Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, март 2020)
1. Допуск участника закупки на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации правомерен, поскольку в составе заявке представлена требуемая лицензия Минкультуры России.
Общество обратилось в антимонопольный орган с жалобой на неправомерные действия конкурсной комиссии, выразившиеся по мнению заявителя в том, что признанный победитель конкурса по выбору подрядчика на выполнение реставрационных работ по объекту культурного наследия. Как утверждало общество, единой комиссией неправомерно допущена к участию в закупке заявка победителя, поскольку у последнего отсутствует лицензия Министерства культуры Российской Федерации на деятельность по сохранению объектов культурного наследия, а, следовательно, такая заявка подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе указанное обращение послужило основанием для проведения антимонопольным органом внеплановой проверки действий электронной площадки.
Напомним, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Учитывая, что объект закупки является выполнение реставрационных работ по объекту культурного наследия, заказчиком в конкурсной документации установлены требования, предъявляемые к участникам закупки о наличии и предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием лицензии Министерства культуры Российской Федерации на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации по соответствующим видам.
Как установлено Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок, заявка победителя содержит требуемую заказчиком лицензию, в связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 14.02.2020 N П-23/20 (полный текст изготовлен 19.02.2020).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение, содержащее информацию о возможных признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
Согласно доводу, указанному в обращении, Единой комиссией неправомерно допущена к участию в закупке заявка ООО "***", поскольку у ООО "***" отсутствует лицензия Министерства культуры Российской Федерации на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 02.03.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 23.03.2018;
5) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям Конкурной документации, Закона о контрактной системе;
6) победителем Конкурса признано АО "***" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта **** рублей;
7) 12.04.2018 с Победителем заключен государственный контракт (***).
1. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе определено, что заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Пунктом 15.1 информационной карты Конкурсной документации установлены требования, предъявляемые к участникам закупки о наличии и предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе лицензии Министерства культуры Российской Федерации на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в состав лицензии должны входить следующие виды работ: Реставрация и воссоздание наружных и внутренних декоративно-художественных покрасок. Реставрация, консервация и воссоздание штукатурной отделки. Реставрация, консервация и воссоздание архитектурно-лепного декора. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание кладок, конструкций. Ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкций Ремонт, реставрация и консервация ограждающих конструкций и распорных систем Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание оснований и фундаментов Реставрация и воссоздание деталей из черного и цветных металлов. Реставрация и воссоздание позолоты. Реставрация, консервация и воссоздание монументальной живописи. Реставрация и воссоздание мозаики. Реставрация, консервация и воссоздание скульптуры.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 02.04.2018 N ***1 заявка ООО "**" признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.
Между тем, Комиссия, изучив заявку ООО "***" на участие в Конкурсе, установила, что ООО "***" в подтверждение соответствия требованиям, установленным Заказчиком представлена лицензия Министерства культуры Российской Федерации на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Вместе с тем, Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обратное.
Учитывая изложенное, Единой комиссией принято решение о допуске ООО "***" к участию в Конкурсе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Единой комиссии соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 2 Правил оценки заявок установлено, что Правила оценки заявок применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 30 Правил оценки заявки установлено, что в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
В соответствии с Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок участников Конкурса:
1. Цена контракта - значимость критерия 40%.
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 60% (далее - Критерий).
По Критерию оцениваются следующие показатели:
"Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (далее - Показатель N 1).
"Деловая репутация участника закупки".
В рамках Показателя N 1 Критерия предусмотрен следующий порядок оценки заявок: "Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее значение представленного объема (суммарное количество) подтвержденной информации о наличии у участника конкурса специалистов, аттестованных федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном порядке, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2012 N 474 состоящих в трудовых отношениях с участником закупки. Комиссия оценивает сведения о квалификации трудовых ресурсов путем изучения данных, представленных в форме 3.1 (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия)".
Вместе с тем, согласно примечанию формы 3.1 "Сведения о квалификации трудовых ресурсов (специалистов, аттестованных федеральным органом охраны объектов культурного наследия) участника закупки", указано, что сведения о квалификации трудовых ресурсов участника закупки, предлагаемых для выполнения работ, приводятся отдельно по каждому специалисту, состоящему в штате организации и/или привлеченному к выполнению работ по предмету контракта на основе договора.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателю N 1, поскольку в указанном порядке оценке содержатся разночтения в отношении сведений об оцениваемых специалистах, а именно: находящихся исключительно в штате участника закупки и/или привлеченных к выполнению работ по предмету контракта на основе договора, что могло привести в заблуждение участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия считает, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что итоговый рейтинг участников Конкурса, ранжированный в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся условий исполнения контракта, не изменился.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Пунктом 15.1 информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее требование к документам, входящих в состав заявки на участие в Конкурсе: "Выписка из реестра членов саморегулируемой организации или копия такой выписки должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении о проведении настоящего конкурса".
Вместе с тем, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть действительна до даты окончания срока подачи заявок, следовательно, вышеуказанное требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации не соответствует положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в Конкурсной документации вышеуказанное требование к участникам закупки, нарушают часть 4 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия считает, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что на указанном основании заявки участников закупки не отклонялись.
4. Согласно части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестре контрактов размещаются, в том числе информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе установлено, что информация, указанная в пункте 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в течение пяти рабочих дней с даты приемки поставленного товара.
Между тем, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, справка о стоимости выполненных работ от 04.02.2019, платежные поручения от 08.02.2019, размещены в ЕИС -14.02.2019, то есть по истечении пяти рабочих дней.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истек.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения частей 3, 4 статьи 56, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, по результатам проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заключен государственный контракт, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В связи с тем, что срок давности привлечения к административной ответственности истек, материалы дела соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
2. Ограничения и условия допуска товаров, в случае если такие условия допуска установлены соответствующим нормативно-правовым актом, подлежат включению в условия закупки в обязательном порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России проведена внеплановая проверка действий заказчика при осуществлении аукциона в электронной форме в связи с поступлением обращения общественной организации, по мнению которой заказчиком не соблюден запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок установлено, что объектом закупки является товар, включенный перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, вопреки предписанной в Законе о контрактной системе обязанности заказчика установить предусмотренный указанным актом Правительства Российской Федерации ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок требуемого товара, такие условия и ограничения установлены не были.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего указанные ограничения и условия допуска товаров, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 14.02.2020 N П-19/20 (полный текст изготовлен 19.02.2020).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены запреты согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968).
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 17.07.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) источник финансирования - бюджет *** (КБК - ***);
4) начальная (максимальная) цена контракта - *** рубль;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 25.07.2019;
6) дата проведения Аукциона - 29.07.2019;
7) на участие в Аукционе подано 12 заявок от участников закупки;
8) на участие в Аукционе допущено 11 заявок от участников закупки;
9) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 6 участников Аукциона;
10) победителем Аукциона признан ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта *** рублей;
11) 19.08.2019 с победителем Аукциона заключен государственный контракт, реестровая запись N ***.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 1 Постановления N 968 утвержден перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно пункту 3 Постановления N 968 для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно: содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территориях государств - членов Евразийского экономического союза и не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
Согласно пункту 4 Постановления N 968 в случае, если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно сведениям ЕИС объектом закупки является поставка расходных материалов для копировально-множительной техники.
В соответствии с извещением и документацией об Аукционе Заказчиком установлен код позиции по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 28.23.25.000 - Части и принадлежности прочих офисных машин.
При этом код ОКПД2 28.23.25.000 включен в Перечень.
Вместе с тем, извещение и документация об Аукционе не содержит ограничения и условия допуска товаров согласно Постановлению N 968.
Кроме того, представители Заказчика на заседании подтвердили, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлены ограничения и условия допуска товаров согласно Постановлению N 968.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего ограничения и условия допуска товаров согласно Постановлению N 968, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что по результатам проведения Конкурса заключен государственный контракт, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что контракт заключен предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 14.02.2020 по делу N П-19/20 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
3. Описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
Общественное объединение обратилось в контрольный орган в сфере закупок с жалобой на действия субъектов контроля при проведении закупки товара (запчастей), согласно которой, по мнению общественной организации, при описании закупаемых запчастей заказчиком не установлены в техническом задании технические характеристики и параметры поставляемого товара в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Контрольный орган в сфере закупок на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе провел внеплановую проверку.
В ходе осуществления внеплановой проверки установлено, что заказчиком в описании объекта закупки указаны качественные, технические, функциональные характеристики товара, которые установлены с учетом объекта закупки и потребности Заказчика, а также установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
При таких обстоятельствах, сделать вывод о том, что заказчиком не соблюдены требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, не представляется возможным.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 12.01.2020 N П-18/20 (полный текст изготовлен 17.02.2020).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, не установившего в техническом задании документации об Аукционе технические характеристики и параметры поставляемого товара в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 19.06.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) источник финансирования - ***; КБК - ***;
4) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 27.06.2019;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) до участия в Аукционе допущено 3 участника закупки;
8) дата проведения Аукциона - 01.07.2019;
9) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавало 3 участника Аукциона;
10) победителем Аукциона признано ООО "***" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта *** рублей;
11) Заказчиком 15.07.2019 с Победителем заключен государственный контракт (реестровая запись N ***).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно обращению заявителя, Заказчиком в описании объекта закупки не установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
Согласно сведениям ЕИС, объектом закупки является поставка ремонтного комплекта для лифта ***.
В соответствии с частью VII документации об Аукционе установлено, в том числе следующие описание требуемых запасных частей ремонтного комплекта для лифта ***: "Частотный преобразователь ***, энкодер, комплект кабелей".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в документации об Аукционе указаны качественные, технические, функциональные характеристики товара, которые установлены с учетом объекта закупки и потребности Заказчика.
Вместе с тем, Заявитель явку своих представителей на заседание Комиссии не обеспечил, а также в составе обращения не представил документов и сведений, подтверждающих, что указанные характеристики и параметры установлены в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе, а также не позволяют сформировать заявку на участие в Аукционе и ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, Комиссия решила:
Признать довод РОО "***" не нашедшим своего подтверждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, март 2020 г.)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Семеновым Р.В.