Вид контроля - государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в части:
контроля за соблюдением органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность, прав граждан в сфере охраны здоровья;
контроля соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
контроля соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
контроля соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
контроля организации и осуществления:
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья граждан, а также осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями предусмотренного статьей 90 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотренного статьей 89 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций.
Сведения о проведенных проверках
В 1 квартале 2019 года в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности проведено 990 проверок, в том числе 908 внеплановых проверок (91,7% от общего количества проведенных проверок), из них 610 проверок (67,2%) были документарными.
Основаниями для проведения внеплановых проверок послужили:
- обращения граждан, содержащие сведения о возникновении угрозы жизни и здоровью - 304 проверки (33,5%);
- обращения граждан, содержащие сведения о причинении вреда жизни и здоровью - 120 проверок (13,2%);
на основании требований органов прокуратуры - 26 проверок (2,9%);
во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, по заданию Росздравнадзора - 88 проверок (9,7%);
в целях контроля исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений - 370 проверок (40,7%).
В ходе проведенного контроля проверена деятельность 742 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них: федеральных медицинских организаций - 72 (в том числе, учреждений ФСИН России - 21, учреждений находящихся в ведении Минобороны России - 5, учреждений ФМБА России - 15); медицинских организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации - 460; муниципальных медицинских организаций - 6; медицинских организаций частной системы здравоохранения и индивидуальных предпринимателей - 204.
К проведению проверок привлечено 228 экспертов.
В деятельности 444 медицинских организаций (44,8% от числа проверенных) выявлены нарушения обязательных требований.
По результатам проверок:
выдано 786 предписаний об устранении выявленных нарушений;
установлено неисполнение 65 предписаний после истечения его срока;
составлено 417 протоколов об административном правонарушении;
материалы проверок направлены в Следственный комитет Российской Федерации - 39, Роспотребнадзор - 4, правоохранительные органы - 13, органы государственной власти субъекта Российской Федерации - 94.
Соблюдение органами государственной власти Российской Федерации органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность, прав граждан в сфере охраны здоровья граждан
В результате проверок выявлено 402 нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, в том числе:
отсутствие в медицинской организации условий (наличие оборудования) для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья - 16 случаев;
отсутствие в медицинской документации пациента письменного согласия гражданина или его законного представителя на разглашение сведений, составляющих его врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях (в случае, если предполагается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну) - 22 случая;
отсутствие в доступной для гражданина форме информации, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации - 18 случаев;
отсутствие на информационных стендах медицинской организации памятки о правах и обязанностях пациентов - 6 случаев;
неполучение пациентами лечебного питания в случае нахождения их на лечении в стационарных условиях при наличии показаний - 4 случая;
отсутствие в медицинской документации пациента информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства - 64 случая;
отсутствие в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство или отказе от медицинского вмешательства подписей гражданина, одного из родителей или иного законного представителя или медицинских работников - 64 случая;
использование в медицинской организации неустановленных форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство утверждённой - 36 случаев;
нарушения при ознакомлении пациента либо его законного представителя с медицинской документацией - 56 случаев;
отсутствие на информационных стендах/официальном сайте медицинской организации информации о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи - 38 случаев;
нарушения в организации работы по рассмотрению обращений граждан - 51 случай;
иные нарушения - 27 случаев.
Соблюдение медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи
В ходе проверок выявлено 384 нарушения, из них:
стандартов оснащения медицинской организации - 139 (36,2%);
критериев оценки качества медицинской помощи по условиям оказания медицинской помощи - 105 (27,3%);
правил организации деятельности медицинской организации - 74 (19,3%);
этапов (маршрутизации) оказания медицинской помощи - 43 (11,2%);
рекомендуемых штатных нормативов - 23 (6,0%).
Чаще других нарушения порядков оказания медицинской помощи выявлялись в медицинских организациях Краснодарского края, Иркутской, Новосибирской и Ростовской областей, города Санкт-Петербурга.
В ходе проверок выявлено 181 нарушение стандартов медицинской помощи, в том числе:
при предоставлении медицинских услуг с усредненной частотой их предоставления 1 с учетом обоснованности и полноты, предусмотренных соответствующим стандартом - 74 (40,9%);
при назначении лекарственных препаратов с учетом обоснованности и полноты - 32 (17,7%);
при предоставлении медицинских услуг, имеющих усредненную частоту предоставления менее 1, предусмотренных соответствующим стандартом - 22 (12,1%);
нарушений в работе врачебной комиссии медицинской организации в случае определения медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) для назначения и применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящий в соответствующий стандарт медицинской помощи - 16 (8,8%);
при применении имплантируемых в организм человека медицинских изделий с учетом обоснованности и полноты, предусмотренных соответствующим стандартом - 15 (8,2%);
при применении компонентов крови с учетом обоснованности и полноты, предусмотренных соответствующим стандартом - 12 (6,6%);
при применении лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания, с учетом обоснованности и полноты, предусмотренных соответствующим стандартом - 10 (5,7%).
Наибольшее количество нарушений стандартов медицинской помощи выявлялось в медицинских организациях Республик Калмыкия и Саха (Якутия), Иркутской, Новосибирской и Ростовской областей.
Соблюдение медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований
1) соблюдение медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков проведения медицинских экспертиз
По результатам проверок Росздравнадзором выявлено 21 нарушение порядка проведения медицинских экспертиз, из них:
экспертизы временной нетрудоспособности - 7 нарушений (33,3%);
судебно-медицинской экспертизы - 1 нарушение (4,35%);
медико-социальной экспертизы - 1 нарушение (4,35%);
экспертиза профессиональной пригодности - 6 нарушений (29,0%);
врачебно-летной экспертизы - 6 нарушений (29,0%).
Основными видами выявленных нарушений явились:
нарушения ведения медицинской документации - 7 нарушений;
нарушения порядка проведения медицинских экспертиз - 11 нарушений;
отсутствие сертификатов специалистов у врачей-специалистов - 3 нарушения.
2) соблюдение медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков проведения медицинских осмотров
По результатам проверок Росздравнадзором выявлено 156 нарушений порядка проведения медицинских осмотров, из них:
предварительных и периодических - 66 нарушений (42,3%);
профилактических осмотров - 37 нарушений (23,7%), из них в отношении взрослого населения - 24 нарушения и несовершеннолетних - 13 нарушений;
предрейсовых (предсменных) и послерейсовых (послесменных) - 53 нарушения (34,0%).
Основными видами выявленных нарушений явились:
нарушения ведения медицинской документации - 83 нарушения;
нарушения порядка проведения медицинских осмотров - 52 нарушения;
отсутствие сертификатов специалистов у врачей-специалистов - 10 нарушений;
отсутствие правомочности проведения медицинских освидетельствований - 11 нарушений.
3) соблюдение медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков проведения медицинских освидетельствований
По результатам проверок Росздравнадзором выявлено 73 нарушения порядка проведения медицинских освидетельствований, из них:
на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) - 15 нарушений (20,5%);
на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством - 50 нарушений (68,5%);
на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием - 5 нарушений (6,8%);
кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители - 2 нарушения (2,8%);
психиатрического освидетельствования - 1 нарушение (1,4%).
Основными видами выявленных нарушений явились:
нарушения ведения медицинской документации - 43 нарушения;
нарушения порядка проведения медицинских осмотров - 27 нарушений;
отсутствие правомочности проведения медицинских освидетельствований - 3 нарушения.
Соблюдение медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
По результатам проверок выявлен всего 91 случай несоблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности.
Организация и осуществление федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотренного статьей 89 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций
Проведено 72 проверки организации и осуществления ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе 7 Центральным аппаратом Росздравнадзора.
Число внеплановых проверок - 34 (77,3%), в том числе:
на основании обращений граждан, содержащих сведения о возникновении угрозы жизни и здоровью - 6 проверок;
на основании обращений граждан, содержащих сведения о причинении вреда жизни и здоровью - 7 проверок;
в целях контроля исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений - 12 проверок;
на основании требований органов прокуратуры - 2 проверки;
по заданию Росздравнадзора - 7 проверок.
Выявлено 27 нарушений организации и осуществления ведомственного контроля. Наиболее частыми нарушениями являются нарушение установленного порядка проведения ведомственного контроля (Республика Коми, Камчатский край, Мурманская и Курская области).
Анализ результатов проведенных Росздравнадзором контрольных мероприятий позволяет сделать вывод о недостаточном использовании федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, как механизма недостаточно позволяющего контролировать качество медицинской помощи, оказываемой в подведомственных организациях.
Организация и осуществление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья граждан, а также осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями, предусмотренного статьей 90 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
Проведено 1105 проверок организации и осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, с участием 266 экспертов, в том числе 3 центральным аппаратом Росздравнадзора.
Проверки проведены в отношении 757 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе:
1) федеральных медицинских организаций - 72, из них:
- подведомственных Минздраву России - 14;
- учреждений, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба - 5;
- в том числе учреждений ФСИН - 21;
- в том числе медицинских организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации - 5;
- в том числе учреждений ФАНО - 15;
2) государственных медицинских организаций - 475;
3) муниципальных медицинских организаций - 6;
4) медицинских организаций частной системы здравоохранения - 204.
Число внеплановых проверок составило 903 (71,8% от общего количества проверок по данному направлению), в том числе:
на основании обращений граждан, содержащих сведения о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью - 278 проверок;
на основании обращений граждан, содержащих сведения о причинении вреда жизни и здоровью - 123 проверки;
контроль исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений - 391 проверка;
на основании требований органов прокуратуры - 28 проверок;
на основании приказа руководителя Росздравнадзора, изданного в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - 92 проверки.
При проведении 754 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе в медицинских организациях, проверенных центральным аппаратом, в 665 выявлено нарушений организации и осуществления внутреннего контроля.
Наибольшее количество нарушений в работе врачебных комиссий медицинских организаций выявлено в медицинских организациях Республики Дагестан, Пермского края, Астраханской области, города Санкт-Петербурга.
В настоящее время проводится работа по выстраиванию единой системы управления качеством медицинской помощи в медицинских организациях и унификации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Приняты нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования в сфере государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности:
1) c 17 марта 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 06.03.2019 N 18-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи";
2) с 21 января 2019 года вступил в силу приказ Минздрава России от 20.12.2018 N 895н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладки для оказания мобильными медицинскими бригадами первичной медико-санитарной помощи в местах проведения массовых физкультурных и спортивных мероприятий";
3) с 5 февраля 2019 года вступил в силу приказ Минздрава России от 29.12.2018 N 952н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям при мукополисахаридозе II типа (ферментная заместительная терапия)";
4) с 5 февраля 2019 года вступил в силу приказ Минздрава России от 29.12.2018 N 954н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям при незавершенном остеогенезе (консервативное лечение)";
5) с 5 февраля 2019 года вступил в силу приказ Минздрава России от 29.12.2018 N 951н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при мукополисахаридозе II типа (диагностика и инициация ферментной заместительной терапии)";
6) с 5 февраля 2019 года вступил в силу приказ Минздрава России от 29.12.2018 N 950н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при мукополисахаридозе II типа (ферментная заместительная терапия)";
7) с 5 февраля 2019 года вступил в силу приказ Минздрава России от 29.12.2018 N 956н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям при галактоземии";
8) с 5 февраля 2019 года вступил в силу приказ Минздрава России от 29.12.2018 N 953н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям при юношеском артрите с системным началом";
9) с 5 февраля 2019 года вступил в силу приказ Минздрава России от 29.12.2018 N 955н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям при дефекте в системе комплемента (консервативное лечение)";
10) с 15 февраля 2019 года вступил в силу приказ Министра обороны Российской Федерации от 18.01.2019 N 13 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 770 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации правовых актов по вопросам проведения военно-врачебной экспертизы";
11) c 1 марта 2019 года вступил в силу приказ Минздрава России от 12.12.2018 N 875н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при заболеваниях (состояниях), для лечения которых применяется трансплантация (пересадка) костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток и внесении изменения в Порядок оказания медицинской помощи по профилю "хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека)", утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 октября 2012 г. N 567н";
12) с 29 марта 2019 вступил в силу приказ от 31.01.2019 Минтруда России N 52н, Минздрава России N 35н "Об утверждении перечня медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы";
13) с 31 марта 2019 года вступил в силу приказ Минздрава России от 31.01.2019 N 36н "Об утверждении Порядка проведения экспертизы связи заболевания с профессией и формы медицинского заключения о наличии или об отсутствии профессионального заболевания";
14) с 7 апреля 2019 года вступил в силу приказ Минздрава России от 14.01.2019 N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения;
15) с 8 апреля 2019 года вступил в силу приказ Минздрава России от 22.02.2019 N 88н "О внесении изменений в Порядок оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 928н";
16) с 1 мая 2019 года вступит в силу приказ Минздрава России от 05.02.2019 N 48н "О внесении изменений в Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 915н".
Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований при проведении контроля (надзора)
Типичные нарушения обязательных требований, указанные в актах проверок.
1. В рамках контроля за соблюдением органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность, прав граждан в сфере охраны здоровья выявлены нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, чаще других выявлялись:
медицинское вмешательство без получения добровольного информированного согласия гражданина;
нарушение права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
нарушение требований к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2. В рамках контроля соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
Основными проблемами при исполнении медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи явились несоблюдение стандартов оснащения и нарушения требований к организации деятельности медицинской организации.
Основными проблемами при исполнении медицинскими организациями стандартов медицинской помощи явились:
необоснованное невыполнение медицинских услуг, имеющих усредненную частоту предоставления единица;
отсутствие диагностических методик, внесенных в стандарт медицинской помощи;
3. В рамках контроля соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований основными видами выявленных нарушений явились:
нарушения ведения медицинской документации;
несоблюдение сроков хранения медицинских заключений в медицинской организации;
несоблюдение сроков проведения экспертизы временной нетрудоспособности;
нарушение порядка принятия экспертного решения о степени утраты профессиональной трудоспособности;
отсутствие послерейсовых медицинских осмотров;
отсутствие сертификатов специалистов у врачей-специалистов (отсутствует повышение квалификации по специальности "профпатология", "экспертиза временной нетрудоспособности").
4. В рамках контроля соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в части наличия в медицинских организациях бланков, содержащих информацию рекламного характера.
5. В рамках контроля организации и осуществления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья граждан, а также осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями предусмотренного статьей 90 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности чаще других выявлялось несоблюдение установленного порядка проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в медицинских организациях.
Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, в части контроля за соблюдением органами государственной власти Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами, прав граждан в сфере охраны здоровья
Управлением контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения проведен анализ деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции в сфере охраны здоровья по организации соблюдения прав граждан при получении медицинской помощи и лекарственном обеспечении с целью определения субъектов Российской Федерации, не достигших индикаторов, характеризующих доступность и качество оказания медицинской помощи и свидетельствующих о реализации регионального плана мероприятий по снижению смертности от основных причин, а также учитывая демографические показатели субъекта.
Кроме того, учитывалась реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в субъекте Российской Федерации, эффективность эксплуатации медицинского оборудования, обеспечение лекарственными средствами льготных категорий граждан.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, а в соответствии с нормой статьи 98 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" органы государственной власти в сфере охраны здоровья несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании анализа составлен план проверок на 2019 год.
План проверок направлен для согласования в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и прокуратуры субъектов Российской Федерации. Согласованный план проверок размещен на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
По итогам проведенного анализа Росздравнадзором в 1 квартале 2019 года проведено 190 проверок органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Из них 10 плановых и 181 внеплановая проверок.
В ходе проведения контрольных мероприятий в отношении органов государственной власти в сфере охраны здоровья выявлено:
- нарушения при формировании территориальных программ государственных гарантий.
- нарушения организации оказания медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утвержденных приказами Минздрава России, невыполнение клинических протоколов, в части: нарушения маршрутизации и непрофильные госпитализации, нарушения стандарта оснащения, непроведения в полном объеме диагностических и лечебных процедур из-за простоя и неэффективного использования медицинского оборудования, дефицит первичных медицинских кабинетов, деятельность которых направлена на раннее выявление признаков и симптомов заболевания и своевременное направление в профильные медицинские организации 2 и 3 уровня.
- мероприятия, проводимые в субъектах Российской Федерации, направленные на снижение смертности и повышения уровня жизни не выполняются в полном объеме и зачастую неэффективны.
- нарушается доступность оказания медицинской помощи для граждан, проживающих в сельской и отдаленной местности (отдаленные районы не включены в маршрутизацию, отсутствуют отделения (кабинеты) для оказания первичной доврачебной и врачебной медицинской помощи, не организованы домовые хозяйства для организации первичной помощи, несоблюдение время доездов скорой медицинской помощи, необеспеченность лекарственными препаратами и современными обезболивающими средствами, в том числе льготной категории граждан и др.)
- по-прежнему выявляется простой и неэффективное использование медицинского оборудования, в том числе дорогостоящего.
- неэффективное использование электронного документооборота в медицинских и аптечных организациях, не оказываются в полном объеме дистанционные виды консультативной помощи на основе использования современных информационных технологий при возникновении критических или других ситуаций, требующих экстренного разрешения.
- не соблюдаются требования по укомплектованию медицинским персоналом общепрофильных фельдшерских выездных бригад СМП; к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи; укомплектованию машин скорой медицинской помощи в соответствии с Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного приказом Минздрава России от 20.06.2013 N 388н.
Парк автомобилей скорой медицинской помощи имеет высокий процент износа автомобили недоукомплектованы изделиями медицинской техники и лекарственными препаратами, отмечается кадровый дефицит. Нарушаются правила хранения лекарственных препаратов. Отмечается простой и перебои в работе бортового оборудования спутниковой навигационно-мониторинговой системы ГЛОНАСС/GPC, не организована единая диспетчерская служба оказания скорой медицинской помощи.
- отмечается низкий процент удовлетворенности потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных учреждениях.
- в ходе контроля за диспансеризацией детей-сирот выявлялось не выполнение в полном объеме рекомендаций по итогам диспансеризации в части последующего оказания медицинской помощи детям-сиротам, а также слабая организация межведомственного взаимодействия (отсутствие соглашения с органами опеки и попечительства), что создает риски низкой доли охвата диспансеризацией детей-сирот, и как следствие снижает уровень ведомственного контроля со стороны Департамента.
- в ходе контроля за проведением диспансеризации определенных групп взрослого населения отмечен риск неисполнения плана по итогам 2018 года, а также недостаточный ведомственный контроль за проведением диспансеризации.
- в ходе контроля за реализацией лекарственного обеспечения выявляются системными проблемы: недостатки в логистике лекарственных препаратов и отсутствие единой информационной системы, обеспечивающей взаимодействие органа управления здравоохранения, медицинского информационно-аналитического центра, медицинских и фармацевтических организаций, а также лекарственное обеспечение от выписки рецепта до получения лекарственного препарата пациентом, несоблюдение сроков поставок лекарственных препаратов со стороны поставщиков, наличие необеспеченных лекарственными препаратами рецептов, не анализируются потребности в лекарственных препаратах и не проводится управление товарными запасами. Зафиксированы факты списания лекарственных препаратов, в том числе вакцин.
Также в проверенных субъектах отсутствует или осуществляется не на должном уровне ведомственный контроль и организационно-методическая работа, в том числе со стороны главных внештатных специалистов органов здравоохранения субъекта.
Зачастую в субъектах Российской Федерации при попустительстве руководителей органов государственной власти в сфере здравоохранения, создаются предпосылки и условия для подмены оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи платными услугами, особенно при проведении диагностических процедур.
По результатам всех проверок было выдано 84 предписания об устранении выявленных нарушений, составлено 3 протокола. Предписания, у которых не истек срок исполнений находятся на контроле Росздравнадзора.
Информация по результатам контрольных мероприятий направлена Росздравнадзором в адреса глав субъектов Российской Федерации, в Минздрав России, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Вид контроля - государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств в форме:
- федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств;
- выборочного контроля качества лекарственных средств.
В части федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств посредством организации и проведения проверок соответствия лекарственных средств установленным требованиям законодательства по хранению, перевозке, отпуску, реализации лекарственных средств для медицинского применения в I квартале 2019 г. в ежегодный план включены 487 плановых проверок. Проведено 479 проверок (411 плановых и 68 внеплановых). В связи с прекращением действия лицензии из ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных проверок исключены 76 организаций.
В ходе проведения проверок государственному контролю подвергались:
- организации оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения;
- аптечные организации (аптечные пункты);
- медицинские организации.
Основаниями для проведения внеплановых проверок во I квартале 2019 года являлись:
- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения - 56 (82%);
- поступление обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан - 12 (18%).
Таким образом, соотношение в долевом выражении количества внеплановых проверок за отчетный период не изменилось, доминируют проверки по контролю за исполнением юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания.
При проведении проверок соблюдены установленные приказами сроки.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий оформлены акты проверок. По итогам плановых проверок выдано 388 предписаний, по итогам внеплановых проверок - 10 предписаний.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий за I квартал 2019 года составлено 377 протоколов по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и 21 протокол по ст. 14.4.2 КоАП РФ.
Объектом правонарушения по статье 14.4.2 и 14.43 КоАП РФ являются общественные отношения в области применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам, в частности хранения лекарственных препаратов для медицинского применения.
Такие требования установлены, в том числе Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения и Правилами хранения лекарственных средств.
Административное наказание в виде предупреждения вынесено 256 юридическим лицам, которые относятся к малому и среднему бизнесу, и допущенные ими правонарушения не повлекли за собой причинение вреда или создание угрозы жизни и здоровью граждан.
Результаты проверок юридическими лицами не обжаловались. За I квартал 2019 года назначено административных штрафов на сумму 12 730 тыс. руб.
В I квартале 2019 г. рассмотрено 587 обращений граждан, в том числе по вопросам, касающимся отпуска, хранения, перевозки лекарственных средств - 223 обращения.
Меры прокурорского реагирования в связи с неправомерными действиями Росздравнадзора в отчетном квартале не применялись.
За отчетный период в Росздравнадзор разъяснения Генеральной прокуратуры Российской Федерации не поступали.
В I квартале 2019 года имели место следующие системные нарушения, допускаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при обращении лекарственных средств: в нарушение требований статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" в части хранения лекарственных средств; Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н; Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 N 646н:
- отсутствует оборудование, необходимое для организации надлежащего хранения лекарственных препаратов, позволяющее обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств (отсутствуют кондиционеры, приточно-вытяжная вентиляция, осушители воздуха, фармацевтические холодильники), помещения для хранения лекарственных препаратов требуют текущего ремонта; не соблюдаются условия хранения лекарственных препаратов, в том числе требующих защиты от повышенной, пониженной температуры, от действия света, влажности, от механического воздействия (ударов);
- отсутствуют система внутреннего контроля качества оказания услуги, а также разработанные и утвержденные инструкции, стандартные операционные процедуры, позволяющие регламентировать и контролировать (внутренний контроль) действия сотрудников при осуществлении деятельности по хранению, отпуску и реализации лекарственных препаратов для медицинского применения;
- руководителем организаций не установлен порядок ведения учета лекарственных средств с ограниченным сроком годности; отсутствуют документы, определяющие порядок ведения учета лекарственных средств с ограниченным сроком годности. Не установлен контроль за своевременной реализацией этих лекарственных препаратов. В ряде медицинских и аптечных организаций выявлены лекарственные препараты с истекшим сроком годности, а также лекарственные препараты, качество которых документально не подтверждено;
- не соблюдаются правила отпуска и реализации лекарственных препаратов (допускается отпуск рецептурных лекарственных препаратов без рецепта; аптечными организациями не предъявляются рецепты на лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету).
Организация и проведение методической работы с организациями по предотвращению ими нарушений обязательных требований осуществляется Росздравнадзором путем привлечения информационных ресурсов (газеты, специализированные журналы, местные каналы телевидения), разъяснения положений действующего законодательства, в том числе при устном обращении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан как непосредственно в Росздравнадзор, так и по телефону или электронной почте.
Ежегодно на открытых и доступных информационных ресурсах Росздравнадзором размещаются итоги контрольно-надзорной деятельности в прошедшем году.
Росздравнадзором проводятся коллегии, конференции, рабочие совещания, семинары, с участием представителей медицинских и фармацевтических организаций, общественных организаций и профессиональных ассоциаций (ХХ ежегодная Всероссийская конференция "Государственное регулирование в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий - ФармМедОбращение 2019" и др.).
Росздравнадзором издается журнал "Вестник Росздравнадзора".
Журнал выходит один раз в два месяца (6 номеров в год), на 80 полосах, тиражом 3 500 экз., имеет свою страницу на официальном сайте Росздравнадзора http://www.roszdravnadzor.ru.
По результатам мониторинга оказания государственных услуг, обращений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан на сайте Росздравнадзора размещаются ответы на наиболее часто задаваемые проблемные вопросы, в том числе размещаются видеоролики.
В целях профилактики нарушений в сфере здравоохранения на сайтах Росздравнадзора размещаются пресс-релизы по результатам контрольных мероприятий, что в свою очередь позволяет юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям провести самообследование и устранить аналогичные нарушения.
Росздравнадзор с 2017 года является участником приоритетного пилотного проекта "Реформа контроля и надзора".
В рамках реализации паспорта приоритетного проекта "Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований", утверждённого протоколом заседания проектного комитета от 27.01.2017 N 5, Росздравнадзором проведены профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушений обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Росздравнадзором были приняты следующие нормативные правовые акты:
приказ Росздравнадзора от 27.04.2017 N 4043 "Об утверждении Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора)";
приказ Росздравнадзора от 30.11.2017 N 9890 "Об утверждении Ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований".
Ведомственные нормативные акты размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в открытом доступе на официальном сайте Росздравнадзора (http://www.roszdravnadzor.ru/) в разделе "Реформа контрольно-надзорной деятельности".
На официальном сайте Росздравнадзора опубликован годовой доклад по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований, выявленных в результате контрольно-надзорной деятельности Росздравнадзора, и доклад с руководством по соблюдению обязательных требований по соответствующим видам государственного контроля (надзора) с созданием к указанным докладам сервисов для сбора вопросов (обращений).
Кроме того, центральным аппаратом и территориальными органами Росздравнадзора ежеквартально опубликовываются доклады по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований контрольно-надзорной деятельности.
Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности.
В связи с чем постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2017 N 907 внесены изменения в Положение о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1043.
В целях применения Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств была проведена градация производителей лекарственных препаратов на основании объективных данных: реестра лицензий на осуществление деятельности по производству лекарственных средств, где указывается категория выпускаемой продукции, государственного реестра лекарственных средств, а также данных о лекарственных препаратах, выпущенных в гражданский оборот, предоставляемых производителями на основании требований приказа Росздравнадзора от 07.08.2015 N 5539 "Об утверждении порядка осуществления выборочного контроля качества лекарственных средств для медицинского применения".
Относительно производителей лекарственных средств использованы 4 категории риска: значительный, средний, умеренный и низкий.
Всего план проверок на 2019 год включает проверки 43 производителей лекарственных средств, из них по категориям риска:
- 27 значительного риска;
- 10 среднего риска;
- 6 умеренного риска.
Планом проверок Росздравнадзора в 1 квартале 2019 г. предусмотрено проведение 9 плановых проверок в отношении производителей лекарственных средств. Осуществляемых центральным аппаратом Росздравнадзора.
В 1 квартале 2019 года организовано 9 плановых проверок и завершено 6 плановых проверок, в том числе 3 плановые проверки, начатые в 4 квартале 2018 года, срок проведения которых продлён в связи с проведением экспертизы отобранных образцов лекарственных средств.
Результаты проверок, проведённых в 1 квартале 2019 года, представленные в таблице, свидетельствуют о правильности подхода к применению риск-ориентированной модели при планировании контрольных мероприятий:
Степень риска |
Количество проверок |
Количество выявленных нарушений |
Среднее количество нарушений на 1 проверку |
Значительный |
3 (в том числе 1 проверка с 2018 г.) |
52 |
17 |
Средний |
1 |
12 |
12 |
Умеренный |
2 (проверки с 2018 г.) |
27 |
14 |
При проведении проверок производителей лекарственных средств соблюдены установленные приказами сроки, в том числе при их продлении, которое обусловлено проведением экспертизы качества отобранных образцов лекарственных средств.
В рамках проверок в 1 квартале 2019 г. отобрано 162 образца готовых лекарственных препаратов и фармацевтических субстанций, на 96 из которых получены положительные заключения после проверки соответствия установленным требованиям к качеству; 66 образцов - находятся на этапе экспертизы.
По результатам проверок за 1 квартал 2019 год выдано 6 предписаний, составлен 1 протокол об административном правонарушении (ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, наложен штраф в размере 100 тыс. руб.; штраф уплачен 05.03.2019).
Типичными нарушениями, которые выявлены и отражены в актах проверок, проведённых в 1 квартале 2019 года, являются нижеперечисленные обязательные требования:
- не разработаны и не утверждены стандартные операционные процедуры;
- не оформлена ответственность Руководства предприятия за наличие эффективной фармацевтической системы качества и необходимых ресурсов;
- не все непригодные к использованию печатные упаковочные материалы уничтожаются или уничтожаются без документального оформления;
- не проводятся мероприятия для обеспечения целостности записей в течение срока хранения;
- не обеспечивается прослеживаемость контрольных и (или) архивных образцов;
- вместимость складских зон недостаточна для упорядоченного хранения различных категорий материалов и продукции: исходного сырья, промежуточной, нерасфасованной и готовой продукции, а также продукции, находящейся в карантине, продукции, разрешённой для выпуска, отклонённой, возвращённой или отозванной;
- не разработаны и не утверждены документы, в которых регламентируется порядок совершения работниками действий при осуществлении хранения и (или) перевозке лекарственных препаратов, ведение записей, отчетов и их хранение, приёмка, транспортировка, размещение лекарственных препаратов.
Результаты проверок юридическими лицами не обжаловались.
Меры прокурорского реагирования в связи с неправомерными действиями Росздравнадзора в отчетном квартале не применялись.
За 1 квартал 2019 года проведено 6 внеплановых проверок производителей лекарственных средств, из них 1 - выездная. Основанием для проведения внеплановых проверок являлось истечение срока исполнения ранее выданного предписания.
В результате внеплановых проверок установлено устранение субъектами обращения лекарственных средств нарушений следующих обязательных требований, которые представляют риск для качества продукции:
- не проведено изучение распределения температуры (температурное картирование) в помещениях, где осуществляется хранение лекарственных препаратов
- не проводится мониторинг условий хранения в складских помещениях
- продукция, исходное сырье и упаковочные материалы не защищены от микробной и другой контаминации на всех стадиях производства
- каждой поставке или серии первичных или печатных упаковочных материалов не присваивается идентификационный номер или идентификационный знак
- поверка регистрирующих и контрольных приборов не проводится с определенной периодичностью соответствующими методами
- не осуществляется хранение контрольных образцов каждой серии промежуточной продукции
- заполнение маршрутной карты в процессе производства не всегда осуществляется одновременно с выполнением операции
- в журнале учёта архивных образцов не указан срок годности лекарственных препаратов, заложенных на хранение, что затрудняет прослеживаемость образцов в течение срока годности
- не оформлена ответственность руководства предприятия за наличие эффективной фармацевтической системы качества и необходимых ресурсов
- не оформляется документально уничтожение непригодных к использованию печатных упаковочных материалов
- отобранные контрольные образцы не являются представительной выборкой готовой продукции
- не утверждена процедура быстрого расследования всех претензий и информации, касающейся недоброкачественных лекарственных средств
- не определён порядок регулярного анализа записей по рассмотрению претензий с целью выявления специфических и повторяющихся факторов, а также порядок информирования Росздравнадзора в случае предпринимаемых действий при выявлении ошибок в производстве, ухудшения качества продукции, выявлении фальсифицированной продукции и проведении оперативного отзыва продукции
- не оформлена документально процедура по анализу эффективности мероприятий по отзыву продукции
- не оформлен документально отчёт по анализу эффективности мероприятий по отзыву продукции
- отсутствуют документы, регламентирующие планирование перевозки лекарственных препаратов на основании анализа и оценки возможных рисков, порядок перевозки лекарственных препаратов, а также контроль со стороны производителя за температурным режимом при перевозке
- обзоры по качеству не содержат выводов и заключений, а также выявления тенденций и установления возможности улучшения качества продукции и производственного процесса
- не предприняты меры изоляции лекарственных препаратов, выведенных из обращения, исключающие их попадание в обращение
- протоколы входного контроля заполняются не в соответствии с утвержденной спецификацией на субстанции
- не все документы, определяющие ответственность и обязанности персонала, вовремя актуализируются
- не исключено использование устаревших версий регламентирующих документов
- допускаются отклонения от разработанных и утвержденных процедур при документарном оформлении журналов
- в складских зонах не обеспечено упорядоченное хранение исходного сырья и упаковочных материалов; стеллажи не идентифицированы; установлено хранение сырья с истекшим сроком годности
- не обеспечено безопасное и надежное хранение печатных упаковочных материалов в изолированных условиях
- вместимость складских зон недостаточна для упорядоченного хранения отклонённой, возвращённой или отозванной продукции
- досье на серию не содержит документов по реализации серии лекарственного препарата
Результаты проверок юридическими лицами не обжаловались.
Меры прокурорского реагирования в связи с неправомерными действиями в отчетном квартале не применялись.
О результатах проверок на сайте Росздравнадзора (рубрика "Лекарственные средства"/раздел "Информационные письма") ежемесячно размещались информационные письма.
В 1 квартале 2019 г. всего поступило 119 обращений граждан, из которых было рассмотрено 104, в том числе по вопросам, касающимся качества лекарственных средств - 72 обращения.
Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств посредством организации и проведения проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств установленных требований к доклиническим исследованиям лекарственных средств, клиническим исследованиям лекарственных препаратов
Всего за 1-й квартал 2019 года по данному виду надзора сотрудниками Росздравнадзора проведено 22 проверки.
Согласно ежегодному плану контрольно-надзорных мероприятий Росздравнадзора, в 1-м квартале 2019 года по данному виду надзора предусмотрено проведение 16 проверок с применением риск-ориентированной модели, из которых фактически организовано 16 проверок. На конец отчетного периода завершено 15 плановых выездных проверок, из которых 3 проверки предыдущего отчетного периода. Результаты проверок, проведённых в 1-м квартале 2019 года, представлены в таблице:
Категория риска |
Количество юридических лиц |
Количество выявленных нарушений |
Значительный |
4 |
53 |
Средний |
6 |
36 |
Умеренный |
1 |
5 |
Низкий |
4 |
0 |
Итого |
15 |
94 |
По результатам контрольно-надзорных мероприятий Росздравнадзора оформлены акты проверок. Нарушения обязательных требований в рамках данного вида надзора установлены в 9 проверенных организациях, осуществляющих проведение и/или организацию проведения доклинических и клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения. По результатам контрольно-надзорных мероприятий выдано 9 предписаний об устранении выявленных нарушений, выявлено 94 нарушения обязательных требований при проведении доклинических исследований лекарственных средств и клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения. Результаты проверок юридическими лицами не обжаловались.
Статистически, усредненное количество нарушений, выявленных Росздравнадзором при проверке юридических лиц значительного класса риска, в 1,5 раза превышает среднее количество нарушений, выявленных в ходе проверки юридических лиц среднего класса риска, и в 10 раз превышает количество нарушений, выявляемых у юридических лиц умеренного класса риска.
В 1-м квартале 2019 года поступило 4 обращения граждан по вопросам порядка проведения клинических исследований лекарственных препаратов на территории Российской Федерации, заявителям предоставлены разъяснения.
По результатам федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств в форме проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств установленных требований к клиническим исследованиям лекарственных препаратов в 1-м квартале 2019 года были выявлены 74 нарушения обязательных требований (в отношении отдельных протоколов клинических исследований), представленные в таблице:
1. Нарушения организации проведения клинических исследований лекарственных препаратов со стороны разработчиков или их уполномоченных лиц, из них:
- не обеспечено проведение клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с Правилами надлежащей клинической практики и требованиями законодательства Российской Федерации в сфере обращения лекарственных средств;
- не обеспечено сообщение в Минздрав России (по установленной им форме) о завершении, приостановлении или прекращении клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения в срок, не превышающий пять рабочих дней;
- отсутствие стандартных операционных процедур, регламентирующих сбор, регистрацию, предоставление данных клинических исследований лекарственных препаратов в соответствии с протоколами таких исследований, или их неполное внедрение и поддержание в соответствии с требованием законодательства;
- допущено проведение клинических исследований лекарственных препаратов на основании договоров с медицинскими организациями без определения общей стоимости программы исследования и сумм, предназначающихся для выплат исследователям/со-исследователям;
- допущены нарушения мониторинга клинических исследований лекарственных препаратов, осуществляемого сотрудниками разработчика лекарственных препаратов или его уполномоченного представителя;
- не обеспечено сообщение в Росздравнадзор и независимые этические комитеты о серьезных непредвиденных нежелательных реакциях на исследуемые лекарственные препараты, а также не обеспечено направление отчетов по безопасности разрабатываемых лекарственных препаратов и иных данных по безопасности;
- не обеспечена независимая от мониторинга оценка соответствия проводимых клинических исследований протоколу исследований, стандартным операционным процедурам организатора и требованиям законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств (аудит клинического исследования) либо аудит осуществляется в нарушение требований законодательства;
- нарушения при обращении с исследуемыми лекарственными препаратами для клинических исследований;
- нарушения порядка получения согласия всех привлеченных к участию в клиническом исследовании сторон на предоставление прямого доступа ко всем данным исследований для целей мониторинга и аудита, соблюдение процедуры регистрации и предоставления данных в соответствии с протоколом исследования и требованиями законодательства, а также последующее хранение таких документов;
- не обеспечена возможность принятия решения о приостановлении или прекращении клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения в случае возникновения опасности для жизни, здоровья пациентов, участвующих в клинических исследованиях и последующее уведомление заинтересованных лиц о принятом решении;
- не обеспечено надлежащее распределение ролей и обязанностей сотрудников, участвующих в организации проведения исследований;
- не получено подтверждение того, что независимые этические комитеты медицинских организаций, в которых проводились клинические исследования, организованы и действуют в соответствии с Правилами надлежащей клинической практики;
- не обеспечено предоставление в Минздрав России отчета о результатах клинических исследований в трех месячный срок;
- не обеспечено проведение клинических исследований в соответствии с протоколами таких исследований.
2. Нарушения проведения клинических исследований лекарственных препаратов на базе медицинских организаций и деятельности ответственных исследователей, членов их исследовательских команд, из них:
- не обеспечено проведение клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с Правилами надлежащей клинической практики и требованиями законодательства Российской Федерации в сфере обращения лекарственных средств;
- руководителями медицинских организаций не обеспечено своевременное назначение исследователей/со-исследователей, принимающих участие в проведении клинических исследований;
- нарушения порядка информирования независимых этических комитетов и организаторов клинических исследований о результатах клинических исследований, об отклонениях от протоколов, нежелательных реакциях и иных данных и документах по безопасности исследуемых лекарственных препаратов;
- не обеспечено полное и достоверное ведение документов клинических исследований, включая записи на бумажных, электронных и иных носителях, которые описывают методы, организацию и (или) результаты клинических исследований;
- нарушение порядка получения добровольного информированного согласия пациента и/или его законного представителя на участие в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения.
3. Нарушения по этическому сопровождению клинических исследований лекарственных препаратов на базе локальных или региональных независимых этических комитетов при медицинских организациях, из них:
- не обеспечено осуществление деятельности в соответствии со стандартными операционными процедурами, регламентирующими деятельность комитетов;
- не обеспечено надлежащее рассмотрение и хранение документации клинических исследований, включая доведение в письменном виде до исследователя, организатора клинического исследования сведений о решениях комитета, касающихся клинического исследования, и причинах принятия решений;
- не обеспечено привлечение опытных и квалифицированных лиц для экспертной оценки научных, медицинских и этических аспектов, проводимых клинических исследований, включая привлечение к участию в прениях и голосовании комитета сторонних лиц.
По результатам федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств в форме проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств установленных требований к доклиническим исследованиям лекарственных препаратов в 1-м квартале 2019 года были выявлены 20 нарушений обязательных требований, представленные в таблице:
- не обеспечено проведение доклинического исследования в соответствии с утвержденным разработчиком планом, присвоение уникальных идентификационных номеров, соответствие даты начала исследования дате подписания протокола;
- не обеспечено оформление результатов доклинического исследования в части составления заключительного отчёта, соответствие даты подписания отчёта дате окончания исследования, содержания отчёта и его подписание должностными лицами;
- не обеспечено хранение документов и материалов в части наличия архива, определения срока хранения и уничтожения.
По истечении сроков ранее выданных предписаний Росздравнадзора проведены 7 внеплановых проверок, из которых 6 документарных и 1 выездная проверка, в результате которых установлено устранение субъектами обращения лекарственных средств нарушений обязательных требований.
Выборочный контроль качества лекарственных средств
Выборочный контроль качества лекарственных средств в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и приказом Росздравнадзора от 07.08.2015 N 5539 включает в себя:
1) обработку сведений, в обязательном порядке предоставляемых субъектами обращения лекарственных средств, о сериях, партиях лекарственных средств, поступающих в гражданский оборот в Российской Федерации;
2) отбор образцов лекарственных средств у субъектов обращения лекарственных средств в целях проведения испытаний на соответствие требованиям нормативной документации;
3) принятие по результатам проведенных испытаний решения о дальнейшем гражданском обороте соответствующего лекарственного средства;
4) принятие уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о переводе лекарственного средства на посерийный выборочный контроль качества лекарственных средств в случае повторного выявления несоответствия качества лекарственного средства установленным требованиям и (при необходимости) о проверке субъекта обращения лекарственных средств.
На данный вид контроля не распространяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. В ходе осуществления полномочий по выборочному контролю качества лекарственных средств оформление актов проверок не предусматривается. Результаты испытаний лекарственных средств в рамках выборочного контроля качества лекарственных средств оформляются в виде экспертных заключений. Экспертной организацией поступающие образцы лекарственных средств проверяются на соответствие требованиям фармакопейным статьям (Государственная фармакопея Российской Федерации) и в случае отсутствия фармакопейных статей - на соответствие требованиям нормативной документации производителей. Нормативная документация, по которой лекарственное средство проверялось при выпуске в гражданский оборот, указывается в декларациях о соответствии (сертификатах соответствия) - для лекарственных препаратов для медицинского применения, в протоколах анализа (испытаний) или паспортах производителей лекарственных средств - для фармацевтических субстанций.
За 1-й квартал 2019 года в Росздравнадзор поступили сведения от 427 организаций о выпуске в гражданский оборот 61 173 серий лекарственных средств.
В 1 квартале 2019 г. привлечено к административной ответственности ООО "НПП "Фармаклон" в связи с нарушением требований о предоставлении в Росздравнадзор сведений о сериях, партиях лекарственных средств, выпущенных в гражданский оборот на территории Российской Федерации (ст. 19.7.8. КоАП РФ). В соответствии с постановлением от 28.01.2019 N 11-02-20-01/19 наложен административное наказание в виде административного штрафа в сумме 30 тыс. руб. Штраф своевременно оплачен.
В целях обеспечения субъектами обращения лекарственных средств установленных требований в части предоставления в Росздравнадзор сведений о сериях, партиях лекарственных средств, выпускаемых в гражданский оборот на территории Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения на сайте размещено письмо от 25.02.2019 N 01И-574/19 "О сведениях, в обязательном порядке предоставляемых в Росздравнадзор".
За отчетный период Росздравнадзором:
- проведен отбор 4 203 образцов лекарственных средств;
- на посерийный выборочный контроль переведено 4 торговых наименования лекарственных средств;
- снято с посерийного выборочного контроля 7 торговых наименований лекарственных средств.
В связи с мотивированными обоснованиями экспертной организации, на базе которой проводятся испытания лекарственных средств, и с учетом положений пункта 26 Порядка осуществления выборочного контроля качества лекарственных средств для медицинского применения, утвержденного приказом Росздравнадзора от 07.08.2015 N 5539, Росздравнадзором за отчетный квартал продлены на 30 дней сроки проведения испытаний по 22 заданиям на 44 образца лекарственных средств.
По результатам проведенных испытаний образцов лекарственных средств, отобранных в целях выборочного контроля качества, в Росздравнадзор поступают положительные и отрицательные экспертные заключения. За отчетный период в Росздравнадзор поступило 4993 экспертных заключения по результатам выборочного контроля качества лекарственных средств. По результатам испытаний подтверждено соответствие установленным требованиям к качеству образцов лекарственных средств подтверждено соответствие установленным требованиям к качеству в отношении 4958 образцов лекарственных средств.
В связи с получением заключений экспертной организации о несоответствии лекарственных средств установленным требованиям к их качеству Росздравнадзором принято 21 решение об изъятии и уничтожении 21 торгового наименования 30 серий недоброкачественных лекарственных средств, из них:
- 1 решение об изъятии и уничтожении 2 серий 2 наименований лекарственных препаратов аптечного изготовления;
- 20 решений об изъятии и уничтожении 28 серий 19 торговых наименований лекарственных средств промышленного производства.
В связи с поступлением в отчетном периоде экспертных заключений ФГБУ "ИМЦЭУАОСМП" Росздравнадзора о выявленном несоответствии качества лекарственных средств требованиям, установленным нормативной документацией производителей (из-за невоспроизводимости методик, ошибок в расчетных формулах, отсутствия коммерческих предложений по стандартным образцам, расходным материалам и пр., предусмотренных нормативной документацией) Росздравнадзором направлено 3 запроса в Минздрав России о необходимости внесения изменений в нормативную документацию производителей (держателей регистрационных удостоверений).
В связи с получением 4-х разъяснений Минздрава России о необходимости внесения изменений в нормативную документацию Росздравнадзором информированы производители лекарственных средств (держатели регистрационных удостоверений).
Выявленные несоответствия установленным требованиям к качеству по показателям ранжируются следующим образом:
- промышленное производство
Показатель несоответствия |
1-й квартал 2019 г., % |
Количественное определение |
18,2 |
Описание |
13,6 |
Посторонние примеси/Примеси |
13,6 |
Цветность |
6,8 |
Подлинность |
6,8 |
Однородность дозирования |
4,6 |
Растворение |
4,6 |
Прочие |
31,8 |
- аптечное изготовление
Показатель несоответствия |
1-й квартал 2019 г., % |
Маркировка |
50 |
Упаковка |
50 |
Возможные причины выявления в обращении недоброкачественных лекарственных препаратов со стороны производителей лекарственных средств:
1. Нормативная документация содержит неточные методики, ошибки, и предусматривает использование при испытаниях лекарственных средств отсутствующие в коммерческом обороте реактивы, стандарты;
2. Проведение испытаний лекарственных средств службами качества производителей без учета методик, утвержденных при государственной регистрации лекарственных средств;
3. Несоблюдение технологии производства лекарственных средств;
4. Устаревшее технологическое оборудование;
5. Нарушение условий хранения и транспортировки лекарственных средств.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ (п. 2 ст. 38) и Приказом Росздравнадзора от 07.08.2015 N 5539 в случае несоответствия лекарственных средств установленным требованиям производители и лица, выполняющие функции иностранных производителей, обязаны разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан и представить ее для согласования в Росздравнадзор.
Росздравнадзором направлены предписания о представлении для согласования программ мероприятий по фактам выявления в обращении недоброкачественных лекарственных средств.
Недостатки представляемых программ, обусловившие отказ Росздравнадзора в их согласовании и необходимость доработки:
- формальный подход к их разработке: ограниченный перечень мероприятий, отсутствие сроков проведения мероприятий и указания ответственных лиц;
- отсутствие комплексного подхода к оценке факта выявления недоброкачественного лекарственного средства (отсутствие исчерпывающих мер по установлению причины несоответствия);
- предоставление однотипной программы мероприятий в случае выявления несоответствия нескольких серий без усовершенствования программы мероприятий и применения дополнительных мер;
- не инициируется отзыв лекарственных средств, не принимаются решения по прекращению действия деклараций о соответствии (сертификатов соответствия) и меры по оповещению субъектов обращения лекарственных средств о возврате продукции.
В 1-м квартале 2019 г. в связи с выявлением в# недоброкачественных лекарственных средств производителями (организациями, осуществляющими функции иностранных производителей лекарственных средств) инициирован отзыв лекарственных средств 22 торговых наименований 32 серий лекарственных средств.
В 1-м квартале 2019 г. в связи с повторным выявлением несоответствия лекарственных средств установленным требованиям к их качеству на посерийный выборочный контроль качества было переведено 4 торговых наименования лекарственных средств.
Наименование лекарственного средства |
Название производителя, страна |
Показатель несоответствия* |
Было ли ранее решение о переводе на посерийный контроль |
Ципрофлоксацин, раствор для инфузий 2 мг/мл 100 мл, флаконы темного стекла (1), пачки карт. |
ОАО "Синтез", Россия |
Кислота молочная |
нет |
Бифидумбактерин, лиофилизат для приготовления суспензии для приема внутрь и местного применения 5 доз, флаконы (10), пачки картонные |
АО "НПО "Микроген" в г. Нижний Новгород "Нижегородское предприятие по производству бактерийных препаратов "ИмБио", Россия |
Время восстановления препарата |
нет |
Ретвисет, капсулы 100 мг 30 шт., банки полимер. (1), пачка карт. |
АО "Фармасинтез" (Россия) |
Описание |
нет |
Кето плюс, шампунь 150 мл, флаконы (1), пачки картонные |
"Гленмарк Фармасьютикалз Лтд.", Индия |
Подлинность. Пиритион цинк, Количественное определение. Кетоконазол, Количественное определение. Пиритион цинк* |
нет |
Примечание:
* необходимо внесение изменений в нормативную документацию
После подтверждения соответствия установленным требованиям к качеству Росздравнадзором были приняты решения о снятии лекарственных средств с посерийного выборочного контроля качества в 1-м квартале 2019 года - 7 торговых наименований лекарственных средств.
На основании пункта 14 Порядка осуществления выборочного контроля качества лекарственных средств для медицинского применения, утвержденного приказом Росздравнадзора от 07.08.2015 N 5539, в связи с обращениями граждан, касающихся возможных отклонений в качестве лекарственных средств и возникновением угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, Росздравнадзором в 1-м квартале 2019 года оформлено 16 заданий, отобрано 14 образцов лекарственных средств. В 1-м квартале 2019 г. завершены испытания в отношении 6 торговых наименований 12 серий, образцы которых отобраны ранее. Меры прокурорского реагирования в связи с неправомерными действиями Росздравнадзора в отчетном квартале не применялись.
Информация о принятых решениях размещена на сайте Росздравнадзора (рубрика "Лекарственные средства"/раздел "Информационные письма").
Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств
Приказом Росздравнадзора от 27.04.2017 N 4043 утвержден Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора).
В связи с вступлением в силу приказа Федеральной службы в сфере здравоохранения от 09.11.2017 N 9438 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами при проведении плановых проверок при осуществлении федерального надзора в сфере обращения лекарственных средств" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 января 2018 г., регистрационный N 49781) в приказах указываются реквизиты используемых при проверке проверочных листов.
Рекомендуемые Росздравнадзором меры по обеспечению качества лекарственных препаратов, вводимых в гражданский оборот:
- разработка действенной программы мероприятий, с определением сроков и ответственных лиц, позволяющей в будущем исключить повторный выпуск лекарственных средств, не соответствующих установленным требованиям к качеству;
- обучение персонала алгоритму действий при выявлении недоброкачественных лекарственных средств и возникновении нестандартных ситуаций.
Выборочный контроль качества лекарственных средств
Вопросы применения обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов (разъяснения Росздравнадзора по вопросам выявленных нарушений применения законодательства Российской Федерации в области соблюдения обязательных требований)
Экспертной организацией в рамках выборочного контроля качества поступающие образцы лекарственных средств проверяются на соответствие требованиям фармакопейным статьям (Государственная фармакопея Российской Федерации) и в случае отсутствия фармакопейных статей - на соответствие требованиям нормативной документации производителей.
Нормативная документация, по которой лекарственное средство проверялось при выпуске в гражданский оборот указывается в декларациях о соответствии (сертификатах соответствия) - для лекарственных препаратов для медицинского применения, в протоколах анализа (испытаний) или паспортах производителей лекарственных средств - для фармацевтических субстанций.
Рекомендуемые Росздравнадзором меры по обеспечению качества лекарственных препаратов, вводимых в гражданский оборот:
- пересмотр нормативной документации производителя, как российского, так и иностранного, с целью выявления возможных недостатков нормативной документации (опечаток, неточностей методики, невоспроизводимости методики, наличия стандартных образцов, которые не производятся и др.);
- использование общепринятых методов анализа (требований Государственной Фармакопеи) при разработке нормативной документации для введения в оборот новых лекарственных препаратов (первичная регистрация, измененная технология и пр.); исключение методик, которые вызовут сложности при их воспроизведении в рамках государственного контроля при обращении в гражданском обороте, а также лабораторного оборудования, не включенного в реестр средств измерений, и реактивов, стандартов, которые не выпускаются для коммерческого использования и пр.
- неформальный подход к проведению расследований причин возникновения отклонений в качестве;
- разработка действенной программы мероприятий, с определением сроков и ответственных лиц, позволяющей в будущем исключить повторный выпуск лекарственных средств, не соответствующих установленным требованиям к качеству;
- обучение персонала алгоритму действий при выявлении недоброкачественных лекарственных средств и возникновении нестандартных ситуаций.
Вид контроля - государственный контроль за обращением медицинских изделий
Предметом государственного контроля является организация и проведение проверок соблюдения субъектами обращения медицинских изделий обязательных требований в сфере обращения медицинских изделий, в том числе при проведении клинических испытаний медицинских изделий и осуществление мониторинга безопасности медицинских изделий.
В 1 квартале 2019 года проведено 703 проверки по государственному контролю за обращением медицинских изделий, из них - 289 плановых и 414 внеплановых проверки.
Внеплановые проверки составили 63% от общего числа проведенных проверок, из них по угрозе причинения вреда жизни здоровью граждан 31 проверка.
По результатам проверок приняты меры контрольного и надзорного реагирования:
- выданы 375 предписаний об устранении выявленных нарушений; по контролю за исполнением предписаний проведено 128 внеплановых проверки;
- составлены 173 протокола об административных правонарушениях по ст. 6.28 КоАП, наложено штрафов на сумму 1 493 000 руб.
В по результатам контрольно-надзорных мероприятий за указанный период на официальном сайте Росздравнадзора размещено 419 решений:
- 12 писем о приостановлении применения медицинского изделия;
- 1 письмо о возобновлении применения;
- 5 писем об изъятии медицинских изделий;
- 127 писем о недоброкачественном медицинском изделии;
- 100 писем о незарегистрированном медицинском изделии;
- 4 письма о фальсифицированных медицинских изделиях;
- 126 писем об отзыве медицинских изделий производителями в рамках коррекционных мероприятий.
В ходе осуществления государственного контроля за обращением медицинских изделий Росздравнадзором выявлены типичные нарушения, характерные для различных субъектов обращения медицинских изделий:
- аптечные организации, медицинские организации, производители медицинских изделий.
В ходе осуществления государственного контроля за обращением медицинских изделий в медицинских организациях выявлялись следующие типичные нарушения:
- хранение и применение медицинских изделий с истекшим сроком годности;
- применение незарегистрированных медицинских изделий (не имеющих регистрационного удостоверения, подлежащих государственной регистрации);
- применение медицинских изделий, обращение которых ограничено на основании писем Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения;
- применение недоброкачественных и незарегистрированных медицинских изделий, обращение которых выявлено по результатам экспертизы качества, эффективности и безопасности отобранных образцов медицинских изделий.
В аптечных организациях проверяющими выявлялись следующие типичные нарушения:
- хранение и реализация незарегистрированных медицинских изделий (без регистрационного удостоверения), недоброкачественных, фальсифицированных медицинских изделий, обращение которых ограничено на основании писем Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, медицинских изделий без заводской упаковки и маркировки.
В ходе проверок установлено, что производителями медицинских изделий допускались типичные нарушения:
- реализация недоброкачественных медицинских изделий (с нарушением требований нормативной, технической и (или) эксплуатационной документации производителя), незарегистрированных медицинских изделий;
- производство недоброкачественных медицинских изделий (с нарушением требований нормативной, технической и (или) эксплуатационной документации производителя);
- несвоевременное внесение изменений в регистрационную документацию на медицинские изделия;
- несообщение о неблагоприятных событиях, связанных с применением медицинских изделий, в Росздравнадзор в установленные сроки.
Принятые меры по результатам проверок:
- выданы предписания об устранении выявленных нарушений;
- составлены протоколы об административных правонарушениях, наложены штрафы;
- выданы представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
- выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
- по результатам проверок материалы направлены в правоохранительные органы.
Руководитель |
М.А. Мурашко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения за 1 квартал 2019 года (утв. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения 22 апреля 2019 г.)
Текст обзора опубликован не был