Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г. Хуснутдинова, судей Ф.Р. Волковой, Л.В. Кузьминой, Э.М. Мустафиной, Р.А. Сахиевой, А.Р. Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Э.М. Мустафиной, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки О.М. Серовой,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка О.М. Серова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий".
Согласно оспариваемому пункту для многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих десять и более детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, установлена ежегодная квота по обеспечению жильем в первоочередном порядке в размере 1 процента от общего числа многодетных семей, включенных в сводный список многодетных семей в Республике Татарстан на соответствующий год, и не менее чем одна семья.
Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, заявительница является матерью пятерых детей, двое из которых инвалиды. В настоящее время ее семья в количестве 7 человек проживает в селе Молвино Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в доме, жилая площадь которого составляет 35,0 кв. м.
На основании постановления Исполнительного комитета Молвинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан гражданка О.М. Серова была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список получателей сертификата в соответствии с Правилами выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий".
Заявительница указывает, что оспариваемая норма предусматривает ежегодную квоту по обеспечению жильем в первоочередном порядке только для многодетных семей, имеющих десять и более детей. Она считает это положение несправедливым по отношению к тем многодетным семьям, которые имеют менее десятерых детей, но среди них есть дети инвалиды.
На федеральном уровне Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 57) устанавливает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного Кодекса. Перечень утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Однако, как указывает заявительница, обжалуемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан не предусматривает для многодетных семей с детьми-инвалидами, имеющими заболевания, включенные в вышеуказанный перечень, предоставление в первоочередном порядке квоты по обеспечению жильем. Она отмечает, что первоочередность предоставления квоты на жилье должна зависеть не только от количества детей у многодетной семьи, но и от нуждаемости в улучшении жилищных условий по медицинским показаниям.
На основании изложенного гражданка О.М. Серова просит Конституционный суд Республики Татарстан признать пункт 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий" не соответствующим статьям 28 (части первая и вторая), 38 (части первая и третья), 54 (часть первая), 55 Конституции Республики Татарстан.
2. В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Также данным Федеральным законом предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование названных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (части третья и четвертая статьи 26.3-1).
Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москва и Санкт-Петербург было поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей меры социальной поддержки (подпункты "а", "б" пункта 1).
В Республике Татарстан многодетные семьи, имеющие пять и более детей, проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 17 марта 2001 года N УП-216 "О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий многодетных семей" относятся к категориям граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений.
В целях оказания дополнительной поддержки по обеспечению жильем многодетных семей Кабинет Министров Республики Татарстан принял постановление от 18 декабря 2007 года N 732 "О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий", которым предусмотрено предоставление многодетным семьям субсидии для приобретения жилья за счет средств бюджета Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 внесены изменения в вышеуказанное постановление, а также утверждены Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 указанных Правил (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 августа 2019 N 660) право на получение сертификата имеют состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий многодетные семьи, имеющие пять и более детей, проживающих с родителями и не образовавших свои семьи.
В дальнейшем постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 декабря 2011 года N 1021 "О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан" рассматриваемое постановление было дополнено обжалуемым пунктом 4, закрепляющим дополнительные гарантии для многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих десять и более детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, в виде ежегодной квоты по обеспечению жильем в первоочередном порядке.
По своей правовой природе данная мера социальной поддержки не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве дополнительного способа повышения уровня жизни многодетных семей, исходя из количества детей в них. Республика Татарстан самостоятельно определяет категории многодетных семей, имеющих право на ее получение, условия и порядок ее предоставления, принимая во внимание в том числе и возможности бюджета республики.
Тем самым обжалуемое нормативное положение не содержит неопределенности в вопросе о его соответствии Конституции Республики Татарстан и само по себе не предусматривает ограничений в реализации гражданами права на улучшение жилищных условий в порядке, предусмотренном жилищным законодательством. В связи с этим согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" жалоба гражданки не является допустимой.
Приведенные в жалобе доводы заявительницы фактически сводятся к требованию не о проверке конституционности оспариваемой нормы, а о внесении соответствующих изменений в действующее законодательство с целью предоставления квоты на жилье в первоочередном порядке многодетным семьям, не только исходя от количества детей у многодетной семьи, но и исходя из нуждаемости в улучшении жилищных условий по медицинским показаниям. Между тем разрешение данного вопроса не входит в компетенцию Конституционного суда Республики Татарстан, как она определена статьей 109 Конституции Республики Татарстан и статьей 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", а является прерогативой законодателя Республики Татарстан.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктами 1 и 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки О.М. Серовой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий", поскольку она в соответствии с установленными требованиями Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" не является допустимой, а разрешение поставленных заявительницей вопросов Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке О.М. Серовой и в Кабинет Министров Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан" и на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 28 ноября 2019 г. N 38-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки О.М. Серовой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий"
Текст определения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 5 марта 2020 г.