Inland waterways. Classification for creating navigation charts
ОКС 03.220.40
Дата введения - 1 марта 2020 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "Росречинфоком"
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Водный транспорт"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 сентября 2019 г. N 740-ст
4 Введен впервые
Введение
В 2001 г. Минтрансом России был принят руководящий документ [1]. Согласно [1] имя электронной карты включает восемь символов, из которых пять последних применяют для обозначения картографируемого участка пути.
Предложенная в [1] система обозначения путей не была поддержана производителями карт, так как противоречит удобной в пользовании и общепринятой (в производстве бумажных карт) нумерации участков пути последовательно, от одной границы пути до другой.
На практике при создании электронных навигационных карт сложилась классификация путей, близкая к той, которую традиционно применяют в каталогах бумажных карт и в нумерации листов каждой бумажной карты.
Настоящий стандарт содержит классификацию внутренних водных путей, разработанную с целью упорядочения имен электронных карт на указанные пути.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на все водные пути, содержание которых осуществляют администрации бассейнов внутренних водных путей, подведомственные Федеральному агентству морского и речного транспорта.
Настоящий стандарт предназначен для применения во всех организациях, независимо от их формы собственности, производящих электронные навигационные карты и средства их корректуры на указанные пути.
2 Термины, определения и сокращения
2.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1.1 администрация бассейна внутренних водных путей: Бюджетное учреждение, осуществляющее в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
2.1.2 электронная навигационная карта; ЭНК: База данных, имеющая содержание, структуру и формат согласно требованиям нормативных документов Минтранса России.
2.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ВВП - внутренние водные пути;
СНО - средства навигационного оборудования.
3 Общие положения
3.1 Настоящий стандарт определяет коды внутренних водных путей и их участков для составления имен ЭНК ВВП согласно требованиям [1]. Код состоит из пяти символов и включает только цифры и заглавные буквы латинского алфавита.
3.2 Классификация ВВП построена по административно-территориальному признаку и содержит три ступени, приведенные в 3.2.1-3.2.3.
3.2.1 Администрация бассейна ВВП, к которой относится данный водный путь. Кодируется цифрой от 1 до 9 или заглавной буквой латинского алфавита.
3.2.2 Водный путь (река, канал, озеро, водохранилище) или его протяженный участок, например, река Лена от Синска до Жиганска. Охватывается группой ЭНК. Кодируют двумя цифрами, образующими число от 01 до 99. При открытии нового пути код для него присваивает администрация бассейна ВВП из числа свободных кодов.
3.2.3 Относительно короткий участок водного пути, охватываемый одной ЭНК. Его положение в составе пути кодируют двумя цифрами, образующими число от 01 до 99. Нумерацию ведут снизу вверх от устья вверх по течению независимо от масштаба карты. Участкам, расположенным за пределами основного судового хода, коды присваивают после основных участков.
3.3 При составлении обзорных (мелкомасштабных) ЭНК коды водных путей назначают по следующим правилам:
- в карте всей Российской Федерации или группы бассейнов код администрации должен быть равным "0". Примеры кодирования остальных символов: "0000", "0001";
- в карте всего бассейна код водного пути должен быть равным "00". Примеры кодирования остальных символов: "00", "01";
- в карте всего водного пути код участка пути должен быть равным "00".
3.4 Полный код участка пути, охватываемого одной ЭНК, состоит из кодов участка в каждой ступени классификации, например С0201 - нижний по течению картографируемый участок реки Малый Енисей.
4 Классификация
4.1 Классификатор ВВП представлен в приложении А. Он содержит водные пути, включенные в официальный перечень ВВП [2]. Второстепенные пути, ведущие к причалам, в рукава и убежища, а также в судоходные притоки небольшого протяжения, не внесены в классификатор, если охватываются картами основных путей.
4.2 В классификаторе указаны администрации бассейнов ВВП (в скобках их коды), водные пути и их протяженные участки, а также соответствующие коды. Коды участков пути, охватываемых одной ЭНК, назначают производители ЭНК согласно 3.2.3.
4.3 По каждому бассейну водные пути указаны в следующей последовательности:
- основные водные пути, определенные согласно габаритам судовых ходов и категориям СНО, приведенным в соответствующем распоряжении Росморречфлота. Вместе с ними указаны и другие пути, если они находятся на одной реке с основным путем. Пути, находящиеся на одной реке, перечислены по направлению ее течения сверху;
- водные пути на притоках основных рек и озер в порядке упоминания основных путей. Притоки одной реки перечислены по направлению ее течения сверху;
- прочие водные пути.
Библиография
[1] |
РД 152-12-01 Электронные навигационные карты внутренних водных путей. Общие технические требования |
[2] |
Перечень внутренних водных путей Российской Федерации. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 г. N 1800-р (с изменениями на 28 апреля 2018 года) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58550-2019 "Внутренние водные пути. Классификация для создания навигационных карт" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 сентября 2019 г. N 740-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2019 г.
Дата введения - 1 марта 2020 г.