Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 декабря 2019 г. N 03-12-11/1/101381
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Разделом V.1 налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено применение при определении доходов (расходов), полученных в результате сделок между взаимозависимыми лицами, общепринятого в мировой практике принципа "вытянутой руки" ("справедливой цены"), закрепленного пунктом 1 статьи 105.3 Кодекса для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 105.3 Кодекса, в случае если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.
Для оценки соответствия цен в сделках между взаимозависимыми лицами принципу "вытянутой руки" ("справедливой цены") могут использоваться методы, указанные в пункте 1 статьи 105.7 Кодекса.
При этом налогоплательщики при заключении сделок не обязаны руководствоваться методами, указанными в пункте 1 статьи 105.7 Кодекса, для обоснования своей политики в области ценообразования в целях, не предусмотренных Кодексом (пункт 12 статьи 105.7 Кодекса).
Таким образом, налогоплательщики в рамках гражданско-правовых отношений при заключении сделок между взаимозависимыми лицами не обязаны руководствоваться в вопросах ценообразования положениями Кодекса.
Также отмечаем, что использование в гражданско-правовых договорах для определения порядка ценообразования в сделках между взаимозависимыми лицами методов, указанных в пункте 1 статьи 105.7 Кодекса, не является обстоятельством, исключающим необходимость обоснования цен в указанных сделках в порядке, установленном разделом V.1 Кодекса, а также возможность проведения в отношении таких сделок проверок, предусмотренных статьей 105.17 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 декабря 2019 г. N 03-12-11/1/101381
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 17 февраля 2020 г. N 4