Вопрос: Согласно пункту 5 Разъяснений Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 14 декабря 2012 г. "Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве" в случае отказа в приеме на работу сведения, предоставленные соискателем, должны быть уничтожены в течение 30 дней, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе, где срок хранения персональных данных соискателя определен в течение 3 лет.
Согласно ст. 438 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (утв. приказом Федерального архивного агентства от 20.12.2019 N 236) документы (заявления, анкеты, справки, копии документов, удостоверяющих личность, копии документов о трудовой деятельности, квалификации, образовании) лиц, не принятых на работу, подлежат хранению в течение 1 года.
В связи с чем прошу пояснить, каким из документов следует руководствоваться при определении сроков хранения документов лиц, не принятых на работу, чтобы избежать ответственности за нарушение законодательства об архивном деле в Российской Федерации и ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Ответ: Обращение, поступившее с официального сайта Роскомнадзора (вх. N 02-11-3708/77 от 19.02.2020), рассмотрено Управлением Роскомнадзора по Центральному федеральному округу (далее - Управление) и сообщается следующее.
Приказ Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 г. N 236 "Об утверждении перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения" издан в соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", а также подпунктом 6 пункта 6 Положения о Федеральном архивном агентстве, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2016 г. N 293.
Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" архивный документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителей и информации для граждан, общества и государства.
Законодательство об архивном деле содержит требование и возможность хранения различных документов организациями всех форм собственности. Хранение архивных документов в соответствующих архивах предусматривает определенный режим, особенности которого предусмотрены законодательством об архивном деле. Так, архивному документу присваиваются реквизиты, позволяющие идентифицировать информацию, зафиксированную на материальном носителе в соответствии с государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.8-2013.
Документ становится архивным только после принятия собственником (владельцем) документа решения о передаче его в архив в связи с закрытием дела, то есть в связи с тем, что данный документ окончательно исполнен и в процессе текущей хозяйственной деятельности организации более не пригодится.
Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон) действие закона не распространяется на отношения по организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 5 Закона обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
В соответствии с ч. 4 ст. 21 Закона в случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан прекратить обработку персональных данных или обеспечить ее прекращение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) и уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между оператором и субъектом персональных данных либо если оператор не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.
Дополнительно сообщаем, что целями обработки персональных данных кандидатов могут являться, в том числе: принятие решения о трудоустройстве, включение в кадровый резерв и пр.
Заместитель руководителя |
О.А. Коротова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если достигнута цель обработки персональных данных, то оператор обязан прекратить ее и уничтожить сведения (обеспечить выполнение указанных процедур) в срок, не превышающий 30 дней с даты достижения цели.
Целями обработки могут являться в т. ч. принятие решения о трудоустройстве, включение в кадровый резерв и пр.
Действие Закона о персональных данных не распространяется на отношения по организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда РФ и других архивных материалов.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 2 марта 2020 г. N 13677-02-11/77 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был