Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г. Хуснутдинова, судей Ф.Р. Волковой, Л.B. Кузьминой, Э.М. Мустафиной, Р.А. Сахиевой, А.Р. Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи А.Р. Шакараева, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданина А.В. Орлова,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин А.В. Орлов с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий" (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 декабря 2011 года N 1021) (далее также - постановление Кабинета Министров Республики Татарстан).
Согласно пункту 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан для многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих десять и более детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, установлена ежегодная квота по обеспечению жильем в первоочередном порядке в размере 1 процента от общего числа многодетных семей, включенных в сводный список многодетных семей в Республике Татарстан на соответствующий год, и не менее чем одна семья.
Из жалобы и приложенных к ней копий документов следует, что заявитель с супругой и 10 детьми совместно проживали в квартире на основании договора найма. Однако в этой квартире по месту постоянного проживания зарегистрирован только сам гражданин А.В. Орлов, поскольку собственник жилья не дал согласие на регистрацию его супруги и детей. Супруга и дети зарегистрированы в другой квартире, принадлежащей на праве собственности родителям его супруги, но там не проживают.
Как указывает в своей жалобе заявитель, несмотря на то, что они с супругой и детьми с 2013 года состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, им отказывают во включении в Сводный список многодетных семей в Республике Татарстан на очередной год и, соответственно, в Список граждан - получателей жилищных сертификатов в планируемом году по причине отсутствия совместной регистрации. По его мнению, предусмотренное оспариваемой нормой формальное требование о совместной регистрации приводит к тому, что не имеющая такой регистрации многодетная семья, хотя и проживает совместно, не может реализовать свое право на ежегодную квоту по обеспечению жильем в первоочередном порядке.
Гражданин А.В. Орлов считает, что такое правовое регулирование нарушает его право на социальное обеспечение, гарантированное Конституцией Республики Татарстан, и конституционные принципы равенства и справедливости. В подтверждение своей позиции он ссылается на постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 30 мая 2019 года N 83-П, полагая, что изложенные в нем правовые позиции могут быть распространены и на рассматриваемое положение.
На основании изложенного гражданин А.В. Орлов просит Конституционный суд Республики Татарстан признать пункт 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий" в той части, в какой он устанавливает, что право на ежегодную квоту по обеспечению жильем в первоочередном порядке имеют только те многодетные семьи, имеющие десять и более детей, проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, члены которой зарегистрированы в одном жилом помещении, не соответствующими статьям 13, 28 (части первая и вторая), 29 (часть первая), 38 (части первая и третья), 54 (часть первая), 55 Конституции Республики Татарстан.
2. Вопрос, касающийся нормативного требования совместной регистрации всех членов многодетной семьи по одному месту жительства для получения на безвозмездной основе субсидии для приобретения жилья за счет средств бюджета Республики Татарстан, уже был предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан. В своем постановлении от 30 мая 2019 года N 83-П Конституционный суд Республики Татарстан пришел к выводу, что регулирование, устанавливающее наличие регистрации всех членов многодетной семьи по одному месту жительства в качестве обязательного условия для получения жилищного сертификата, фактически представляет собой формально-юридическое препятствие для реализации ими права на улучшение жилищных условий. Отсутствие регистрации всех членов многодетной семьи по одному месту жительства не исключает возможность установления их места жительства на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета, и, во всяком случае, не может ставить под сомнение право многодетной семьи на дополнительную поддержку со стороны государства. Предоставление сертификатов тем многодетным семьям, члены которых имеют совместную регистрацию по одному месту жительства, при невозможности получения аналогичных социальных гарантий семьями, относящимися к той же категории, но не имеющими совместной регистрации, влечет неоправданную дифференциацию, которая, в свою очередь, приводит к снижению уровня их социальной защиты. Такое правовое регулирование в нарушение конституционного принципа равенства приводит не только к необоснованным различиям в объеме социальных прав многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но и искажает само существо рассматриваемого права, что не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.
В этой связи Конституционный суд Республики Татарстан признал подпункт "а" пункта 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий" (далее также - Правила), не соответствующими Конституции Республики Татарстан в той мере, в какой его положения ставят право на получение сертификата многодетными семьями, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в зависимость от наличия совместной регистрации всех членов семьи по одному месту жительства.
Во исполнение указанного постановления Конституционного суда Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановлением от 9 августа 2019 года N 660 внес соответствующие изменения в подпункт "а" пункта 4 рассмотренных Правил.
Обжалуемые гражданином А.В. Орловым правовые положения пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан в той части, в которой они обжалуются заявителем, аналогичны по своему содержанию и смыслу положениям рассмотренного Конституционным судом Республики Татарстан подпункта "а" пункта 4 Правил, признанным Конституционным судом Республики Татарстан не соответствующими Конституции Республики Татарстан.
Согласно пункту 3 части первой статьи 46 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае, если по предмету обращения ранее им было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
Поскольку оспариваемая заявителем норма содержит такие же положения, какие уже были предметом обращения в Конституционный суд Республики Татарстан, и по ним вынесено постановление, сохраняющее свою силу, жалоба гражданина А.В. Орлова не отвечает требованиям Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", а потому не может быть принята Конституционным судом Республики Татарстан к рассмотрению.
Вместе с тем частью четвертой статьи 68 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" установлено, что в случае, если при рассмотрении дела Конституционным судом Республики Татарстан выявлены нормативные правовые акты или их отдельные положения, воспроизводящие нормы, признанные его решением не соответствующими Конституции Республики Татарстан либо противоречащими установленному в его решении конституционно-правовому смыслу рассмотренных норм, Конституционный суд Республики Татарстан вправе определить срок и порядок их приведения в соответствие с Конституцией Республики Татарстан.
В этой связи Кабинету Министров Республики Татарстан надлежит - исходя из требований Конституции Республики Татарстан и с учетом основанных на ее положениях правовых позиций Конституционного суда Республики Татарстан - внести в действующее правовое регулирование надлежащие изменения, вытекающие из постановления Конституционного суда Республики Татарстан от 30 мая 2019 года N 83-П и настоящего определения.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктом 3 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, частью 4 статьи 68, статьями 69, 72, 73 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.В. Орлова на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий", поскольку обжалуемая норма содержит такие же положения, какие уже были предметом рассмотрения в Конституционном суде Республики Татарстан и по которым вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
2. Кабинету Министров Республики Татарстан надлежит - исходя из требований Конституции Республики Татарстан и с учетом основанных на ее положениях правовых позиций Конституционного суда Республики Татарстан - внести в действующее правовое регулирование надлежащие изменения, вытекающие из постановления Конституционного суда Республики Татарстан от 30 мая 2019 года N 83-П и настоящего определения.
3. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Копию настоящего Определения направить гражданину А.В. Орлову и в Кабинет Министров Республики Татарстан.
5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан" и на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 12 декабря 2019 г. N 41-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.В. Орлова на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий" (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 декабря 2011 года N 1021)"
Текст определения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 4 марта 2020 г.