператора регионального этапа.
VI. Подведение итогов регионального этапа и награждение победителей
21. В срок до 25.03.2020 экспертным советом подводятся итоги регионального этапа Конкурса и размещаются на сайтах Оператора регионального этапа и Министерства.
22. Победителями и призерами регионального этапа Конкурса становятся общеобразовательные организации, занявшие I, II и III места по соответствующим номинациям.
23. Победители и призеры регионального этапа Конкурса, занявшие I, II и III места, будут награждены дипломами Министерства.
Приложение 1
к Положению о региональном этапе
IV Всероссийского конкурса среди отдельных
образовательных организаций в
Московской области,
осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным
программам, "Школа - территория здоровья" в 2020 году
Перечень
комплекта конкурсной документации регионального этапа IV Всероссийского конкурса среди отдельных образовательных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, "Школа - территория здоровья" в 2020 году (номинация 1)
N п/п |
Документ |
Электронная копия |
1 |
2 |
3 |
1. |
Заявка школы на участие в IV Всероссийском конкурсе (Приложение 2) |
|
2. |
Анкета для оценки деятельности школы, содействующей укреплению здоровья (Приложение 3) |
|
3. |
Описание модели здоровьесберегающей школы (не более 5 страниц формата А4) с приложениями (не более 15 страниц формата А4) |
|
4. |
Электронная презентация модели здоровьесберегающей школы в программе Power Point (не более 15 слайдов) установленного образца |
|
5. |
Сопроводительное письмо органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования (для муниципальных общеобразовательных организаций) |
|
Приложение 2
к Положению о региональном этапе
IV Всероссийского конкурса среди отдельных
образовательных организаций в
Московской области,
осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным
программам, "Школа - территория здоровья" в 2020 году
Заявка
на участие в региональном этапе IV Всероссийского конкурса среди отдельных образовательных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, "Школа - территория здоровья" в 2020 году (номинация 1)
1. |
Наименование школы (полностью) |
|
2. |
Муниципальное образование |
|
3. |
Юридический адрес учреждения (с индексом) |
|
4. |
Вид реализуемой адаптированной основной общеобразовательной программы / контингент / обучающихся |
|
5. |
Общая численность обучающихся |
|
6. |
Фамилия, имя, отчество руководителя школы |
|
|
Контактный телефон/факс |
|
|
|
|
С дальнейшим использованием представляемой информации в печати согласен (-на)
_________________ / ____________________
(ФИО и подпись директора школы-участника регионального этапа IV Всероссийского конкурса).
_________________ / ____________________
Подпись руководителя органа местного
самоуправления муниципального образования
Московской области, осуществляющего
управление в сфере образования
место для печати
Приложение 3
к Положению о региональном этапе
IV Всероссийского конкурса среди отдельных
образовательных организаций в
Московской области,
осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным
программам, "Школа - территория здоровья" в 2020 году
Анкета
для оценки деятельности школы, содействующей укреплению здоровья (номинация 1)
Убедительно просим Вас внимательно отнестись к ответам на поставленные вопросы с учетом специфики адаптированных основных общеобразовательных программ, реализуемых школой.
Номер выбранного Вами ответа обведите кружком.
Благодарим Вас за помощь!
1. Декларация организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее - школы), о приверженности содействовать укреплению здоровья обучающихся.
1.1. Изучение проблем, связанных со здоровьем, с учетом условий жизни обучающихся и условиями жизни местных жителей в целом. Использование информации (материалов) в образовательном процессе.
А) Да
Б) Нет
1.2. Наличие официального документа школы (декларация, концепция), отражающего комплексный подход к укреплению здоровья обучающихся.
А) Да
Б) Нет
1.3. Наличие команды (группы) из всех участников образовательного процесса (педагогов, психологов, обучающихся, медицинских работников, родителей и т.д.) и других заинтересованных лиц.
А) Да
Б) Нет
1.4. Показатели здоровья в перечне показателей эффективности работы школы.
A) Используется комплекс показателей состояния здоровья обучающихся: распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний по данным профилактических осмотров, показатели острой заболеваемости, физического развития, физической подготовленности, комплексная оценка состояния здоровья.
Б) Учитываются некоторые (3 - 4) показатели состояния здоровья
B) Учитываются некоторые (1 - 2) показатели состояния здоровья
Г) Нет
1.5. Наличие программы развития, включающей: ожидаемые результаты и достижимые цели; перспективный план развития школы, содействующей укреплению здоровья на 3 - 5 лет; текущий план работы, включающий все направления деятельности школы.
A) Включены все компоненты программы развития
Б) Частично, включены не все компоненты
B) Отсутствуют
1.6. Наличие предложений обучающихся, включенных в план работы школы.
А) Да
Б) Нет
1.7. Организация самоаудита (самопроверки) школы в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
А) Да
Б) Нет
1.8. Портфолио школы в сфере охраны и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни обучающихся.
A) Есть с момента работы школы, как школы, содействующей укреплению здоровья
Б) Есть за 2 - 3 года
B) Есть за последний год
Г) Нет
2. Среда для реализации образовательного процесса и гармоничного развития обучающихся в соответствии с возрастными закономерностями роста и развития.
2.1. Достаточная площадь и гигиенически рациональное зонирование и озеленение земельного участка школы; защита территории школы от попадания любых биологических, химических и прочих загрязняющих веществ, которые могут причинить вред здоровью, в т.ч.: наличие физкультурно-спортивных площадок, которые могут быть использованы обучающимися, в том числе в пределах шаговой доступности (10 - 15 минут).
A) Площадь земельного участка превышает гигиенические требования (35 м2 на 1-го учащегося), наличие всех требуемых зон участка и/или несколько физкультурно-спортивных площадок.
Б) Соответствие площади участка гигиеническим требованиям из расчета 35 м на 1-го учащегося; наличие учебно-опытной, физкультурно-спортивной, хозяйственной и зоны отдыха, защищенных от загрязняющих веществ, вредных для здоровья.
B) Возможны незначительные (до 10%) отступления (в сторону уменьшения) от гигиенических нормативов площади. Наличие физкультурно-спортивной зоны или договора о возможности использования физкультурно-оздоровительного комплекса. Остальные зоны участка школы отсутствуют или представлены в неполном объеме.
Г) Значительные (более 10%) отступления от гигиенических нормативов и/или отсутствие физкультурной зоны.
2.2. Наличие:
- физкультурно-спортивных залов в школе (и/или использование спортивных залов в радиусе не более 0,5 км);
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
A) более 2 залов
Б) 2 зала
B) 1 зал
Г) Нет
- бассейна.
A) Наличие бассейна в школе
Б) Использование бассейна вне школы
B) Нет
2.3. Количество учебных помещений, в которых параметры микроклимата (температура и влажность воздуха) соответствуют гигиеническим требованиям.
A) 100 - 99%
Б) 98 - 95%
B) 94 - 90%
Г) 89% и менее
2.4. Регламентация проветривания помещений школы.
A) Проветривание проводится в соответствии с гигиеническими рекомендациями. Наличие графика проветривания.
Б) Проветривание проводится в соответствии с гигиеническими рекомендациями
B) Проветривание проводится без учета гигиенических рекомендаций
Г) Проветривание помещений не проводится
2.5. Количество рабочих мест учащихся (% от общего количества учебных мест), уровни освещенности которых соответствуют гигиеническим требованиям.
A) 100 - 95%
Б) 94 - 89%
B) 88 - 82%
Г) 81% и менее
2.6. Количество обучающихся (в % от общего числа обучающихся), обеспеченных учебной мебелью, размеры которой соответствуют их росту.
A) 100 - 95%
Б) 94 - 89%
B) 88 - 61%
Г) 60 и менее
2.7. Количество учебных помещений, мебель в которых позволяет чередовать рабочие позы обучающихся сидя и стоя.
A) 100 - 76%
Б) 75 - 51%
B) 50 - 26%
Г) 25% и менее
2.8. Количество обучающихся, которые сидят за партами и столами с учётом их состояния здоровья (остроты зрения, наличия нарушений осанки и склонности к простудным заболеваниям).
A) 100 - 95%
Б) 94 - 81%
B) 80 - 56%
Г) 55% и менее
2.9. Количество обучающихся, у которых вес ранцев соответствует гигиеническим требованиям.
A) 100 - 95%
Б) 94 - 81%
B) 80 - 56%
Г) 55% и менее
2.10. Количество обучающихся, использующих в школе сменную обувь, способствующую профилактике деформации стопы.
A) 100 - 85%
Б) 84 - 60%
B) 59 - 41%
Г) 40% и менее
2.11. Количество классных коллективов (в % от общего количества классных коллективов в школе), учебные нагрузки которых превышают гигиенические нормативы.
A) нет
Б) до 5%
B) 5 - 10%
Г) более 10%
2.12. Количество классных коллективов, в расписании уроков, которых оптимально чередуются различные предметы (основные предметы и музыка, ИЗО, физкультура; предметы естественно-математического и гуманитарного циклов); учитываются закономерностям изменения функционального состояния обучающихся в динамике учебного дня и недели и используются шкалы трудности предметов.
A) 100 - 75%
Б) 74 - 51%
B) 50 - 26%
Г) 25% и менее
2.13. Количество педагогов, которые организуют свои уроки гигиенически рационально (оптимальная плотность урока, чередование видов учебной деятельности, видов преподавания, использование ТСО, наличие физкультминуток, эмоциональных разрядок).
A) 100 - 95%
Б) 94 - 81%
B) 80 - 56%
Г) 55% и менее
2.14. Количество подготовленных (используемых) электронных средств (учебников) обучения, соответствующих гигиеническим требованиям.
A) 100 - 99%
Б) 98 - 90%
B) 89 - 81%
Г) 80% и менее
2.15. Количество уроков физического воспитания, построение которых соответствует гигиеническим требованиям (оптимальная плотность, рациональная структура и нагрузка урока, медицинский контроль).
A) 100 - 95%
Б) 94 - 81%
B) 80 - 56%
Г) 55% и менее
2.16. Наличие медицинских групп физического воспитания, организация занятий в них.
А) Наличие основной, подготовительной, специальной (А и Б) групп; занятия в группах проводятся строго по своей программе соответствующим специалистом (например, в специальной Б группе - инструктором ЛФК.
Б) Наличие основной, подготовительной, специальной (А и Б) групп; занятия в группах проводятся по своей программе.
В) Разделение на группы есть, но оно "условно". Рекомендации по дифференцированному проведению занятий в группах не учитываются.
Г) Фактического разделения на группы нет.
2.17. Достаточность объема двигательной активности обучающихся в школе: наличие трех уроков физкультуры в неделю;
А) Да
Б) Нет
- наличие динамического часа (паузы) в течение учебного дня;
А) Да
Б) Нет
- наличие физкультминуток на уроках:
А) Да
Б) Нет
- в т.ч.: - вводной физкультминутки
А) Да
Б) Нет
2.18. Объем двигательной активности во внеучебное время (спортивные праздники, соревнования, дни здоровья).
A) Регулярно (не реже 1 раза в неделю)
Б) Регулярно (не реже 1 раза в месяц)
B) Редко
Г) Нет
2.19. Спортивно-оздоровительная работа во внеурочное и каникулярное время: достаточный выбор физкультурно-спортивных занятий (секций, кружков) для обучающихся разного возраста, пола.
A) 5 - 6 секций, занятий и более
Б) 3 - 4 секции, занятий
B) 1 - 2 секции
Г) Нет
2.20. Количество обучающихся, которые выполняют домашние задания в соответствии с гигиеническими требованиями.
A) 100 - 75%
Б) 74 - 51%
B) 50% - 26%
Г) 25% и менее
2.21. Наличие графика каникул, соответствующего закономерностям изменения функционального состояния организма обучающихся в динамике учебного года.
А) Режим каникул, предусматривающий регулярное чередование учебного и каникулярного времени - 5 - 6 недель учебы сменяются недельными каникулами).
Б) "Традиционный" режим каникул (4 четверти, каникулы 3 раза в течение учебного года: после 1-ой, 2-ой и 3-ей четверти).
2.22. Сменность обучения.
А) Обучение в одну (первую) смену
Б) Обучение в две смены
В) Обучение в три смены
2.23. Внедрение образовательных программ и технологий, интегрирующих образовательные и оздоровительно - профилактические компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; личностно-ориентированный подход, индивидуальная образовательная траектория и т.п.
А) Да
Б) Нет
2.24. Учет гендерных (половых) особенностей, обучающихся при организации процесса обучения.
А) Да
Б) Нет
2.25. Использование современных информационных технологий в обучении детей здоровью.
А) Да
Б) Нет
2.26. Количество обучающихся, получающих в школе горячее питание.
A) 100%
Б) 99% - 75%
B) 74% и менее
2.27. Обеспеченность обучающихся доброкачественной питьевой водой.
A) Кулеры в каждом классе (наличие чистых (одноразовых стаканов).
Б) Кулеры, титаны (наличие чистых стаканов) и фонтанчики в рекреации на всех этажах
B) Питьевая вода только в столовой (кулеры, титаны и т.д.). Наличие чистых стаканов (и/или одноразовых).
Г) Питьевой режим не организован
3. Социально-психологический климат.
3.1. Наличие школьного самоуправления и вовлеченность его органов, как и всех обучающихся, в укрепление здоровья всего школьного сообщества.
А) Да
Б) Нет
3.2. Вовлеченность родителей и их выборного органа в содействие укреплению здоровья школьников.
A) Вовлеченность родителей во все направления деятельности школы, содействующей укреплению здоровья (ШСУЗ)
Б) Вовлеченность родителей в большинство направлений деятельности ШСУЗ
B) Вовлеченность родителей в некоторые направления деятельности ШСУЗ
Г) Нет
3.3. Охват психологическим консультированием обучающихся.
A) Организация психолого-педагогического сопровождения учебного процесса, наличие индивидуальных психологических консультаций
Б) Наличие психолога, его индивидуальная работа с обучающимися, нуждающимися в психологическом консультировании
B) отсутствует
3.4. Наличие у обучающихся портфолио (по разделу здорового образа жизни).
A) у всех обучающихся
Б) у подавляющего большинства обучающихся
B) частично
Г) Нет
3.5. Количество обучающихся, у которых регистрируются благоприятные изменения в показателях невротизации.
A) Более 55%
Б) 54 - 40%
B) 39 - 30%
Г) Менее 30%
3.6. Количество обучающихся, имеющих положительную динамику показателей тревожности и эмоционального стресса (снижение уровня эмоционального стресса и тревожности).
A) 70% и более
Б) 69 - 50%
B) 49 - 25%
Г) Менее 25%
4. Формирование устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни и обучение соответствующим навыкам и умениям.
4.1. Наличие занятий по формированию здоровья, здорового образа жизни детей, на которых обучающиеся приобретают соответствующие их возрасту знания, овладевают аналитическими навыками, приобретают умения и опыт, которые помогут им сделать сознательный выбор в пользу здорового образа жизни и придерживаться поведения, способствующего сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих:
- в расписании занятий;
A) во всех классных коллективах
Б) в более чем 50% классных коллективов
B) в менее чем 50% классных коллективов
Г) Нет
- в расписании внеклассных видов деятельности;
A) во всех классных коллективах
Б) в более чем 50% классных коллективов
B) в менее чем 50% классных коллективов
Г) Нет
- во внешкольной работе.
A) во всех классных коллективах
Б) в более чем 50% классных коллективов
B) в менее чем 50% классных коллективов
Г) Нет
4.2. Формирование культуры здоровья обучающихся на всех этапах их обучения; преемственность образовательных программ обучения детей здоровью (уроки здоровья, интеграция санитарного просвещения и гигиенического воспитания в школьную программу и т.п.).
А) Да
Б) Нет
4.3. Проведение конкурсов, конференций, праздников, фестивалей, в том числе художественного творчества детей, связанных с укреплением здоровья, пропагандой здорового образа жизни детей и подростков.
A) Не реже 1 раза в неделю
Б) Не реже 2 раз в месяц
B) Проводятся реже 2 раз в месяц
Г) Не проводятся
4.4. Оформление школы и учебных кабинетов наглядной агитацией по вопросам гигиены и охраны здоровья и формирования здорового образа жизни обучающихся.
A) Наглядной агитацией по данной тематике "охвачена" вся школа, все учебные кабинеты
Б) Наглядная агитация представлена в более чем 50% учебных кабинетов школы
B) Наглядная агитация представлена в некоторых учебных кабинетах школы
Г) отсутствует
4.5. Повышение квалификации педагогических кадров (в течение 5 последних лет) по вопросам возрастной физиологии, гигиены и охраны здоровья обучающихся, формирования их здорового образа жизни.
A) Обучение на курсах повышения квалификации
Б) Обучение на курсах повышения квалификации
B) Обучение организовано в школе (семинары, лекции, консультации)
Г) Сотрудники не обучаются
4.6. Количество педагогов, повысивших свою квалификацию по вопросам возрастной физиологии, гигиены и охраны здоровья детей и подростков, формирования их здорового образа жизни (в течение 5 последних лет).
A) 100% - 75%
Б) 74% - 26%
B) 25 и менее
Г) Нет
4.7. Проведение лекций, семинаров, консультаций для родителей по вопросам охраны здоровья детей и подростков, формирования их здорового образа жизни.
A) Проводятся систематически (3 - 4 раза в месяц)
Б) Проводятся систематически (1 - 2 раза в месяц)
B) Проводятся эпизодически
Г) Не проводятся
4.8. Мониторинг факторов риска неинфекционных и школьно-обусловленных заболеваний у обучающихся в школе.
A) Мониторинг проводится среди всех обучающихся начальной, средней и старшей школы
Б) Мониторинг проводится среди всех обучающихся только двух ступеней школы (например, средней и старшей школы и т.п.)
B) Мониторинг проводится среди обучающихся только одной ступени школы (например, только среди учащихся начальной школы)
Г) Мониторинг не проводится
4.9. Степень информированности обучающихся в отношении факторов риска формирования отклонений в состоянии здоровья.
А) 100 - 95%
Б) 94 - 80%
В) 79 - 60%
Г) 59% и менее
4.10. Степень сформированности у обучающихся установок на здоровый образ жизни.
A) 100 - 86%
Б) 86 - 75%
B) 74 - 50%
Г) 49% и менее
5. Связи школы с общественностью.
5.1. Взаимоотношения между школой и семьями обучающихся. Привлечение родителей к мероприятиям, связанным с укреплением здоровья обучающихся.
A) Активное участие большинства родителей вместе с детьми во всех мероприятиях, связанных с укреплением здоровья
Б) Участие родителей вместе с детьми во всех мероприятиях, связанных с укреплением здоровья
B) Помощь родителей в организации мероприятий, связанных с укреплением здоровья
Г) Родители не участвуют
5.2. Сотрудничество школы с основными местными общественными организациями и отдельными заинтересованными лицами.
A) Постоянное, систематическое
Б) Постоянное, систематическое
B) Эпизодическое
Г) Отсутствует
5.3. Сотрудничество школы с региональным центром поддержки Российской сети школ, содействующих укреплению здоровья.
A) Постоянное, систематическое
Б) Постоянное, систематическое
B) Эпизодическое
Г) Отсутствует
5.4. Сотрудничество школы с территориальным отделением Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ).
A) Постоянное, систематическое
Б) Постоянное, систематическое
B) Эпизодическое
Г) Отсутствует
6. Медицинское обеспечение, показатели здоровья учащихся всей школы.
6.1. Наличие медицинского пункта (медицинского кабинета) в школе.
А) Медицинский пункт (кабинет) соответствует полностью требованиям СанПиНа 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" и имеется дополнительные помещения для проведения дополнительной оздоровительной работы (например, помещения для лечебной физкультуры и др.)
Б) Медицинский пункт (кабинет) соответствует полностью требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"
В) Медицинский пункт (кабинет) не соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"
Г) Отсутствует
6.2. Наличие медицинского персонала, работающего в школе:
- количество врачей;
A) На основании договора с АПУ или ЛПУ к работе в школе, помимо школьного врача, дополнительно привлечены врачи-специалисты (например, врач-физиотерапевт, врач аллерголог-иммунолог и др.)
Б) Врач в школе работает, его нагрузка соответствует приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.10.2001 N 371 "О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25 тысяч человек" (далее - приказ Минздрава РФ от 16.10.2001 N 371) (1 ставка врача на 1200 учащихся) (например, в школе с числом учащихся 600 чел. врач работает на 0,5 ставки).
B) Врач в школе работает, но его нагрузка на 1 ставку выше, предусмотренной приказом Минздрава РФ от 16.10.2001 N 371 (например, в школе с числом учащихся 600 чел. врач работает на 0,25 ставки).
Г) Врач в школе не работает
- график работы школьного врача;
A) Обеспечено ежедневное присутствие школьного врача, работающего сверх нормируемой продолжительности рабочего времени (например, для проведения оздоровительной работы)
Б) Обеспечено ежедневное присутствие школьного врача в соответствии со штатным расписанием
B) Школьный врач посещает школу несколько раз в неделю в соответствии с графиком (но не ежедневно)
Г) Врач в школе не работает
- количество среднего медицинского персонала;
A) На основании договора с АПУ или ЛПУ к работе в школе, помимо школьной медицинской сестры, дополнительно привлечены средние медицинские работники (например, медицинская сестра, отпускающая физиотерапевтические процедуры или инструктор по лечебной физкультуре или массажист и др.)
Б) Медицинская сестра (фельдшер) в школе работает, ее нагрузка соответствует приказу Минздрава РФ от 16.10.2001 N 371 (1 ставка медицинской сестры на 600 обучающихся) (например, в школе, с числом учащихся 600 чел. медицинская сестра работает на 1 ставку).
B) Медицинская сестра (фельдшер) в школе работает, но ее нагрузка на 1 ставку выше, предусмотренной приказом Минздрава РФ от 16.10.2001 N 371 (например, в школе с числом обучающихся 600 чел., медицинская сестра работает на 0,5 - 0,75 ставки).
Г) Медицинская сестра (фельдшер) в школе не работает.
- график работы среднего медицинского персонала.
A) Обеспечено ежедневное присутствие среднего медицинского персонала, работающего сверх нормируемой продолжительности рабочего времени (например, для проведения оздоровительной работы) (с 8.00. до 20.00).
Б) Обеспечено ежедневное присутствие среднего медицинского персонала школы в соответствии со штатным расписанием.
B) Средний медицинский персонал посещает школу несколько раз в неделю в соответствии с графиком (но не ежедневно).
Г) Средний медицинский персонал в школе не работает.
6.3. Оборудование, оснащение медицинского кабинета.
A) Соответствует полностью требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" и имеется дополнительное оборудование для проведения дополнительной оздоровительной работы (например, оборудование для физиотерапии, фитотерапии, лечебной физкультуры, массажа и др., разрешенное М3 и СР РФ)
Б) Соответствует полностью требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"
B) Соответствует не полностью требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" (например, отсутствует холодильник для вакцин и медикаментов).
Г) Отсутствует оборудование и оснащение в связи с отсутствием медицинского кабинета.
6.4. Численность обучающихся, у которых в процессе учебы зарегистрированы благоприятные изменения физического развития.
A) в течение последних 2-х и более лет уменьшается численность обучающихся с отклонениями в физическом развитии более чем на 5% в год.
Б) в течение последних 2-х и более лет уменьшается численность обучающихся с отклонениями в физическом развитии на 3 - 5% в год.
B) в течение последних 2-х и более лет численность обучающихся с отклонениями в физическом развитии остается стабильной (колеблется в пределах 3%).
Г) Физическое развитие обучающихся не оценивалось или в течение последних 2-х и более лет увеличивается численность обучающихся с отклонениями в физическом развитии более чем на 3% в год.
6.5. Численность обучающихся, у которых отмечается благоприятная динамика состояния здоровья (по результатам обработки данных анкетного опроса для выявления жалоб на нарушения здоровья).
A) в течение последних 2-х и более лет увеличивается численность обучающихся с благоприятной динамикой состояния здоровья более чем на 5% в год.
Б) в течение последних 2-х и более лет увеличивается численность обучающихся с благоприятной динамикой состояния здоровья на 3 - 5% в год.
B) в течение последних 2-х и более лет численность обучающихся, у которых (по числу жалоб) отсутствует динамика состояния здоровья (колеблется в пределах 3%).
Г) Опрос для выявления жалоб обучающихся на нарушения здоровья не проводился или в течение последних 2-х и более лет увеличивается численность обучающихся с неблагоприятной динамикой состояния здоровья более чем на 3% в год.
6.6. Изменения количества случаев заболеваний, перенесенных обучающимися.
A) в течение последних 2-х и более лет уменьшается количество случаев заболеваний более чем на 5% в год.
Б) в течение последних 2-х и более лет уменьшается количество случаев заболеваний на 3 - 5% в год.
B) в течение последних 2-х и более лет количество случаев заболеваний остается стабильным (колеблется в пределах 3%).
Г) Сбор и анализ данных о заболеваемости обучающихся не проводился или в течение последних 2х и более лет увеличивается количество случаев заболеваний более чем на 3 - 5% в год.
6.7. Численность обучающихся, у которых в процессе учебы регистрируются благоприятные изменения физической подготовленности.
А) в течение последних 2-х и более лет увеличивается численность обучающихся с благоприятными изменениями физической подготовленности более чем на 5% в год.
Б) в течение последних 2-х и более лет увеличивается численность обучающихся с благоприятными изменениями физической подготовленности на 3- 5% в год.
В) в течение последних 2-х и более лет численность обучающихся с благоприятными изменениями физической подготовленности остается стабильной (колеблется в пределах 3%).
Г) Физическая подготовленность обучающихся не оценивалась или в течение последних 2-х и более лет уменьшается численность обучающихся с благоприятными изменениями физической подготовленности более чем на 3 - 5% в год.
6.8. Численность обучающихся, у которых на основании данных профилактических осмотров регистрируются благоприятные изменения в показателях комплексной оценки состояния здоровья.
A) в течение последних 2-х и более лет увеличивается численность обучающихся с благоприятными изменениями в показателях комплексной оценки более чем на 5% в год.
Б) в течение последних 2-х и более лет увеличивается численность обучающихся с благоприятными изменениями в показателях комплексной оценки на 3 - 5% в год.
B) в течение последних 2-х и более лет численность групп здоровья остается стабильной (колеблется в пределах + 3%).
Г) Профилактические осмотры и распределение обучающихся на группы здоровья не проводились или уменьшается численность обучающихся с благоприятными изменениями в показателях комплексной оценки на 3 - 5% в год.
6.9. Участие администрации и педагогического коллектива в организации профилактических медицинских осмотров обучающихся.
A) Обеспечение высокого уровня организации регламентированных профилактических осмотров, а также обеспечение проведения дополнительных (сверх декретированных возрастов) осмотров, обучающихся школы врачами-специалистами (например, профилактические осмотры в полном объеме с участием врачей-специалистов ежегодно проходят все обучающиеся начальных классов).
Б) Обеспечение высокого уровня организации регламентированных профилактических осмотров: предоставление необходимых помещений и оборудования для работы врачей-специалистов в школе либо доставка (туда и обратно) в лечебно-профилактическое учреждение всех подлежащих осмотрам обучающихся, а также своевременное составление графика осмотров и списков осматриваемых детей; уведомление родителей о планируемом проведении осмотров и получение их письменного согласия; обеспечение выполнения полного объема регламентированных лабораторно-инструментальных исследований и равномерного посещения обучающимися всех врачей, участвующих в осмотрах.
B) Только предоставление необходимых помещений и оборудования для работы врачей-специалистов и списков осматриваемых детей либо только доставка (туда и обратно) в лечебно-профилактическое учреждение всех подлежащих осмотрам обучающихся.
Г) Регламентированные профилактические осмотры не организованы ни в школе, ни в лечебно-профилактическом учреждении.
6.10. Участие администрации и педагогического коллектива в организации иммунопрофилактической (прививочной) работы в школе.
А) Обеспечение высокого уровня организации, регламентированной Национальным календарем профилактических прививок, иммунопрофилактической работы в школе, а также финансовое и организационное обеспечение проведения дополнительной иммунизации обучающихся вакцинами, рекомендованными и разрешенными Министерством здравоохранения Российской Федерации
Б) Обеспечение высокого уровня организации, регламентированной Национальным календарем профилактических прививок, иммунопрофилактической работы в школе, предоставление необходимых помещений и оборудования; своевременное составление графика осмотров и списков обучающихся; уведомление родителей о планируемом проведении иммунизации обучающихся и получение их письменного согласия; обеспечение равномерного прохождения обучающимися предварительного медицинского осмотра и прививочного кабинета.
В) Только предоставление необходимых помещений и оборудования для проведения иммунизации.
Г) Регламентированная иммунопрофилактика обучающихся не организована ни в школе, ни в лечебно-профилактическом учреждении.
6.11. Учет случаев травм детей, произошедших при нарушении правил безопасности жизнедеятельности (в школе и/или вне школы), в том числе:
- при оказании медицинской помощи силами медицинского персонала школы;
А) Да
Б) Нет
- при оказании медицинской помощи силами бригады "скорой помощи".
А) Да
Б) Нет
Приложение 4
к Положению о региональном этапе
IV Всероссийского конкурса среди отдельных
образовательных организаций в
Московской области,
осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным
программам, "Школа - территория здоровья" в 2020 году
Перечень
комплекта конкурсной документации регионального этапа IV Всероссийского конкурса среди отдельных образовательных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, "Школа - территория здоровья" в 2020 году (номинации 2 и 3)
N |
Документ |
Электронная копия |
1 |
2 |
3 |
1. |
Заявка школы на участие во IV Всероссийском конкурсе (Приложение 5) |
|
2. |
Конспект (с указанием наименования учреждения и ФИО автора (ов) на каждой странице в верхнем колонтитуле) |
|
3. |
Электронная презентация конспекта в программе Power Point (не более 15 слайдов) установленного образца |
|
Приложение 5
к Положению о региональном этапе
IV Всероссийского конкурса среди отдельных
образовательных организаций в
Московской области,
осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным
программам, "Школа - территория здоровья" в 2020 году
Заявка
на участие в региональном этапе IV Всероссийского конкурса среди отдельных образовательных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, "Школа - территория здоровья" в 2020 году (номинации 2 и 3)
1 |
Наименование школы (полностью) |
|
2 |
Субъект Российской Федерации |
|
3 |
Юридический адрес учреждения (с индексом) |
|
4 |
Вид реализуемой адаптированной основной общеобразовательной программы / контингент обучающихся |
|
5 |
Общая численность обучающихся |
|
6 |
Фамилия, имя, отчество руководителя школы |
|
Контактный телефон/факс |
|
|
|
|
|
7 |
Фамилия, имя, отчество автора (ов) материалов |
|
Контактный телефон/факс |
|
|
|
|
С дальнейшим использованием представляемой информации в печати согласен (-на,-ны)
_________________ / ____________________
_________________ / ____________________
ФИО и подпись авторов
_________________ / ____________________
Подпись руководителя органа местного
самоуправления муниципального образования
Московской области, осуществляющего
управление в сфере образования
место для печати
Приложение 6
к Положению о региональном этапе
IV Всероссийского конкурса среди отдельных
образовательных организаций в
Московской области,
осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным
программам, "Школа - территория здоровья" в 2020 году
Критерии
оценки комплекта конкурсной документации регионального этапа IV Всероссийского конкурса среди отдельных образовательных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, "Школа - территория здоровья" в 2020 году (номинация 1)
N п/п |
Критерии оценки (от 1 до 10 баллов) |
Количество баллов |
1 |
2 |
3 |
1 |
Комплексность решения проблемы в рамках заявленной номинации |
|
2 |
Наличие материально-технической базы для организации здоровьесберегающего образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) |
|
3 |
Наличие учебно-методической и научной базы для организации здоровьесберегающего образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ |
|
4 |
Использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе |
|
5 |
Эффективность работы по внедрению современных здоровьесберегающих технологий (наличие сравнительного анализа) |
|
6 |
Формирование культуры здорового образа жизни обучающихся с ОВЗ в процессе организации воспитательной работы, в сфере дополнительного образования |
|
7 |
Кадровое обеспечение организации здоровьесберегающего образовательного процесса и среды в коррекционной школе (в т.ч. наличие подтверждающих данных о повышении квалификации и профессиональной переподготовки в области здоровьесбережения) |
|
8 |
Наличие взаимодействия коллектива школы с социальными партнерами по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ОВЗ (в т.ч. наличие подтверждающих документов - соглашения и т.п.) |
|
9 |
Творческий подход в изложении представленного конкурсного материала |
|
Приложение 7
к Положению о региональном этапе
IV Всероссийского конкурса среди отдельных
образовательных организаций в
Московской области,
осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным
программам, "Школа - территория здоровья" в 2020 году
Критерии
оценки конкурсной документации регионального этапа IV Всероссийского конкурса среди отдельных образовательных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, "Школа - территория здоровья" в 2020 году (номинации 2 и 3)
N п/п |
Критерии оценки (от 1 до 10 баллов) |
Количество баллов |
1 |
2 |
3 |
1 |
Наличие учебно-методической и научной базы для проведения урока/тематического занятия с применением здоровьесберегающих технологий |
|
2 |
Использование современных здоровьесберегающих технологий в реализации урока/тематического занятия |
|
3 |
Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в реализации урока/тематического занятия |
|
4 |
Степень включенности урока/тематического занятия в систему работы по здоровьесбережению |
|
5 |
Уровень научно-методической грамотности педагогов при составлении конспекта урока/тематического занятия |
|
6 |
Степень вовлеченности и активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе урока/тематического занятия |
|
7 |
Творческий подход в изложении представленного конкурсного материала |
|
Утвержден
Министерства образования
Московской области
от 27.02.2020 N Р-158
Состав
экспертного совета регионального этапа IV Всероссийского конкурса среди отдельных образовательных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, "Школа - территория здоровья" в 2020 году
Белик Е.В. |
- начальник управления общего образования Министерства образования Московской области (председатель экспертного совета) |
Савельева О.А. |
- начальник Центра сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Института развития образования государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Академия социального управления" (секретарь экспертного совета) (по согласованию) |
Бободжонова О.Н. |
- ведущий психолог Центра сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Института развития образования государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Академия социального управления" (по согласованию) |
Виноградова Я.И. |
- начальник управления социального сопровождения образовательного процесса государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области Московского государственного областного университета (по согласованию) |
Маслова Е.А. |
- главный инспектор отдела общего образования в управлении общего образования Министерства образования Московской области |
Михайлова Ю.Е. |
- учитель - логопед государственного казенного учреждения Московской области Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (по согласованию) |
Никитина А.В. |
- педагог-психолог государственного казенного учреждения Московской области Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (по согласованию) |
Сумарокова Л.B. |
- начальник отдела социально-психологического сопровождения государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области Московского государственного областного университета (по согласованию) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Участниками регионального этапа IV Всероссийского конкурса "Школа - территория здоровья" в 2020 году являются государственные, муниципальные, частные образовательные организации и педагогические работники общеобразовательных организаций в Московской области. Участие в региональном этапе является добровольным и бесплатным. Региональный этап проводится по следующим номинациям: Лучшая здоровьесберегающая школа, Лучший конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий, Лучший конспект тематического занятия. Определены требования к содержанию и оформлению конкурсной документации. Победители и призеры регионального этапа конкурса, занявшие I, II и III места, награждаются дипломами Министерства образования Московской области. Конкурсная документация, занявшая I место по итогам регионального этапа, направляется в организационный комитет IV Всероссийского конкурса среди отдельных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, "Школа - территория здоровья".
Распоряжение Министерства образования Московской области от 27 февраля 2020 г. N Р-158 "Об организации и проведении регионального этапа IV Всероссийского конкурса среди отдельных образовательных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, "Школа - территория здоровья" в 2020 году"
Текст распоряжения опубликован на сайте Министерства образования Московской области (http://mo.mosreg.ru) 3 марта 2020 г.